БИН ЦЗЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

БИН ЦЗЯ
Школа военной философии", "военная школа". Древнекит. филос. школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмич. законов. Б.ц. синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, иньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в "Хань шу" (1 в.), разд. "И вэнь чжи", где, однако, не включена в число 10 главных филос. школ, а выделена как самостоятельное направление, охватывавшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу); расположения войск на местности (син ши); временных и психологич. условий войны (инь ян); боевых приемов (цзи цяо). Согласно "И вэнь чжи", Б. ц. начала формироваться ок. 6 - 5 вв. до н.э. в среде военачальников. Идеологич. основой служат конф. принципы отношения к военному делу, изложенные в "Хун фане" (см. "Шу цзин"), "Лунь юс", "Си цы чжуани": военные действия - последнее на шкале гос. дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления "гуманности" (жэнь [2]), "должной справедливости" (и [1]), "благопристойности" (ли [2]) и "уступчивости" (жан). Наиболее важные соч. Б. ц. - "Сунь-цзы" Сунь У (5 - 4 вв. до н.э.) и "У-цзы" У Ци (4 в. до н.э.). Вместе с пятью др. трактатами в кон. II в. они были объединены в "Семикнижие военного канона" ("У цзин ци шу"), идеи к-рого легли в основу всех традиц. военно-политич. и военно-дипломатич. доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама. В 1972г. в КНР был найден еще один фундаментальный трактат Б.ц., считавшийся утраченным к сер. 1-го тыс., - "Сунь Бинь бин фа" ("Военные законы Сунь Биня") (см. Сунь Бинь). Мировоззрение Б.ц. осн. на представлении о циклич. характере всех космич. процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции "пяти элементов" (у син [1]). Этот общий ход вещей есть путь "обращения к корню и возвращения к началу" (трактат "У-цзы"), т.е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены "культура" (вэнь) и оппозиционная ей "воинственность" (у [2]), "воспитание" (цзяо) и "управление" (чжэн 131); в одних случаях необходимо опираться на конф. "добродетели" (дэ (11): "гуманность, "должную справедливость", "благопристойность", "благонадежность" (синь [2]), а в других - на противоположные им легистские принципы: "законность" (фа [1]), "наказуемость" (син [4]), "полезность/выгодность" (ли [3]), "хитрость" (гуй). Военная сфера - важная область гос. дел, а гл. в военном искусстве - это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее "полезности/выгодности". В подобной диалектике сведущи "властители судеб (мин [I]) народа" - талантливые и расчетливые полководцы, к-рые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом (тянь), Землей (ди [2]) и впереди закона (фа [II), а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и не зависимы от правителя. **Лу Дацзе. Лидай бин шу мулу (Историч. каталог книг по военному искусству [от древности до 1911]). Тайбэй, 1970; Chinese Ways of Warfare. Camb., Mass., 1974. А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

БИН ЦЗЯ
школа военной философии)—древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как выражении общекосмических законов и одной из основ социальной регуляции. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма, чньян цзя и мо цзя. Впервые упоминается в «Хань шу» (1 в.; раздел «И вэнь чжи»), где, однако, не включена в число 10 главных философских школ, а выделена как самостоятельное направление, объединявшее более 50 мыслителей, разделенных на четыре группы знатоков: стратегии и тактики (цюань моу), расположения войск на местности (син ши), временных и психологических условий войны (инь ян), боевых приемов (цзи цзяо).
Согласно «И вэнь чжи», бин цзя начала формироваться около 6—5 вв. до н. э. в среде военачальников. Идеологической основой служат конфуцианские принципы отношения к военному делу, изложенные в «Хун фане» (см. «Шу цзин»), «Дунь roe», «Си цы чжуани» (см. «Чжоу wr): военные действия—последнее на шкале государственных дел, но необходимое средство пресечения смут и восстановления «гуманности» (жэнь), «должной справедливости» (и), «благопристойности» (ли) и уступчивости (жан).
Наиболее важные сочинения бин цзя—«Сунь-цзы» Сунь У (6—5 вв. до н. э.) и «У-цзы» У Ци (4 в. до н. э.). В 1972 в КНР был найден еще один фундаментальный трактат бин цзя, считавшийся утраченным к середине 1-го тысячелетия,—«Сунь Бииь бин фа» («Военные законы Сунь Биня»).
В конце 11 в. «Сунь-цзы» и «У-цзы» были объединены в «Семикнижии военного канона» («У цзин ци шу»; в рус. пер.—«У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая». СПб., 1998), куда также вошли «Лю тао» («Шесть планов»), «Сыма фа» («Правила Сыма»), «Сань люэ» («Три стратегии»), «Вэй Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй» («Диалоги Ли Вэй-гуна»). Традиционная версия приписывает авторство «Лю тао» чжоускому полководцу Тайгун Вану (Люй Шан, 12 в. до н. э.), «Сыма фа»—Сыма (Тянь) Жанцзюю (6— нач. 5 в. до н. э.), «Вэй Ляо-цзы» - Вэй Ляо (4 в. до н. э.), «Сань люэ»—Хуан Ши-гуну (3 в. до н. э.); «Ли Вэй-гун вэнь дуй» считался записью диалогов императора Тай-цзуна (627—49) династии Тан с его полководцем Ли Цзином (Вэйским гуном Ли). Однако фактически «Лю тао» составлен около 3—4 вв. н. э., «Сань люэ» в кон. 6—нач. 7 в., а утраченный текст «Ли Вэй-гун вэнь дуй» восстановлен не ранее 9 в. н. э. Иерархию этих трактатов в китайской культурной традиции отражает их последовательность в «У цзин» под редакцией Чжу Фу (11 в.): «Сунь-цзы», «У-цзы», «Сыма фа», «Вэй Ляо-цзы», «Ли Вэй-гун вэнь дуй», «Сань люэ», «Лю тао». Идеи «У цзин» легли в основу всех традиционных военно-политических и военно-дипломатических доктрин Китая, Японии, Кореи и Вьетнама.
Мировоззрение бин цзя основывается на представлении о циклическом характере всех космических процессов, являющихся переходом противоположностей друг в друга по законам взаимопревращения сил инь ян и циркуляции «пяти элементов» (у сан). Этот общий ход вещей есть путь «обращения к корню и возвращения к началу», т, е. дао. В социальной жизни также действуют противоположности, в ней взаимообусловлены «культура» (вэнь) и оппозиционная ей «воинственность» (у), «воспитание» (цзяо) и «управление» (чжэн); в одних случаях необходимо опираться на конфуцианские «добродетели» (дэ) — «гуманность», «должную справедливость», «благопристойность», «благонадежность» (синь), а в других—на противоположные им легистские принципы; «законность» (фа), «наказуемость» (син), «полезность/выгодность» (ли), «хитрость» (гуй). Военная сфера—важная область государственных дел, а главное в военном искусстве — это победа без сражения, и тот, кто не понимает вредоносности войны, не способен понять и ее «полезности/выгодности». В подобной диалектике сведущи «властители судеб (мин) народа»—талантливые и расчетливые полководцы, которые в иерархии победоносных факторов следуют за дао, Небом, Землей и впереди закона, а потому (как и по учению моистов) должны быть почитаемы и независимы от правителя.

Источник: Новая философская энциклопедия