ЛИ ТУН
ЛИ ТУН
Ли Юаньчжун, Янь-пин. 1093, Цзяньфу, округ Наньцзяньчжоу (ныне Нанкин пров. Фуцзянь). Философ, последователь Чэн И (учился у одного из учеников этого мыслителя). К ученикам Л.Т. причислял себя Чжу Си. Л.Т. не смог пробиться на гос. службу, но получил известность как ученый и педагог. Высказывания Л.Т. были сведены Чжу Си в сб. "Яньпин да вэнь" ("Ответы Яньпина на вопросы"). Считал признание выдвинутого Чэн И положения о "делении единства принципа (ли [1]) на особенное" (ли и фэнь шу) критерием различения истинно конф. учения и "ересей". По Л.Т., "единство принципа" (ли и) тождественно "Великому пределу" (тай цзи) как источнику всего сущего. В ходе развертывания мировых трансформаций "единство принципа" делится на "частное/особенное" (шу [5]) - частные проявления всеобъемлющего "небесного принципа" (тянь ли). Полагал, что человек выделяется из мира живой природы благодаря особому качеству присущей ему "пневмы" (ци [1]), гармонизированной и "одухотворенной" этич. "пятью постоянствами" (у чан, см. Сань ган у чан). Учение Л.Т. о познании основано на тезисе о "единстве принципа и сердца (синь [11)" (ли юй синь и), достигаемом посредством "телесного постижения" (ти жэнь) "небесного принципа" с помощью "подвижнического сидения в покое" (цзин цзо гунфу), т.е. совершенствования в медитации.