ЦАНЬ ТУН ЦИ
ЦАНЬ ТУН ЦИ
Единение триады". 1. Соч., приписываемое даос, мыслителю 2 в. Вэй Бояну. В целом его авторство не вызывает сомнения, хотя нек-рые косв. аргументы (в т.ч. отсутствие упоминания об этом трактате в даос. соч. 5 - 9 вв.) делают возможным предположение, что "Ц.т.ц." был написан в 10 в. даосом Пэн Сяо (религ. имя - Чжэньи-цзы), первым и наиболее известным комментатором данного текста. С того времени "Ц.т.ц." постоянно упоминается в даос. соч. как наиболее авторитетный текст по методологии алхимии (см. Сянь сюэ). Он построен в виде коммент. к классич. "Книге перемен" ("Чжоу и"), его полное название - "Чжоу и Ц.т.ц." ("Единение триады согласно "Чжоу и"). Пользуясь нумерологич. символами "Чжоу и"- триграммами и гексаграммами (см. Гуа), автор "Ц.т.ц." описывает процесс создания эликсира бессмертия (дань), причем предложенная в тексте методология относится как к лабораторной, "внеш." (вай дань), так и психофизиологич., "внутр." (нэй дань) алхимии. "Ц.т.ц." был прокомментирован одним из основоположников неоконфуцианства, Чжу Си (12 в.), и в определенной мере повлиял на формирование его воззрений. "Ц.т.ц." оказал значит, воздействие на развитие даос, алхимии и традиц. форм науки в средневек. Китае. 2. Буд. текст Чань школы, приписываемый монаху Сицяню Шитоу (Сицянь, Ши-тоу-хэшан, ум. 790). Поясняет чаньское учение посредством символич. образов "Чжоу и". *Вэй Боян. "Ц.т.ц." чжэн вэнь ("Подлинный текст "Ц.т.ц.") // Цун шу цзичэн. Шанхай, 1937; "Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1993. С. 52 - 5, 62, 65 - 9; Fukui Kojun. A Study of Chou-i Tsan-tung-chi // Acta Asiatica. Bulletin of the Institute of Eastern Culture. Vol.27. Tokyo, 1974; Law W.W. Sinitic Mandalas: The Wu-wei tu of Tsao shan // Early Chan in China and Tibet. Berk., 1983. P. 232. Е.А. Торчинов