ДАО ТУН
ДАО ТУН
mm ). "Передача дао (учения, традиции)". Понятие, обозначающее передачу духовного учения от первомудрецов к последующим поколениям. Появилось в конф. философии, впоследствии широко распространилось в кит. сектантстве. Хотя сам Конфуций не использовал понятие Д.т., конф. традиция приписывает ему осмысление понимаемой под Д.т. системы передачи методов гармонизации об-ва и справедливого управления Поднебесной, преемствования принципов древних "совершенномудрых" правителей (см. Шэн [11. Мэн-цзы (4 - 3 вв. до н.э.) включил в список мудрецов, участвующих в Д.т., самого Конфуция: "Каждые 500 лет должен властвовать [истинный] правитель, а в промежутке между ними живут прославленные поколения" ("Мэн-цзы", гл. "Гунсунь Ни-цзы", ч. 2); "от Яо и Шуня до Чэн Тана [основателя дин. Шан] прошло чуть более 500 лет", "от Вэнь-вана до Конфуция - более 500 лет" (там же, гл. "Цзинь синь ся"- "Исчерпание сердца", ч. 2). Т.о. концептуализировались прямая передача учения и непосредств. преемствование мудрости "высокой древности". Однако философ и литератор 1 в. Ян Сюн подверг критике эту доктрину, усомнившись в регулярности 500-летних периодов ("Фа янь", гл. "У бай"- "Пятисотлетия"). В дальнейшем концепция Д.т-. "достраивалась" за счет присоединения новых мудрецов, с тем чтобы линия преемствования традиции доходила до современности. Д.т. стало осмысляться как передача духовного импульса, высшего духовного опыта, обладающего всеобщей мирорегулирующей функцией. Философ и поэт Хань Юй (8 - нач. 9 в.) в соч. "Юань дао" ("Истоки дао") утверждал, что "передача дао" шла исключительно по конф. линии в следующей последовательности: Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, У-ди, Чжоу-гун, Конфуций, Мэн-цзы. Неоконфуцианец Чжу Си (12 в.) в этом списке после Мэн-цзы ставил своих предшественников Чжоу Дуньи, братьев Чэн И и Чэн Хао (11 в.). В сектантской традиции, в части, об-вах Игуанъ дао, Цзюгун дао, понятие Д.т. осмысляется как мистич. импульс, восприятие к-рого доступно лишь на высших ступенях посвящения. Считается, что передача духовного учения начата древними мудрецами в эру Синего солнца, когда "Небесный путь" (тянь дао, см. Дао) стал претворяться на земле. Зачинателями передачи стали Фуси, Шэньнун, Хуан-ди, затем шли Яо, Шунь, Юй, Чэн Тан, Вэнь-ван, У-ди и Чжоу-гун. В этот пер. "людские души были боязливы, душа дао была неизмеримо мала, утончена и едина, все искренне придерживались Срединного пути". В начале следующей эры Красного солнца первым носителем Д.т. стал Лао-цзы, к-рый учил "вскармливать свою природу и пестовать сердце", "объемля Изначальное, сохранять Единое" (фраза из "Дао дэ цзина"). Лао-цзы передал учение-дао Конфуцию, учившему "пронзать все Единым", тот - Янь-цзы (Янь Юаню [1]) и Цзы Сы, затем оно перешло к Мэн-цзы. На этом "конф." этап Д.т. закончился, а "истинное учение" перекочевало в Индию, где его проповедовал Будда Гаутама. С 28-м патриархом буддизма Бодхидхармой учение-дао в 5 в. или нач. 6 в. возвращается в Китай, передается в Чань школе, затем - в неоконфуцианстве. На Д.т. претендует каждая из сект, в части, основатель Игуань дао Чжан Гуанби (? - 1947) считается 17-м патриархом на пути Д.т. Эта концепция Д.т. оказала значительное влияние на формирование сотериологич. доктрины в сектантской традиции. *Фаньдун хуэй даомэнь цзяньцзе (Общий обзор реакционных тайных обществ). Пекин, 1985. А. А. Маслов