КОНЦЕПТУАЛИЗМ
от лат. conceptus - мысль, представление) - направление в средневековой схоластич. философии. См. Номинализм.
Источник: Философский энциклопедический словарь
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
философское учение, идеи которого восходят к П. Абеляру (см.). Считается, что постижение чего бы то ни было осуществляется посредством концептов (см.). А это означает, что подчеркивается основополагающее значение теории. К., как правило, противостоит эмпиризму и номинализму (см.).
Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.
Концептуализм
от лат. соnсерtus — понятие, мысль) — учение об общих понятиях (концептах). В философии встречается в различных школах: Платона, Аристотеля, стоиков, схоластов, в учениях Локка, Канта, Гегеля, аналитической философии и др. В искусстве концептуализм — одно из авангардистских направлений, связанное с интеллектуальным осмыслением чувственных восприятий.
Источник: История и философия науки
Концептуализм
одно из направлений философии, связанное с решением проблемы общих понятий, универсалий, полагающее, что общее существует в вещах и обнаруживается мышлением и в речи. В искусстве концептуализм – крупное авангардистское движение, где совершается переход от конкретно-чувственного восприятия к интеллектуальному осмыслению (например, экспонируются сам стул, его фотография и словесное описание из словаря).
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Концептуализм
от лат. conceptus - понятие) - философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схоластический реализм, концептуализм, в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает, концепт, выраженный словом.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
направление схоластической философии; представители — Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма (Реализм средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. В новое время к позициям К. был близок Локк.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Концептуализм
философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. В схоластической философии концептуализм основывался на утверждении о том, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. В новоевропейской философии теорию концептуализма разработал Дж. Локк.
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
направление в средневековой схоластической философии (Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский и др.). В споре об "универсалиях" (общих понятиях) концептуалисты, как и номиналисты (номинализм), отвергали учение реалистов (реализм): т.е. отрицали реальное существование общего, независимого от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов, признавали существование в уме общих понятий – концептов как результата обобщающей деятельности мышления и как особых форм познания действительности.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Концептуализм
(Conceptus, восприятие, перцепция, понятие). Так называют направление, возникшее в средние века и составлявшее нечто среднее между номинализмом и реализмом. Росцеллин утверждал, что наши идеи и понятия — не больше, как «звуки слов»; реалисты думали, что в идеях выражается самое существо вещей; а по учению Абеляра, в идеях и понятиях содержатся только conceptus, только умственные представления действительности. Очень естественно, Корифей — Космологический что Абеларовым учением вовсе не решался спор между двумя школами средних веков.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
доктрина, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта. Иначе говоря, наши общие идеи проявляются по поводу частного опыта: например, универсальное понятие справедливости может возникнуть у нас при созерцании какой-то конкретной несправедливости, хотя сама эта идея .... скрытым образом уже существовала в нашем уме еще до этого опыта. Это теория Абеляра, и термин «концептуализм» применим сегодня также к теориям Аристотеля и Канта. Концептуализм представляет собой что-то вроде синтеза эмпиризма и рационализма:
Источник: Философский словарь
Концептуализм
Один из трех традиционных способов решения проблемы универсалий. Концептуализм утверждает, что общие идеи существуют только в уме человека (в отличие от реализма, утверждающего, что они существуют сами по себе или в абсолюте), но зато уж действительно существуют – как мыслительные единицы, не сводимые к словам, служащим для их обозначения (в отличие от того, что утверждает номинализм). Сторонниками концептуализма выступали, например, Абеляр (134) и Локк. Но и ряд номиналистов, в частности Вильгельм Оккам, кое‑что заимствовали у концептуализма. Если концепт облечен в мысль, разве это не значит, что он перестает быть просто словом?
Источник: Философский словарь.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
от лат. система, формулировка) - направление в ср.-вековой схоластике, основанное Петром Абеляром, который утверждал, что универсалии, общие понятия существуют не в умах, а в вещах. Абсурдно утверждать, что реально существует человечность а людей нет, божественность, а Бога нет. Но универсалиям нельзя приписывать статус вещей. Универсалии указывают на свойства вещей. В отличие от номинализма утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает их выражение словом, но, как и номинализм, в споре об универсалиях утверждающее, что общие понятия самостоятельно не существуют. Универсалия - это образ, это концепт.
Источник: Тематический философский словарь
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
от лат. conceptus - понятие), филос. учение, к-рое, не приписывая общим понятиям самостоят. онтологич. реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеч. уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схоластич. реализм, К., в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. В ср.-век. философии образец подобного решения проблемы универсалий выдвинул Абеляр. В новой философии, в противовес реализму кембриджских платоников и в отличие от номиналистической тенденции Гоббса, теорию К. разработал Локк, стремившийся к синтезу эмпиризма и рационализма. Он объяснял происхождение универсалий деятельностью «...разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями...» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 414). В духе К. решал проблему общих понятий Кондильяк.
Источник: Советский философский словарь
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
(лат. conceptus – мысль, понятие) – одно из направлений решения так называемой проблемы универсалий, возникшей в Средние века. Идеи, сходные с К., развивались в учении стоиков. В отличие от реализма , К. отрицает возможность существования общего вне человеческого ума, до вещей или в самих вещах. По мнению представителей К., общее находится в уме познающего. К. отличается от того варианта номинализма, в котором общее рассматривается лишь в качестве знака, словесного обозначения (Росцелин). Концептуалисты, которых называют также умеренными номиналистами, полагают, что универсалии возникают в чувственном опыте; путем абстрагирования от индивидуальных свойств вещи происходит «собирание свойств», сближающих различные вещи (Абеляр). Наличие универсалий в человеческом уме – свидетельство его несовершенства. Индивидуальная вещь без упрощающего обобщения открыта только божественному уму. Наиболее последовательно К. выражен Иоанном Солсберийским, учеником Абеляра. Элементы К. можно найти в трудах У. Оккама. Большое распространение К. получил в XVII–XVIII вв. (Локк, Гельвеций , Кондильяк и др.)
Источник: Краткий философский словарь.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
(лат. - мысль, понятие) - одна из основных точек зрения в решении проблемы общих понятий. Разновидность номинализма (умеренный номинализм). В отличие от номинализма крайнего, отрицающего существование общих понятий не только вне ума, но и в нем, концептуализм признает реальность общего в уме. С концептуалистической точки зрения, человеческий ум абстрагирует, отвлекает сходные признаки вещей и объединяет их в понятия ума. В античной философии к концептуализму склонялись стоики, В средневековой западноевропейской схоластике в своем противостоя ник реализму к концептуализму приближался так называемый сермовизм (обобщенный смысл речи) П. Абеляра, и в особенности его последователя Иоанна Солсберийского (ок. 1115 - 1180). Из номиналистов ХIY в. к концептуализму был ближе всех Оккам. Классиком концептуализма в европейской философии Нового времени стал Локк, построивший на принципах концептуализма свою теорию абстракции. Ведущий гносеолог французского Просвещения Кондильяк истолковывал общие понятия тоже в духе концептуализма. Кроме того, значительные элементы концептуализма содержит «Критика чистого разума» Канта в вопросе о генезисе категорий.
Источник: Краткий философский словарь 2004
концептуализм
способ решения проблемы универсалий, иногда рассматриваемый как самостоятельная доктрина, иногда как разновидность номинализма (так называемый «умеренный номинализм»); теория, согласно которой общие понятия не существуют объективно, сами по себе, независимо от человеческого сознания, а существуют в нашем уме, являясь результатом нашего познания сходных вещей через сравнение, обобщение и абстрагирование. В вещах есть нечто общее как бы потенциально, которое может быть выделено и отделено от них и превращено способностью мышления в существующее в разуме общее понятие. Доктрину последовательного к. Развил в средние века абеляр. В новое время к. Обосновывал локк. В отличие от крайнего номинализма, к. Признает существование универсалий как в некотором роде «объективных» единиц, хотя бы и в человеческом сознании, единиц, содержание которых не может быть редуцировано к конкретным образам единичных вещей и исчерпано ими, тем более учитывая объективное существование в самом мире «общих свойств как прототипов для понятий разума». В отличие же от умеренного реализма (не говоря уже о крайнем), к. Отрицает существование универсалий за пределами ума в качестве объективных «актуальных» сущностей, в качестве реальных форм вещей. Примирить к. С реализмом весьма оригинальным образом пытался фома аквинский в своей доктрине «троякого существования универсалий» (см. Реализм).
«
Источник: Краткий философский глоссарий
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
направление в западном и отечественном искусстве 1960-1980-х годов, исходящее из примата идеи над материей, идею воспринявшей; слова — над визуальностью, если только это не визуальность «слов, слов, слов», тщету которых исстари напрасно обличали таланты от Шекспира до Далиды.
На определенном этапе истории любое овеществление мысли, кроме ее откровенно-буквенной артикуляции, кажется недостаточным, а то и просто изжившим себя. Спасение видится мастерам К. в продуцировании и манифестации текстов любыми около- и не- живописными средствами — или «вербализации» всего творческого пространства; только совершаться это должно руками художников, а не критиков. На этом настаивает основатель и идеолог К. американец Джозеф Кошут, рассматривающий свое детище в качестве «постфилософской деятельности». По его мнению, основная задача К. — «коренное переосмысливание того, каким образом функционирует искусство», а приверженцев метода он находит повсюду — в Югославии, Таиланде, Аргентине, Японии, Чили.
Советский К. впитал в себя тревогу эпохи — и в стремлении выстоять сочетался с акциями и эзотерическими перформансами: так, московская группа «Коллективные действия», основанная в 1976 году, тщательно протоколировала и комментировала собственные, преимущественно, загородные действа, выписывала их телом неких предуказанных конфигураций действия (две акции 1980 года красноречиво назывались «Лозунг»). В итоге главным наследием «КД» стали не ее знаменитые «поездки за город», а комментарии к поездкам. Напротив, младо-концептуалисты из «Медгерменевтики» (иначе, «Литераторы-начетчики Шизофренического Китая» С. Ануфриев, Ю. Лейдерман, П. Пепперштейн), хотя и ввели в арт-обиход практики «инспекций» (жертвой их оценочной деятельности становилось что угодно, от пивной до театрального спектакля), однако не чурались и более традиционных форм живописи и графики. Но в основной своей работе они вдохновлялись шизоанализом Делеза и Гваттари — применение ее к отечественному материалу создавало «непроизвольный комический эффект» (М. Рыклин), что сближает их с соц-артом. Что касается литературы К., то принадлежность к ней группы авторов (Вс. Некрасов, Д. Пригов, Л. Рубинштейн, В. Сорокин) представляется спорной.
В целом, к середине 1990-х годов К. (его еще называют «московский романтический» или «коммунальный») стал господствующим направлением в актуальном постсоветском изобразительном искусстве: Россия, все-таки, литературная страна, и тексты воспринимает намного лучше, чем картины.
[О. Сидор-Гибелинда]
СМ.: Игра, Ирония, Постмодернизм, Соц-Арт, Шизоанализ.
Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия
концептуализм
КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. concipio — схватываю, собираю, понимаю) — философское направление, оформившееся в Средневековье. Оно предполагает существование общего, или универсалии, в вещи (in re). Сама по себе эта позиция может быть обнаружена у Аристотеля в «Метафизике», где он говорит о существовании общего в вещи. Однако у Аристотеля в «Категориях» и во «Второй Аналитике» выражены и точки зрения, ставшие основанием для номинализма, предполагающего образование универсалий после вещи (post rem), и реализма, предполагающего существование общего до вещи (ante rem). Правда, речь шла и о разных представлениях общего (что подчеркивал и Аристотель, разделив общее на кафолическое и койноническое), и о разных ориентациях в логике. Потому проблема универсалий была теоретически разработана именно в Средневековье, где универсалии и общие понятия были жестко различены. У некоторых мыслителей под универсалией понималась единичная нетварная вещь, лежавшая в основании всех тварных вещей в качестве их создателя, т.е. Бог (Аврелий Августин). Эта позиция представляла единичное всеобщее, существовавшее до тварных вещей, но оно было таким всеобщим, которым была Сама Вещь-Бог, т.е. общее было в самой Вещи в качестве Вещи, и позиции реализма и К. относительно этой Вещи не различались. Но их трудно различить и относительно тварных вещей, поскольку считалось, что Бог «весь во мне» (Аврелий Августин), т.е. в любом сотворенном. Однако здесь появлялась возможность понимать универсалии как дифференции — принцип отличения вещей друг от друга — и как общие понятия (Боэций), вплоть до 12 в. и даже долее носившие имя communia. В этом случае они предполагали логический принцип единства во множестве и основывались на родо-видовых представлениях. Сопряжение универсалий, общих понятий и материи создаваемой вещи являлось одной из важных средневековых проблем, ибо это помогало понять воплощение вещи, поскольку идея воплощения входила в догматический состав христианства. К. обратил внимание: 1) на акты познания и понимания, ментального схватывания (conceptio mentis), которые выражаются в специфических концептуальных формах — концептах (см.), проанализированных Петром Абеляром; 2) на то, что концепты формируются и существуют в речи, в речевом общении, выражая, 3) прежде всего, субъектное (индивидуальное) состояние души и 4) осуществляя воплощение универсального в единичном. Полемика между реализмом и номинализмом может быть рассмотрена как противоборство альтернативных позиций, каждая из которых абсолютизировала определенные моменты: или моменты универсального, которому придан статус самостоятельного существования (реализм), или моменты сингулярности вещи (номинализм), в то время как К. пытался найти пути объединения универсалий и сингулярий в актах познания. С.С. Неретина
Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
от лат. conceptus – мысль, понятие) – одно из гл. направлений в решении проблемы общих понятий. В противоположность реализму, К. отрицает какую бы то ни было онтологич. реальность общего, его существование вне человеч. ума и считает, что общее находится только в уме познающего субъекта. Будучи, т.о., разновидностью номинализма, К. утверждает (в отличие от того направления номинализма, для к-рого общее лишь словесное обозначение), что общее, как результат абстрагирования сходных признаков вещей и их объединения в уме человека, есть мысленные предметы, идеальные сущности, существующие в уме человека. В древности точка зрения К. была представлена в гносеологии стоицизма. В ср. века К. снова появляется как одно из решений проблемы универсалий с точки зрения номинализма. К К. приближался Абеляр, утверждавший, что слово, не будучи самостоятельной вещью, вместе с тем не является и пустым звуком, а обладает тем или иным значением, применяемым к множеству вещей. Наиболее последовательным из ср.-век. концептуалистов был Иоанн Солсберийский (ок. 1115–1180), ученик Абеляра, один из гл. представителей Шартрской школы. По убеждению Иоанна в природе нет никаких реальных родов и видов, как доказывали схоластики-реалисты, ибо общее – только присущий разуму способ, посредством к-рого он вскрывает сходство и подобие между вещами. Концепция Иоанна – одно из ранних выражений эмпирич. реакции против схоластич. реализма. Отказываясь от фантастич. конструкций теологов-реалистов, Иоанн пытался направить философию на путь изучения предметов реального мира. В еще большей мере это относится к Оккаму. Однако, поскольку в эпоху средневековья отсутствовали социальные и науч. предпосылки для опытного исследования природы, К. не стал тогда влиятельным и тем более определяющим направлением гносеологии. К. становится таковым только в новое время, у философов эмпирическо-сенсуалистич. направления. Один из гл. представителей К. в эту эпоху – Локк, теория абстракции к-рого неотделима от К. (см. вособенности "Опыт о человеческом разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 414). Вслед за Локком точка зрения К. формулировалась Кондильяком, Гельвецием и др. мыслителями. Признавая относительную прогрессивность К., особенно в эпоху его борьбы против схоластическо-идеалистич. реализма, диалектич. материализм вместе с тем доказывает несостоятельность его, коренящуюся в неспособности усвоить диалектику общего и единичного. Такая неспособность проявляется прежде всего в том, что, подчеркивая сходство вещей, фиксируемое в общих понятиях, К. не понимает того, что это сходство обязательно выступает как их тождество в том или ином отношении. Тем самым К. не понимает того, что правильная науч. абстракция отражает общность, реально, объективно присущую самим вещам. Лит.: Виндельбанд В., История философии, пер. с нем., СПБ, 1898, § 23; Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 128–33; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 36–38, 45; Wulf M. de, Le probl?me des universaux dans son ?volution historique du IXe au XIIIe si?cle, "Arch. Gesch. Philos.", 1896, Bd 9, neue Folge, Bd 2; ?rantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 162–205; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1957, S. 441–52. В. Соколов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
лат. conceptus - понятие) - умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фундирующие К. идеи впервые были высказаны еще в рамках стоицизма; в качестве особого направления философской мысли К. конституируется в контексте такой ветви средневековой философии, как схоластика: основоположник - Петр Абеляр; наиболее последовательный представитель - Иоанн Солсберийский. К. Абеляра оформляется под воздействием взглядов двух его учителей - Росцелина и Гийома из Шампо, т.е. наиболее радикальных выразителей позиций номинализма и - соответственно - реализма. Преодолевая крайности последних, Петр Абеляр полагает невозможным считать универсалии ни субстанциальными сущностями вещей (ибо в этом случае необходимо было бы выводить альтернативные акциденции из единой субстанции: например, телесность и духовность из сущности человека), ни только звучанием голоса, flatus vocis (ибо даже имена представляют собой не просто звук, vox, но семантически наполненное слово - sermo). Таким образом, универсалии не воплощены в вещь субстанциально, но в последней присутствуют признаки, выражающие не только истинную сущность вещи, но и частные ее проявления, - именно эти признаки позволяют отнести вещь к тому или иному множеству, выражаемому универсалией как именем. По Петру Абеляру, универсалия как общее понятие есть результат деятельности человеческого ума, обобщающего реальные свойства (признаки) вещей, характеризуемых одним и тем же "состоянием" (status), и при анализе процесса возникновения универсалий Петр Абеляр делает акцент на чувственном опыте, не выделяя его, однако, из общесинкретической познавательной процедуры в качестве самостоятельного этапа или - тем более - акта: непосредственно в сенсорном процессе ум отвлекается от сугубо индивидуальных и неповторяемых свойств объекта, адсорбируя интегральные признаки, позволяющие объединять вещи в тот или иной status. Иначе говоря, универсалии оформляются в чувственном опыте посредством абстрагирования. В отличие от Петра Абеляра, Иоанн Солсберийский, чьи взгляды оформились во многом под воздействием Цицерона и античного скептицизма, проанализировав все представленные в схоластике варианты решения проблемы универсалий, высказывает мнение о ней как об основополагающей для философии, а потому не имеющей финального решения. Полагая модель К. наиболее приемлемым вариантом ее интерпретации, Иоанн Солсберийский придерживался именно ее, не считая, однако, вопрос закрытым и допуская возможность плюрализма иных его решений. Предполагая наличие трех источников достоверного знания (чувства, разум и вера), он дифференцирует в рамках К. предложенный Петром Абеляром когнитивный синкретизм, фиксируя не только специфические познавательные функции как чувственно-опытного, так и рационально-логического ("диалектического") познания, но и необходимую взаимодополняемость эмпирических и рационально-теоретических источников знания: "если диалектика облегчает изучение других наук, то, оставшись наедине с собой, она становится бессильной и бесплодной. Ибо если нужно оплодотворить душу для того, чтобы принести плоды философии, она должна зачать извне". Этот значимый для разворачивания гносеологической проблематики импульс дифференциации сохраняется и в философии Нового времени. К. не только был развит новоевропейской философией (Локк, Гельвеции, Кондильяк), но и послужил также основой становления гносеологической программы синтеза уже концептуально конституировавшихся эмпиризма и рационализма, предусматривающей сенсорный способ получения исходных данных опыта и их последующую комбинаторику и обобщение рациональным путем. Таким образом, универсалии являются в контексте данной парадигмы результатом деятельности "разума, который из наблюдаемого между вещами сходства делает предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним именами" (Локк). В этой проекции К. может быть оценен не только как умеренный вариант номинализма, но и как парадигмальная установка, объективно задающая перспективу снятия альтернативы реализм - номинализм, задавая более конструктивный синтетический метод решения проблемы общих понятий. (См. также Универсалии, Номинализм.)
Источник: История Философии: Энциклопедия
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
(conceptualism). Литературно-художественное и интеллектуально-философское направление в российской культуре 1970–1990-х годов, которое характеризуется семиотической игрой концептов и реалий, означающих и означаемых. Идеи, понятия, универсалии отвлекаются от предметов, с которыми их связывает наивно-реалистическое мировоззрение, и образуют самодостаточную область чистых знаков, «концептов». Эти концепты помещают в пустоту, смысловой вакуум или избирательно сочетаются с объектами для демонстрации абсурдности, комизма, трагикомизма таких сочетаний, порою приобретающих также ностальгическое, лирико-ироническое, сентиментальное измерение, особенно в позднем концептуализме. Особенности концептуализма характеризуются по контрасту с другим художественно-интеллектуальным течением 1970–1990-х годов – *метареализмом.
Неверно отождествлять концептуализм только с литературно-художественной деятельностью. Концептуальные стратегии проявляются и в других дисциплинарных областях, включая философию, культурологию, литературоведение, искусствознание, критику и эссеистику. Кроме того, сама литературно-художественная деятельность в концептуализме предстает как одно из приложений более общих методологий и рефлексий. К концу ХХ века все больше импульсов к сближению философии с конкретными предметами и словами исходит от искусства, которое само «концептуализируется» и сближается с философией, в свою очередь заряжая ее энергией возможного и воображаемого. По словам американского художника Джозефа Кошута, чьи работы середины-конца 1960-х годов заложили основу визуального концептуализма, «двадцатый век принес с собой то, что можно назвать концом философии и началом искусства. … Само искусство – это философия, ставшая конкретной» [248].
Художник-мыслитель И. Кабаков, один из основателей российского концептуализма, ставит в центр своих философических дискурсов такие конкретные понятия, как «муха» и «мусор». Его трактат-инсталляция «Муха с крыльями», по словам автора, «почти визуально демонстрирует природу любого философского дискурса – в основе его может лежать простой, незамысловатый и даже вздорный предмет – каковым может стать обыкновенная муха…» [249] При этом вокруг «мухи» как философского основания всех оснований, играющего ту же роль, что «идея» у Гегеля или «материя» у Маркса, воссоздается целая система соотносительных и производных категорий – политических, экономических, эстетических…
Такое возведение мухи в «слона» – в разряд универсалий раскрывает условность самих универсалий, которые, подобно алгебраическим иксам, сами пусты, чисто потенциальны и могут принимать самые разные значения. В этом смысле философию можно назвать алгеброй мышления – она оперирует чистыми понятиями, вроде «жизнь» или «мысль», которые значат все – и ничего не обозначают. Концептуализм разыгрывает комедию мыслительных универсалий во всевозможных жанрах письма и поведения: выставки-тексты Ильи Кабакова, художественно-теоретические проекты Виталия Комара и Александра Меламида, коллективные действия группы Андрея Монастырского, поэтические и романные концепты Дмитрия Пригова, Льва Рубинштейна, Владимира Сорокина… В концептуализме каждая вещь, жест, поступок, художественное произведение становится «концептом», то есть чистым мыслительным актом, иронически созерцающим собственную предметность, и в этом смысле поле философской рефлексии беспредельно расширяется.
Русский концептуализм воспринял такие черты западного постмодернизма, выраженные особенно в философии Ж. Деррида и Ж. Бодрийяра, как игровая децентрализация всех структур, деконструкция любого культурного смысла до первичных атомов внесмыслицы, обнаружение в любом подлиннике черт искусной подделки и замещения, включая реальность как таковую – суррогат высшего сорта. Важно указать и на некоторую близость концептуализма буддийской рефлексии, последовательно вычленяющей мнимые значения и значимые пустоты в слоях предметного мира.
Вместе с тем концептуализм оказался характерно российским явлением, поскольку обнажил усиленно идеологическую, вторично-рефлективную природу отечественной реальности, традиционно исходившей из схемы, плана, абстракции и создававшей в результате химерические предметы-концепты, к каким относится, в частности, советская цивилизация. Если на Западе реальность, стараниями ученых, технологов, политиков, прагматиков и позитивистов, плотно подогнана к идее, то в России остается грубый шов между ними, идея «выбивается» из реальности как улика ее вторичности, «сделанности», так что концептуализм находит богатую пищу в отечественной истории как философия разложившейся реальности, выпавших в никуда великих идей, сведенных к пародийному самоповтору.
К началу 1990-х годов, по мере того как почвенничество и религиозно-метафизическая мысль всех оттенков (включая эзотерику, космизм, евразийство) все шире расходились в массовом сознании, приобретая характер идеологий и партийных движений, концептуализм остался в России одним из немногих интеллектуальных движений, удержавшихся в рамках свободной рефлексии и комически-бытовой метафизики. Одно из направлений развития концептуализма в 1990–2000-е годы – от элитарного к массовому, от романтики к прагматике, возвращение в ту коммерческую или идеологическую среду, которая первоначально служила предметом иронического отталкивания и семиотического развенчания. Срастаясь с коммерцией, концептуализм переходит в «комцептуализм» (comceptualism). См. *Прагмо-арт.
*Гипер-, Как бы, Индексальное письмо, Лирическое «оно», Метареализм, Неолубок, Минус-система, Нeдо-, Новая сентиментальность, Платомарксизм, Прагмо-арт, Раскавычение, Травма постмодерна
Поколение, нашедшее себя: О молодой поэзии начала 80-х годов // Вопросы литературы. 1986. № 5. С. 40–72.
Парадоксы. С. 151–159.
Источник: Проективный словарь гуманитарных наук. Новое литературное обозрение. 2017 г.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
одно из направлений философской мысли (наряду с реализмом и номинализмом), связанное с решением проблемы универсалий. Сторонники этого направления полагали, что общее существует в вещах (in rebus) и обнаруживается в речевых актах. Это направление определяет средневековый характер мышления, тесно связанного с идеей воплощения Слова и тем самым обеспечивающего понимание вещей и их связей. Направление получило название от термина «концепт» (от лат. conceptus — схватывание). Его теоретическое обоснование дано в «Диалектике» Абеляра и имело дальнейшую разработку в ряде философских школ и учений 12 в., хотя идеи концептуализма разворачивались с момента появления христианства и особенно в пору возникновения спора об универсалиях, прежде всего уАнсельма Кентерберийского. Концептуализм представлял собой осмысление взаимоинтенциональных актов диалогической речи, направленной на схватывание множественных смыслов вещей. Предполагалось, что в речи есть неопределимые элементы, которые будут схвачены или интуитивно, или постигнуты в результате обговаривания. Акцент делался не на понятие, имеющее объективный, обще- и однозначный характер, а на выявление смыслов, что позволяло считать концепт речью самой вещи. Это выявление смыслов является не одноактным, а многоактным процессом, превосходящим пределы его наличного выражения в словах естественного языка. Определения при этом приобретали характер статуса, поскольку в силу того, что в основании вещи лежат неопределенные признаки, они становились эквивокативно выраженными. Это и сделало проблему универсалий столь значимой в эпоху Средневековья. Речевое обсуждение смыслов вещи получило у сторонников Абеляра (к примеру, у Иоанна из Солсбери) название диктизма.
Начиная с 14 в. концептуализм исчезает в качестве магистрального движения мысли, и ему на смену приходит идея однозначности бытия, номинализма.
С появлением науки начинают размываться границы между концептуализмом и номинализмом, поскольку идея речи, включающая волевые установки говорящего и индивидуальные интонационно-звуковые комбинации, отличенная Абеляром от идеи языка, существующего помимо воли говорящих и выражающего всеобщие значения, начинает подминаться последней. Колебания между этими идеями еще заметны в 17 в. Так, Г. В. Лейбниц полагал, что семантические неопределенности могут быть обнаружены путем систематических попыток истолковать как можно большее количество слов, чтобы методом проб и ошибок можно было эмпирически выявить фундаментальные концепты. Согласно Дж. Локку, «значение слов совершенно произвольно», «слова обозначают только собственные идеи отдельных людей, притом в силу совершенно произвольного присоединения [слов к идеям]», «общее и всеобщее — это создания разума», они «не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для его собственного употребления и касаются только знаков — слов или идей» (ЛоккДж. Опыт о человеческом разумении. — Соч. в 3-х т., т. I. M., 1985, с. 465, 471). Эти чисто номиналистические идеи базируются, однако, на представлении «зависимости наших слов от обыкновенных чувственных вещей», к которым названия вещей относятся как к своему первоначалу (там же, с. 460). Концепт здесь является основанием понятия. В дальнейшем, однако, концепт и понятия отождествляются, что нашло отражение во многих словарях и энциклопедиях. Представленный И. Кантом троякий синтез «схватывания представлений как модификаций души в созерцании, воспроизведения их в воображении и узнавания их в понятии», «ведущего к трем субъективным источникам знания, делающего возможным самый рассудок и через него весь опыт как эмпирический продукт рассудка» (Кант И. Из первого издания «Критики чистого разума». — Соч. в 6т., т. 3. M., 1964, с. 700), оказался непонятым ни современниками, ни последующими поколениями философов (вплоть до M. Хайдеггера).
Идеи концептуализма и концепта возвращаются в 20 в. как реакция на научный номинализм в русской религиозно-мистической философии в связи с проблемами философии Всеединства (концептуалистом считал себя Н. А. Бердяев), диалогической философии, связанной с идеей произведения (M. M. Бахтин, В. С. Библер) и во французском постмодернизме (Ж. Делез, Ф. Гваттари). Современная логика все больше и больше втягивается контекст риторики и теории аргументации, соответственно однозначность результатов логических актов лишается своего абсолютного характера, укореняясь в многозначных речевых актах. В связи с открытиями Ф. Соссюра в языкознании, в результате чего вновь была переоткрыта оппозиция речь/язык, идеи концептуализма становятся весьма значимыми в структуралистских и лингвистических теориях. Предметом анализа А. Вежбицкой, строящей на этом фундаменте модель универсального Естественного Семантического Метаязыка, являются те самые неопределимые элементы, или концепты, которые она называет «универсальными семантическими примитивами» (Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. M., 1996, с. 326). Концептуализм — направление в искусстве и литературе 2-й пол. 20 в. (художники И. Кабаков, Э. Булатов, В. Пивоваров, M. Шемякин, поэты Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, прозаик В. Сорокин и др.); в его основе — выражение семантики возможных миров, смысловая множественность вещей, возвращающая знак в звук. Это эстетическая реакция на социалистический реализм.
Лит.: Попов П. С., Стяжкин Н. И. Развитие логических идей от Античности до эпохи Возрождения. M., 1974; Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. M., 1994; Она же. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995; Руднев В. П. Словарь культуры 20 в. M., 1997; Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. M., 1999; PrantIC. Geschichte der Logik im Abendlande. Bd. I-1V. B., 1855-1879.
С. С. Неретина
Источник: Новая философская энциклопедия
Концептуализм
концептуальное искусство) ? последнее по времени возникновения (60-80-е гг.) крупное движение Авангарда. Один из его основателей Дж. Кошут в своей программной статье “Искусство после философии” (1969) назвал К. “постфилос. деятельностью”, выражая тем самым суть К. как некоего культурного феномена, пришедшего на смену традиц. искусству и философии, “смерть” к-рых зап. наука констатировала именно в 60-е гг. Среди основателей и гл. представителей К. американцы Р. Берри, Д. Хюблер, Л. Вейнер, Д. Грехэм, Э. Хессе, Б. Науман, Он Кавара, члены англ. группы “Искусство и язык” и др. Первые манифестарно-теор. статьи о К. были написаны самими его создателями С. Ле Виттом и Дж. Кошутом; впервые термин “К.” был еще до них употреблен Г. Флинтом (1961) и Э. Кинхольцем (1963). К. претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки — эстетику, искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт-деятельность, Артефакт). На первый план в К. выдвигается концепт — формально-логич. идея вещи, явления, произведения искусства, его вербализуемая концепция, документально изложенный проект. Суть арт-деятельности усматривается К. не в выражении или изображении идеи (как в традиц. искусствах), а в самой “идее”, в ее конкр. презентации, прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фонозаписей. Сам артефакт в виде картины, объекта, инсталляции, перформанса или любой иной акции является приложением к документальному описанию. Главное в К. — именно документальная фиксация концепта; его реализация (или варианты реализации) желательна, но не обязательна. Акцент в визуальных искусствах т.о. переносится из чисто визуальной сферы в концептуально-визуальную, от перцепции к концепции, т.е. с конкретно-чувств. восприятия на интеллектуальное осмысление. В сфере визуальных искусств гл. роль начинает играть обычный язык человеч. коммуникации. Классич. образцом К. является композиция Дж. Кошута из Музея совр. искусства в Нью-Йорке “Один и три стула” (1965), представляющая собой три “ипостаси” стула: сам реально стоящий у стены стул, его фотографию и словесное описание стула из Энциклопедич. словаря. К., т.о., принципиально меняет установку на восприятие искусства. С художественно-эстетич. созерцания произведения она переносится на возбуждение аналитико-интеллектуалистской деятельности сознания реципиента, лишь косвенно связанной с собственно воспринимаемым артефактом. При этом концептуалисты достаточно регулярно играют на предельно тривиальных, банальных, общеизвестных в обыденном контексте “концепциях” и “идеях”, вынося их из этого контекста в заново созданное концептуальное пространство функционирования (в музейную среду, напр.). В художественно-презентативной сфере К. продолжает и развивает многие находки Конструктивизма, ready-made Дюшана, Дадаизма, конкр. поэзии, Поп-арта. Важное место в его “поэтике” занимают проблемы объединения в концептуальном пространстве, к-рое полностью реализуется лишь в психике субъекта восприятия, слова (словесного текста), изображения и самого объекта. Взяв на себя своеобразно понятые функции философии и искусствознания, К. стремится к дематериализации арт-творчества. Концептуалисты фиксируют внимание реципиента не столько на артефакте, сколько на самом процессе формирования его идеи, функционировании произведения в концептуальном пространстве, на ассоциативно-интеллектуальном восприятии артефакта. Установки К., как и всего аванграда, принципиально антиномичны. С одной стороны, напр., артефакт К. предельно замкнут в себе, это своего рода “вещь в себе”, ибо он, в отличие от традиц. произведения искусства, ничего не выражает и ни к чему не отсылает сознание реципиента, кроме самого себя; он просто репрезентирует себя. С др. стороны, он, пожалуй, более чем произведение традиц. искусства, связан с культурно-цивилизационными контекстами и вне их почти утрачивает свою значимость. Контекст играет в К., может быть, даже большую роль, чем сам артефакт. Большинство произведений К. рассчитано только на единоразовую презентацию (или актуализацию в поле культуры); они не претендуют на вечность, на непреходящую значимость, ибо принципиально не создают к.-л. объективно существующих ценностей. Поэтому они и собираются, как правило, из подсобных, быстро разрушающихся материалов (чаще всего из предметов утилитарного обихода, подобранных на свалке) или реализуются в бессмысленных (с позиции обыденной логики) действиях. Как, напр., проведенная К. Ольденбургом акция по вырыванию специально нанятыми могильщиками большой прямоугольной ямы в парке у Метрополитен-музея и последующим засыпанием ее; или похороны С. Ле Виттом металлич. куба в Нидерландах. Акции тщательно документировались в фотографиях. В историю (в музей) должен войти не сам артефакт, а его “идея”, зафиксированная в соответствующей документации и отражающая не столько произведение, сколько его функционирование в ситуации презентации или акции; жест, произведенный им в момент его актуализации. К., с одной стороны, выдвигает на первый план логически продуманную и прописанную концепцию, просчитанный до мелких деталей проект; с другой же, — его артефакты, перформансы, жесты пронизаны алогизмом, парадоксальностью, абсурдом. Изначальный дотошный “логоцентризм” концепции как бы снимается иррационализмом всего целостного концептуального пространства, в к-ром живет его создатель и в к-рое он приглашает избранных реципиентов. Отсюда еще одна антиномия К.: при удивительной внешней простоте и даже примитивности большинства артефактов К., созданных, как правило, на основе предметов и их элементов обыденной жизни, но изъятых из среды их утилитарного функционирования, или элементарных неутилитарных действий, их адекватное восприятие в концептуальном измерении доступно только “посвященным”, т. е. реципиентам, освоившим алогичную логику концептуального мышления и стратегию поведения в концептуальном пространстве. К. отделен глухой стеной от обывателя или даже любителя искусства, не искушенных в его “правилах игры”. Являясь, т.о., практически элитарным и почти эзотерич. феноменом, т.е. предельно замкнутым в себе, К. на практике как бы активно размывает границу между искусством (в традиц. понимании) и жизнью, как бы вторгается в эту жизнь; и одновременно не менее активно исследует и укрепляет пределы искусства, эстетического; одной из своих целей ставит изучение и определение границы между искусством и жизнью, дерзко изымая из жизни любой ее фрагмент и помещая его в сферу искусства. Отрицая и в теории, и на практике традиц. законы эстетики, К., с другой стороны, фактически вовлекает в сферу эстетического (т.е. неутилитарного) массу внеэстетич. и даже антиэстетич. элементов и явлений. К. ориентирует сознание реципиента на принципиальный антипсихологизм, однако его осознанный и четко проведенный и выстроенный антиномизм автоматически возбуждает в психике реципиента бурные иррациональные процессы. В частности, ориентация на простоту, тривиальность, неинтересность, монотонность, незаметность, доведенную до абсурда приземленность многих артефактов К. провоцирует импульсивное возмущение реципиента, взрыв его эмоций. Особое место в К. занимает К., возникший в России в к. 60-80-х гг. — “московский К.”. Появившись в советской тоталитарной культуре в условиях андеграунда, он при общих глобальных установках имел ряд специфич. черт, отличающих его от зап. К. При всей своей “кухонно-коммунальной” камерности, кустарности и доморощенности, он содержал в себе большой заряд идеол. и духовно-худож. протеста, нонконформизма, авангардности. Для него характерна специфич. мифология абсурдной повседневной экзистенции в узких рамках социально-идеол. одномерности, принципиальная анонимность, безликость, идеализация и эстетизация “плохой вещи”, убогой обстановки, примитивизированного перформанса и т.п. Среди гл. его представителей следует назвать И. Кабакова, А. Монастырского, Р. и В. Герловиных, И. Чуйкова, В. Пивоварова, группы “Коллективные действия” и “Медицинская герменевтика”. К. стал переходным явлением от авангарда к Постмодернизму; отд. исследователи считают К. первой фазой постмодернизма. Лит.: Бобринская Е.А. Концептуализм. М., 1994; Le Witt S. Paragraphs on Conceptual Art // Artforum. 1967, June; Kosuth J. Art after Philosophy // Studio International. 1969. V. 178. N 915; Meyer U. Conceptual Art. N.Y., 1972; Battcock G. Idea Art. N.Y., 1973; The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984. Л. С. Бычкова, В. В. Бычков. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996
Источник: Большой толковый словарь по культурологии