в научном знании) — понятие, обобщающее различные виды структур научного знания. Развитие научно-познавательной деятельности приводит к появлению все более сложных и внутренне дифференцированных концептуальных структур, наиболее высокоорганизованным видом которых являются теоретические системы (см. Теория). Однако уже исходная установка научного и вообще рационально-теоретического мышления на рефлексивный анализ своих познавательных средств предполагает направленность на создание специфических понятийных конструкций, обладающих своей внутренней структурой (см. Конструкт, Экспликация, Язык науки). Свою внутреннюю структуру имеют уже первичные концептуальные объяснительные схемы, которые в качестве объясняющего фактора определенной ситуации используют некий понятийный конструкт (напр., известное в социальных науках объяснение Э. Дюркгеймом причин самоубийств фактором социальной дезинтеграции, развитое им в концепции аномии). Определенные концептуальные структуры представлены в классификациях и типологиях, которые традиционно были распространены в биологических, социальных и гуманитарных науках. Становление и развитие научных теорий связано в первую очередь с усложнением и дифференциацией их внутренних концептуальных структур. Прогресс методологии науки связан с конкретизацией и развитием представлений о концептуальных структурах научного знания, что находит свое выражение, напр., в выделении таких основополагающих (более широких, чем отдельные теории) структур, как научные картины мира, исследовательские программы, различные научные парадигмы, В. С. Швырев
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ
Источник: Новая философская энциклопедия
концептуальные структуры
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ (в научном знании) (от лат. conceptus — мысль, понятие) — понятие, обобщающее различные виды структур научного знания. Развитие научно-познавательной деятельности приводит к появлению все более сложных и внутренне дифференцированных К. с, наиболее высокоорганизованным видом которых являются теоретические системы. Однако уже исходная установка научного и вообще рационально-теоретического мышления на рефлексивный анализ своих познавательных средств предполагает направленность на создание специфических понятийных конструкций, обладающих своей внутренней структурой. Свою внутреннюю структуру имеют уже первичные концептуальные объяснительные схемы, которые в качестве объясняющего фактора определенной ситуации используют некий понятийный конструкт (напр., известное в социальных науках объяснение Э. Дюркгеймом причин самоубийств фактором социальной дезинтеграции, аномии). Определенные К. с. представлены в классификациях и типологиях, которые традиционно были распространены в биологических, социальных и гуманитарных науках. Становление и развитие научных теорий связано, в первую очередь, с усложнением и дифференциацией их внутренних К. с. Помимо К. с. различных форм эмпирического и теоретического знания существуют также глубинные К. с, выступающие в качестве предпосылок формирования вышеуказанного знания. Впервые в истории философии науки эти К. с. стали предметом анализа у Канта в его учении о синтетических априорных формах познания. По Канту, эти априорные формы — категории и так называемые априорные основоположения рассудка — представляют собой своего рода концептуальный каркас всей системы научно-теоретического познания, организуя и структурируя материал, поступающий в эту систему извне. Эта идущая от Канта тенденция рассмотрения глубинных К. с. активно реализуется в современной методологии науки при разработке таких понятий, как научная картина мира, научно-исследовательская программа, научная парадигма. Но, в отличие от Канта, современная методология науки подчеркивает, во-первых, многообразие глубинных К. с, во-вторых, относительность или, как иногда говорят, функциональную априорность этих структур и их изменчивость в процессе развития познавательного опыта. B.C. Швырев