концептуальный каркас

Найдено 1 определение
концептуальный каркас
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КАРКАС (от лат. conceptus — мысль, понятие) — понятие, указывающее на зависимость формы представления знаний, производимых учеными, от совокупности понятий, посредством которых эти знания выражены в языке соответствующего научного сообщества. Осмысливая результаты своего взаимодействия с окружающим миром, человек использует определенные языковые средства для фиксации различных свойств и сторон тех объектов, которые находятся в зоне его внимания. Поскольку любой язык так или иначе системно организован, постольку выбор каких-то конкретных его форм задает характер и направленность описаний и объяснений, посредством которых строится знание о мире. Анализируя совокупность человеческих представлений, можно обнаружить в их структуре какие-то исходные понятия, влияющие на отбор других, связанных с ними людьми, определяющих способ понимания, как особенностей тех объектов, с которыми они взаимодействуют в процессе своей жизнедеятельности, так и способы подобного взаимодействия.         Напр., если описание мирового устройства основано на таких понятиях, как «атом», «траектория движения», «пустое пространство между атомами» и т.п., то все характеристики явлений, фиксируемых человеком в его реальной деятельности, будут определяться именно этим комплексом понятий. Мысля же мир как «волновые функции», исследователь получит качественно иное его описание. К. к. определяет допустимые аналогии, с помощью которых ученые строят гипотезы о предполагаемых свойствах изучаемого фрагмента действительности, формируют способ интерпретации тех данных, которые обнаруживаются в процессе исследований. В тех случаях, когда К. к., используемые разными исследователями, качественно различаются, понимание между ними весьма затруднено или вообще оказывается невозможным. Т. Кун трактовал концептуальные модели как «метафизическую часть научной парадигмы», видя в них некий набор предписаний, заставляющих допускать существование одних типов объектов и отвергать другие. По его мнению, К. к. влияет и на методологическую ориентацию ученого, запрещая или разрешая использовать определенные законы при объяснении обнаруженных явлений. Практика научного познания показывает, что в некоторых исследовательских ситуациях иногда приходится (даже в рамках одной дисциплины) для выражения полученных знаний использовать К. к., несовместимые друг с другом. Для преодоления противоречий, возникающих в подобных случаях, Н. Бор сформулировал «принцип дополнительности», указывающий на контекстуальный характер любой системы научных представлений и ее зависимость от способа языкового оформления (см. Дополнительности принцип).         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
308.60 кб

На пути преодоления мифа концептуального каркаса

Сокол Владимир Борисович
Предлагается версия преодоления тенденции релятивизма современной философии, обращается внимание на глубинные уровни познавательной деятельности человека, связанные со сверхчувственным слушанием, стоящие в исходной точке формирова
Читать PDF
339.57 кб

О некоторых особенностях концептуальных каркасов симулякров

Гончаренко Марк Васильевич
Рассматриваются проблемы моделирования концептуальных каркасов; одна и та же теория, претерпевая определённые внешние изменения по отношению к её восприятию и трактовке (в силу меняющейся прагматической пресуппозиции субъекта знан
Читать PDF
163.57 кб

Обусловленность концептуального каркаса феноменом трансцендентности факта

Гончаренко Марк Васильевич, Гончаренко Валентина Николаевна
В райках данной статьи рассмотрение факта основано на том, что факт является результатом взаимодействия субъекта познания с объектом и обладает структурой, которая определяется как существующими теориями, так и особенностями позна
Читать PDF
160.10 кб

К метатеории религиоведения: концептуальный каркас и проблема нормативного критерия науки

Рахманин Алексей Юрьевич
In the paper an attempt is made to clarify the ambiguity, inherent in the interaction of normative and theoretical types of knowledge within the Religious Studies frameworks.