ЯВЛЕНИЕ
ЯВЛЕНИЕ
форма проявления сущности, внешнее обнаружение сущности.
ЯВЛЕНИЕ
всякое обнаруживаемое проявление чего-нибудь; событие, случай. В философии — проявление, выражение сущности, то, в чем она обнаруживается,
Явление
по [2] то или иное обнаружение вещи - ее эмпирически констатируемые, внешне фиксируемые формы реализации сущности, т.е. - обнаружение сущности через свойства и отношения.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Явление
философская категория, обозначающая внешние, наблюдаемые, обычно наиболее подвижные и изменчивые характеристики (свойства и отношения) предметов и процессов, форма обнаружения сущности (см. Сущность и явление).
Явление
(древ.‑рус. яве – явно, не скрытно; явленый – явный, открытый перед всеми) – всё то, что чувственно воспринимается и обнаруживается; внешняя, поверхностная форма проявления сущности, которая, в свою очередь, раскрывается в явлении.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Явление
сущее, проявляющее себя, в отличии от феномена, не само, но через что-то другое, как например болезнь дает о себе знать через симптомы. Включает феномен в свой состав. Явление содержит в себе отсылающую связь, причем отсылающее является феноменом (по видимому – аналогично “означающее-означаемое”). См. также кажимость и видимость.
Источник: Словарь хайдеггерианских терминов (по “Бытию и времени”)
Явление
Явлением называется все то, что предстоит нашим чувствам, что доступно чувствам. Явление противополагается сущности (ноумену), доступной не чувствам, но исследованию; между мыслителями существует разногласие в ответе на вопрос: доступна ли нашему знанию сущность вещей. По Канту, мы знаем только явление, а сущность вещей нам недоступна.
ЯВЛЕНИЕ
философская категория, выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, ее обнаружение; б) любое формообразование в его целостности (здесь термин "явление" употребляется как синоним "тела", "вещи", "предмета" и т.п; в) видимость (кажимость) как сущность в неадекватной, искаженной форме (например, видимое движение Солнца вокруг Земли).
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ЯВЛЕНИЕ
вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (например,
какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь
«извещает о себе» посредством высокой температуры, проявляется через температуру.
Литература: [127].
какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т.е. болезнь
«извещает о себе» посредством высокой температуры, проявляется через температуру.
Литература: [127].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Явление
естественнонаучная и философская категория, вообще же, в обыденном смысле, все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза. С точки зрения теории познания, явление есть выражение, свидетельство чего-то другого; так немецкий философ Николай Гартман писал: «сущее в себе есть являющееся в явлении». В естествознании явление то, что реально, действительно существует и может быть исследовано всем арсеналом экспериментальных (эмпирических) и теоретических методов.
Явление
/D/ Erscheinung /E/ Phenomenon /F/ Phenomena
/Esp/ Fenomeno
Философская категория, выражающая способ обнаружения сущности через отношения с другими и с субъектом познания и действия. Явление выражает сущность неполно, фрагментарно, более красочно и разнообразно. Оно несет на себе особенности всех взаимодействующих объектов и субъективных характеристик наших органов чувств, через которые сущность является, несет информацию в своем содержании. Сущность и явление образуют неразрывное, диалектическое единство.
??
??
??
??
Источник: Философия, практическое руководство
ЯВЛЕНИЕ
философская категория, противоположная сущности, но выражающая и обнаруживающая сущность. Явление – способ существования сущности. Явление представляет сущность для чувственного ее обнаружения и на этом основании позволят разуму мыслить сущность. Любой объект – это единство явления и сущности. Например, тот или иной поступок человека выступает как явление – он представлен для непосредственного видения как конкретная форма поведения и ему сразу можно дать оценку, но одновременно каждый поступок характеризует нравственную сущность человека. Наблюдая ряд поступков, можно сделать вывод о сущности человека – явления-поступки постепенно раскрывают, обнаруживают сущность. Явление как категория в философии наполнялась разным содержанием, но всегда соотносилась с категорией сущности (см.: сущность и явление).
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
ЯВЛЕНИЕ
(Erscheinung, Phänomenon, Phänomen) — вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (например, какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство о наличии чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т. е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру. В философии Канта явление — коррелятивное понятие к вещи в себе; однако поэтому, согласно Канту, нет просто видимости, а есть вещь в себе, которая фактически предстает перед познающим субъектом. Н. Гартман говорит: «Сущее в себе есть являющееся в явлении. Иначе явление было бы пустой видимостью». (Ср.: «тому, кто находится в легком опьянении, тому в явлении ничего не является, напротив, явление получает исключительную силу и полноту существования». — A. Huxley. Die Pforten der Wahrnehmung, нем. изд. 1954 [рус. пер.: Врата восприятия, 1999]). Явление сущих в себе вещей на психофизическом уровне — что означает, что оно становится отражением, — есть не что иное, как самопознание, рассматриваемое известным образом в плане объекта; см. Видимость. Противоположность между явлением и сущим в себе выступает наиболее резко в индийской философии (см. Шанкара); в европейской мысли эта противоположность выступает в христианстве, в противопоставлении посюстороннего и потустороннего; см. также Иллюзионизм, Феноменализм, Учение о выражении.
Heinr Barth. Philos, der E., 2 Bde., 1966; H. Herrigel. Der Ansatz der Ontologie (Die Phänomene), in: ZphF, VII, 1954; G. Prauss. E. bei Kant, 1971.
Heinr Barth. Philos, der E., 2 Bde., 1966; H. Herrigel. Der Ansatz der Ontologie (Die Phänomene), in: ZphF, VII, 1954; G. Prauss. E. bei Kant, 1971.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961