работа Г. Г. Шпета, вышедшая в Москве в 1914 в издательстве «Гермес» (переиздание: Томск, 1996). Представляет собой первое в России обстоятельное рассмотрение феноменологии Гуссерля на материале 1-го тома его «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии». Большая часть книги посвящена проблемному анализу таких узловых моментов, как опытная и идеальная интуиции, чистое сознание, интенциональность, феноменологическая редукция и т. д. Краеугольным камнем феноменологии, по мнению Шпета, оберегающим ее от феноменализма, кантовского дуализма, релятивизма, является принцип репрезентативности всего сущего во всех его ввдах и формах для нашего сознания, строгая коррелятивность предмета и сознания при утверждении отношений и форм всякого рода бытия. Вместе с тем, указывая на отсутствие в классификации Гуссерля особого рода бытия — бытия социального (ключ к исследованию природы познания), Шпет намечает принципиальные темы и подходы своих последующих работ, отразивших его эволюцию от феноменологии к герменевтике. «Бытие разума состоит в герменевтических функциях, устанавливающих разумную мотивацию, исходящую из энтелехии, как «носителя» предметного бытия, как духа предметного бытия, как «духа предмета». Последний находит свою характеристику в логосе — «выражении», «воплощении» духа. Его «объективирование», будучи разумным, мотивированным, есть организующая направленность различных форм духа в их социальной сути: язык, культ, искусство, техника, право» (с. 209-210).
О. В. Марченко
ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы
«ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
Источник: Новая философская энциклопедия
Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы
«ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ОСНОВНАЯ НАУКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ» -книга Г.Г. Шпета, представляющая первую в России попытку проблематизации и развития основ феноменологических идей Э. Гуссерля. Издана в 1914 в Москве. В феноменологии, утверждающей предметность сознания, Шпет увидел возможность кардинального поворота в определении предмета, задач и метода философии. Объектом методологического сомнения Шпета становится предложенное Гуссерлем деление наук на науки о фактах и науки о сущностях, не являющееся, по его мнению, исчерпывающим, поскольку за пределами классификации остается социально-историческая действительность, требующая особого методологического статуса. Такая постановка проблемы дает возможность Шпету выделить третий источник оригинального опыта, который проистекает из самого разделения на два рода интуиции: в свете вопроса о связи эмпирической действительности, которую мы получаем в естественной установке посредством чувственной интуиции, и эйдетики, которая дается в феноменологической установке сознания. Эта связь может быть понята через анализ способа получения интуиции социальных феноменов, поскольку существует нечто третье, что всегда представительствует как за чувственную интуицию, так и за идеальную. Таковым для Шпета выступает понятие, в котором всегда так или иначе выражаются чувственные и идеальные представления и которое является феноменом социальным. Шпет повернул в иную плоскость вопрос об источнике образования смыслов — с трансцендентального субъекта на понятия, а следовательно — на логику, язык, слово. Поэтому в дальнейших работах он будет искать источник синтезов, определяющих смысловую целостность предметов познания, в семиотической и герменевтической плоскости, что позволит ему разработать оригинальный философско-методологический проект исследования социального бытия. Т.Г. Щедрина