ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Всеобщая связь явлений

/D/ Alldemeine Beziehung /E/ General connection of phenomenos /F/ Connexion generale phenomenos /Esp/ Coexion general de los fenomenos
Философский принцип, отражающий объективное единство многообразных явлений природы и общества в сознании человека. Это отражение реализуется в системе принципов, категорий и законов, которые вырабатывает человечество в процессе исторического развития, познания. Различают абстрактную всеобщую взаимосвязь явлений и реальную. Абстрактное не отражает полную всеобщность, поскольку последняя существует не как простое подобие или тождество явлений, а как живая, конкретная связь различных противоположных явлений и событий. Существуют многообразные виды и типы связей: внутренние и внешние, существенные и не существенные, непосредственные и опосредованные, функциональные и генетические, пространственные и временные, закономерные и случайные. Сам факт их существования подтверждает принцип всеобщей взаимосвязи. Без выяснения форм и типов связей, взаимодействий в бытии невозможно адекватно отражать процессы движения и развития, способом существования которых они являются.

Источник: Философия, практическое руководство

ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
в концепциях философского монизма - наиболее общая закономерность существования окружающего мира. Взаимосвязь предметов и процессов действительности существует и обнаруживается только в процессе их взаимодействия на всех структурных уровнях - от ядерного до метагалактического, т.е. имеет универсальный характер. Универсальное взаимодействие тел обусловливает само существование конкретных материальных объектов и их специфические свойства. В.С.Я. имеет бесконечно разнообразные проявления. Так как каждый предмет обладает множеством сторон, свойств, а, следовательно, находится во множестве взаимосвязей с другими, возникает необходимость классификации этих взаимосвязей по различным основаниям; по специфике механизма осуществления (механические, физические, химические, биологические и социальные), по формам бытия (пространственные и временные), по степени общности (единичные, частные, общие, универсальные). Различают также связи внутренние и внешние. Внутренние связи - это связи между элементами системного образования, совокупность которых образует его структуру. Внешние связи представляют собой отношения между данным явлением и окружающими его предметами, процессами. Выделяют также существенные и несущественные связи. Существенные - это связи глубинные, устойчивые, определяющие специфику данного явления. Особое место в системе существенных связей занимают закономерные связи, т. к. только законы дают качественную характеристику явлений окружающего нас мира. Особый вид представляют так называемые информационные связи, которые не ограничиваются рамками вида и популяции, биоценоза, биосферы и живой природы в целом, а имеют место во всей целесообразно организованной природе, где функционируют кибернетические системы (животное, растение, ЭВМ, общество на всех уровнях его структурной организации и т.д.). В.С.Я. нельзя понимать упрощенно - как постоянную связь и взаимодействие любой частицы во Вселенной с любой другой. Наряду с постоянной связью каждого объекта с другим, существует также и относительная автономность и независимость чрезвычайно разделенных в пространстве и времени объектов, особенно если их существование относится к различным историческим эпохам.
Т.В. Самущик

Источник: Новейший философский словарь

ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
наиболее общая закономерность окружающего нас мира, принцип материалистической диалектики, показывающий, что все предметы, явления и процессы взаимосвязаны. Мир един, все существующее в нем — проявления (виды и свойства) движущейся материи; поэтому в мире нет абсолютно изолированных явлений и предметов; все они так или иначе связаны между собой. В. с. я. бесконечна, универсальна, она пронизывает собой материю на всех ее структурных уровнях: от элементарных частиц до метагалактик. Эта связь проявляется во взаимодействии предметов и явлений, обусловливающем их изменения, переход в другие предметы и явления. Без В. с. я. не было бы не только мира как целостной системы, как закономерно развивающегося целого, но и отдельных вещей в их качественной определенности. Явления окружающего нас мира бесконечно многообразны. Бесконечно многообразны и связи между ними. Это связи между элементарными частицами, атомами, молекулами, внутривидовые и межвидовые отношения растений и животных, а также их отношения с внешней средой и, наконец, общественные связи —» отношения между людьми: производственные, политические, идеологические, семейные, классовые, национальные и т. д. Связи существуют не только внутри отдельных форм движения материи, но и между ними. Так, вся жизнь на Земле связана с ядерными процессами на Солнце, к-рое дает энергию, необходимую живым организмам. Какой бы предмет в какой бы области действительности мы ни взяли, его связи с другими предметами имеют самые различные проявления. Они могут быть внутренними и внешними, существенными и несущественными, необходимыми и случайными, непосредственными и косвенными, постоянными и временными. Таким образом, любая категория диалектики (см., напр., Внешнее и внутреннее, Необходимость и случайность, Причина и следствие, Сущность и явление) характеризует с той или другой стороны В. с. я. Познание явлений — это процесс постепенного раскрытия различных связей между ними (сначала внешних, лежащих на поверхности, затем более глубоких, внутренних, существенных). «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования»» (Ленин). Знание этих связей очень важно для успеха преобразовательной, практической деятельности людей. Так, коммунистическое строительство представляет собой сложный процесс, к-рый охватывает и развитие материально-технической базы общества, и совершенствование общественных отношений, и воспитание людей. Поэтому, прокладывая пути к обществу будущего, необходимо учитывать взаимосвязь, взаимодействие всех сторон этого процесса.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

Всеобщая связь явлений
наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений. Она выражает внутреннее структурное единство всех элементов и свойств в каждой целостной системе, а также бесконечно разнообразные связи и отношения данной системы с др. окружающими ее системами или явлениями. Универсальное взаимодействие тел обусловливает само существование конкретных материальных объектов и все их специфические особенности. В. с. я. имеет бесконечно разнообразные проявления. Она включает в себя отношения между частными свойствами тел или конкретными явлениями природы, к-рые находят свое выражение в специфических законах, а также такие отношения между всеобщими свойствами материи и тенденциями развития, к-рые проявляются во всеобщих диалектических законах бытия. Всякий законесть поэтому конкретное выражение В. с. я. Благодаря В. с. я. мир представляет собой не хаотическое нагромождение явлений, а единый закономерный мировой процесс движения. Связи между предметами и явлениями могут быть непосредственными и косвенными, постоянными и временными, существенными и несущественными, случайными и необходимыми, функциональными (Функциональная зависимость) и нефункциональными и т. д. В. с. я. тесно связана с причинностью, однако причина и следствие как таковые могут быть рассматриваемы лишь вне универсальной связи одних явлений с др. Поставленные же в связь с целым причина и следствие переходят друг в друга, перерастают в универсальную связь и взаимодействие. Частным случаем этого взаимодействия является обратная связь во всех саморегулирующихся системах. Связь между явлениями нельзя сводить только к физическому взаимодействию тел. Помимо этого существуют неизмеримо более сложные биологические и общественные отношения, подчиняющиеся своим специфическим законам. По мере восходящего развития материи и перехода ко все более высокоорганизованным формам усложняются также и формы взаимосвязей тел, появляются качественно новые виды движения. Эта закономерность имеет место и в развитии человеческого об-ва, где с прогрессом в способе производства и развитием цивилизации усложняются связи между отдельными людьми и целыми государствами, становятся все более многообразными политические, экономические, идеологические и др. отношения. Понятие «В. с. я.» имеет большое познавательное значение. Познание объективного мира возможно лишь на основе исследования причинных и иных форм связи между явлениями, выделения наиболее существенных связей и отношений и т. д. Прогресс познания реализуется в движении мысли от отражения менее глубоких и менее общих связей к установлению более глубоких и более общих связей и отношений между явлениями и процессами. Сама структура и классификация наук является отражением В. с. я. Этим объясняется, что с прогрессом научного познания связь и взаимодействие наук становятся теснее, возникают науки «пограничные», связывающие ранее разделенные области знаний (напр., биохимия, астрофизика и др.).

Источник: Философский словарь. 1963

ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ
наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений. Она выражает внутреннее структурное единство всех элементов и свойств в каждой целостной системе, а также бесконечно разнообразные связи и отношения данной системы с др. окружающими ее системами или явлениями. Универсальное взаимодействие тел обусловливает само существование конкретных материальных объектов и все их специфические особенности. Через В. с. я. проявляется единство материального мира, детерминированность (обусловленность) любого явления другими материальными процессами. Благодаря В. с. я. мир представляет собой не хаотическое нагромождение предметов, а закономерный процесс движения и развития материи. В каждом объективном законе выражается определенный порядок связей и отношений между явлениями. В. с. я. имеет бесконечно разнообразные проявления. Связи между предметами и явлениями могут быть непосредственными и косвенными, постоянными и временными, существенными и несущественными, случайными и необходимыми, функциональными (Функциональная зависимость) и т. д. Проявлением В. с. я. выступают причинные отношения, зависимость настоящего каждой системы от ее прошлого, от влияния окружения — близкого и далекого, связь между свойствами каждого тела и различными законами его изменения, обратная связь во всех саморегулирующихся системах. По мере восходящего развития материи и перехода ко все более высокоорганизованным формам усложняются также и формы взаимосвязей тел, появляются качественно новые виды движения. Эта закономерность имеет место и в развитии об-ва, где с прогрессом в способе производства и развитием цивилизации усложняются связи между отдельными людьми и целыми государствами, становятся все более многообразными политические, экономические, идеологические и др. отношения. Но В. с. я. нельзя понимать упрощенно — как постоянную связь и взаимодействие любой частицы во вселенной с любой др., сколь угодно удаленной в пространстве и времени. Такие мгновенные и бесконечные по протяженности связи невозможны, т. к. они исключаются конечностью скорости распространения материальных взаимодействий, ограниченностью времени существования каждого конкретного объекта, постоянными превращениями одних форм материи и движения в др. Поэтому, наряду с постоянной связью каждого объекта с ближним и далеким окружением в системах, существует также и относительная автономность и независимость чрезвычайно разделенных в пространстве и времени тел, особенно если их существование относится к различным историческим временам и они физически не могут взаимодействовать между собой. Познание объективного мира возможно лишь на основе всестороннего, системного исследования любых объектов, выделения всех существенных связей и отношений, а также законов данных связей. Прогресс познания реализуется в движении мысли от отражения менее глубоких и менее общих связей к установлению более глубоких и постоянных связей и отношений между явлениями и процессами.

Источник: Философский энциклопедический словарь