ИННОВАЦИЯ
нововведение, понимаемое в контексте вытеснения традиционных форм деятельности новыми, организованными вложением средств в новые разработки, в реализацию идей, обеспечивающих ноухау.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Инновация
появление и распространение объекта или черты, ранее не имевшихся в рамках данной культуры. Инновация может быть результатом внутрикультурного изобретения или межкультурного заимствования.
Источник: Человек и общество. Культурология
ИННОВАЦИЯ
нововведение – комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей.
Литература: [55, 104].
Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013
Инновация
нововведение, понимаемое в контексте общей тенденции вытеснения традиционных, архаичных и кустарных форм деятельности передовыми, рационально организованными формами, основанными на фундаментальных научных открытиях.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
Инновация
выработка, синтезирование новых идей, создание новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих часто индивидуальный и неповторимый характер. Инновация культурная впервые появляющиеся в данном обществе (культуре) объекты, институты, черты, нормы, ценности в результате изобретения или заимствования из других культур.
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
ИННОВАЦИЯ (нововведение)
в социально-психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Различаются социально-экономические, организационно-управленческие н технико-технологические инновации. Преодолению социально-психологических барьеров инновационной деятельности способствуют: 1) учет установок, ценностных ориентаций, этических норм поведения ее участников; 2) применение социально-психологических методов активного обучения работников для развития инновационных, творческих способностей, формирования готовности к восприятию и участию в инновации. Разработаны соответствующие методики обучения.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Инновация (нововведение)
создание, применение и распространение нового средства (новшества), которое удовлетворяет потребности человека и общества и вызывает вместе с тем социальные и другие изменения. Это инициированный и контролируемый перевод некоторой системы из одного качественного состояния в другое, результатом которого и является новшество (иногда также называемое инновацией). Инновация понимается как принятие целей, продиктованных распространёнными ценностями, и в то же время как поиск новых способов для их реализации, отличающихся от предписанных нормативно. Инновация предполагает частичное участие в процедуре, указанной культурой, то есть принятие только заключённых в ней ценностей при отрицании и отбрасывании предписанных ею норм. В теории Р. Мертона инновация рассматривается как реакция на аномию, которая предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые способы их достижения.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ИННОВАЦИЯ
нововведение) – процесс создания, освоения и практической реализации научно-технических достижений. Процесс инновации обычно включает следующие фазы: фундаментальные исследования, приводящие к научным открытиям; прикладные научные исследования и инженерное творчество, приводящие к созданию изобретений в виде устройств, способов или веществ; разработка и испытание экспериментальных образцов новых изделий, технологий, материалов и т.п.; проектирование новой техники и ее промышленное освоение; реализация первых промышленных образцов и при достижении коммерческогоуспеха расширение производства; фаза диффузии (проникновения) инновации в другие области науки, техники, производства, духовной сферы и т.д. Таким образом, процесс инновации представляет собой органическое единство деятельности,направленной на развитие науки и техники, и экономических интересов производственных организаций. Инновация осуществляет «стыковку» трех разнородных компонентов: потенциальных возможностей науки и техники, реальных возможностей производства, реальных потребностей рынка в новых научнотехнических достижениях. Инновация имеет свой «жизненный цикл», соответствующий указанным фазам. «Жизненный цикл» инновации можно моделировать, проектировать, прогнозировать, что позволяет осуществлять управление процессом инновации и его ускорением. Инновация включает как одну из основных частей маркетинг и маркетинговые исследования.
Источник: Философия науки и техники: словарь
ИННОВАЦИЯ
(Innovation; французское слово с XIII в.; то же, что «нововведение») — обозначает, в противоположность традиционной учебе и обращению с известными, обиходными предметами и законами природы, способность ориентироваться даже в новых ситуациях. Это происходит благодаря обновлению и расширению мышления, благодаря специфическому пониманию новых проблем, которые действительно осознаются и решаются по меньшей мере частично. Частое попадание в такого рода ситуации и их преодоление приводит к появлению инновационной учебы, вследствие которой активизируются творческие возможности: создаются и применяются новые структуры мышления, совершенствуются новые специфические способности для понимания причин и взаимосвязей и для овладения ими.
В общественных науках понятие «инновация» употребляется в различных значениях. В философии инновацией называют способность, вырвавшись за рамки сложившегося проблемного философского мышления, увидеть новые проблемы и найти их решение. Поощрение инновации рассматривается сегодня как предпосылка выживания целых сообществ и всего человечества, так как только с ее помощью можно бороться с военными катастрофами и противостоять новым обострениям в военно-политической жизни народов.
Н. Klages. Rationalität u. Spontaneität. I., Wege der modernen Großforschung, 1967; G. Ulman. Neue amerikan. Ansätze zur Erweiterung des Intelligenzkonzeptes, 1968; R. Spechtl. und Folgelast, 1972; J. W. Botkin, M. Elmendja,
M. Malitza. No Limits to Learning: Bridging the Human Gap. Oxford/New York, 1979, dt. 1979.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Инновация
(англ. innovation – нововведение; лат. novatio – обновление, изменение, in – в направлении, т. е. innovation – дословно: «в направлении изменений) – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания или ранее не применявшейся идеи по обновлению различных сфер жизни общества (технологии, производства, организации труда, образования, управления, науки, информатизации и др.) и последующее внедрение их в практику с получением некоторой значительной дополнительной ценности (прибыли, приоритета, опережения, лидерства, качественного превосходства, прогресса и т. д.). Следовательно, целостный процесс инновационной деятельности включает этапы: инвестиции – разработка – процесс внедрения – получение качественного улучшения. В связи с этим, инновацию можно определить еще и как внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или производства качественно новой продукции, востребованной рынком. Инновация – не всякое новшество или нововведение, изобретение, а исключительно такое, которое существенно повышает действенность некоторой системы. Различают инновации технологические, социальные, организационные, маркетинговые, а также инновации в области культуры (в широком смысле) как сложноорганизованной системы. Инновация – это всегда единство двух разнонаправленных процессов: креативности (изменений, обновлений, творчества и пр.) и структурирования (упорядочивания, актуализации, нормативности и пр.), что в конечном счете приводит к переходу инноваций в норму, в традицию (см. Традиция).
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
ИННОВАЦИЯ
(от позднелат. innovation — обновлять) — изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность И. составляет инновационная деятельность, а содержание — комплексный процесс создания, распространения и использования нового практ. средства (новшества) для удовлетворения чел. потребностей, меняющихся под воздействием развития об-ва. Одновременно это процесс сопряженных с данной И. изменений в той соц. и вещественной среде, в к-рой совершается его жизненный цикл. В зависимости от предметного содержания различают техн. (продуктивные, технол.) и соц. (экон., организационные, культ.) И., а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений — радикальные и совершенствующие. На практике большинство И. включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность. Термин «И.» вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где использовался при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину «традиция»; в особенности внимание было привлечено к диффузии культ. новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры. И. используется в социологии культуры: напр., в теории Р.Мертона — тип индивидуальной адаптации, реакция индивида на аномию, когда индивид принимает цели культуры, но отвергает институциональные средства их достижения. Социологи второй половины XX в. стали рассматривать И. как стадию общего процесса соц. изменения, выделив в ней четыре осн. элемента: «новшество», «новаторы», «агенты диффузии», «оцениватели»; критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения «оценивателей» соответственно тем или иным И. Лит.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. М., 1980; Структура инновационного процесса. М., 1981; Инновационные процессы. М., 1982; Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982; Нововведения в организациях. М., 1983; Проблемы интенсификации и диагностики нововведений. М, 1984; Проектирование и организация нововведений. М., 1987; Нововведения как фактор развития. М., 1987; Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989; Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность // Социология. Основы общей теории. М., 1996; The human factors in innovation and productivity. Wash. (D.C.), 1981; Baily M., Chahrabarti H. Innovationand the productivity crises. Brooking, 1988; Cantwell T. Technological innovation and multinational corporation. Basil Blackwell, 1988. Л.Г.Скульмовская
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ИННОВАЦИЯ
результат научной и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности, внедрение которого в различные сферы производства и управления обществом является экономически эффективным и/или социально, экологически значимым. В определении указанного понятия можно выделить основные два подхода, когда:
-инновация рассматривается как результат творческого процесса.
-инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
В настоящее время можно говорить о выработке своеобразного международного стандарта понятия инновации как вполне определенной управленческой категории. Формированию этого международного стандарта во многом способствовали два документа, известные под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло».
Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживаются большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу и при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, др. стратегических документов по инновационной деятельности. Согласно ему: «Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Это позволяет выделить основные свойства (критерии) инновации: 1) научно-техническая новизна; 2) практическая воплощенность (промышленная применимость), т.е. использование, напр., в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании или др. областях деятельности; 3) коммерческая реализуемость, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; что, в свою очередь, означает способность удовлетворить определенные запросы потребителей.
Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была бы описана, формализована и представлена на схемах и чертежах – это еще не инновация (нововведение), если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи называются инновациями. Т.е. непременными свойствами, критериями инновации являются новизна идеи и ее воплощение, реализация в практической деятельности, в новых продуктах или процессах.
Авторы работ по инновационному менеджменту придерживаются следующих определений инноваций:
«Инновация – это полный процесс от идеи до готового продукта, реализуемого на рынке» (Я.Кук, П.Майерс).
«Инновация – это процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание» (Б.Твисс).
«Инновации включают научную, технологическую, организационную и финансовую деятельность, ведущую к коммерческому введению нового (или улучшенного) продукта или нового (или улучшенного) производственного процесса, или оборудования» (М.Додгсон).
«Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога» (В.Г.Медынский, С.В.Ильдеменов).
«Термин «инновация» используется в двух смыслах. Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию производства нового продукта, процесса или системы. В этом последнем смысле часто используют термин «инновационный процесс» (Д.Месси, П.Квинтас, Д.Уилд).
«Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и др. сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии» (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели).
Поскольку новая идея воплощена в реальных объектах или процессах, постольку она оказывается ориентированной на удовлетворение практических потребностей людей. Т.о., в условиях рыночной экономики такой неотъемлемый критерий инновации как практическая воплощенность новой идеи, оказывается тесно связанным с критерием ее коммерческой реализуемости посредством появления на рынке новой (инновационной) продукции или услуг.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ИННОВАЦИЯ
позднелат. inovatio, англ. innovation - нововведение) - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание ("социализировались"); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности. Во втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в терминах инновационной деятельности и инновационных процессов (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде) и раскрывая его содержание как комплекный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов. Однако, это суждение и предметизация понятия И. под задачи конкретных сфер человеческой деятельности - менеджмент и теорию (социологию) управления. Второе понимание И. может быть рассмотрено в более широкой рамке культуры как технологизация первого понимания И. В этом общем случае исходным (базовым) выступает представление о культуре как сложноорганизованной целостности, формируемой двумя типами разнонаправленных процессов. Это вектор креативности (изменений, обновлений, творчества и т.д.) культуры и вектор структурирования (упорядочивания, нормативности, традиционализации и т.д.). Суть упорядочивающих интенций культуры - стереотипизация возможных внутри нее форм активности (деятельности, общения, мышления) и стандартизация и хабитуализация (опривычивание) имеющихся в ней наличных содержаний, что закрепляется структурно-институционально. Ядерная структура здесь - культурная традиция как универсальный информационно-регуляционный механизм, осуществляющий селекцию, оформление, а тем самым и модификацию, и закрепление, т.е. интеграцию в культуре, попадающих в поле ее действия новшеств, как создаваемых внутри данной культуры (И. культуры, связанные с авторским или анонимным творчеством, "креационные" И.), так и заимствуемых из других культур. Конечная цель этих процессов и деятельностей - превращение И. в норму, традицию. Креативные же процессы и деятельности в культуре направлены на дестереотипизацию деятельности, общения, мышления, дестандартизацию уже имеющихся наличных содержаний, проблематизацию "очевидностей", деструктурацию и деинституционализацию (в известных пределах) сложившихся целостностей. Ядерной "структурой" в данном случае выступает процессуальность творчества, под которым понимается "создание нового качественно новым образом, по существенно новым правилам", т.е. продуцирование креационных И., а также введение в качестве таковых в культуру И. - "заимствований". (Проблема культурных заимствовований специально разрабатывалась в парадигме диффузионизма в антропологии; одна из последних версий роли инновационных заимствований предложена Г. Гачевым в концепции "ускоренного развития литератур"). Конечная цель этих процессов и деятельностей - изменение через И. существующих норм и традиций, или обеспечение возможности порождения иных традиций и норморегулирования. Кроме того, под воздействием И. и перестройки наличных нормативных систем и традиций в культурных системах могут порождаться резонирующие эффекты культурных мутаций (влияние прежде всего "креативных" И.) и культурных трансформаций (влияние прежде всего И. - "заимствований"). Вектора креативности и структурирования (при всей их разнонаправленно-сти) не только предполагают одновременное существование соответсвующих процессов и деятельностей, но и их реальную совмещенность в функционировании и развитии культурных феноменов. Любая И. становится достоянием культуры, лишь встраиваясь в наличные системы норм и традиций, т.е. стереотипизируясь и стандартизируясь. Но и всякий стереотип и стандарт генетически произведен от имевшей место в культуре И. Однако в конкретных исторических и социальных аспектах соотношение этих векторов позволяет различать культуры "инновационного" и "традиционного" типов (соответственно "культуры грамматик" и "культуры текстов", в терминологии Лотмана). В обоих случаях речь идет прежде всего о различном соотношении традиций и И. в культуре, а также о специфике способов введения И. в традицию, т.е. о разных технологиях нововведений. В этом отношении различимы архаические, традиционные и современные социальные структуры и (в терминологии Петрова) разные типы культурного кодирования: лично-именной (модель - охотничье общество); профессионально-именной (модель - кастовая система); универсально-понятийный (основы заложены в античности, развит в христианстве, дооформлен в Новое время, модель - индустриальное общество). Социокультурный код задает различные механизмы дифференцирования (фрагментации) и интегрирования наличных массивов знания и культурного опыта, способы их доведения до потребителей, а главное - различные механизмы трансмутации - появления новых элементов или модификации наличных в социокоде, в каком-либо его фрагменте и в соответствующем канале трасляции знания и опыта, что меняет в том числе и механизмы преемственности наследуемых обстоятельств и закрепляющие их "интерьеры" деятельности. (Изменение в "интерьерах" деятельности по сути вторичны, и могут быть рассмотрены как "технологизация" "первичных", смысловых культурных И.). "В подавляющем большинстве случаев у индивида нет другого пути воздействовать на общесоциальную "сумму обстоятельств", кроме как изменить унаследованный им фрагмент знания..." (Петров). Наращивая свой фрагмент текста, субъект создает угрозу выхода его за собственные границы (проблема "вместимости" фрагмента) и ставит задачу на необходимость сжатия, редукции текста. Параллельно решается задача знакового оформления и внедрения И. (ее признания) в интеграционную целостность фрагментов знания. "Вместимость" фрагмента, тип редукции и механизмы знакового оформления и признания И. и различают социокоды между собой, делят культуры на "традиционные", "культуры текста" (у Петрова, скорее, "культуры имени"), с одной стороны, и "инновационные", "культуры грамматик" (универсально-понятийно закодированные у Петрова), - с другой. Жизненный цикл И. в последнем типе культур хорошо описывается по аналогии с изменением массива дисциплинарного (научного) знания под воздействием полученного нового результата и его публикации, с одной стороны, и по аналогии с механизмом появления новых символов в процессе речекоммуникации (за счет сдвига значений в диалоге) - с другой. При этом структура научной дисциплины может быть рассмотрена как универсальная грамматическая структура, обеспечивающая внутри себя связь нового (локализуется в будущем времени дисциплины, ограничиваемом ее парадигмально задаваемым предметом) с наличным (прошлое дисциплины, ограниченное временем последней публикации и локализуемое в ее настоящем времени как область решенных вопросов, подлежащих трансляции в учебном режиме). Опосредование наличным (прошлым и настоящим, т.е. общим) делает речь понятной для коммуницирующих и позволяет вводить новые (будущее) смыслы через попеременный сдвиг значений с переключением позиции слушающего (испытывающего воздействие) на позицию говорящего (производящего воздействне), меняя тем самым массив наличных результатов через введение в него новых значений (смыслов). Изменения в массиве должны быть закреплены через публикацию - институционализацию (будь то в форме научной статьи, мифа или какой-либо иной форме, например, танца в архаической культуре). Иной пласт и уровень работы с новыми содержаниями, анализ и рефлексию возможностей появления И. презентируют собой философские подходы, дисциплинарно закрепляемые и разрабатываемые в рамках психологии (в частности, в генетической эпистемологии Пиаже, в концепции работы со знаками Выготского и др.), а также в постпозитивистской методологии знания (Кун, Фейерабенд, Лакатос и др.). Кардинально переосмыслено понятие И. в различных вариантах постмодернистской ориентации в философии и в социологии знания.
В.Л. Абушенко
Источник: Новейший философский словарь