группа франц. философов, историков, экономистов и обществ. деятелей кон. 18 - нач. 19 вв. В гносеологии «И.» были сторонниками сенсуализма Локка и Кондильяка. Однако в отличие от последоват. материализма их непосредств. предшественников - старшей группы франц. материалистов 18 в., материалистич. учение «И.» в основном имело деистич. форму. Понятие «идеология» (как учение об идеях) ввел в филос. оборот А. Л. К. Дестют де Траси. В соч. «Элементы идеологии» («Elements dideologie», v. 1-4, 1801- 15) он рассматривал «идеологию» как науку об общих законах происхождения человеч. идей из чувств. опыта. Подобная наука, согласно Дестюту де Траси, должна лежать в основании всего свода наук о природе и человеч. обществе; на гл. принципы «идеологии» должна опираться и политика. С позиций этич. субъективизма и бурж. индивидуализма Дестют де Траси выступал против утопич. социализма и коммунизма. В ряде произв. К. Маркс подверг критике вульгарно-экономич. теорию Дестюта де Траси.
В центре внимания др. представителя «И.» - К. Ф. Вольнея - были проблемы политич. истории и этики. В своем осн. соч. «Руины, или Размышления о революциях империй» (1791, рус. пер., [1928]) он рассматривал причины расцвета и гибели различных гос-в, показывая реакц. роль религий в истории человеч. общества. Этич. доктрина Вольнея испытала сильное влияние учения Гельвеция об интересе и «разумном эгоизме». «Физиологическое» обоснование «идеологии» выдвинул Кабанис.
К концу наполеоновского правления и особенно в период Реставрации учение «И.» было вытеснено различными спиритуалистич. направлениями, а сам термин «идеология» в это время во Франции стал синонимом поверхностного философствования, оторванного от конкретной действительности.
0.00 байт
Идеологи и нарциссы. Мифы всемогущества: рецидивы, обострения, эпидемии
Продолжение темы статьи «Идеология и нарциссизм. Мании грандиозности: наблюдение, симптоматика, генезис».