ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
упорядоченная система воззрений на сверхъестественное, отличающаяся полнотой, обстоятельностью и последовательностью. Разрабатывается и отстаивается авторитетными поборниками той или иной религии – богословами и служителями культа Важнейшие составляющие религиозной идеологии – богословие и религиозная философия, а ее стержень – основные положения соответствующего религиозного вероучения (догматики)
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ИДЕОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
вид превратного сознания, более или менее упорядоченная совокупность идей о боге, мире в целом, природе, об-ве и человеке, целенаправленно развиваемых богословами и религ. философами. И. р. выступает в форме определенной концепции, претендует на стройность и последовательность, хотя в действительности внутренне противоречива. Она возн. в период становления клас. общества и разделения труда на материальный и духовный. «С этим, - замечает К. Маркс, — совпадает первая форма идеологов, попы» (т. 3, с. 30). И. р. в совр. религиях включает в себя: 1) теологию; 2) богосл. концепции экономики, политики, права, искусства и т. д.; 3) религ. философию. И. р. разрабатывалась в основном представителями господств. классов и отражала действительность с позиций этих классов. Но в ее сферу неизбежно вовлекался духовный материал, к-рый был результатом осмысления условий жизни и угнет. классов. Неудивительно, что в определенные историч. периоды соответствующим образом интерпретируемая И. р. используется для иллюзорного выражения чаяний народных масс.
Источник: Атеистический словарь
Идеология религиозная
систематизированный уровень религ. сознания, существующий в форме более или менее стройного учения, излагающего религ. взгляд на окружающий мир, разработкой и пропагандой к-рого занимаются профессиональные богословы и служители культа. И. р. окончательно оформляется в эпоху образования классового об-ва. Разделение умственного и физического труда, усложнение форм социального регулирования приводят к выделению профессиональных религиозных идеологов, первыми представителями к-рых становятся жрецы. Они завершают отбор и систематизацию верований, осуществляют запись и редактирование религ. текстов, разрабатывают культовый ритуал. В классово антагонистическом об-ве религ. верования сами становятся предметом теоретических спекуляций. Возникает теология как систематизированное изложение и обоснование вероучительных основ данной религии. В период господства в области идеологии религия оказывала прямое воздействие на все стороны общественной жизни, что вело к возникновению социальных, правовых, этических теорий и доктрин, опирающихся в оценке действительности на религ. постулаты. Наиболее законченную форму И. р. приобретает в совр. развитых религиях, где в ее состав помимо теологии входят различные религиозно-философские учения, социальные теории и т. д. И. р. эволюционирует вместе с развитием об-ва. Изменения, происходящие в массовом сознании под влиянием социального и духовного прогресса, заставляют идеологов религии модернизировать свое учение. В классово антагонистическом об-ве И. р. служит интересам власть имущих, оправдывая и освящая их господство. В совр. эпоху И. р. является орудием реакционных, антидемократических сил мира. Она широко используется как средство духовного порабощения трудящихся, как рупор идей антикоммунизма. В социалистическом об-ве И. р. потеряла прежнее положение и сохраняется как пережиток прошлого.