субсидиарная и коммунитарная идеологии
субсидиарная и коммунитарная идеологии
СУБСИДИАРНАЯ И КОММУНИТАРНАЯ ИДЕОЛОГИИ — концепции и подходы, получившие широкое распространение в различных областях социальной и экономической жизни, поскольку оказались адекватными важнейшему принципу, внутренне присущему современному обществу. Термин «субсидиарность» введен в употребление папой римским Пием XI в 1931 для обозначения принципа христианской социальной доктрины (Oxford English Dictionary, 1989). Главным содержанием субсидиарной идеологии является субсидиарность как доминирующее социальное отношение, подчиненность, дополнительность всех общественных структур по отношению к главной доминанте социального развития — личности. Субсидиарная идеология провозглашает безусловный приоритет личности по отношению ко всем светским и церковным организациям, ассоциациям и др. общественным структурам, к которым она принадлежит или членом которых является. Основным принципом социального действия при субсидиарной идеологии, определяющим характер поведения разнообразных субъектов в их взаимодействиях, является институт индивидуализма. В социальной философии и методологии науки индивидуализм рассматривается как совокупность философских, политических, экономических и религиозных доктрин, признающих автономность индивидуального человека в социальных действиях. В «теории институциональных матриц» (Кирдина СП Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000) индивидуализм выделяется как один из базовых институтов, т.е. глубинное постоянно воспроизводящееся социальное отношение, а сущность его заключается в том, что доминантой социального поведения в обществах с субсидиарной идеологией является ориентация личности на собственные интересы, на стремление к индивидуальной выгоде. В разнообразных социальных отношениях обособление индивидуальных интересов и признание их главенствующими является общепринятой, естественной нормой, разделяемой большинством населения. Индивидуализм как институт, как социальное отношение закрепляет приоритет индивидуального выбора по сравнению с обязанностями, вытекающими из взаимозависимости членов социального сообщества, показывает, что в конкуренции индивидуальных и социальных интересов первые, как правило, побеждают. Формой религиозного индивидуализма является, в частности, протестантизм, поскольку он выступает за прямые отношения между индивидом и Богом, не опосредованные Церковью как социальным, коллективным сообществом, и декларирует положение об индивидуальной избранности при спасении. В социологии проявлением индивидуализма может служить так называемый методологический индивидуализм, характерный для многих западных исследователей. Методологический индивидуализм представляет собой доктрину, согласно которой все социологические выводы могут строиться на основании характеристик отдельных индивидов. Данный подход возник в свое время как оппозиция Э. Дюркгейму, утверждавшему, что характеристиками индивидов в рамках социологического анализа можно с уверенностью пренебречь. В политике выражением индивидуализма служит противопоставление прав граждан власти государства, а в экономике — оправдание частной собственности и свободной конъюнктуры на рынке. Методология социально-гуманитарных наук учитывает и тот факт, что коммунитарная идеология выражает укоренившееся в обществе осознание приоритетности прав и интересов социального коллектива, общества в целом по сравнению с правами и интересами отдельной личности. Коммунитарная идеология реализуется в определенных социальных отношениях, или институтах, а также соответствующих им нормах поведения, признающих ценности достижения общего блага выше ценности достижения блага личного. Л.А. Микешина