ХАОС

Найдено 32 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ХАОС
беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Хаос
синоним случайности; состояние беспорядка и нерегулярности.

Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН

Хаос
1) отсутствие порядка, структуры, закономерности; 2) докосмическое состояние, пра-бездна, противоположная упорядоченному космосу.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

ХАОС
состояние динамической системы с наименьшей степенью упорядоченности. Понимание X. как среды с отсутствующей упорядоченностью устарело.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

Хаос
греч. сhaos) – древнегреческое космологическое понятие, обозначающее изначальное, бесформенное состояние мира. Хаосу противостоит упорядоченный космос.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Хаос
в обыкновенном употреблении — смешение, беспорядок. У древних поэтов и мыслителей беспорядочная масса вещественных стихий, предшествовавшая нынешнему устройству мира.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Хаос
(χαίνω открываю, зеваю) — в обыкновенном употреблении — смешение, беспорядок. У древних поэтов и мыслителей беспорядочная масса вещественных стихий, предшествовавшая нынешнему устройству мира.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

ХАОС
Греческая «первоматерия», из которой возник мир. В учении орфиков Хаос вместе с Эфиром представлялся порождением Хроноса; при этом считалось, что Хаос и Эфир порождали из себя некоего Андрогина, муже-женское начало, являвшееся началом всех вещей.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Хаос
важнейшая категория синергетики, отражающая независимость элементов мира, степень их свободы, стохастичность. Хаос в синергетике выступает в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, средства объединения, усложнения и гармонизации развития сложной структуры

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

ХАОС
букв. "зияющее") – неорганизованная реальность; беспорядочное, бесформенное состояние мира или каких-либо процессов; неупорядоченная бессистемность как первоначальное состояние будущей системности и определенности. Данное состояние активно изучается современной физикой, теорией систем, синергетикой и другими областями знания.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Хаос
в повседневном словоупотреблении "хаос" означает беспорядок и неразбериху; в своем терминологическом значении "хаос" используется для обозначения тонкого, сложного (выд.-В.Г.) и необычайно чувствительного порядка" [22].
В наше время появилось модное научное направление исследований - "Теория хаоса" - его возникновение и исчезновение.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Хаос
греч.) – «зияние», «разверстая пустота» – пустое пространство, существовавшее до начала мира. Порождением X. были Гея, Эреб, Эрос, Тартар, Никта. У орфиков X. – порождение вечного времени (Хроноса). Под X. орфики понимали бездну, в которой обитали Ночь и Туман. Сгустившийся Туман принял форму яйца, которое раскололось надвое, образовав Небо и Землю.

Источник: Мифологический словарь

Хаос
от греч. chaos и chainein — зиять) — 1) открытая, зияющая пропасть; 2) беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; 3) в античной космогонии — первобытное состояние, беспредельная первобытная масса или первовещество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос; 4) в переносном смысле — беспорядок, неразбериха.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ХАОС
от гр.-зиять): открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреческой космогонии – первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос. В античной мифологии и философии термин, означающий темную мощь творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла творческим, родным, хотя н страшным. Это положительный смысл хаоса. В отрицательном значении он означает жизнь, из которой изъят смысл, логос. Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное бытие.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ХАОС
(Chaos; от греч. chainein — «зиять») — открытая, зияющая пропасть (Гесиод), беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; согласно Аристотелю, воплощение «пустого пространства»; в древнегреческой космогонии — мифическое первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой «творца» мир как упорядоченный космос (см. также hyle).
Gunkel. Schöpfung u. С. in Urzeit u. Endzeit, 1895 (Repr. 1921 ); F. Börtzler. Zu den antiken C.-Kosmogonien, in: Arch. Rel. wiss., 28 (1930); F. Solmsen. C. u. Apeiron, in: Studi Ital. Filol. Class., 24 (1950); F. Lämmli. Vom C. zum Kosmos,I—II, 1962; F. Cramer. C. und Ordnung. Die komplexe Struktur des Lebendigen, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ХАОС
беспорядок, перепутанность, образование, лишенное стройности, системы; понятие, выражающее особое состояние какого-либо образования, характеризующееся отсутствием предсказуемости фаз изменения и развития, а также последствий прорекаемых процессов. В античном мировоззрении хаос противопоставлен Космосу - началу упорядоченному и гармоническому. Господство рационализма, характерное для научного мировоззрения XVII - XIX вв., отодвинуло понятие хаоса далеко на второй план; рационализм исходил из принципиальной предсказуемости («вычислимости») всех или почти всех изучаемых процессов. Возрождение понятия хаоса происходит в XX в. и связано с осознанием исключительной сложности ряда процессов и состояний. Особое значение понятие хаоса приобрело в синергетике.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Хаос
(греч. chaos) – 1. В греческой мифологии и философии: беспредельная, неупорядоченная первоначальная масса, из которой впоследствии образовалось все существующее. В переносном смысле обозначает беспорядок, неразбериху. В синергетике под хаосом понимается исходная неупорядоченность анализируемых сред. При этом под хаосом понимают не хаотическое поведение отдельных элементов, но всей системы, понятой в качестве целого. Понятия «энтропия» и «хаос» сопряжены между собой: согласно второму началу термодинамики увеличение энтропии является мерой степени беспорядка, и слово хаос в синергетике сегодня употребляется как синоним беспорядка. Считается, что хаос предшествует самоорганизации и порядку. Один из создателей и разработчиков синергетики И. Пригожин в соавторстве с И. Стенгерс озаглавил известную работу, посвященную синергетике, «Порядок из хаоса» (см. Синергетика).

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

ХАОС
от греч. зияние, разверстое пространство, пустое протяжение) – неупорядоченное,  бесформенное состояние мира до образования упорядоченного космоса.  В  досократовский философии хаос  –  начало  всякого  бытия.  Платон называет хаосом свою первоматерию. Позже хаос начинает пониматься как первозданное беспорядочное состояние элементов, но с присоединением творческого оформляющего начала. В неоплатонизме господствует концепция хаос как всепорождающего  и,  одновременно,  всеуничтожающего  начала.  Фома  Аквинский, отрицая существование материи до создания мира, под хаосом понимает пустое пространство  Аристотеля, в  котором происходит творение мира из  ничего. В Новое время естественные науки отказались признавать хаос в качестве первопотенции  мира.  Современная  наука  синергетика  понимает  хаос  как  творческое начало, условие самоорганизации или как очень сложную, ранее недоступную пониманию организацию. Xаосу противостоит порядок.

Источник: Философия науки и техники: словарь

Хаос
Хаос (Χάος) – у древних греков космогоническое понятие «зияющего» (от χάσκειν – зиять) пространства, существовавшего раньше мироздания: материальным содержанием его были туман и мрак. По учению орфиков, Хаос и Эфир возникли из безначального времени, причем под Хаосом понималась глубокая бездна, в которой обитали ночь и туман. Благодаря действию времени туман Хаоса от вращательного движения принял яйцевидную форму, вместив в средину себя эфир, причем от быстрого движения яйцо созрело и раскололось на две половины, из которых возникли земля и небо. Другие видели в Хаосе водную стихию (от χέν= лью). По Овидию, Хаос представлял собой «грубую беспорядочную громаду (moles), недвижную тяжесть, собранные в одно место разнородные начала дурно соединенных стихий», откуда выделились земля, небо, вода, густой воздух. Кроме того, под Хаосом подразумевали воздушное и туманное мировое пространство, помещающееся между небом и землей, а также наполненную мраком подземную зияющую бездну. Порождениями Хаоса в древней (Гезиодовской) космогонии считались Эреб, Ночь и Эрот (также Мойры). Н. О.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Хаос
гр. зияние, разверстое пространство, пустое протяжение) — термин античной мифологии и философии, означающий неупорядоченное, бесформенное состояние мира до упорядоченного космоса. В этом значении появляется у Гесиода (8—7 вв. до н. э.). В досократовский философии хаос — начало всякого бытия. Платон (428 или 427—348 или 347 до н. э.) называет хаосом первоматерию. Позже хаос начинает пониматься как первозданное беспорядочное состояние элементов, но с присоединением творческого оформляющего начала. В неоплатонизме господствует концепция хаоса как всепорождающего и одновременно всеуничтожающего начала. Ф. Аквинский (1225 или 1226—1274), отрицая существование материи до создания мира, под хаосом понимает пустое пространство Аристотеля (384—322 до н. э.) в котором происходит творение мира из ничего. В Новое время естественные науки отказались признавать хаос в качестве первопотенции мира. Современная наука синергетика понимает хаос как творческое начало, условие самоорганизации или как очень сложную, ранее недоступную пониманию организацию. Хаосу противостоит порядок (см. Самоорганизация, Синергетика).

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

ХАОС
бездна, великая глубь. Хаос — образ состояния мира до творения. Подобная характеристика удивительно точна: как еще можно определить содержание еще спящего вечного источника силы и обновления. Так определяли состояние мира и античная, и библейская истории. Хаос — первопричина всех вещей, «пропасть, заполненная тьмой и туманом, из которой и родилась земля». Пропасть, таким образом, превращается в некий символ, формы и образ которого непредставимы. Пропасть есть уже начало и конец мира, лежащего в темноте. Алхимики воспринимали хаос как первичную основу, материю, из которой можно творить что-то совершенно новое и оригинальное. В Древнем Египте хаос олицетворялся грифоголовой богиней Нейт, которая предшествовала всем другим богам, более известным, чем она сама. Практически в каждой религии есть своя Нейт: это и госпожа Сикамора, Акаша, Баху, Мот, Анаита Зерван Авесты, Нерва — у этрусков, Битое и т. п. С исчезновением хаоса исчезают и его богини — существа более чем удивительные и необъяснимые с точки зрения собственного существования. Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999; Роббинс P. X. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996.

Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия

Хаос
 
Состояние полного беспорядка. Часто хаосом называют исходное состояние чего‑либо, хотя с таким же успехом хаос может характеризировать и конечное состояние. Кто сказал, что за порядком всегда должно оставаться последнее слово?
На современном научном языке хаотической называют любую систему, которая способна претерпевать существенные изменения в результате малейшей модификации исходных условий и таким образом, что практически невозможно предугадать, в какую сторону пойдут эти изменения. Следовательно, подобная система является одновременно детерминированной (в теории) и непредсказуемой (на практике). Наше знание о ее актуальном состоянии никогда не бывает настолько точным, чтобы прогнозировать более или менее отдаленные во времени состояния. Метеорологи именуют подобную зависимость эффектом бабочки: если бабочка махнет крыльями где‑нибудь в Мексике, это способно вызвать ураган в Европе. Паскаль в той же связи рассуждал о носе Клеопатры: «Если б он был чуть короче, лик земли был бы иным» («Мысли», 413–162). Необходимо отметить, что при всей своей непредсказуемости (на определенном уровне) хаотические явления все же не относятся к числу иррациональных. Теории хаоса знаменуют собой не поражение, а победу человеческого разума, ибо помогают нам понять, что всего на свете нельзя ни объяснить, ни предвидеть.

Источник: Философский словарь.

ХАОС
в мифологической модели мира вселенская пустота или аморфное состояние, предшествующее творению космоса, и неорганизованное внешнее пространство, окружающее сотворенный космос.
Xаос представляли в виде мировой бездны (скандинавская Гинунгагап), мирового океана, водной стихии (египетская Нун), из к-рых возникает (или к-рая порождает) мир (ср. аккадскую прародительницу Тиамат как воплощение X.), изначальной тьмы, ночи (полинезийская По; ср. ночь как одно из первых порождений греческого Хаоса).
Для начала космогонии характерна первобытная слитность земли и неба, верха и низа, мужского и женского начал (в брачных объятиях и т. п.— ср. Священный брак, инь и ян), последующее их разделение демиургом (.богом воздуха — ср. Шу, Энлилъ, леса — Тане и т. п.); расчленение чудовища Тиамат Мардуком равнозначно превращению X. в космос (ср. представления о яйце мировом в первичном океане — см. Брахма, Хуньдунь, Пань-гу и т. п.).
Творение завершается, как правило, разграничением Xаоса и космоса — ср. скандинавские Мидгард и Утгард, внешнее пространство, связанное с царством мертвых Хель, страной великанов и т. п., греч. Тартар, окруженный медной стеной, представления о преисподней (загробном мире), заключенной в недра земли и т. п. О вторжении сил Xаоса, тьмы, смерти и разрушении ими космоса повествуют эсхатологические мифы.

Источник: Мифологический словарь. Москва. Советская Энциклопедия. 1991

ХАОС

- 1) обычно трактуется как противоположность космосу или то, что за его пределами, то, в чем невозможно обнаружить внутреннюю упорядоченность, закономерность, осмысленность. Реакцией на хаос часто становится стремление его привести в порядок, "космизировать". В древних дохристианских религиях это означало "освятить", к примеру, земли, бывшие ранее в хаосе чуждыми человеку. 2) Хаос нередко рассматривают как результат потери организации и ее распада на элементы; иногда в хаосе видят активное деструктивное начало без всяких положительных признаков. Но нельзя отождествлять хаос с чистой деструктивностью. В теориях самоорганизации некоторые виды хаоса при определенной подготовке и соответствующих внешних условиях предстают способными спонтанно порождать порядок. 3) В космизме настойчиво утверждается: глубже сил хаоса и порядка действует космическая сила любви: "Жизнь есть колебательный процесс между хаосом и порядком. Порядок часто бывает опаснее хаоса... Силы хаоса или разрушения, [несут в себе] более высокий порядок. Значит, в нем сокрыта любовь к Богу. Поэтому, если в ответ на разрушение мы увеличиваем количество любви в душе, то разрушение становится созиданием" (С.Лазарев). Разрушение может коснуться ценностей и святынь, если они ставятся человеком (или духовной традицией) выше Бога. Разрушительный разгул хаоса становится вызовом, на который человек должен дать конструктивный ответ - с полным доверием, служением и любовью к Богу. Традиции, достигшие высокой степени развитости и совершенства, упорнее всего противятся таким вызовам. (См. также: АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ И ДИОНИСИЧЕСКОЕ).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ХАОС
модель реальности, в соответствии с которой реальность представляет собой множество событий и процессов, ведущих себя случайным образом, то есть реализующих одну из бесконечного множества своих потенциальных возможностей, имеющих различную вероятность своих реализаций при различных условиях, внешнем окружении, обстоятельствах. Согласно этой модели, в основе мира лежат возможность и случай. Необходимость же или закон есть лишь название для очень редких случаев возможностей, вероятность реализации которых при определенных условиях, которые могут быть повторены неограниченное число раз, близка по значению к единице. Невозможные же события суть те, вероятность появления которых при любых условиях всегда равна нулю (логически противоречивые события). Хаос — одна из древнейших и возможно изначальных моделей объективной реальности. Ее необходимым дополнением для объяснения факта осуществления именно наблюдаемого положения дел явилось введение в конструкцию мира различного рода сверхъестественных сил (богов, демонов и т. д.), которые управляют миром возможностей, проявляя благосклонность то к одним, то к другим возможностям. Бинарной оппозицией древнейшей модели мира как «хаоса + боги» явилась более поздняя модель мира как «космоса» — упорядоченной и закономерно самоуправляемой реальности. Современная наука, вернувшись к статистическим моделям и методам описания предметов и их эволюции, исходит из модели мира как иерархии статистических систем различного вида, которые находятся друг с другом в кооперативных, резонансных (а не причинных) отношениях. Таким образом, современная научная картина мира может быть названа «самодетерминируемым хаосом» или хаосом без Бога. (См. случайность, научная картина мира, картина мира, космос).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ХАОС
греч. chaos - зиять, зев, разверстое пространство) - а) в переносном смысле: беспорядок, неразбериха; б) в греч. мифологии - беспредельная первобытная масса, из которой образовалось все сушее; в) в античной философии - всеуничтожающее начало, бесконечная протяженность, беспорядочное состояние материи, принцип разъединения и становления.
Согласно Гесиоду, X. располагается среди первопотенций наряду с Геей, Тартаром и Эросом и представляет собой пустое неизмеримое пространство, существовавшее до возникновения всех вещей; от X. произошли Эреб (олицетворение вечного мрака) и Никта (олицетворение ночи). Т. о., X., по Гесиоду, видится и как пространство, и как основа жизни - оба эти аспекта впоследствии превращаются в две различные концепции X.
Платон понимал X. как первоматерию, из которой возникают разнообразные тела; X. невидим, лишен формы и физических свойств. Аристотель толковал X. как место для любых тел, пространство. Марк Аврелий распространил понятие X. как бесконечной протяженности на "время": X. есть род вечности. Эмпедокл и Анаксагор подразумевали под X. первозданную беспорядочную смесь материальных стихий. Постепенно X. стал представать в образе двуликого Януса - единства противоположностей созидания и разрушения, развертывания и поглощения, открывания и закрывания; в нем совпадают начало и конец.
Орфики представляли себе X. как "страшную бездну". В римской литературе слово "хаос" нередко отождествляется с Аидом, поглощающим всякое оформленное целое и превращающим это целое в сплошную и бесформенную массу.
Согласно исследованиям А. Ф. Лосева, X. мыслился древними как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает; X. - вечная смерть для всего живого.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

ХАОС
греч. chaos - зияние; от chasco - разеваю) - в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках синергетического подхода, основанного на идее креативной самодостаточности X., заключающейся в способности случайных флуктуации на микроуровне порождать новые организационные порядки на уровне макроструктур (X. как фактор самоструктурирования нелинейной среды: "порядок из X.", по определению И.Пригожина и И.Стенгерс). Аналогично, в гуманитарной сфере установка на восприятие X. как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма (X. как сфера поиска первоначал бытия в раннем экспрессионизме, например: "Идиллия южных морей" Э.Х.Нольде, "Борьба форм" Марка; саморефлексия П.Клее: "Есть логика в том, что я начинаю с хаоса, и это наиболее естественное начало" и др.), развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму отношения к тексту (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая среда, открытая для бесконечного числа интерпретаций: текст (мир) как X. семан-
тических центров может быть подвергнут систематизации или означиванию, понимаемым в качестве террористического акта по отношению к исходному асемантическому пространству (см. Нарратив). Предметность реализует себя как аструктурная ризома, каждое плато которой может быть прочитано - для того, чтобы в тот же момент рассыпаться, сменившись новым (ср. с айоном античной космологии: он возникает, чтобы реализоваться и погибнуть, давая места новым айонам: "свершение, отнимающее время жизни каждого, зовется айоном" - у Аристотеля). Аналогичен концепт "тела без органов" в методологии постмодернизма: не структурно дифференцированный организм как стабильная система, но моделирующая X. целостность как "постоянно созидающая себя среда", оформляющая те или иные органы в соответствии с ритмами внешних импульсов, - "интенсивная зародышевая плазма" или "яйцо - среда чистой интенсивности" (Делез и Гваттари) - ср. с архаическо-мифологическими или позднеорфическими трактовками X. Таким образом, в современной традиции понятие X. обретает значимый общекультурный статус, а при его интерпретации на передний план выдвигаются такие семантические аспекты, как внутренняя активность и креативный потенциал. (См. Хаосмос, Космос.)

Источник: История Философии: Энциклопедия

ХАОС
в античности – изначальное состояние мира, противоположное Космосу – упорядоченному гармоническому целому. В поэме первого греческого эпического поэта Гесиода «Теогония» Х. – безграничное темное пустое пространство, существовавшее до вещей; из него возник мир и бессмертные боги. Деление мира на Х. и Космос – это формирование системы первичных жизненных ориентиров; Х. равен небытию. В древних теогониях – сказаниях о происхождении богов – отношения «порождения» останавливают свободную стихию взаимопревращения этих противоположностей, упорядоченный Космос уже не может вернуться назад, в Х. Х. занимает свое место в структуре мира, всё же сохраняя в себе возможность «иного», и служит основанием существующего.
В XX в. Х. стал рассматриваться в качестве необходимой стороны происходящего, воссоздание Х. средствами культуры – предпосылкой творческого мироощущения. В ранних работах 20-х годов А. Лосев оценивал Х. как «воссоединяющий личность с Первобытно-Единым и разрушающий всякое личное оформление». Лосев использует и другое понятие – «Хаокосмос» – как разрушение и восстановление гармонии. Хаокосмос – это «Закон и Беззаконие», «Безличность и Вселикость». Воплощением единства разрушительных сил Х. и космической гармонии Лосев считал музыку таких композиторов, как Бетховен и Лист, Вагнер и Стравинский, Скрябин и Римский-Корсаков («Музыка как предмет логики»).
Сходное понятие – «Хаосмос» – полвека спустя возникает в работах Ж. Делеза («Различие и повторение»). «Хаосмос» не тождествен древнему Х. как изначальному состоянию мира до вещей; это современное состояние мира, людей, вещей, процессов, состояний, но лишенное иерархической выстроенности. Все возможности в этом мире равноправны.
Идея взаимодействия порядка и Х. является центральной в синергетике – теории неравновесных систем. Х. обнаружили последователи школы К. Юнга в душе человека, в бессознательных, глубинных слоях его психики. Древний Х. вырвался наружу через нефигуративное искусство Дж. Поллока, П. Мондриана, П. Клее. По словам В. Кандинского, «искусство неуклонно и равномерно освобождается от природы», уходит к темной первооснове жизни.
В 80-х годах XX в. в русле постмодернистской парадигмы возникает новое направление в социально-философской сфере – «хаология» (Ж. Баландье). Она изучает процессы, происходящие в современном повседневном сознании, связанные с распадом социальных связей, с наличием «информационных шумов» – искажений в информационном поле, с усилением неуверенности и социальной неопределенности.

Источник: Краткий философский словарь.

Хаос
Новая область исследований, иногда называемая нелинейной наукой или динамическими системами; «хаос» — разговорное название. Теоретическая дисциплина со сложным математическим аппаратом, находящаяся на стыке многих наук. Хаосом интересуются физики, химики, биологи, математики, инженеры и др. Эти исследователи специализируются по системам, проявляющим турбулентность, трудно описываемым и носящим случайный характер, т. е. имеют дело с беспорядком. Однако здесь не обошлось без скептиков. Некоторые математики говорят, что теоретические методы изучения хаоса не являются строгими, основаны на ненадежных моделях и угрожают традиционным способам проверки решений. Тем не менее теория хаоса завоевала последователей и имеет своих защитников в каждом крупном университете или исследовательском центре. Эта теория предлагает подход к изучению систем, которые не поддаются описанию традиционными методами. Для многих ученых теория хаоса является еще одним способом решения очень трудных задач, которое требует свежих идей.
Со времен Ньютона ученые стремятся объяснить поведение сложной системы с помощью линейных (устанавливающих простую прямую зависимость) уравнений, которые устанавливают прямую пропорциональность между величиной, заданной на входе системы, и величиной, получаемой при этом на выходе системы. Если знать все переменные, считают они, и иметь достаточно мощный компьютер, чтобы учесть все неопределенности, то можно смоделировать (т. е. описать в математических терминах) любую систему, сколь бы сложной она ни была. Примером может быть долгосрочный прогноз погоды. Метеорологи были среди тех, кто думал, что новые суперкомпьютеры сделают долгосрочные предсказания погоды окончательно надежными, но так не произошло. Работая над компьютерными моделями погоды, метеоролог из Массачусетсского технологического института Эдуард Лоренц показал, что модели хаотических систем четко зависят от начальных условий и мельчайших, но непредсказываемых переменных параметров — иными словами, погода по самой своей сути является хаотической. В любой хаотической системе — от стремительного течения горной реки до среднегодовой численности саранчи на американском Среднем Западе — незначительное нарушение равновесия может привести к колоссальному изменению. «Очень малое возмущение, происшедшее в какое-то время, может заставить систему развиваться совсем не так, как без такого возмущения», — утверждает Лоренц. Среди ученых принято называть данное явление эффектом бабочки. Это название придумал Лоренц, когда в лекции, прочитанной им в 1970 г., он поставил перед слушателями интригующий вопрос: могло ли легкое порхание крыльев бабочки далеко в амазонских джунглях вызвать разрушительное торнадо в Техасе? Больше сведений по этой новой интересной теме можно получить из книги Джеймса Глайка «Хаос: создание новой науки» (James Gleick. Chaos: Making a New Science. — N. Y.: Viking Penguin, Inc., 1987)

Источник: Словарь научной грамотности. 1997 г.

ХАОС
греч. ???? – первичное бесформенное состояние мира, бесконечное пространство, от ????? – разверзаюсь, изрыгаю) – термин антич. мифологии и философии, означающий неупорядоченную первопотенцию мира. В своем буквальном значении выступает уже у Гесиода (Theog., 700), видящего вместе с тем в X. одну из мировых первопотенций наряду с Землей, Тартаром и Эросом (там же, 116, 123 сл.); кроме того, X. безбрачно порождает из себя супружескую пару – Эреба (мужской коррелат ночи) и Ночь. В досократовской философии Акусилай (9 в 2D11) и Ферекид (7 В 1 а) рассматривали X. как начало всякого бытия; Ферекид отождествлял X. с водой как первопотенцией. У Еврипида (TGF frg. 448 N.-S.) X. – пространство между небом и землей. У Аристофана (Av. 691–702) в его птичьей космогонии X. фигурирует в качестве первопотенции, но уже наряду с Эребом, Ночью и Тартаром, причем вместо водной или воздушной первопотенции X. выступает здесь в виде живого мифич. существа, к-рое в своем брачном союзе с Эросом порождает птиц – основу всей мировой жизни, согласно Аристофану (Nub. 424 и др.). Аристотель понимал X. как физич. место для любых тел (Phys. IV 208 b 31), Платон же ("Glossen und Scholien zur Hesiodischen Teogonie mit Prolegomena", Lpz., 1876, S. 220 Fl) называет X. свою первоматерию (ср. Plat. Tim. 50 be). Стоики рассматривают X. и как воду – в качестве первоэлемента (SVF I frg. 103–104 Arn.) и как физич. место, необходимое для существования тел (Sext. Emp. Adv. math. X 11–12); обе т. зр. совмещаются у Манилия (Astr. I, 125). У стоиков X. является, с одной стороны, предельным разрежением материи, с др. стороны, принципом разделения элементов и их животворения. О "X. времени" говорит Марк Аврелий (IV 3). Наконец, X. начинает пониматься и как первозданное беспорядочное состояние элементов (Ovid. Met. I 7–9), но с присоединением творчески оформляющего начала (Ovid. Fast. I 89–144), так что сам мировой и двуликий Янус получает название X. Эта диалектич. концепция X. как всепорождающего и одновременно всеуничтожающего начала становится господствующей в неоплатонизме (Clem. Rom. Y 3–4; PG II198; Rufin. Recogn. X 17. 30, P. G. 1429, 1436 Migne) и особенно y Симпликия (In Arist. Phys. IV 1=528, 12 Diels), Гермия Александрийского (In Plat. Phaedr. 246 e=138 11. Couvr.). У неоплатоников наряду с принципами устойчивости и неизменности X. выступает в качестве начала, производящего разъединение и становление в умопостигаемом мире (Procl. in Plat. Tim. 30 cd=1 428, 4 D. Damasc. 1 318, 12 Rue.). В трагедиях Сенеки неоднократно встречаются взывания страдающих и гибнущих героев к всепоглощающему X. (Thyest., 830–835, 1009; Oct. 391; Тrо 400, Неrc. Oet., 47, 1115, 1134; Med., 9, 741, Herc. F. 610, 677, 1108; Oed. 572, Pfaedr. 1238). Итак, X., совмещающий в себе принципы универс. порождения и универс. поглощения, является излюбленным образом антич. философии на протяжении всей ее истории. Лит.: В?rtzler F., Zu den antiken Chaoskosmogonien, "Archiv f?r Religionswissenschaft", 1930, Bd 28, S. 253–68; Lossew ?. F., Chaos antyczny, "Meander", 1957, No 9, s. 283–93. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ХАОС
Греч.) Бездна, "Великая Глубь". В Египте она олицетворялась
Богиней Неит, предшествовавшей всем богам. Как говорит Деверка,
"единственный Бог, без формы и пола, давший сам себе жизнь, и без
оплодотворения, обожествлен в форме Девы-Матери". Она есть
грифоголовая Богиня, найденная в древнейшем периоде Абидоса,
который относится, согласно Мариетт Бей, к первой Династии, что
придало бы ей возраст - даже по свидетельству укорачивающих сроки
востоковедов - приблизительно 7000 лет. Как нам сообщает м-р
Бонвик в своем превосходном труде о египетских верованиях -
"Неит, Нут, Непт, Нук (по разному читаемые ее имена!) является
философской концепцией, более достойной девятнадцатого столетия
христианской эры, чем тридцать девятого до этой эры или еще более
раннего". И он добавляет: "Неит или Нут есть ни больше, ни меньше
как Великая Матерь, и все же Непорочная Дева, или женский Бог, от
которого все произошло". Неит есть "Отец-матерь" Станц "Тайной
Доктрины", Свабхават северных буддистов, поистине, непорочная
Матерь, прототип всех позднейших "Дев"; ибо, как говорит Шарп:
"Праздник Сретения - в честь богини Неит - до сих пор отмечен в
наших календарях как день сретения, или Очищения Девы Марии", а
Боржар говорит о "Концепции Непорочности Девы, которая может
впредь - так же как и египетская Минерва, таинственная Неит -
гордиться тем, что произошла сама от себя и что дала жизнь Богу."
Пусть тот, кто стал бы отрицать действие циклов и повторений
событий, прочтет, кем была Неит 7 000 лет тому назад в концепции
египетских Посвященных, старавшихся популяризовать философию,
слишком абстрактную для масс; и затем вспомнит тему диспута
Собора в Эфесе в 431 году, когда Мария была провозглашена Матерью
Бога, и концепцию ее Непорочности, навязанную Миру - как бы
приказом Бога - Папой и Собором в 1858 году. Неит есть Свабхават,
и также ведическая Адити и пураническая Акаша, ибо "она есть
не только небесный свод, или эфир, но представлена появляющейся в
дереве, от которого она дает плод Древа Жизни (как бы еще одна
Ева), или проливает на своих поклонников немного божественной
воды жизни". Отсюда она получила излюбленное название "Госпожа
Сикамора" - эпитет, данный другой Деве (Бонвик). Сходство
становится еще более явным, когда мы находим Неит на древних
изображениях предоставленной как Матерь, обнимающая бога с
головой овна, "Агнца". Древняя стела провозглашает ее как "Неит,
лучезарную, породившую богов" - включая Солнце, ибо Адити есть
матерь Мартанды, Солнца - одного из Адитьев. Она есть Наус,
небесная ладья, вследствие чего мы находим ее на носу египетских
лодок, подобно как Дидону - на носу кораблей финикийских
мореходов, и тотчас мы получаем Деву Марию - от Мар, "Море",
названную "Девой Моря" и "Госпожей Покровительницей" всех
римско-католических моряков. Бонвик цитирует преп. Сейса,
объясняющего ее как принцип в вавилонском Баху (Хаос, или
беспорядок), то есть "просто Хаос Возникновения... и, видимо,
также и Мот, изначальная субстанция, которая была матерью всех
богов". Кажется, что ученый профессор вспомнил Навуходоносора,
так как тот оставил следующее свидетельство на клинописном языке,
"Я построил храм Великой Богине, моей Матери". Мы можем закончить
словами м-ра Бонвика, с которыми мы полностью согласны: "Она
(Неит) есть Зеруана Авесты, время без пределов". Она - Нерфа
этрусков, полу-женщина, полу-рыба" (отсюда связь Девы Марии с
рыбой и созвездием Рыб), о которой сказано: "Благодаря святой,
благой Нерфе плавание благополучно. Она есть Битос гностиков,
Один неоплатоников, Все немецких метафизиков, Анаита Ассирии".

Источник: Теософский словарь

ХАОС
ХАОС, в др.-греч. мифологии, поэзии и философии - докосмическое состояние, зияющая пра-бездна (от др.-греч. ?????, ????? - зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному, упорядоченному космосу. Впервые слово «хаос» встречается у Гесиода: «Прежде всего возник Хаос» («Теогония» 116). Согласно Гесиодовой космогонии, облеченной в образы мифологической генеалогии, Хаос, будучи чистым отрицанием, порождает столь же негативные силы: черный Мрак и Ночь. Он возникает первым, но не является ни творческим первоначалом, порождающим космос, ни материалом для Вселенной, а образует лишь пространство для развертывания позитивных сил — Геи-Земли и Эроса-Любви, которые зарождаются не из него, а наряду с ним и после него. Аристотель отождествляет хаос с местом, или пространством, отмечая, что Гесиод был прав, делая хаос первым, ибо все вещи должны находиться где-нибудь; пространство, «то, без чего не существует ничего другого, а оно без другого существует, необходимо должно быть первым» («Физика» 209Ь31).     У позднейших греческих философов слово «хаос» может означать бесконечное пространство (в частности, у Плотина и Секста Эмпирика). У поэтов хаос иногда обозначает просто тьму; иногда употребляется в конкретном значении - широко разинутой глотки (голодного крокодила или волка). Аристофан («Облака» 627 и др.) называет хаосом воздушное пространство между небом и землей; Хаос часто отождествляется с Тартаром (Платон, «Аксиох» 37le) — подземной бездной, безвозвратно поглощающей все некогда живое и символизирующей смерть. Другое подземное царство смерти — Аид - мыслится как расположенное ближе к земле; там умершие еще продолжают как-то существовать, хотя бы в виде теней; Тартар - «бездна полного небытия, из которой нет возврата». У Марка Аврелия хаос - это бездна времени, «бесконечная в обе стороны вечность», беспредельная ненасытность, неумолимо поглощающая все сущее («К себе самому» IV 3), ср. в греч. мифологии: Время-Кронос пожирает всех своих детей. В позднем пифагореизме хаосом называют Единое, желая подчеркнуть его непознаваемость и тьму («Теологумены арифметики», 6).     Наряду с пониманием хаоса как зияния, бесконечного пространства, тьмы и всепоглощающей бездны, восходящим к Гесиоду, уже у некоторых философов-досократиков (Акусилай, Ферекид) и в особенности у стоиков встречается другая трактовка хаоса - как неупорядоченного первовещест-ва, из которого случайно или под воздействием неких противоборствующих или упорядочивающих сил сложился мир. В этом случае слово «хаос» этимологически выводится не из ??????? - зиять, а из xeetv - лить (в частности, у Зенона Китийского, SVF I 103) и означает первоначало Вселенной, чаще всего, в соответствии с новой этимологией, воду. Это первоначало, как и ге-сиодовско-аристотелевский хаос, бесконечно и с возникновением космоса не исчезает, служа для него местом; в отличие же от хаоса-зияния хаос-пер-вовещество не пуст (это, по стоикам, очень разреженное вещество, которое сгущается под воздействием вихря и образует Вселенную) и не бесплоден, но наделен некой творческой потенцией. По отношению к уже существующему космосу стоический хаос не представляет собой ненасытную пустую бездну или бесконечную энтропию, а является своего рода кладовой перво-вещества, подпитывающей космос.     В христианской литературе понимание хаоса опосредовано библейской экзегезой. В Книге Бытия 1:2 говорится о «тьме над бездною», бывшей до творения мира. Эта «бездна» (t?h wa b?h, пер. Септуагинты ???????) по своему значению (темная, бездонная, страшная пустота) исключительно близка к греческому понятию хаоса и отождествляется с ним (по крайней мере, со времен Августина, «Комментарий на Бытие» 34, 224; «Исповедь» XII 21). Однако учение о творении из ничего лишает ее всякой космогонической значимости как в качестве места мира, так и в качестве его перво-материи. Эта бездна не исчезла и по сотворении мира, продолжая существовать в виде ада. Кроме того, хаос приобретает у христианских экзегетов и эсхатологическое значение, поскольку в «Апокалипсисе» 17:8 говорится, что в конце времен «зверь выйдет из бездны» (???????).     В средневековой философии и космологии (Калкидий, Василий Великий, Беда, Фома Аквинский) распространено учение о двух материях: 1) первичная materia, невещественная, пустое пространство или чистая потенция, в которой творится мир и существование которой опровергают большинство христианских учителей, и 2) silva - вторичная материя, разреженная и беспорядочно движущаяся масса первоэлементов вещества, результат первого акта творения, хаотическое состояние, предшествующее появлению оформленных тел. Существование этой последней не противоречит христианскому миропониманию. Средневековые мыслители отождествляют ее с хаосом древних («беспорядочное смешение телесной твари, которое древние звали Хаосом» и которое, по убеждению Фомы, действительно было первым состоянием Вселенной, но первым не по времени, а только по порядку, логически, «Сумма теологии» XI 8). Очевидна связь первого понятия, materia, с гесиодово-аристотелевским хаосом и понятием материи в платонизме, а второго, silva, с хаосом стоиков. Именно от этого последнего ведет свою историю современное понимание хаоса как первобытного беспорядка.     Лит.: ЛОСЕВ, ИАЭ VIII. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. М., 1994, с. 334-342; Светлов Э. Хаос и Логос, - Магизм и единобожие. Брюссель, 1971; GunkelH. Sch?pfung und Chaos in Urzeit und Endzeit. Gott., 1895 (19212).     Т. Ю. БОРОДАЙ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.70 мб

О триаде система-элемент-хаос

Булычев Игорь Ильич
The article discusses the idea of transforming the unity of the two categories system-element into the organic synthesis system-element-chaos.
Читать PDF
263.42 кб

Революции или управляемый хаос?

Гобозов Иван Аршакович
Читать PDF
148.41 кб

99. 02. 028. Дерамэ П. Интернет: культурный хаос или вектор познания? Deramaix P. Internet: сhaos cu

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
103.24 кб

2002. 03. 005. Ньюмен Д. В. Хаос, эмердженция и психофизическая проблема. Newman D. V. chaos, emerge

Эрекаев В. Д.
Читать PDF
300.95 кб

Г. А. Ткаченко. Хаос и космос в традиционной китайской космологии и антропологии

Гудимова С. А.
Читать PDF
640.80 кб

Хаос и порядок дискретных систем в свете синергетической теории информации

Вяткин Виктор Борисович
С помощью синергетической теории информации проведена оценка хаоса и порядка в структуре таких систем как электронные системы атомов, белковые молекулы, паутины пауков, поэтические произведения.
Читать PDF
376.04 кб

Онтологический хаос в концепции Ф. Джеймисона

Максимова Марина Валерьевна
Статья посвящена проблеме осмысления современного онтологического и когнитивного пространства, отличающегося высоким уровнем хаотической нестабильности явлений и процессов.
Читать PDF
198.33 кб

Дискурс и хаос. Проблема титулярного советника Голядкина

Касавин Илья Теодорович
Задача данной статьи в том, чтобы проанализировать на конкретном примере повести Ф.М. Достоевского «Двойник» связь тех популярных сегодня понятий, которые обозначаются терминами «дискурс» и «хаос».
Читать PDF
619.86 кб

Политическое время: нетривиальная онтология, нелинейность, хаос

Пилипенко Елена Александровна
Определяется онтологическая значимость политического времени. Показано, что политическое время это антропное, интерсубъективное время, обладающее специфическими, а не универсальными онтологическими свойствами.
Читать PDF
507.08 кб

Взаимосвязь понятий «Хаос» и «Зло» в истории философской мысли

Кулик Александр Викторович
Анализируются примеры этической трактовки понятия «хаос» такими философами, как Плотин, С. Кьеркегор, В. Соловьев, М. Шелер, Н. Бердяев.
Читать PDF
1.14 мб

Хаос скептической мысли и символический порядок

Воронина Наталья Николаевна, Ткачев Андрей Николаевич
Данная статья посвящена проблеме соотношения сомнения и порядка в мировоззрении. Рассматривается роль скепсиса, как порождающего неопределенность и хаос.
Читать PDF
942.34 кб

Социальный порядок и хаос – динамическое равновесие (синергетический подход)

Овшинов Алексей Николаевич
Существенная роль архаического представления о феномене «хаос» в структуре сознания делает понятным то значение, которое термин «хаос» имеет в социальной философии и социологии.
Читать PDF
339.30 кб

ХАОС versus ПОРЯДОК ЯК КОНТРОВЕРЗА МИСЛЕННЯ У КРИЗОВІЙ КУЛЬТУРІ. ЧАСТИНА І

Людмила Горбунова
На етапі історії, що пов'язується із кінцемXIX— початком XXI століть, цивілізація вступила в період звільнення від ключових детермінацій колишнього соціального порядку і через хаотизацію соціокультурних цілісностей проривається до
Читать PDF
431.04 кб

Трансформация концепта «Хаос» в истории культуры

Волошинов Александр Викторович, Табоякова Юлия Викторовна
В статье рассмотрена трансформация концепта «хаос», начиная с античной культуры и заканчивая современной постнеклассической наукой. В греческой мифологии хаос это зияющая бездна, из которой произошло все сущее.
Читать PDF
170.25 кб

Хаос жизни и космос смысла

Филиппова Ирина Юрьевна
В статье рассматривается проблема определения смысложизненных ориентиров и перспектив духовно-нравственного совершенствования человека и общества в пространстве современной культуры.

Похожие термины:

  • ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ ХАОС

    одно из фундаментальных понятий синергетики как науки о самоорганизующихся статистических системах (ансамблях). Исходным понятием и элементом любой статистической системы является случайное, н
  • Динамический хаос

    нерегулярное или хаотическое поведение простой системы, подчиняющейся регулярным, неслучайным динамическим законам; рождение случайного из неслучайного. При этом система должна быть нелинейной
  • ХАОС в древнегреческой мифологии, поэзии и философии

    докосмическое состояние, зияющая пра-бездна (от греч. зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному, упорядоченному космосу. Впер
  • ЭРОС-ЛОГОС-ХАОС

    Оно", отсубъективный абсолют (абсолют со стороны субъекта), который выражается в триединстве Эроса - запредельного положительного ощущения, Хаоса - запредельного отрицательного ощущения и Логоса -
  • Космос и хаос

    (греч. kosmos и chaos) – категории, отражающие общую организацию бытия любого сущего. В античной философии сложилось представление о К. и Х. как порядке и беспорядке в мире в целом. В христианской философ