целостный устойчивый образ психики или сознания.
Гештальт
Гештальт
Источник: Аналитическая философия (глоссарий)
ГЕШТАЛЬТ
(от нем. Gestalt форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма восприятия предмета.
Гештальт
нем. Gestalt – форма, образ, облик) – главное понятие гештальтпсихологии - науки о человеческой психике, основанной на принципе целостности (целостного образа) при анализе психических явлений.
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
ГЕШТАЛЬТ
(нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура) — функциональная структура, упорядочивающая многообразие отд. явлений. Понятие «Г.» появилось при изучении сенсорных образований, когда возникла необходимость отграничить от входящих в их состав отд. компонентов (ощущений) способ их структурирования. Этот способ и стал пониматься как Г. Изучение з-нов Г. гештальт-психология определила как гл. задачу. Были выделены следующие з-ны Г.: 1) тяготение частей к образованию симметричного целого; 2) группировка этих частей в направлении макс. простоты, близости, равновесия; 3) прегнантность — тенденция психич. феноменов принимать более опред., отчетливую и завершенную форму. Н.Д.Наумов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Гештальт
от нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов; в переносном смысле употребляется по отношению к психическим и культурно-историческим образованиям, части которых определяются целым и которые в то же время взаимно поддерживают и определяют друг друга; образования, чьи существенные свойства нельзя понять путем простого суммирования их частей. В психологии полагают, что душа по своей сущности способна формировать гештальты, так что высокоразвитые структуры сознания имеют тенденцию к завершенности, единству, правильности, к симметрии в пространстве, к законченности всех кривых, к четкости, если угодно, к наилучшему чувственному оформлению внутри сферы наглядного.
ГЕШТАЛЬТ
(Gestalt) — целостная, пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов; в переносном смысле употребляется также по отношению к психическим и культурно-историческим образованиям: образования, части которых определяются целым, в котором все они взаимно поддерживают и обусловливают друг друга; образования, существенные свойства которых нельзя понять путем суммирования свойств их частей, так как вне последних имеют место еще гештальт-качества самих этих образований. Например, в случае акустического гештальт-образования какой-либо мелодии, вне которой имеют место также ее «комплексные качества» (см. Чувство). Душа по своей сущности способна формировать гештальты. Высокоразвитые структуры сознания имеют тенденцию к завершенности, единству, простоте, правильности, к симметрии и включению в предпочитаемые пространственные направления (вертикальное и горизонтальное), к законченности всех кривых, короче говоря, к четкости, к наилучшему чувственному оформлению внутри сферы наглядного. Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, каждая из которых в свою очередь является частью общей целостности сознания с признаками ограниченности и расчлененности, которая (общая целостность сознания) выступает в себе завершенной структурой, состоящей из относящихся к целому членов, более или менее отличных друг от друга. Ограничение (контур), являющееся основой гештальта, характеризуется степенью резкости и замкнутостью или открытостью очертаний «контура». Связь членов гештальта может быть слабой или тесной, свободной или плотной (см. также Система отношений). Согласно положению о том, что части гештальта определяются целым, в случае если меняется часть, положение или свойство целого, меняются и все другие части, положения или свойства (см. также Микрофизика). При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы. Значение может быть распределено так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах), или (что встречается чаще) так, что результатом иерархического распределения важности оказывается своего рода гештальт-доминанта: целое в большей или меньшей степени центрировано (например, центр гештальта человека — его лицо, центр гештальта лица — глаза) или направлено к какому-нибудь доминирующему конечному пункту (например, гештальт дерева — к вершине). Члены гештальта бывают различных рангов (так, например, в круге: 1) центр; 2) точка на окружности; 3) любая точка внутри круга), выступают как основные или второстепенные части. Там, где центр еще не установился, его передвижение может сильно изменить характер гештальта, как, например, при перемене основного тона аккорда. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (как, например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например основание колонны), или как направляющая точка (как, например, острие стрелы). Из того факта, что душа способна формировать гештальты, вытекает закон «хорошего» гештальта, провозглашавший, согласно Метцгеру (Metzger. Psychologie, 1941), следующее: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось» (пример: построение «картины» звездного неба путем выбора таких звезд, которые легче всего сливаются в более или менее «хорошие» гештальты). Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник «рассматривается» как равносторонний, почти прямой угол
как прямой ит. д., см. Понятие). Даже там, где человек вмешивается в физическую действительность с целью изменить ее (требуемый гештальт)
в том случае, если нужно не просто разрушить или уничтожить что-нибудь, — вмешательство происходит всегда таким образом, что получающиеся восприятия более или менее бессознательно изменяются в направлении хорошего или наилучшего гештальта.
М. Wertheimer. Experimentelle Studien überdas Sehen von Bewegung, in: Zt. für Psychologie 61 (1912); W. Köhler. -Probleme u. Anfänge einer G.theorie, 1922; Georg E. Müller. Komplextheorie u. G.theorie, 1923; E. Jaensch, L. Grünhut. Über G.psychologie u. G.theorie, 1929; F. Krueger/Sander (Hgg.). G. und Sinn, 1932; K. Koffka. Principles of G.Psychology, New York, 1935; K. Bühler. Das G.prinzip im Leben des Menschen und der Tiere, 1960; R. Hönigswald. Wiss. und Kunst, 1961; A. Gobar. Philosophie Foundations of Genetic Psychology and G.Psychology. Den Haag, 1968; W. Köhler. Die Aufgabe der G.-Psychologie, 1971; S. Ertel, L. Kemmler, M. Stadler (Hgg.). G.theorie in der modernen Psychologie, 1975 (mit Bibi.); B. Smith (Hg.). Foundations of G.theory, München, 1988.
как прямой ит. д., см. Понятие). Даже там, где человек вмешивается в физическую действительность с целью изменить ее (требуемый гештальт)
в том случае, если нужно не просто разрушить или уничтожить что-нибудь, — вмешательство происходит всегда таким образом, что получающиеся восприятия более или менее бессознательно изменяются в направлении хорошего или наилучшего гештальта.
М. Wertheimer. Experimentelle Studien überdas Sehen von Bewegung, in: Zt. für Psychologie 61 (1912); W. Köhler. -Probleme u. Anfänge einer G.theorie, 1922; Georg E. Müller. Komplextheorie u. G.theorie, 1923; E. Jaensch, L. Grünhut. Über G.psychologie u. G.theorie, 1929; F. Krueger/Sander (Hgg.). G. und Sinn, 1932; K. Koffka. Principles of G.Psychology, New York, 1935; K. Bühler. Das G.prinzip im Leben des Menschen und der Tiere, 1960; R. Hönigswald. Wiss. und Kunst, 1961; A. Gobar. Philosophie Foundations of Genetic Psychology and G.Psychology. Den Haag, 1968; W. Köhler. Die Aufgabe der G.-Psychologie, 1971; S. Ertel, L. Kemmler, M. Stadler (Hgg.). G.theorie in der modernen Psychologie, 1975 (mit Bibi.); B. Smith (Hg.). Foundations of G.theory, München, 1988.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961