ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Гештальт-психология

от гештальт и психология) — одно из ведущих направлений в современной психологии, основывающееся на тезисе о принципиальной несводимости целого (характеристика которого была названа «геш-тальткачеством») к сумме составляющих его частей. В учении утверждается, что целое вообще нечто другое, нежели сумма его частей, выделяемых из него посредством обособления, и что первичным и основным элементом психики являются психические структуры, целостные образования (гештальты).

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
от нем.-форма, организация, образ, структура): представители данного направления в современной психологии ученые, в отличие от бихевиористов, главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека. Они обосновывают целостный характер психологического восприятия человеком явлений действительности. Как утверждают представители гештальтпсихологии, любой образ человек видит как целостную фигуру. Если в данной фигуре он не видит каких-то частей, то достраивает их в своем воображении. Учение о целостном и организованном характере человеческого мышления весьма важно для его понимания и уяснения роли в практической деятельности людей, в том числе в деловом общении.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

нем. Gestalt — форма, целостность) — идеалистическое сенсуалистическое направление совр. зарубежной психологии, возникшее в Германии в 1912 г. Предшественником Г. является X. фон Эренфельс (1859—1932). Гл. представители: М. Вертхеймер (1880—1944), В. Келер (1887—1967) и К. Коффка (1886—1941). Философская основа — гуссерлианство и махизм. В противоположность ассоциативной психологии Г. первичными и осн. элементами психики считает не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования, или “гештальты”. Их формирование, согласно Г., подчиняется якобы внутренне присущей психике способности образовывать простые, симметричные, замкнутые фигуры. Теория Т. покоится на отрыве индивида от внешней среды и его практической деятельности. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными “законами”, что приводит их к идеализму. Позднее идеи Г. (особенно понятие “гештальт”) были распространены на область физических, физиологических и даже экономических явлений. Теоретическая несостоятельность Г. была показана психологами-материалистами (Л. С. Выготским и др.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
шк. совр. психологии, в к-рой первичным и осн. элементом психики считаются психич. структуры, целостные образования (гештальты). Осн. представители: Х.Эренфельс, В.Келер, К.Коффка, М.Вертхаймер, В.Бенусси, А.Мейнонг. Для Г.-П. характерно преувеличение роли формы в псих. деятельности, неистор. понимание психики. Согл. Г.-П. предметы воспринимаются чувствами не в виде отд. объектов, к-рые должны интегрироваться либо сознанием, как полагают структуралисты, либо механизмами обусловливания, как утверждают бихевиористы. Мир состоит из организованных форм, и восприятие мира тоже организовано: воспринимается некое организованное целое, а не просто сумма его частей. Возможно, что механизмы такой организации восприятий существуют еще до рождения — это предположение подтверждается нек-рыми наблюдениями. Идеи Г.-П. оказались весьма эвристичными — по сути, был открыт новый способ психол. мышления. Хотя в «чистом» виде это направление ныне практически не представлено, а ряд положений обесценился (напр., было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего его значением в культуре и практике конкретного человека), мн. идеи оказали глубокое влияние на развитие и возникновение ряда психол. направлений. Идея целостности проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в Г.-П. во мн. определили идею проблемного обучения. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

от нем. Gestalt - форма, образ, облик, конфигурация), одно из ведущих направлений в зап.-европ., особенно нем., психологии 1920-30-х гг., к-рое в противовес атомизму интроспективной психологии (В. Вундт, Э. Б. Титченер) подчеркивало целостный и структурный характер психич. образований. Осн. представители Г.: М. Вертхеймер, В. Келер, К. Коффка, а также во многом близкие к ним К. Левин, К. Гольдштейн, X. Груле, К. Дункер и др. Сложившись первоначально на основе исследования зрит, восприятия, Г. распространила затем свои идеи на изучение мышления, памяти, действия, личности и социальной группы.
Тезис о принципиальной несводимости целого к сумме составляющих его частей был выдвинут в кон. 19 в. австр. искусствоведом X. Эренфельсом в противовес господствовавшим в то время представлениям ассоцианизма. Специфич. характеристика целого была названа Эренфельсом «геттальткачеством» переживания; она может сохраняться при изменении всех отд. частей (напр., одна и та же мелодия может быть проиграна в разных тональностях или на разной «высоте» и т. п.) и, наоборот, теряться при их сохранении (напр., мелодия, проигранная «с конца») - т. н. критерии гешталь-та, по Эренфельсу. Следующий шаг в развитии Г. (Вертхеймер, 1912) состоял в демонстрации того, что целое вообще нечто другое, нежели сумма «частей», к-рые выделяются из него посредством «изоляции» (обособления). Далее в работах Келера и Вертхеймера было показано, что части целого в собственном смысле суть «функции» или «роли» в нем, т. е. целое имеет функциональную структуру. Структура эта обладает динамич. характером, всякий гештальт под действием внутр. сил (к-рые порождают, поддерживают и восстанавливают определ. тип его организации, а также производят
его реорганизацию) стремится перейти в состояние максимально возможного при данных условиях равновесия. Это состояние характеризуется предельно достижимой црегнантностью (от нем. pragnant - четкий, выразительный) организации гештальта, т. е. ее простотой, правильностью, завершенностью, выразительностью и осмысленностью. В качестве языка для описания гештальтов был использован заимствованный из физики аппарат теории поля (Келер, 1920), а затем - теории «открытых систем» (Келер, 1958).
Выдвинутый Г. принцип целостности при анализе психич. явлений был воспринят в последующем развитии психологии; при этом были подвергнуты критике известный физикализм общей концепции Г., игнорирование ею культурно-историч. характера человеч. психики.

Источник: Советский философский словарь

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ
одно из ведущих направлений в западной психологии. Появилось в конце 19 в. в Германии и Австрии. Для объяснения явлений психической, жизни Г. взяла на вооружение принцип целостности, несводимости элементов психической жизни к простой сумме ее составляющих. Это ключевое положение было зафиксировано в активном использовании понятия "гештальт" (немец. Gestalt - образ, структура, целостная форма, которое также близко к понятиям "паттерн" и "конфигурация"). Впервые феномен "гештальта" был выявлен при исследовании стробоскопического движения в 1912 М. Вертхаймером совместно с В. Келером и К. Коффкой, ставшими позже также центральными фигурами в Г. Иллюзия движения двух последовательно вспыхивающих точек ими впервые была объяснена наличием целостного перцептивного поля. Воспринимаемое движение являлось функцией неизолированных стимулов и зависело от их взаимоотношения в рамках определенного гештальта. Первоначально наиболее активно исследования велись в области восприятия с целью выявления его целостного характера. Для объяснения ряда феноменов, выявленных в ходе этих работ, были введены в психологию такие понятия, как фигура и фон, прегнантность фигуры, законы прегнантности и др. В 20-40-х 20 в. Г. стала применяться для изучения интеллектуальной сферы животных (Келер) и творческого мышления человека (Вертхаймер). Экспериментальные исследования гештальт-психологов (Келер, Вертхаймер, Дункер) выявили один из главных механизмов мышления - обнаружение новых сторон предметов путем мысленного их включения в новые связи и отношения путем их переструктурирования и придания им прегнантности. В 30-40-х при описании групповых процессов и объяснении закономерностей групповой динамики К. Левин исходил из законов "организм - среда" таким образом, чтобы его актуальные потребности удовлетворились. Ф. Перле создал модель психологического роста, в основу которой положено определение психологического здоровья как наличия у индивида способности и энергии для перехода от опоры на среду к опоре на себя и к саморегулированию. Психологический рост может проходить по-разному. Это прежде всего завершение (проживание "здесь и теперь") незавершенных ситуаций или гештальтов с помощью терапевта. Он совершается и при последовательном прохождении индивидом пяти невротических уровней; клише, игр, тупика, внутреннего взрыва, внешнего взрыва. В ходе взаимодействия с клиентом терапевт должен помочь ему восстановить границы контакта путем работы с невротическими механизмами, препятствующими росту: проекцией, интроекцией, ретрофлексией и конфлюенцией. Психологический рост непосредственно связан с расширением зон самосознавания, со способностью человека жить в этом потоке сознавания, находиться на континууме сознавания, т.е. осознавать собственный опыт, свои ощущения чувства, мысли, желания, каждое мгновение своей жизни, переходя от одного фрагмента "здесь и теперь" к следующему и т.д. В Г. считается, что сознавание уже само по себе обладает позитивной, оздоравливающей силой. Поэтому Перле и целый ряд его последователей (П. Гудмэн, Р. Хефферлин, К. Наранхо, Дж. Энрайт и др.) постоянно пытались и пытаются расширить арсенал процедур и упражнений, направленных на активизацию сознавания, формируя на базе Г. методы гештальт-терапии (см. Гештальт-терапия).
С.С. Харин

Источник: Новейший философский словарь

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

от нем. Gestalt — структура, образ, форма, конфигурация) — одно из влиятельных направлений в психологии пер. пол. 20 в. Сформировалось под непосредственным влиянием филос. феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит целостный, непосредственный характер, а в его основе лежат интенции субъекта. Др. источником идей Г. являются исследования австр. психолога X. фон Эренфельса, ученика Ф. Брентано, которому удалось открыть не сводимые к сумме элементов гештальт-качества. Впервые принципы Г. были сформулированы М. Вертхаймером в статье “Экспериментальное исследование движения” (1912) как альтернатива структурализму и бихевиоризму. Представители этого направления — Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин и др. — исходили из предположения, что сложные психологические феномены нельзя разложить на простые ментальные компоненты (структурализм) или цепи стимул — реакция (бихевиоризм). Они доказывали, что адекватное объяснение
интеллектуального поведения требует ссылки на внутренние состояния психики и врожденные сложноор-ганизованные когнитивные структуры, которые формируют наш перцептивный опыт и знание о мире, Свои гипотезы гештальтисты стремились подкрепить многочисленными экспериментальными данными (феномен стробоскопического движения и др.). Согласно их взглядам, наше перцептивное восприятие является целостным, активным и конструктивным процессом, строящимся на динамическом отношении между двумя элементами — воспринимаемой формой (структурой, гештальтом) и фоном (полем восприятия). Форма всегда доминирует, оставаясь при этом неразрывно связанной с менее четко воспринимаемым фоном, на котором она выделяется. Интенция наблюдателя спонтанно связывает форму и фон. Гештальтисты открыли лежащий в основе, восприятия закон “хорошей формы”, названный Вертхаймером “законом прегнантности”, который предрасполагает к выбору наиболее простых, четких, упорядоченных и осмысленных форм.
Мышление Г. также рассматривали как активный конструктивный процесс. Вертхаймер различал продуктивное и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление предполагает понимание структурных отношений, присущих проблеме или ситуации, сопровождающееся интеграцией соответствующих частей в динамическое целое. Напротив, репродуктивное мышление сводится лишь к слепому повторению усвоенных реакций применительно к отдельным частям целого. Этот тип мышления не порождает инсайта (Insight — понимание), определенного Келером как закрытие психологического поля, где все элементы интегрируются в целостную структуру. Наиболее систематический и прагматический подход к мышлению как решению задач с позиции Г. был разработан К. Дункером, который требовал от испытуемых “думать вслух”, настаивая на необходимости вербализации любой мысли. На основе полученных устных и письменных протоколов Дункер пришел к выводу, что процедуры решения задач могут быть формализованы как поиск средств решения конфликтов между текущими ситуациями и ситуациями, отвечающими желаемым целям. Результаты мыслительных операций он рассматривал как совокупность тесно интегрирован- ных внутренних репрезентаций, которые детализиру- ют находящиеся в противоречии элементы проблем- ной ситуации. Соответственно, понимание и инсайт определялись им как внутренние когнитивные состо- яния субъекта, зависящие от качества репрезентаций. Исследования Дункера ясно показали, что при решении проблем субъекты формировали планы, генерировали цели и разрабатывали стратегии, основанные на приобретенном знании. Он также выдвинул концепцию “функциональной закрепленности”, которая утверждала, что объекты и идеи вместе с закрепленными за ними функциями становятся частью ситуации
по решению задачи, и эта установка препятствует их новому применению.
Гештальтпсихологи внесли большой вклад в развитие психологии прежде всего своими экспериментальными исследованиями особенностей стратегии пространственно-образного, правополушарного мышления и др. явлений, которые нельзя было объяснить с помощью структуралистских и бихевиористских моделей. Однако им не удалось создать какой-то универсальной, последовательной и проверяемой теории. Инструментальные средства и методы, необходимые для адекватного исследования сложных когнитивных функций — восприятия, мышления, решения задач и т.д. — были разработаны позднее в кибернетике, теории информации и компьютерной науке (информатике). Выделив дальнейшее поле исследований, Г. в каком-то смысле предвосхитила революцию в когнитивной науке. Концепции тештальтпсихологов получили широкое применение в различных областях философии и прежде всего в эпистемологии и философии науки для объяснения специфики неявного, личностного знания, механизмов роста научных знаний и научных революций (М. Полани, Т. Кун, П. Фейер-абенд, Н. Хэнсон и др.). О Kuhler W. Gestalt Psychology. New York, 1947. И. П. Меркулов

Источник: Философия: энциклопедический словарь

ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

от нем. Gestalt – образ, структура, целостная форма) – одно из направлений идеалистич. психологии, возникшее в Германии в 1-й четверти 20 в. и выдвинувшее в качестве осн. объясняющего принципа психологии целостное объединение элементов психич. жизни, несводимое к сумме составляющих, – "гештальт". Филос. основой Г. послужили феноменология Гуссерля, махизм, а также т.н. "философия формы", получившая свое развитие в конце 20-х гг. в работах Г. Фридмана о "морфологическом идеализме". Теория Г. тесно связана также с идеалистич. трактовкой эстетики изобразит. иск-ва (А. Гильдебранд). Подобно другим развившимся в то время направлениям психологии (вюрцбургской школе мышления, лейпцигской школе целостной психологии, бихевиоризму), возникновение Г. явилось реакцией на ассоцианизм (см. Ассоциативная психология) и в какой-то мере на "физиологическую" психологию и способствовало усилению наметившейся тогда дезинтеграции бурж. психологии (начало т.н. кризиса психологии). Приобретавшая все большее распространение идея целостности реализовалась в Г. как целостность динамич. ситуации и ее формальной структуры. Понятие "гештальт" было введено Эренфельсом в 1890 при исследовании им зрит. восприятий. Распространив его впоследствии на др. виды восприятий, Эренфельс вкладывал в него след. содержание: если дается нек-рая последовательность, допустим, слуховых раздражений (тонов), то они воспринимаются не просто как множественность не связанных друг с другом звуков, а как мелодия, представляющая собой определ. структуру, "гештальт" этих звуков. По мнению Эренфельса, специфичность гештальта выражается прежде всего тем, что ему присуще свойство переноса: мелодия остается при переводе из одной тональности в другую, гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения и окраски последнего и т.д. Однако сам Эренфельс не развил теории Г.; начало ее обычно связывают с появлением работы Вертхеймера (1912), в к-рой уже прямо ставилось под сомнение наличие отд. элементов в акте восприятия. Непосредственно после этого и в особенности в 20-х гг. складывается т.н. берлинская школа Г., представители к-рой Келер, Вертхеймер, Коффка, Левин провели ряд плодотворных экспериментальных исследований восприятия. Г. оказала значительное влияние на др. науки, в частности на структурную лингвистику. Берлинская школа Г. просуществовала до 30-х гг., когда значит, часть ее представителей эмигрировала из Германии. Эволюция Г. пошла по пути расширения понятия "гештальт", его универсализации и выхода не только за пределы восприятия [в область мышления и памяти – Коффка, Келер, Вертхеймер, Дункер (т.н. "продуктивное мышление")], чувств и потребностей (Левин), психологии развития (Коффка), психофизиология, проблемы (Келер), но и за пределы собственно психологии – в область теоретич. физики и физиологии (Келер) и даже экономич. отношений (Вертхеймер). Наряду с этим понятие "гештальт" под влиянием развития теории обучения претерпевает определ. изменения в плане слияния его с понятием динамизма, согласно к-рому течение психо-физич. процессов определяется внутренне замкнутыми отношениями (Келер, Левин). Как осн. положение об изначальности гештальта, так и др. теоретич. положения Г. были подвергнуты резкой критике мн. психологами и физиологами, напр. И. Павловым, Л. Выготским. В наст. время, несмотря на значит. снижение роли Г., ряд зарубежных психологов стремится использовать ее положение при установлении общих закономерностей восприятия и мышления. Так, напр., А. Мишотт установил, что понятие физич. причинности, по крайней мере в ее механич. форме, феноменалистически наличествует в самом акте восприятия и допускает истолкование в понятиях Г. Школа "генетической эпистемологии" (Ж. Пиаже) стремится использовать результаты работ Г. для обоснования "операциональных" и "формальных" структур мышления. При этом понятия Г. подвергаются существ. переработке. Лит.: Келер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с нем., М., 1930; Коффка К., Основы психологического развития, пер. с нем., М.–Л., 1934; Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед, [под ред. Л. А. Орбели], т. 2, М.–Л., 1949; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования. Мышление и речь, М., 1956; Wertheimer M., Experimentelle Studien ?ber das Sehen von Bewegung, "Z. Psychol, und Physiol. Sinnesorgane", Lpz., Abtl. l, Bd 61, H. 3–4, 1910–11, S. 161–265; K?hler W., Die physischen Gestalten in Ruhe und im station?ren Zustand, Braunschweig, 1920; Ehrenfels Ch., ?ber "Gestaltqualit?ten", "Vierteljahrschr. wiss. Philos.", Lpz., 1890, Jg 14, H. 3, S. 249–92; M?ller G., Komplextheorie und Gestalttheorie, G?ttingen, 1923; Wertheimer M., ?ber Gestalttheorie. Erlangen, 1925; его же, Gestalt theory, "Social Res.", N. Y., 1944, v. 11, No 1, p. 78–99; его же. Productive thinking, N. Y.–L., 1945; Heidbreder E., Seven psychologies, L., 1933; Koffka K., Principles of gestalt psychology, N. Y., 1935; K?hler W., Gestalt psychology. An introduction to new concepts in modern psychology, N. Y., 1947. M. Роговин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.