теория, которая, для ее основателя (автора «Структуры организма») —Голдштей-на [Goldstein] — была сначала общей теорией организма, основанной на констатации того факта, что невозможно изолировать один орган, не трансформировав при этом весь организм (организм человека с отрезанной рукой — это не организм человека без руки, это другой организм). И наоборот, всякий элемент зависит от структуры целого организма (печень неодинаково функционирует в здоровом и больном организмах). Позднее, вслед за Бергсоном и исследованиями Фуа [Foix], теория формы была распространена и на область психики: невозможно «локализовать» в мозге, например, память и эмоциональность, потому что существуют феномены компенсации (когда разрушены какие-то звенья памяти, они заменяются другим); это равновесие психики, которое каждая «ампутация» ставит под вопрос. Наконец с Гийомом и Мерло-Понти теория формы стала психологической теорией общего восприятия: «когда я вижу дерево, то все происходит не так, что я замечаю сначала листья, затем ветки ... чтобы уже из всего этого вывести идею дерева; я замечаю сначала дерево как целостность («форму» или «структуру»), и только затем я могу путем анализа вывести существование листьев, веток и т.д.». Конкретные психологические описания формы знаменуют собой реакцию против классической психологии, для которой общее восприятие не первично, но входит в состав частного ощущения.