от нем. Gestalt - образ, форма, конфигурация) - направление в психологии XX в., оказавшее влияние на ряд философских школ. Г.-т. исходит из примата целого над частями, формы над материалом. Целостные формы, гешталъты, согласно этой теории, структурируют наше перцептивное восприятие и другие ментальные процессы. Как отмечал один из основателей гештальтпсихологии, Макс Вертгеймер (1880-1943), "то, что происходит с элементами целого, определяется внутренними законами, присущими этому целому".
Истоки Г.-т. восходят к работам австр. психолога Христиана фон Эренфельса (1859-1932), ученика Брентано, открывшего так называемые гештальт-качества. Примером этих качеств может быть восприятие мелодии или аккорда, существенно отличное от суммы переживаний составляющих их отдельных звуков. Наряду с Вертгеймером, нем. психологи Вольфганг Келер (1887-1967) и Курт Коффка (1886-1941) в 20-30-е годы разработали основные принципы Г.-т. и представили ее как новое направление в психологических исследованиях.
В рамках этого направления были открыты или получили новую интерпретацию многие феномены и закономерности, относящиеся к константности восприятия, взаимосвязям "фигуры" и "фона", механизмам порождения "хороших", "простых", предпочтительно симметричных форм и структур в восприятии. В целом в Г.-т. восприятие и мышление понимались как активные, продуктивные виды деятельности, а не как пассивная рецепция и репрезентация доставляемого органами чувств материала. Последнюю позицию сторонники Г.-т. приписывали, наряду с механистическими способами объяснения, "позитивизму" в психологической науке, вменяя ему также игнорирование таких категорий, как значение и ценность. Параллельно развивавшийся бихевиоризм, по их мнению, ошибочно отрицал возможность научного изучения "непосредственного опыта сознания". Но психология не может не опираться на мир такого опыта. Поэтому, с позиций Г.-т., не оправдан односторонний скептицизм бихевиористов по отношению к миру прямого опыта при полном доверии к миру физических вещей и процессов.
Общий структурный подход к сознанию в Г.-т. и подчеркивание продуктивно-творческого характера восприятия привлекли внимание Кассирера в его теории символических форм, Гуссерля, критиковавшего вместе с тем объяснения гештальтпсихологов за "натурализм". Идеи и модели Г.-т. широко используются в современной философии науки (Кун, Н. Хэнсон, Фейерабенд, Полани и др.) для обоснования сложного, "теоретически нагруженного" характера научного наблюдения, для объяснения процессов научного открытия и революционных изменений в науке (смена парадигм).
В.П. Филатов
Кун Т. Структура научных революций. М, 1975; Полани M. Личностное знание. М., 1985; Documents of Gestalt Psychology. Berkeley, 1961; К. Koffka. Principles of Gestalt Psychology. N.Y., 1935; W. Kohler. Gestalt Psychology. N.Y., 1947.