ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Фундаментализм
крайне консервативное течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма. Сложился в южных штатах США в 1910-х гг. Фундаменталисты отвергают любую критику Библии.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

- в американском протестантском мире основной оппонент либеральной теологии, либерализма в культуре, модернизма, секуляризма, морального релятивизма, половой распущенности, политической беспринципности, гуманизма, коммунизма, эволюционизма и защитник изначальных американских ценностей, нравственно строгого христианства, семейных традиций и простоты библейской веры. В интерпретации Св. Писания фундаменталисты настаивают на истинности прямого смысла его текста и игнорируют разработки критической библеистики.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
лат.-основание): термин в широком смысле употребляется применительно к различным крайне консервативным идейным течениям, в основе которых лежат слепая вера, религиозный, мировоззренческий или социальный фанатизм (ортоксальный протестантизм, вахабизм, сталинизм). Реальная ситуация в обществе воспринимается фундаментализмом как глубоко несовершенная и порочная, искажающая подлинный облик человека и требующая немедленного и радикального изменения. Его антимодернизм связан а отрицанием идей автономии личности, господства разума и прогресса и т.д. Носителями идей фундаментализма чаше всего выступают маргинальние слои населения, вытесненные на периферию цивилизации. В основе их идеологии лежит концепция религиозного тоталитаризма, насажденная путем насилия и принуждения, что лежит в основе ряда современных религиозно-политическнх течений.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
понятие, имеющее два значения, которые не связаны между собой. (I) Фундаменталистами называли себя представители одного из консервативных течений современного протестантизма, которые требовали принятия в качестве основы ("фундамента") вероучения всего содержания Священного Писания и отвергали любые попытки его аллегорического и рационалистического истолкования. Со временем термин стал употребляться для обозначения и других видов религиозного Ф. (исламский Ф. и т.п.)
(II) Второе значение используется только в философии. Так обозначается эпистемологическая позиция, которая утверждает, что существуют некоторые последние, далее неразложимые основания достоверного знания. Это могут быть "данные чувств", "протокольные предложения", "ясные и отчетливые идеи", "суждения интуиции" и т.п. Эпистемологический Ф. в философии XX в. подвергся разнообразной и принципиальной критике, в результате чего большинство современных эпистемологов придерживаются нефундаменталистских концепций. В амер. философском языке было введено слово "foundationalism" для различения философского Ф. и религиозного Ф. ("fundamentalism").

Источник: Современная западная философия: словарь

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
(от лат. fundamentum - основа) - глубоко реакционное и антидемократическое течение в совр. протестантизме, возникшее в 1910—1912 в США. Выступая против модернизма и «либерализма» в христианстве, фундаменталисты требуют беспрекословно принимать в качестве основы («фундамента») веры все «свящ. писание», отвергают возможность критич. отношения к к.-л. его части и возможность аллегорич. истолкования библ. «чудес», рассказов о непорочном зачатии, о воскресении и вознесении Христа на небо и т. п. Фундаменталисты открыто выступают против науки и сумели в ряде штатов США провести законы, запрещающие преподавать дарвинизм. Они явились инициаторами позорного «обезьяньего процесса». В области социальных отношений фундаменталисты безоговорочно отстаивают капитализм. Глава америк. фундаменталистов Макинтайр превозносит капитализм как наиболее «христианский» обществ, строй. Постоянным приемом борьбы фундаменталистов является обвинение ими их конкурентов в «капитуляции перед коммунизмом». Непоследовательную и слабую критику Всемирным советом церквей нек-рых сторон капитализма и его туманные рассуждения о желательности социальных реформ фундаменталисты квалифицировали как следование коммунистич. принципам. Как сторонники Воинств. протестантизма фундаменталисты противодействуют установлению контактов между протестантами, католиками и православными. Имеются междунар. орг-ции фундаменталистов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
социально-психологический и идеологический феномен, ... В пределе фундаменталистская установка сознания предполагает перенос сакрального отношения с идеального содержания культуры на сами ее формы, которые, т.о., становятся фактическими объектами почитания и поклонения. Вследствие этого фундаменталистская установка в сознании и психологии людей абсолютизирует определенные социально-культурные установления. В свете диалогической концепции культуры, Ф. возникает из определенной установки на взаимодействие с другой культурой, характеризующейся интенцией закрытости, и в этой связи от тесно связан с культурным тоталитаризмом и "культурным шовинизмом". Религиозный Ф. характеризуют следующие моменты: буквальное восприятие религиозного учения и текстов священных книг; отвержение всякой возможности аллегорического истолкования Священного Писания; провозглашение неизменности догматики; требование строгого исполнения всех религиозных предписаний (Учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению / под ред. И.Н. Яблокова.- М., 1998.- С. 508). Некоторые авторы ставят вопрос и о светском (антирелигиозном) Ф. Последний правомерно трактовать как отторжение религии, связанное с абсолютизацией тех ил иных принципов и норм светской культуры. В зависимости от конкретно-исторической формы последней, светский Ф. может проявляться в отрицании принципа сверхъестественного (например, "воинствующий атеизм") или же в отрицании принципа священного (сакрального) вообще ("воинствующий либерализм").

Источник: Философский глоссарий

Фундаментализм
В широком смысле этот термин употребляется применительно к тем религ. направлениям, к-рые провозглашают неизменность догматики, требуют буквального принятия содержащихся в «священных» книгах пророчеств и чудес, отвергая при этом всякие попытки их аллегорического истолкования, предпочитая слепую веру доводам разума, настаивая на строгом и неукоснительном исполнении всех традиционных предписаний религии. В узком смысле термин используется для обозначения ортодоксального течения в совр. протестантизме, к-рое возникло в канун первой мировой войны среди наиболее консервативной части амер. протестантов как отрицательная реакция на рост богословского модернизма и либерализма в христианстве. Название свое течение получило после 1909 г. Фундаменталисты требовали укрепить веру в традиционные догмы христианства и особенно в безусловную непогрешимость Библии, придерживаться буквального ее истолкования, не допускающего к.-л. критического отношения к содержанию любой из ее частей. После первой мировой войны идеи Ф. получают в США широкое распространение. В 1919 г. в Филадельфии была основана Всемирная христианская фундаменталистская ассоциация, президентом к-рой стал лидер этого движения В. Б. Райле. Наибольшего расцвета ассоциация достигает в 20-х гг. В 30-х гг. фундаменталистское движение пошло на убыль, оно все более утрачивало свое влияние на верующих протестантов. В 1942 г. небольшие группы фундаменталистов организовали Национальную ассоциацию евангелистов в составе Американского совета христианских церквей. К 1955 г. в этом совете осталась лишь незначительная группа фундаменталистов. Однако в 60-е гг. они активизировали свою деятельность. Этому способствовало усиление кризисных явлений в кап. мире.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

Фундаментализм
изначально фундаментализмом называлось движение консервативных протестантов, созданное для сопротивления либерализму в богословии. В начале ХХв. в среде американского протестантизма как оппозиция модернизму возникло консервативное христианское движение. Одним из заметных достижений движения можно назвать опубликованные в 1910г. «Основы» (Fundamentals) - серия трактатов консервативных исследователей с тем, чтобы выступить против определенных богословских тенденций, которые они считалиопасными. Несмотря на то, что первые фундаменталисты были высокообразованными людьми, за сравнительно короткое время образ фундаменталиста превратился в стереотип ограниченного, воинственно настроенного сепаратиста и малограмотного человека. Сегодня термин «фундаменталист» употребляется для описания представителей широкого спектра консервативных групп протестантизма, не всех из которых можно назвать прямыми наследниками раннего движения. В последнее время термин стал применяться и по отношению к индусам, мусульманам и членам других религий, стремящимся уберечь свои традиционные религиозные представления от влияния модернизма. И хотя подобное употребление этого понятия может быть в некоторой степени оправданно, в целом это приводит к путанице, т. к. многие из тех людей или групп, которых называют фундаменталистами, это просто антизападники. Например, Иранскую революцию обычно называют «фундаменталистским исламом», в то время, как Саудовская Аравия считается прозападной, и, следовательно, более либеральной. В действительности же иранцы толкуют Коран намного более свободно и открыто, чем жители Аравии, вера и практика которых больше напоминает стремления христианских фундаменталистов, чем вера иранцев. Следовательно, использование понятия «фундаментализм» в таком контексте приносит немного пользы.

Источник: Новые религиозные движения.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
от англ. fundamental – основа) – крайне консервативное течение в совр. протестантизме, требующее беспрекословного принятия в качестве основы ("фундамента") веры всего содержания "священного писания" и отвергающее к.-л. возможность его рационалистич. истолкования. В области социальных отношений Ф. отстаивает неограниченное свободное бурж. предпринимательство. Начало Ф. связано с бесплатным распространением в США в 1910–12 анонимных брошюр "The fundamentals: A testimony of the truth", в к-рых либеральный протестантский рационализм 18–19 вв., допускавший науч. критику Библии, был заклеймен как модернизм (термин был заимствован Ф. у католицизма), предающий основы христ. веры и жизни. По инициативе Ф. были приняты антиэволюционные законы в 1921–29 во многих южных штатах США, запрещающие преподавание в содержащихся на средства штата уч. заведениях учения о происхождении человека от низшего животного; в 1925 в штате Теннесси фундаменталисты организовали т.н. "обезьяний процесс" над преподавателем колледжа Скопсом, нарушившим антиэволюц. закон. Ф. захватил часть баптистов, методистов, пресвитериан, "апостолов Христа", гл. обр. в южных штатах США, встретив сопротивление большей части просвещенных теологов В таких направлениях протестантизма, как лютеранство, кальвинизм, англиканство. С 1919 существует "Всемирная организация Ф." ("World´s fundamentals association"), с. 1948 – "Междунар. совет церквей". После 1920-х гг. наибольшая активизация Ф. отмечается в 1960-е гг., когда Ф. встал в один ряд с ультраправыми элементами и орг-циями. Лит.: Полетика Н., "Обезьяний" процесс в Америке, М.–Л., 1926; Johnson J., W., Fundamentalism versus modernism, [?.Y.], 1925; Lippmann W., American inquisitors, N. Y., 1928; Cole S. G., The history of fundamentalism, N. Y., 1931; Mc Intire C., The rise of the tyrant, 2 ed., [N. Y.], 1945; Stevick D. В., Beyond fundamentalism, [Richmond], 1964. А. Чанышев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
ортодоксальное, крайне консервативное течение в теле крупной церкви, имеющей, как правило, статус общенациональной.
В разные эпохи Ф. был так или иначе свойствен историческим конфессиям, однако в нынешнем виде он возник уже в новейшее время, в качестве реакции на растущую секуляризацию общества и на проникновение других культур, а значит, и религий, на территории окормления традиционной церкви.
На сегодня Ф. наиболее развит в восточных православных церквах, в исламе и индуизме, в последнем случае — из-за постоянных и крайне острых межэтнических конфликтов с мусульманами в мульти-конфессиональной Индии. Оттенок Ф. появился даже в обычно толерантном буддизме — из-за острой ситуации вокруг оккупированного Тибета.
Ф. — своего рода альтернатива с крайне правого фланга: после падения фашизма и коммунизма именно воинствующая церковь переняла социально-уравнительную и расистскую, по сути, риторику. Причем фашистские элементы в православии и исламе проявляются все явственнее — в первом случае это так называемые братства, крайне агрессивные к другим конфессиям, патриархатам, антиклерикальному искусству; во втором — не только популярные пугала талибов, ваххабитов или «Аль-Каеды», но и пока малоизвестное движение «Такфир» (букв, «анафема»), члены которого считают всех остальных мусульман неверующими, а единственном способом диалога с неверными считают истребление последних.
Ф. — не слишком желательный союзник церкви, однако имеет многочисленных, тайных и явных союзников на всех уровнях религиозной иерархии. Ибо — реализует некоторые подсознательные желания традиционных религий. Оголтело воюя против своих основных противников — сект (причем в «сектанты» могут попасть даже лютеране, баптисты и... распространители «Гербалайфа»!), Ф. очень многое перенимает и в их структуре, и в их практике — тоталитарной и вождистской. И тем крепнет. На исламских землях еще сложнее — там Ф. часто выступает как революционная, бунтарская сила.
В любом случае, крестовый поход против либерализма — безразлично, под зеленым стягом или хоругвью — продолжается. Однако притока фундаменталистов в ряды альтермондиалистов пока что не наблюдается, поелику альтернативный мировой порядок им не нужен. Им вообще не нужен мир (во всех значениях), а лишь порядок. Не слишком популярное сегодня понятие.
[Д. Десятерик]
СМ.: Антиглобализм, Брат, Сатанизм, Секта, Телемизм.

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
в философии науки) — характеристика философско-методологических концепций, исходящих из существования некоего базисного, фундаментального слоя знания, обращение к которому позволяло бы гарантированно решить все задачи, связанные с уточнением познавательного содержания и обоснованием систематизируемого знания Фундаменгалистские концепции считают возможным сведение этого знания и соответственно выражающего его языка науки к такому фундаментальному слою или выведение из него На позициях фундаментализма стояла классическая гносеология и методология науки Нового времени как в ее эмпирико-индуктивистском (Ф. Бэкон), так и в рационалистско-дедуктивистском варианте. Для первого варианта «твердым фундаментом» выступали эмпирические утверждения, а механизмом построения всего корпуса научного знания на этом фундаменте были методы научной индукции Для второго варианта «твердым фундаментом» служили истины интеллектуальной интуиции (Декарт) или логически истинные аналитические утверждения (Лейбниц), соответственно механизмами выведения из них или сведения к ним выступали методы дедукции и логического анализа
В 20 в классические традиции фундаментализма продолжил в философии математики логицизм (Б Рассел), усматривавший возможности обоснования математики в ее сведении к математической логике Во многом под влиянием именно этой концепции Рассел и ранний Витгенштейн (в его «Логико-философском трактате») выдвинули в рамках своей доктрины логического атомизма концепцию логически совершенного или идеального языка, возможность выражения в котором выступала бы в качестве критерия познавательной значимости всякого утверждения, претендующего на статус знания о мире «Твердым фундаментом» при этом оказывался уровень т н атомарных предложений, являющихся пределом логического анализа всякого осмысленного утверждения о мире Утверждения же логики и математики рассматривались как сводимые к тождественно-истинным формулам логики Эта концепция, интерпретированная в духе радикального эмпиризма, легла в основу всеохватывающей программы логического анализа языка науки, сформулированной в логическом позитивизме Венского кружка, которая является наиболее последовательным вариантом фундаментализма, пытавшегося реализовать Фундаменгалистские установки классической гносеологии посредством использования методов современной логики Провал этой программы убедительно выявил принципиальную несостоятельность фундаментализма, которая связана с невозможностью выхода на безусловно гарантированный, прозрачный в своей познавательной достоверности фундаментальный слой знания, на роль которого не могут претендовать ни эмпирические факгуальные утверждения, ни аналитические или логически истинные утверждения См. также ст Философия науки.
В С Швырев

Источник: Новая философская энциклопедия

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
а) воинствующий традиционализм в христианском протестантизме XX в., противодействующий религиозному обновленчеству и секуляризации общественной жизни; возник в 1910-х гг. в южных штатах США как консервативная реакция на рост материализма, неодарвинизма и критического отношения людей к Библии; б) защитная реакция социальной культуры на ослабевание жизненной связи со своим историческим религиозным основанием и на свое духовное вырождение; эта реакция воплощается в энергичных требованиях и реальных попытках возродить в народе утрачиваемое им сакральное отношение к духовным первоистокам - к основополагающим религиозным идеалам как незримому ядру своей культуры.
В США стали с 1876 г. регулярно проводить Ниагарские библейские конференции с целью укрепить в обществе принципы богодухновенности и непогрешимости Библии, божественной природы Иисуса Христа, грядущего второго пришествия и др. В 1910 - 1912 гг. выходят 12 выпусков "The Fundamentals"· ("Основы") разовым тиражом 3 млн. экз. (отсюда и название движения - Ф.). В 1919 г. Всемирная библейская конференция в Филадельфии учредила Всемирную христианскую фундаменталистскую ассоциацию, в которой преимущественно участвовали правые баптисты и пресвитериане. В 1930 г. возникла независимая фундаменталистская церковь Америки, однако она не стала базой новой конфессии. Фундаменталисты добились официального запрета в ряде штатов преподавания учения Ч. Дарвина. Ф. в США убывает в 1929 - 1933 гг. и в период второй мировой войны, затем снова активизируется в 70-е гг. Ныне он достиг весьма значительных масштабов, сомкнулся с политическим консерватизмом и борется за евангелизацию американского образа жизни.
Хотя термин "Ф." непосредственно обозначает организацию "защитников Бога" в США, тем не менее по своей сути Ф. есть распространенный в истории феномен, возрождающийся в той или иной культуре, как правило, в тот период, когда она испытывает глубокий кризис; поэтому вполне правомерно и второе, более широкое толкование понятия Ф. Тенденция к Ф. сегодня явно прослеживается не только в христианстве, но также в иудаизме, исламе, индуизме, буддизме, сикхизме, неоконфуцианстве. Фундаменталистов подразделяют на радикальных и умеренных. В количественном отношении их всегда меньше, чем их единоверцев-нефундаменталистов, однако в качественном отношении они несравненно более активны, формируют "группы протеста" и присваивают себе право выступать от имени безмолвствующей массы "истинно верующих". Фундаменталисты осознают себя хранителями исторической традиции, для оживления которой создают в обществе особые школы, медицинские клиники, суды, военизированные группы и т. п. Эти институты функционируют на антисекулярных принципах, на фундаменталистском мировоззрении, но в то же время выборочно используют плоды цивилизации, современной техники.
Фундаменталисты усматривают в религии указания для решения главных проблем, стоящих перед человечеством, нацией или индивидом; они требуют буквально понимать истины Откровения (Священного Писания), высоко чтить религиозные авторитеты и быть бескомпромиссными в своих убеждениях. Например, исламские Фундаменталисты считают необходимым возвратить общество к тому состоянию, когда люди жили по восходящим к Корану традиционным законам. С этой целью они стремятся любыми средствами захватить политическую власть, адресуясь к малоимущим классам и угнетенным слоям населения и ориентируясь на авторитарных лидеров и строгую дисциплину. Ф. пытается восстановить господство мужчины во всех сферах общества, выступает против феминистского движения, абортов, совместного обучения мальчиков и девочек и т. д. Не следует отождествлять Ф. с экстремизмом, хотя они бывают тесно между собою связаны; Ф. нацелен на созидание, придание стареющей культуре свежего дыхания жизни, а экстремизм разрушителен и вредит культуре.
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

Фундаментализм
(Fundamentalism).
Движение, зародившееся в Соединенных Штатах во время Первой мировой войны. Члены движения считали, что их основная задача  возвращение к ортодоксальному протестантскому христианству, а также борьба с либеральной идеологией, немецкой библейской критикой, дарвинизмом и другими " измами", в крых они усматривали опасность для американских христиан. С тех пор основные цели движения и само понятие "фундаментализм" неоднократно менялись, как менялся и состав тех, кто причислял себя к фундаменталистам. Движение прошло четыре этапа, по существу сохраняя преемственность духа, воззрений и подходов.
20е гг. На первом этапе деятельность движения заключалась в том, что оно выявляло фундаментальные христианские ценности, а также стремилось исключить из Церкви врагов протестантской ортодоксии.
Серия из двенадцати сборников под названием "Основы" (Fundamentals, 191015 ) определила широкий круг противников католицизм, социализм, современная философия, атеизм, "христианская наука", мормонство, спиритуализм и т.д.,  но главными врагами считались либеральная теология, края опиралась на натуралистическую интерпретацию вероучительных положений, немецкая библейская критика и дарвинизм, подрывавший авторитет Библии. Авторский коллектив сборников был представлен широким кругом англоязычных исследователей из многих деноминаций Сев. Америки и Великобритании. Они излагали и отстаивали вероучительные положения, охватывающие весь спектр традиционного христианского учения. Их критика была взвешенной, опиралась на убедительные доводы и сохраняла уважение к мысли оппонентов.
Однако очень скоро список врагов сузился, а основы вероучения уже не казались столь ясными. Защитники фундаментальных вероучительных положений стали объединяться во внецерковные группы в рамках деноминаций. Генеральная ассамблея Северной пресвитерианской церкви в 1910 г. определила пять основных положений веры, крые их оппоненты подвергали критике: безошибочность Св. Писания, рождение Христа от Девы, заместительное искупление Христа, телесное воскресение Христа, историчность чудес. Непреложность этих положений была подтверждена в 1916 и 1923 гг., когда их стали рассматривать как фундаментальные доктрины христианства. Параллельно (в духе конференций библейских пророчеств, проводившихся с 1878 г.) баптистыпремилленаристы и индепенденты основали в 1919 г. Всемирную ассоциацию христианфундаменталистов во главе с У .Б. Райли. Премилленаристы считали, что нужно изменить содержание пятого вероучительного положения (где место чудес заняли бы воскресение и Второе пришествие Христа, а то и премилленаристская доктрина). Также предлагалось заменить положение о рождении от Девы положением о божественности Христа.
Понятие "фундаменталист", по всей вероятности, впервые ввел в оборот в 1920 г. К. JI. JIoc в баптистском издании "УотчманЭкземайнер", а распространилось оно в нач. 20х гг. "Фундаменталистами" называли тех, кто признавал основы веры и активно их отстаивал. В тех же 20х гг. баптист Дж. Р. Стрэйтон дал название "Фундаменталист" своей газете. Ученомупресвитерианину Дж. Г. Мейчену слово не понравилось: он полагал, что оно вызывает ассоциации с новой религией, а не с тем историческим христианством, в к-рое всегда верила Церковь. Лишь после долгих колебаний Мейчен согласился причислить себя к "фундаменталистам".
На протяжении 20х гг. фундаменталисты считали борьбу, развернувшуюся в крупных церковных деноминациях Севера, борьбой за истинное христианство против новой нехристианской религии, проникшей в протестантские церкви. В своей книге "Христианство и либерализм" (1923) Мейчен назвал новую натуралистическую религию "либерализмом", но позже стал использовать более популярное определение "модернизм".
Христианами называли себя даже деятели, подобные Г.Э. Фосдику, с чем никак не могли смириться фундаменталисты, поскольку те отрицали традиционные формулировки христианского вероучения и предлагали взамен модернистские, натуралистические положения. Предметом ожесточенных споров стали и воззрения на природу христианства, и методы теологических исследований, и исторические подходы. Фундаменталисты полагали, что истина заключена в тех вероучительных положениях, крые сформулированы в раннюю эпоху, а современные попытки переформулировать их заведомо порочны. Другими словами, фундаменталисты ратовали за неизменность церковного учения.
Такие споры шли в Методистской епископальной церкви, Протестантской епископальной церкви и даже в Южной пресвитерианской церкви, но сильнее всего они разгорелись в пресвитерианской и баптистской деноминациях Севера. Бесспорным лидером пресвитериан был Мейчен, крого поддержал К.Э. Макартни. Стремясь возглавить борьбу за ортодоксию, баптисты основали Национальную федерацию фундаменталистов северных баптистов (1921), Фундаменталистское братство (1921) и Баптистский библейский союз (1923). Спорили о семинариях, миссионерских советах, рукоположении священства. Во многих случаях, наряду с церквями восточных и западных штатов, подлинный оплот фундаментализма составили южные баптисты и многочисленные новые независимые церкви Юга и Среднего Запада.
В сфере государственной политики фундаменталисты сопротивлялись тому, чтобы в общественных школах ввели курс дарвинизма. В самой острой форме конфликт проявился в 1925 г. в знаменитом процессе по делу Скоупса (Дейтон, шт. Теннесси). Общепризнанным лидером борьбы против эволюционной теории стал У. Дж. Брайан, мирянинпресвитерианин и трижды кандидат в президенты США.
Конец 20хначало 40х гг. К 1 926 г. попытки воинствующих сторонников фундаментализма изгнать модернистов закончились ничем. Более того, была проиграна битва против эволюционизма. Начались споры между самими ортодоксальными протестантами, попрежнему численно преобладавшими во всех деноминациях. В годы Великой депрессии изменилось само понятие "фундаментализм" его стали применять только к определенной части верующих, крые разделяли традиционное христианское вероучение. Тем временем в Америке стала находить своих последователей неоортодоксия,связанная с именем К. Барта и его критикой либерализма.
Время от времени фундаменталисты на Севере создавали новые деноминации на базе прежних, за крыми они не признавали чистоты веры. Так были основаны Генеральная ассоциация постоянных баптистских церквей (1932); Пресвитерианская церковь Америки (1936), позднее переименованная в Ортодоксальную пресвитерианскую церковь; Библейская пресвитерианская церковь (1938); Консервативная баптистская ассоциация Америки (1947); Независимые фундаменталистские церкви Америки (1930) и мн. др. На Юге фундаменталисты доминировали в крупнейшей Южной баптистской конвенции, Южной пресвитерианской церкви, ширившихся движениях Библейской церкви и Баптистской церкви,в т.ч. Американской баптистской ассоциации. По всей территории Соединенных Штатов фундаменталисты основывали новые ривайвелистские движения, миссии, семинарии, библейские школы, библейские конференции и газеты.
В этот период деятельность фундаменталистов в первую очередь определяло теологическое положение, согласно к-ром у истинное христианство, представляемое ими,опирается на буквальное прочтение Библии. Истина эта должна была получить организационное оформление, к-рое исключало бы всякую общность с либералами и модернистами; тем самым верность основам веры стала сочетаться у фундаменталистов с сепаратистскими тенденциями. К-ром е того, они отождествляли себя с теми традициями, крые, по их мнению, воплощали чистоту в личной нравственности и американской культуре. Т.о., понятие "фундаментализм" в основном стало относиться к ортодоксальному протестантизму вне рамок крупных северных деноминаций, а именно  к новым деноминациям, южным церквям и ко многим независимым церквям по всей территории Америки.
Начало 40х70егг. С нач. 40х гг. фундаменталисты сменили ориентиры и со временем раскололись на два лагеря. Одни продолжали сознательно называть себя "фундаменталистами" и отождествлять свои убеждения с подлинным библейским христианством. Другие сочли неудобным причислять себя к " фундаментализму ", поскольку это понятие уже ассоциировалось с оторванностью от социальной проблематики, сепаратизмом, антиинтеллектуализмом, нетерпимостью, даже глупостью. Фундаменталисты из второй группы искали единства с ортодоксальными протестантами, попрежнему представлявшими подавляющее большинство духовенства и мирян в крупных северных деноминациях, пресвитерианами, баптистами, методистами, епископалами. В 40х гг. они стали называть себя "евангельскимихристианами" ("евангеликами") и связывать именно это понятие с подлинным христианством, а часть из них с 1948 г. называетсебя "неоевангеликами".
Организационно раскол среди северных фундаменталистов был закреплен созданием, с одной стороны, Американского совета христианских церквей (1941), крый в принципе носил сепаратистский характер, а с другой  Национальной ассоциации евангеликов (1942), объединявшей ортодоксальных протестантов из разных деноминаций. В 50х гг. понятие "фундаментализм" прочно связывалось как сАССС, так и с огромным числом южных церквей, не принадлежавших ни к одной из вышеуказанных структур. Название "фундаменталистских" гордо носили такие теологические учебные заведения, как Университет Боба Джонса, Библейский институт Мооди, Далласская теологическая семинария, сотни евангелизаторов и радиопроповедников. Международный совет христианских церквей (1948) стремился утвердить понятие "фундаментализм" в мировом масштабе, противопоставляя себя Всемирному совету церквей.
Определение "фундаменталистский" приобрело особое содержание, скорее противопоставленное понятиям "евангелистский" и "неоевангелистский", чем либерализму, модернизму и неоортодоксии . В 50х60х гг. у фундаменталистов и евангеликов было много общего: и те и другие были привержены традиционным вероучительным положениям о Св. Писании и Христе, поощряли евангелизм, ривайвелизм, миссионерскую деятельность, ратовали за высокую личную нравственность и призывали отказываться от алкоголя, курения, кино и театра, карточных игр. Американские ценности они отождествляли с христианскими ценностями. И фундаменталисты, и евангелики облегчали решение поставленных перед собой задач, создавая структуры, отделяющие их от остального общества. Однако фундаменталисты полагали, что они отличаются от евангеликов и неоевангеликов тем, что в большей мере сохраняют верность библейскому христианству, более враждебны церковному отступничеству, коммунизму, личному злу, меньше подстраиваются под принятые социальные и интеллектуальные нормы. Они не принимали Билли Грэма, не читали "Христианствосегодня", неподдерживали Уитонколледж и Теологическую семинарию Фуллера, предпочитая собственных проповедников, радиопроповедников, газеты и школы. К-ром е того, обнаружились многочисленные расхождения между самими фундаменталистами; им так и не удалось достичь единства.
Многие североамериканцы и британцы, крые не принадлежали к фундаменталистам и евангеликам, видя различия между ними, именовали тем не менее тех и других "фундаменталистами".
Конец 70х80е гг. В кон. 70х и особенно в 1980 г., в ходе президентской кампании Рональда Рейгана, фундаментализм вступил в новую фазу. Голос фундаменталистов обрел общенациональное звучание, поскольку они предложили возможный путь выхода из ситуации, крую многие оценивали как крупнейший социальный, экономический, нравственный и религиозный кризис в Америке. Фундаменталисты объявили, что новый, еще более опасный враг  это секулярный гуманизм, крый несет ответственность за упадок церквей, школ, университетов, государства и, самое главное, семьи. Они боролись против положений, крые считали порождением секулярного гуманизма,  эволюционной теории,политического и теологического либерализма, размытой морали, половой распущенности, социализма, коммунизма, любого умаления абсолютного и непререкаемого авторитета Библии, призывая американцев вернуться к основам веры и американским нравственным ценностям.
Выдвинулось новое поколение фундаменталистов в печати и на телевидении  Дж. Фолуэлл, Т. Ляхэй, X. Линдсей, П. Робертсон и др. Опираясь в первую очередь на южных баптистов, они нашли сторонников во всех деноминациях. Спустя три десятилетия после окончания Второй мировой войны влияние фундаменталистов и евангеликов заметно расширилось за счет евангелизационной и издательской деятельности, радиопрограмм, растущего влияния церквей. Понемногу стирались различия между фундаменталистами и евангеликами; если верить статистике, четверть американского населения можно было причислить к фундаменталистамевангеликам. Однако не все фундаменталисты приняли новых лидеров, определив их как "неофундаменталистов".
Фундаменталисты нач. 80х гг. значительно отличались от своих предшественников; им приходилось решать много других проблем. Тем не менее они продолжали общую линию фундаментализма, начало крой положено в 20е гг. Попрежнему уверенные, что они одни знают истинные основы веры и, следовательно, представляют подлинное христианство, опирающееся на авторитет буквально понимаемой Библии, они полагали, что их долг  выдержать великую историческую битву против Сатаны, тьмы, против всех врагов, стремящихся навредить христианству и Америке. Вступив в эту титаническую схватку, они считали всех остальных христиан отступниками от Христа или просто нехристианами, ратуя за возвращение к безошибочной и непогрешимой Библии, к традиционным вероучительным положениям, к традиционной морали, края, как они полагали, когдато преобладала в Америке. Для осуществления своих целей фундаменталисты создали огромное количество независимых организаций, распространяющих их теоретические и практические идеи.
С.Т. MclNTlRE(nep. Ю.Т.) Библиография: G.W. Dollar,/) History of Fundamentalism in America; R. Lightner,NeoEvangelicalism; L. Gasper, The Fundamentalist Movement, 19301956; J. Falwell.eds., The Fundamentalist Phenomenon; G.M.Marsden, Fundamentalism and American Culture; C.A. Russel, Voices of American Fundamentalism; N. F. Furniss, The Fundamentalist Controversy, 19181931; E. R. Sandeen, The Roots of Fundamentalism; J.I. Packer, "Fundamentalism" and the Word of God; James Barr, Fundamentalism.
См. также: Евангельское христианство; "Основы".

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Фундаментализм и его отрицания в философии науки (наука как предмет философии)

Антаков С. М.
Фундаментализм и его отрицания (антифундаментализм и нефундаментализм) рассмотрены в контексте вопросов о науке как предмете философии и отношении между философией науки и эпистемологией.
Читать PDF
0.00 байт

Религиозный фундаментализм и ложная альтернатива социальной девиантности

Буркина Лариса Сергеевна
В представленной статье девиантность человека интерпретируется в контексте социально-философской рефлексии девиантности.
Читать PDF
0.00 байт

Социальная девиантность и религиозный фундаментализм

Буркина Лариса Сергеевна
В представленной статье девиантность человека интерпретируется в контексте социально-философской рефлексии девиантности.
Читать PDF
0.00 байт

Исламский фундаментализм как фактор формирования идентичности современных мусульман

Волобуев Алексей Викторович, Кузина Елена Сергеевна
В статье рассматривается влияние распространения и развития исламского фундаментализма на формирование идентичности современных мусульман. Раскрываются сущность и характерные особенности фундаментализма.
Читать PDF
0.00 байт

Фундаментализм и нефундаментализм в философии науки и два способа обоснования традиционной логики

Антаков Сергей Мирославович
Фундаментализм и нефундаментализм в философии науки и эпистемологии результат длительного развития и самоосознания научной и философской традиции. Им соответствуют два метода обоснования научного знания «прямой» и «косвенный».
Читать PDF
0.00 байт

От категорий к лакунам: трансформации образа знания и концептуальных моделей фундаментальной культур

Гриценко Василий Петрович, Данильченко Татьяна Юрьевна
В статье рассматривается развитие категориальных структур теории культуры в различных отечественных и зарубежных философских и научных традициях, а также трансформация образа знания и концептуальных моделей фундаментальной культур
Читать PDF
0.00 байт

Метатеоретическая интерпретация философии культуры и проблема духовного фундаментализма

Самойлов Сергей Федорович
В предлагаемой статье автор отстаивает метатеоретическое понимание философии культуры, которое превращает данную дисциплину в необходимое предварительное условие начала теоретического философствования.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема фундаментальных гносеологических установок в аспекте антропного принципа

Стерледев Роман Константинович
В статье рассматривается антропный принцип как методологическое основание для формирования специфического типа гносеологических конструкций фундаментальных гносеологических установок.
Читать PDF
0.00 байт

Философия истории (фундаментально-технологические аспекты)

Московченко Александр Дмитриевич
Рассмотрены вопросы фундаментально-технологической философии истории. Высказывается предположение об автотрофном характере будущего философско-исторического знания.
Читать PDF
0.00 байт

Современный мир: на пороге фундаментальных трансформаций

Чумаков Александр Николаевич
Читать PDF
0.00 байт

Диалектика фундаментально-технологического знания как основа формирования инновационного мышления вы

Московченко Александр Дмитриевич
Рассмотрены вопросы формирования диалектического инновационного мышления выпускников высших технических вузов. Затрагиваются онтологические и логико-методологические аспекты.
Читать PDF
0.00 байт

Философия истории (фундаментально-технологические аспекты)

Московченко Александр Дмитриевич
Рассмотрены вопросы фундаментально-технологической философии истории. Высказывается предположение об автотрофном характере будущего философско-исторического знания.
Читать PDF
0.00 байт

Фундаментальный труд по глобалистике

Шермухаммедов Саид Шермухаммедович
Читать PDF
0.00 байт

Когнитивный анализ фундаментальных оснований науки

Черникова Дарья Васильевна, Черникова Ирина Васильевна
Проведен анализ исследований фундаментальных оснований науки, предпринятых в различных направлениях позитивизма.
Читать PDF
0.00 байт

Поступок как основание фундаментальной онтологии М. М. Бахтина

Кривошеев Алексей Викторович
Анализируется философская работа М.М. Бахтина "К философии поступка". Рассматривается один из аспектов поступка, а именно проблема поиска абсолютно необходимого основания поступка в теоретических науках и эстетике, т.е.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Протестантский фундаментализм

    направление в протестантизме евангелического толка, получившее развитие в США. Для протестантского фундаментализма характерно буквальное толкование "Библии", прямолинейное приложение библейск
  • ФУНДАМЕНТАЛИЗМ РЕЛИГИОЗНЫЙ

    тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19—20 вв ) на секуляризацию, т е эмансипацию, науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной марг
  • Фундаментальный

    от лат. fundamentum) — основной, главный; большой и прочный; (в физике) природные взаимодействия часто называют фундаментальными, ряд физических величин также называют фундаментальными, например, фунда
  • СОБЫТИЕ В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ М. ХАЙДЕГГЕРА

    событие как экзистенциал). Событие уже есть (il у a, es gibt). Событие — длительность, «чистое явление, не соотносимое ни с каким деятелем», то, что Хайдеггер пытается определить как событие, можно отнест
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    типы исследований, различающиеся по своим социально-культурным ориентациям, по форме организации и трансляции знания, а соответственно, по характерным для каждого типа формам взаимодействия исс
  • фундаментальное и прикладное в науке

    ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ И ПРИКЛАДНОЕ В НАУКЕ — интегральные характеристики типов научно-познавательной деятельности, различающихся по своим целевым установкам. Цель фундаментального исследования — з
  • Фундаментальные проблемы теорий истины

    «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИЙ ИСТИНЫ» («Basic Questions on Truth») — книга Пауля Вейнгартнера, логика и философа (Институт философии ун-та Зальцбурга), близкого по своим взглядам и композиции трудов к тра
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ КОНСТАНТЫ

    жизнеустроительные оптимумы, выражающие стиль, строй, порядок максимально отлаженного (сопоставительно с идеалами) социального бытия. В сфере материального воспроизводства это — максимальная м
  • Фундаментальный настрой

    категория, отражающая отношение субъективной реальности к трансцендентной (души к духу, экзистенции к трансценденции), а именно - исходный результат и характер реакции души на присутствие духа, ха
  • Фундаментальные науки

    в чистом виде не встречаются, но в каждой науке есть фундаментальная, естественная и прикладная составляющие. Фундаментальная составляющая - это работа на границе между нашим знанием и незнанием
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА

    исследование законов природы и общества, направленное на получение новых и углубление имеющихся знаний об изучаемых объектах. Целью таких исследований является расширение горизонта науки. Решен
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ

    от лат. fundamentum - основание, греч. on - бытие и logos - учение) - осн. учение о бытии. Хайдеггер исследовал человеческое существование с целью понять бытие (как присутствующее также в существовании, понимаю
  • Фундаменталист

    вначале так называли консервативных христиан, подтверждающих свое согласие с основами христианской веры. Сегодня фундаменталистом могут назвать любого человека, исповедующего религиозные или н
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ

    два типа наук. Их природа точно не определена, а потому и само их различие многими не признается. По поводу статуса этих наук интересные идеи высказали три отечественных исследователя. Видный учен
  • Фундаментальные исследования

    (лат. fundamentum – основа) – научные исследования, направленные на открытие базовых законов, лежащих в основе функционирования и развития мироздания в целом или отдельных его сфер.
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

    [англ. fundamental investigation; basic research] – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития челоц