ФУ СЮАНЬ

Найдено 1 определение
ФУ СЮАНЬ
Фу Сю. 217, Ниян обл. Бэйди (юго-запад совр. уезда Яосянь пров. Шэньси), - 278. Философ конф. толка. Состоял на гос. службе при дин. Вэй и сменившей ее в 265 дин. Цзинь. Осн. соч. большей частью утеряны, дошедший до нас сб. "Фу-цзы" составлен посмертно из сохранившихся глав его произведений. Натурфилос. построения Ф.С. исходили из идеи "благонадежности", "верности" (синь [2]) мироздания естеств. закономерностям Вселенной: все в свое время "рождается" само собой, "без [участия] силы благодати/добродетели" (дэ [1]), под к-рой понимается некая субъективная космич. потенция. "Благодатное деяние" (дэ син) человека, т.е. воплощенная в человеч. действии какая бы то ни было благодатная сила, не в состоянии заменить или изменить естеств. законы. Человеч. "природу" (син [1]) считал в высшей степени пластичной: подобно воде, принимающей форму сосуда, она при всем тяготении "обычного человека" к "выгоде" (ли [3]) м.б. преобразована "обучением посредством правил благопристойности (ли [2]) и долга/справедливости (и [1])". Отрицал наличие изначально заложенной в том или ином человеке преимуществ. склонности к добру или злу. Считал, что возможность обучения в духе принципов конф. этики реализуется при условии обеспечения материальных потребностей людей, прежде всего в пище. Подвергал критике рассуждения мыслителей сю-ань сюэ об онтологич. первичности "пустотности (сюй) и отсутствия/небытия", а также теоретич. спекуляции, далекие от практич. нужд управления. В центре затрагивавшихся Ф.С. проблем управления - тщательный отбор чиновников по деловым качествам, распределение функций исходя из возможностей исполнителей и способности правителя определять ключевое звено, от к-рого зависит успех конкретного дела. Ли Си

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Философское наследие Сюань-цзана

Ленков Павел Дмитриевич
Философские взгляды Сюань-цзана можно реконструировать, изучая результаты его переводческой деятельности и систему обучения в основанной им школе Фасян.
Читать PDF
0.00 байт

«Тай сюань цзин» и двенадцать гексаграмм сяо си

Чибисов Тимофей Павлович
Статья предваряет исследование символов «И цзина» («Канона Перемен») и «Тай сюань цзина» («Канона Великой тайны» или «Канона Великого сокровенного»), а также связанных с ними календарных построений.

Похожие термины:

  • ЧЖЭН СЮАНЬ

    Чжэн Канчэн. 127, Гаоми окр. Бэйхай (совр. пров. Шань-дун), - 200. Каноновед. Прозван Чжэном-вторым (хоу Чжэн) в отличие от Чжэнов-первых (сянь Чжэн) - Чжэн Сина и Чжэн Чжуна (1 в.). Учился в имп. Высшей школе (Та
  • ЛЮ СЮАНЬ

    Лю Гуанбо. 2-я пол. 6 в., Цзинчэн (в совр. уезде Сяньсянь пров. Хэбэй), - 1-я пол. 7 в. Каноновед. Упоминается в соч. Ма Гоханя "Юйхань-шань фан цзи и шу" (18 в.). Потомок Лю Сяньчжи в третьем поколении. Учился в с
  • СЮАНЬ

    Сокровенное" ("скрытое", "таинственное", "мистич.", "непостижимое", "мрак", "тьма", "иссиня-черное"). Понятие кит. (прежде всего даос.) философии и культуры. В "Дао дэ цзине" ( § 1 и др.) употребляется как метафо
  • Сюань-у

    в древнекитайской мифологии бог – покровитель Севера. Изображался в виде черепахи, обвитой змеей. Так как Север в представлениях о пяти стихиях был связан с водой, то Сюань-у стал считаться и божес
  • СЮАНЬ ВЭНЬЦЗЮНЬ

    Сун Шичжуань. 283. Женщина-каноновед (см. Цзин сюэ) из гос-ва Ранняя Цинь. Происходила из семьи, где по наследству передавалось знание "учения чжоуских чиновников" (т.е. учение "Чжоу ли"). По преданию, пра
  • СЮАНЬ СЮЭ

    букв. – учение о сокровенном, таинственном) – идеалистич. направление в истории кит. философии 3–4 вв. н.э. Иногда термин "С." переводят как неодаосизм. Наиболее известные представители этого филос.