ЧЖЭН СЮАНЬ
ЧЖЭН СЮАНЬ
Чжэн Канчэн. 127, Гаоми окр. Бэйхай (совр. пров. Шань-дун), - 200. Каноновед. Прозван Чжэном-вторым (хоу Чжэн) в отличие от Чжэнов-первых (сянь Чжэн) - Чжэн Сина и Чжэн Чжуна (1 в.). Учился в имп. Высшей школе (Тайсюэ), изучал тексты "Чжоу и" в версии Цзин Фана, "Чунь цю" в версии Гунъян Гао. Под руководством Чжан Гунцзу постигал трактаты "Чжоу ли", "Ли цзи", "Чунь цю" в версии Цзо Цюмина, т.н. "ханьскую версию" "Ши цзина", "Шу цзин" в традиции "школы текстов старых письмен" (гувэнь цзин сюэ, см. Цзин сюэ), затем учился у Ма Жуна комментированию канонов в русле указ, традиции. По окончании учебы занялся частной педагогич. практикой, но из-за гонений властей на обществ, "группировки" (дангу) был вынужден оставить ее и посвятил себя исключительно исследованию канонич. текстов. Осн. соч. - комментарии на "Ши цзин", "Чжоу ли", "Ли цзи", "И ли", "Чжоу и", "Шу цзин", "Лунь юй" и апокрифич. книги (см. Чэнь вэй); полемич. трактаты против отстаиваемого Хэ Сю учения "школы текстов новых письмен" (цзиньвэнь цзин сюэ) - "Фа мо шоу" ("Применение безмолвной защиты"), "Чжэнь гао хуан" ("Указание на уязвимые места"), "Ци фэй цзи" ("Возникновение неизлечимых недугов"). Работы Ч.С. "Лю и лунь" ("О шести искусствах") и "Бо У цзин и и" ("Опровержение "Разночтений в "Пяти канонах") утрачены. В совр. тексте "Ши сань цзин чжу шу" ("Тринадцать канонов с коммент.") ему принадлежат коммент, на "Мао ши" ("Ши цзин") и "Сань ли" ("Три трактата о правилах благопристойности" - "Чжоу ли", "И ли", "Ли цзи"). Соч. Ч.С. вошли в сб-ки 18-19 вв., сост. Юань Цзюнем,- "Чжэн-ши и шу" ("Книги, оставленные г-ном Чжэном"), Ма Гоханем - "Юйханьшань фан цзи и шу" ("Оставленные [потомкам] книги, собранные в обители Юйханьшань"), Кун Гуанлинем - "Тун дэ и шу со цзянь лу" ("Записи виденного в унаследованных книгах Всеобщей добродетели") и Хуан Ши - "Гао ми и шу" ("Унаследованные книги Высокой тайны"). Ч.С. первым применил попытку синтеза школ текстов "старых" и "новых письмен", беря за основу традицию "текстов старых письмен" (т.н. учение Чжэна- Чжэн сюэ). Был склонен к широким и решительным обобщениям: напр., рассматривал "Чжоу ли" как описание реальной администр. системы эпохи Чжоу (11 -3 вв. до н.э., в данном случае Зап. Чжоу - 11 - 8 вв. до н.э.); реалии, не совпадающие с намеченной им "чжоуской" схемой, относил к орг-ции правления дин. Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.). Новаторски использовал каноны о правилах этико-ритуальной "благопристойности" ("Чжоу ли", "Ли цзи", "И ли") для подготовки комментариев к "Ши цзину". Труды Ч.С. оказали фундаментальное воздействие на последующее развитие каноноведения. Сведения о его жизни и творчестве вошли в "Хоу Хань шу" ("Историю Поздней дин. Хань", 5 в.). Ли Си