ЭКОНОМИКА
ЭКОНОМИКА
обмен веществ между природой и человеческим родом, сопровождаемый сознательной деятельностью индивидов и человеческих общностей.
ЭКОНОМИКА
1) способ организации деятельности людей, направленной на создание необходимых им для потребления благ; 2) наука, которая исследует поведение людей, связанное с производством, распределением и потреблением необходимых им благ.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Экономика
Этимологически это слово означает «закон» или «управление» (nomos) домом (oikos). Первоначально под словом «экономика» понимали домашнюю экономику в смысле управления семейным имуществом, т. е. ресурсами и расходами семьи. Именно в этом значении употреблял термин Монтень, считая задачу ведения экономики «не столько трудной, сколько тягостной». Главное здесь – не расходовать больше, чем имеешь или зарабатываешь; отсюда же и более расхожее значение слова, чаще употребляемого в форме прилагательного «экономный», т. е. нацеленный на ограничение расходов. В современном значении экономика это одновременно и одна из гуманитарных наук, и предмет изучения этой науки. Экономика – это все, что имеет отношение к производству, потреблению и обмену материальными благами, товарами или услугами, как на уровне индивидуумов и предприятий (микроэкономика), так и на уровне общества или всей планеты (макроэкономика). Сегодня это уже не столько искусство снижения расходов, сколько искусство увеличения богатств. Излюбленное поле действия экономики – рынок, на котором царит закон спроса и предложения. Все, что редко, стоит дорого, но при условии, что завладеть этой «редкостью» находится множество желающих (вот почему всякая ценность, даже экономическая, остается субъективной) и что она может быть обменена (вот почему ценность, оставаясь субъективной, в условиях конкретного рынка действует объективно). Если бы в мире все продавалось, в нем безраздельно властвовала бы одна экономика. Этого не происходит только потому, что существуют вещи, которые не стоят ничего (бесплатность), и вещи, не имеющие цены (достоинство, справедливость). Следовательно, избежать всевластия экономики можно лишь частично, в силу исключения из правила или повинуясь долгу. Об этом нам напоминает нищета бедных и алчность богатых.
Источник: Философский словарь.
ЭКОНОМИКА
форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в обществе в результате его активного целенаправленного воздействия на природу. В современной экономической науке рассматриваемое понятие ограничивается механизмом деятельности для получения прибыли. Культурология позволяет рассматривать Э. как сферу общественной жизни человека, системно. Этот подход представляется более плодотворным по следующим обстоятельствам. Во-первых, главным субъектом экономической деятельности является человек, который не просто выступает главной производительной силой, а определяет цели, средства, методы хозяйствования в соответствии со своими потребностями, мотивами, интересами. Во-вторых, экономические преобразования осуществляются не роботами по заложенной в них программе экономической эффективности, а живыми людьми. Участие человека в экономической деятельности определяется не только потребностями в материальных благах, но и сложившимися представлениями о смысле и достойном образе экономической жизни, о престижности и допустимости тех или иных видов экономической деятельности, о собственности, богатстве, взаимоотношениях людей. В-третьих, человек не является исключительно экономическим существом. Он имеет многоплановое мировоззрение, идеалы, предрассудки, внеэкономические интересы, цели, сферы, эмоциональную, иррациональную жизнь, что не может не оказывать влияния на его экономическую деятельность. В этом смысле Э. выступает не просто как жизнеобеспечение, а как сфера самореализации личности, ее творческого потенциала, независимо от эффективности экономической деятельности. В-четвертых, эта деятельность осуществляется не только конкретным, “живым” человеком, но и в конкретных исторических и культурных условиях. Все это позволяет характеризовать Э. как один из важнейших феноменов культуры. О. В. Евграфова
Экономика
1) механизм распределительной общественной системы применительно к производству продукции (технологии) и распределению (здесь: договор, обмен, эксплуатация) благ (жизненных ресурсов, товаров и услуг); 2) совокупность производительных сил и производственных отношений государства, региона, мира.
Экономика бывает капиталистической, социалистической, феодальной, первобытно-общинной и т.п.
Первобытно-общинная экономика в своей основе имеет институт права: права сильного или умного; известно, что знание - сила.
Феодальная экономика базируется как на праве (силе), так и обмане (религии), причем первое по-прежнему превалирует.
Капиталистическая экономика активно включает в свою сферу знание одних и глупость других: то есть достижения цивилизации (накопленные предыдущими поколениями людей) - и здесь уже действительно можно говорить о научно-технической революции или, что то же самое, об информационной революции.
Социалистическая экономика за основу стремится взять общественные отношения (отсутствие эксплуатации в виде обмана), но на практике сохраняет механизмы эксплуатации человека человеком, что претит мироощущению эксплуатируемого и ведет к социальным конфликтам, один из которых (в основе имеющий чувство отвращения народных масс к правящей верхушке и талантливо использованный антисоветскими силами) привел к распаду СССР.
Как отрасль человеческой деятельности экономика является негуманоидной системой, т.е. самодостаточной системой, имеющей "собственные интересы", которые не только могут входить, но и входят в противоречие с интересами человечества. Наглядным тому примером является общество потребления, ведущее Человечество к экологической катастрофе.
Ассоциативный блок.
Экономика, как область человеческой деятельности - теория и практика распределительной деятельности общества в области создания и потребления благ - технологии. В современном мире возникает новая экономика, которую можно обозначить громкими словами: экономика экологической цивилизации. Звучит красиво, но достаточно правильно.
Экономика бывает капиталистической, социалистической, феодальной, первобытно-общинной и т.п.
Первобытно-общинная экономика в своей основе имеет институт права: права сильного или умного; известно, что знание - сила.
Феодальная экономика базируется как на праве (силе), так и обмане (религии), причем первое по-прежнему превалирует.
Капиталистическая экономика активно включает в свою сферу знание одних и глупость других: то есть достижения цивилизации (накопленные предыдущими поколениями людей) - и здесь уже действительно можно говорить о научно-технической революции или, что то же самое, об информационной революции.
Социалистическая экономика за основу стремится взять общественные отношения (отсутствие эксплуатации в виде обмана), но на практике сохраняет механизмы эксплуатации человека человеком, что претит мироощущению эксплуатируемого и ведет к социальным конфликтам, один из которых (в основе имеющий чувство отвращения народных масс к правящей верхушке и талантливо использованный антисоветскими силами) привел к распаду СССР.
Как отрасль человеческой деятельности экономика является негуманоидной системой, т.е. самодостаточной системой, имеющей "собственные интересы", которые не только могут входить, но и входят в противоречие с интересами человечества. Наглядным тому примером является общество потребления, ведущее Человечество к экологической катастрофе.
Ассоциативный блок.
Экономика, как область человеческой деятельности - теория и практика распределительной деятельности общества в области создания и потребления благ - технологии. В современном мире возникает новая экономика, которую можно обозначить громкими словами: экономика экологической цивилизации. Звучит красиво, но достаточно правильно.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
Экономика
(от греч. oikos - дом + nomos – закон, правило = управление хозяйством) и экономические отношения. Осознание развития современного общества позволяет поднять понятие Э. на категориальный уровень. Но для этого придется разобраться с употреблением ряда терминов. В широком смысле хозяйство – от мирового до домашнего - есть производство, распределение и потребление всего того, что, при наличии определенных возможностей (природных и социальных ресурсов), может удовлетворить потребности субъекта хозяйствования. Однако рост возможностей и потребностей переводит ведение хозяйства в другую плоскость – не непосредственного, но опосредованного удовлетворения потребностей. В период цивилизации целью производства становится уже не просто потребляемый продукт, но товар, который надо выгодно продать. И Аристотель вводит различение Э. как хозяйствования с целью производства продуктов, непосредственно удовлетворяющих потребности, и хрематистики – искусства делать деньги. На этой развилке становится ясно, что Э. не только способ ведения хозяйства как такового, но и определенные отношения между людьми, точнее между разными социальными группами (классами). Это, прежде всего, отношения собственности на средства производства и вытекающие из них различия в характере распределения и потребления производимых продуктов. Теперь организация Э. должна учитывать не только ограниченность природных и технических возможностей, но и те ограничения в характере участия в производстве, распределении и потреблении, которые детерминируются классовой структурой общества.
Экономический материализм, исходя из принципа монокаузализма (найти одну причину, определяющую весь сложный процесс), сводит экономические отношения к производственным отношениям в способе материального производства, определяемым отношением собственности на средства производства. Таким образом, Э. объявляется базисом общественной жизнедеятельности в целом. Но само понятие «материального» здесь ещё не поднято на категориальный уровень. С одной стороны указывается, что люди вступают в экономические отношения независимо от своей воли и сознания – это признак материи, как объективной реальности. Но в целом под материальным понимается все же преобразование вещества и энергии. Процесс и результаты такого преобразования непосредственно ощутимы и измеримы, но разве это делает их абсолютно определяющими по отношению к производству всего другого, что может удовлетворять человеческие потребности? Изначально необходимыми («Сначала надо есть, пить, одеваться…» - Энгельс) – да, но не более того. Надо ещё ответить на вопрос, во имя каких базовых ценностей осуществляется «материальное» (вещественно-энергетическое) производство, как и хозяйствование в целом. Только на таком пути удастся избежать подмены Э. хрематистикой. Если во имя максимума прибыли и потребления, то вырождение Э. в хрематистику неизбежно.
Но и смена идеала максимума на идеал оптимума (развивающейся гармонии) не устранит ни Э., ни экономические отношения. Последние останутся, поскольку свободно развивающееся общество предполагает различные формы собственности. Но ни Э.о, ни Э. уже не ограничиваются «материальным» производством, ни тем, что вступление в их сферу, якобы, не зависит от воли и сознания людей (от субъективной реальности) – как и все сферы человеческой жизнедеятельности они имеют и объективное и субъективное основание.
Э. является аспектом любых сфер жизнедеятельности в том отношении, в котором производство, распределение и потребление соответствующих продуктов (вещей, свойств, отношений, материального и идеального) зависит от ограниченности возможностей производства и распределения. Эти ограничения обусловливаются недостатком природных ресурсов, техническими трудностями и особенностями социальной организации. Социальные ограничения включают в себя ценностные ориентации, доминирующие в обществе, структуру управления социальными процессами и особенности форм собственности. Таким образом, Э. представляет собой систему хозяйствования (производства, распределения и потребления) в любой сфере жизни общества при наличии перечисленных выше ограничений. Говоря предельно просто, Э. есть организация социальной жизни в тех условиях, когда приходится быть экономным. Э. о. есть отношения между людьми и социальными группами по поводу производства, распределения и потребления при необходимости учета тех же ограничений. Иными словами, Э. и Э.о. суть организация человеческой жизнедеятельности и субъектно-субъектных отношений на уровне утилитарного общения, ориентирующегося на ценность выгоды. Отсюда становится ясным, что Э. и Э.о. необходимы, но недостаточны для обеспечения целостности человеческого бытия, и не могут являться абсолютно определяющими характер этой целостности. Ист.:СагатовскийВ.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С.24-27, 32-34; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 139-141143-145.
Экономический материализм, исходя из принципа монокаузализма (найти одну причину, определяющую весь сложный процесс), сводит экономические отношения к производственным отношениям в способе материального производства, определяемым отношением собственности на средства производства. Таким образом, Э. объявляется базисом общественной жизнедеятельности в целом. Но само понятие «материального» здесь ещё не поднято на категориальный уровень. С одной стороны указывается, что люди вступают в экономические отношения независимо от своей воли и сознания – это признак материи, как объективной реальности. Но в целом под материальным понимается все же преобразование вещества и энергии. Процесс и результаты такого преобразования непосредственно ощутимы и измеримы, но разве это делает их абсолютно определяющими по отношению к производству всего другого, что может удовлетворять человеческие потребности? Изначально необходимыми («Сначала надо есть, пить, одеваться…» - Энгельс) – да, но не более того. Надо ещё ответить на вопрос, во имя каких базовых ценностей осуществляется «материальное» (вещественно-энергетическое) производство, как и хозяйствование в целом. Только на таком пути удастся избежать подмены Э. хрематистикой. Если во имя максимума прибыли и потребления, то вырождение Э. в хрематистику неизбежно.
Но и смена идеала максимума на идеал оптимума (развивающейся гармонии) не устранит ни Э., ни экономические отношения. Последние останутся, поскольку свободно развивающееся общество предполагает различные формы собственности. Но ни Э.о, ни Э. уже не ограничиваются «материальным» производством, ни тем, что вступление в их сферу, якобы, не зависит от воли и сознания людей (от субъективной реальности) – как и все сферы человеческой жизнедеятельности они имеют и объективное и субъективное основание.
Э. является аспектом любых сфер жизнедеятельности в том отношении, в котором производство, распределение и потребление соответствующих продуктов (вещей, свойств, отношений, материального и идеального) зависит от ограниченности возможностей производства и распределения. Эти ограничения обусловливаются недостатком природных ресурсов, техническими трудностями и особенностями социальной организации. Социальные ограничения включают в себя ценностные ориентации, доминирующие в обществе, структуру управления социальными процессами и особенности форм собственности. Таким образом, Э. представляет собой систему хозяйствования (производства, распределения и потребления) в любой сфере жизни общества при наличии перечисленных выше ограничений. Говоря предельно просто, Э. есть организация социальной жизни в тех условиях, когда приходится быть экономным. Э. о. есть отношения между людьми и социальными группами по поводу производства, распределения и потребления при необходимости учета тех же ограничений. Иными словами, Э. и Э.о. суть организация человеческой жизнедеятельности и субъектно-субъектных отношений на уровне утилитарного общения, ориентирующегося на ценность выгоды. Отсюда становится ясным, что Э. и Э.о. необходимы, но недостаточны для обеспечения целостности человеческого бытия, и не могут являться абсолютно определяющими характер этой целостности. Ист.:СагатовскийВ.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С.24-27, 32-34; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 139-141143-145.
ЭКОНОМИКА
способность хозяйственной деятельности в процессе разделения труда, усложнения приобретать всеобщий характер, выход хозяйства, труда на уровень товарно-денежных отношений. Каждая клеточка хозяйственной функции, производство, распределение, потребление, воспроизводство условий, средств и целей этого процесса и их результатов (материальных и духовных, включая природную среду, самого человека, рассматриваемого как ресурс, как рабочая сила) может иметь место, быть оправданной, лишь пройдя через механизм, апробацию обществом через рынок, цены. В связи с этим развитие хозяйства, каждой его клеточки в растущей степени определяется возрастающим переплетением потребностей и возможностей потребителей и производителей, которые образуют мощный механизм, вытесняющий из хозяйства все, что не отвечает уровню и масштабам требования этого механизма, что подчиняет ему хозяйственное развитие во всех его формах. Э. опосредует каждый акт хозяйственных решений через целое, включая развитие культуры. Э. - аспект, результат и предпосылка хозяйственного развития. Развитие Э. связано с погружением каждого хозяйственного акта во всеобщность, включает погружение акта человеческой деятельности в культуру, в язык, в систему ценностей, представлений, культурную модель мира, в систему человеческих отношений и т. д.
1. Э. как всеобщее опирается на нравственное основание, на нравственный идеал. Каждый акт экономической деятельности всегда преодолевает дуальную оппозицию: справедливо - несправедливо. Каждый акт осмысляется через представление о справедливой цене, несправедливости эксплуатации и т. д. Э.
внутренне разделена по нравственному принципу, т. е. на нравственно оправданную, легальную и несправедливую, неправедную Э., например, связанную с наемным трудом частными лицами, с производством для нелегальной продажи и т. д. Между ними может быть конфликт, разрешаемый с помощью закона, судов и т. д., но они могут одновременно и взаимопроникаться друг другом.
2. Э. придает любому хозяйственному акту общесоциальный смысл, привязывает каждый хозяйственный акт к потребностям других людей через торговлю, рынок, циркуляцию денег, общественно необходимые затраты, формирует механизм обобщенной оценки хозяйственного акта, не сводимого к индивидуальным издержкам производства, к собственным, изолированным от рынка самооценкам результатов своего труда.
3. Экономическая деятельность при ее возникновении обладает вектором конструктивной напряженности, который перешел от простых хозяйственных систем традиционной цивилизации, т.е. нацеленных на статичное воспроизводство, на сохранение исторически сложившейся эффективности.
Однако усложнение хозяйства привело в соответствии с основным законом социальных систем большой сложности к тому, что хозяйственная система могла функционировать только на основе конструктивной напряженности, вектор которой нацелен на интенсивное воспроизводство, на повышение эффективности.
Отсюда неуклонно возрастающее значение Э. как механизма, не только интегрирующего хозяйство в единое социальное целое, но поворачивающего его с определенного момента на прогресс, который может быть обеспечен лишь в масштабе этого целого. Развитие Э.
включает снятие локальных векторов конструктивной напряженности, развитие конструктивной напряженности, нацеливающей воспроизводство любого локального сообщества через всеобщность, через культурное целое. Каждая новая отрасль, предприятие формируются на основе всеобщего как непосредственный ответ на его потребности. В этом кардинальное отличие от псевдоэкономики, где все сообщества сохраняют господство своих локальных конструктивных напряженностей. Самым страшным врагом Э. является господствующая в традиционализме уравнительность, а также социальные институты, ее обеспечивающие, синкретическое государство, безраздельно владеющее хозяйством, следовательно, парализующее возможность изменений, отхода от регламентации производства и принудительной перекачки ресурсов.
В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, оба типа конструктивной напряженности сталкиваются и разрушают друг друга.
Груз архаичных представлений, отрицание торговли и оценка натуральных отношений как "естественных", не оскверненных злом толкает к оценке Э. как чего-то эфемерного, случайно уцелевшего как пережиток, результат незрелости, как явления, существующего между идеалом общинного и государственного социализма, каждый из которых в своих манихейских формах отрицал Э. как свою противоположность Э. в этих условиях оказалась возможной лишь в результате того, что оба эти нравственных идеала социализма оказались в большом обществе разными вариантами утопии.
В условиях господства псевдоэкономики, псевдорынка бюрократия вынуждена была взять на себя функции отсутствующего рынка, подменять административными методами реальные стимулы экономического прогресса.
этой ситуации всякий кризис толкал бюрократию к использованию экономических механизмов, которые получили название экономических рычагов. В результате Э. реально гнездилась где-то в порах псевдоэкономики. Она сохранилась как форма торговли так называемыми излишками сельскохозяйственной продукции, базаров, где должны были торговать продуктами приусадебных хозяйств, нелегальных полулегальных барахолок, в деятельности перекупщиков, посредников, нелегальной сферы услуг, подпольных цехов, в кооперации, в теневой экономике, которая составляет фон хозяйственной деятельности.
Развитие Э.
получило форму коррупции, которая в расколотом обществе при господстве дефицита выступает и как патологическая форма установления экономических связей. Э. играет роль некоторого ограничителя псевдоэкономики, т. е. она указывает, что есть предел экономической безответственности, бесхозяйственности, расточительству и т. д., и тем самым толкает хозяйственные организации к перекладыванию плодов своей псевдоэкономической деятельности на общество, т. е. к усилению своих требований ресурсов, проталкиванию своей некачественной, возможно вредной и опасной для здоровья продукции, повышению цен на нее и т. д.
4. В человеческой истории возрастают социальные отношения, вовлекаемые в экономический оборот. Узловой пункт этого процесса- организационная революция, которая открывает возможность решения экономических задач получения более высокого эффекта, подчиняя организационные отношения, структуру - функциям. Тем самым для Э. открывается путь свободно формировать всевозможные сочетания потребителей и производителей, покупателей и продавцов, изобретателей и продавцов, изобретателей и психологов, художников и менеджеров и т. д. и т. п., путь поиска практических сочетаний ресурсов и талантов для решения конкретной задачи и соответствующего распределения затрат и результатов, постоянного формирования творческих субъектов.
5. Развитие в Э. конструктивной напряженности, ориентированной на прогресс, требует такого хозяйственного развития, которое было бы структурировано очагами прогресса, точками роста и развития. Только их постоянным культивированием можно обеспечить нормальное хозяйственное развитие, что однако встречает постоянное, подчас ожесточенное сопротивление сил уравнительности.
6. Э. с ее динамической конструктивной напряженностью, с ее ориентацией на очаги прогресса возможна лишь в обществе, которое ликвидирует господствующий характер архаичной государственной собственности. Э.
требует развития форм собственности, которые могли бы гибко и повседневно реагировать на изменение задач приспособлением к новым задачам, а не наоборот, т. е. не приспосабливали бы хозяйственные решения к сложившимся формам. Для Э. необходим способный труд, т. е. инициативный труд, ставший субъектом новых организационных форм, инноваций и. т. д.
7. На пути развития Э. много препятствий. Одно из них - опережение потребности в потреблении благ, стремления "достать" над потребностью в творческой производственной деятельности, что формирует извращенные формы иждивенчества.
8. Мощной преградой развитию всеобщности развитие Э. является стремление людей, связанных традиционализмом, сохранить, оградить от этого процесса свои социальные отношения, ценности. Поэтому, вообще говоря, в любом обществе есть сфера, куда всеобщность экономических связей и ценностей не допущена. В любом обществе идет постоянная нравственная борьба по поводу границы ее правомерности.
Например, проституция особенно большое негодование, так как там экономические связи вторгаются в наиболее интимные сферы человеческих отношений и чувств. Любое общество на основе соотношения своих нравственных сил проводит границу допустимости распространения всеобщих экономических связей.
Господство псевдоэкономики, однако, означает, что делается попытка манихейским образом свести Э. к минимуму, уничтожить ее, что и имело место на определенных этапах второго глобального периода. Однако основная проблема заключается в логике выхода из псевдоэкономики, что в некоторых вариантах реформы предполагается делать через скачек в развитии общества.
Гибельность подобной точки зрения заключается в том, что необходимо прежде всего не административное объяснение о переносе границы всеобщих экономических связей, когда доэкономические связи оказываются единовременно в опале. Необходимо найти некоторую приемлемую для общества границу, которая не вызвала бы катастрофы в результате развала хозяйственных связей и возмущения сил уравнительности, господствующих в обществе, в результате массового стремления производителей использовать изменение ситуации для укрепления монополии на дефицит до масштабов всеобщего удушья. Очевидно,что само перемещение этой границы в глубь хозяйства является сложнейшей задачей, требующей осторожного многоэтапного решения. Положение осложняется тем, что развитие Э. на определенном этапе может быть истолковано как средство, т. е. как источник социальной энергии всех архаичных сообществ- от локальных миров, феодальных сообществ среднего уровня до медиатора.
Однако развивающаяся, а не застойная Э., включающая победу рынка над монополией на дефицит, неизбежно будет разрушать архаичные структуры, откроет возможности для предотвращения удушения общества дефицитом. Это возможно лишь при опоре на социальные силы,уже реально вступившие на путь экономического развития.
1. Э. как всеобщее опирается на нравственное основание, на нравственный идеал. Каждый акт экономической деятельности всегда преодолевает дуальную оппозицию: справедливо - несправедливо. Каждый акт осмысляется через представление о справедливой цене, несправедливости эксплуатации и т. д. Э.
внутренне разделена по нравственному принципу, т. е. на нравственно оправданную, легальную и несправедливую, неправедную Э., например, связанную с наемным трудом частными лицами, с производством для нелегальной продажи и т. д. Между ними может быть конфликт, разрешаемый с помощью закона, судов и т. д., но они могут одновременно и взаимопроникаться друг другом.
2. Э. придает любому хозяйственному акту общесоциальный смысл, привязывает каждый хозяйственный акт к потребностям других людей через торговлю, рынок, циркуляцию денег, общественно необходимые затраты, формирует механизм обобщенной оценки хозяйственного акта, не сводимого к индивидуальным издержкам производства, к собственным, изолированным от рынка самооценкам результатов своего труда.
3. Экономическая деятельность при ее возникновении обладает вектором конструктивной напряженности, который перешел от простых хозяйственных систем традиционной цивилизации, т.е. нацеленных на статичное воспроизводство, на сохранение исторически сложившейся эффективности.
Однако усложнение хозяйства привело в соответствии с основным законом социальных систем большой сложности к тому, что хозяйственная система могла функционировать только на основе конструктивной напряженности, вектор которой нацелен на интенсивное воспроизводство, на повышение эффективности.
Отсюда неуклонно возрастающее значение Э. как механизма, не только интегрирующего хозяйство в единое социальное целое, но поворачивающего его с определенного момента на прогресс, который может быть обеспечен лишь в масштабе этого целого. Развитие Э.
включает снятие локальных векторов конструктивной напряженности, развитие конструктивной напряженности, нацеливающей воспроизводство любого локального сообщества через всеобщность, через культурное целое. Каждая новая отрасль, предприятие формируются на основе всеобщего как непосредственный ответ на его потребности. В этом кардинальное отличие от псевдоэкономики, где все сообщества сохраняют господство своих локальных конструктивных напряженностей. Самым страшным врагом Э. является господствующая в традиционализме уравнительность, а также социальные институты, ее обеспечивающие, синкретическое государство, безраздельно владеющее хозяйством, следовательно, парализующее возможность изменений, отхода от регламентации производства и принудительной перекачки ресурсов.
В обществе промежуточной цивилизации, отягощенной расколом, оба типа конструктивной напряженности сталкиваются и разрушают друг друга.
Груз архаичных представлений, отрицание торговли и оценка натуральных отношений как "естественных", не оскверненных злом толкает к оценке Э. как чего-то эфемерного, случайно уцелевшего как пережиток, результат незрелости, как явления, существующего между идеалом общинного и государственного социализма, каждый из которых в своих манихейских формах отрицал Э. как свою противоположность Э. в этих условиях оказалась возможной лишь в результате того, что оба эти нравственных идеала социализма оказались в большом обществе разными вариантами утопии.
В условиях господства псевдоэкономики, псевдорынка бюрократия вынуждена была взять на себя функции отсутствующего рынка, подменять административными методами реальные стимулы экономического прогресса.
этой ситуации всякий кризис толкал бюрократию к использованию экономических механизмов, которые получили название экономических рычагов. В результате Э. реально гнездилась где-то в порах псевдоэкономики. Она сохранилась как форма торговли так называемыми излишками сельскохозяйственной продукции, базаров, где должны были торговать продуктами приусадебных хозяйств, нелегальных полулегальных барахолок, в деятельности перекупщиков, посредников, нелегальной сферы услуг, подпольных цехов, в кооперации, в теневой экономике, которая составляет фон хозяйственной деятельности.
Развитие Э.
получило форму коррупции, которая в расколотом обществе при господстве дефицита выступает и как патологическая форма установления экономических связей. Э. играет роль некоторого ограничителя псевдоэкономики, т. е. она указывает, что есть предел экономической безответственности, бесхозяйственности, расточительству и т. д., и тем самым толкает хозяйственные организации к перекладыванию плодов своей псевдоэкономической деятельности на общество, т. е. к усилению своих требований ресурсов, проталкиванию своей некачественной, возможно вредной и опасной для здоровья продукции, повышению цен на нее и т. д.
4. В человеческой истории возрастают социальные отношения, вовлекаемые в экономический оборот. Узловой пункт этого процесса- организационная революция, которая открывает возможность решения экономических задач получения более высокого эффекта, подчиняя организационные отношения, структуру - функциям. Тем самым для Э. открывается путь свободно формировать всевозможные сочетания потребителей и производителей, покупателей и продавцов, изобретателей и продавцов, изобретателей и психологов, художников и менеджеров и т. д. и т. п., путь поиска практических сочетаний ресурсов и талантов для решения конкретной задачи и соответствующего распределения затрат и результатов, постоянного формирования творческих субъектов.
5. Развитие в Э. конструктивной напряженности, ориентированной на прогресс, требует такого хозяйственного развития, которое было бы структурировано очагами прогресса, точками роста и развития. Только их постоянным культивированием можно обеспечить нормальное хозяйственное развитие, что однако встречает постоянное, подчас ожесточенное сопротивление сил уравнительности.
6. Э. с ее динамической конструктивной напряженностью, с ее ориентацией на очаги прогресса возможна лишь в обществе, которое ликвидирует господствующий характер архаичной государственной собственности. Э.
требует развития форм собственности, которые могли бы гибко и повседневно реагировать на изменение задач приспособлением к новым задачам, а не наоборот, т. е. не приспосабливали бы хозяйственные решения к сложившимся формам. Для Э. необходим способный труд, т. е. инициативный труд, ставший субъектом новых организационных форм, инноваций и. т. д.
7. На пути развития Э. много препятствий. Одно из них - опережение потребности в потреблении благ, стремления "достать" над потребностью в творческой производственной деятельности, что формирует извращенные формы иждивенчества.
8. Мощной преградой развитию всеобщности развитие Э. является стремление людей, связанных традиционализмом, сохранить, оградить от этого процесса свои социальные отношения, ценности. Поэтому, вообще говоря, в любом обществе есть сфера, куда всеобщность экономических связей и ценностей не допущена. В любом обществе идет постоянная нравственная борьба по поводу границы ее правомерности.
Например, проституция особенно большое негодование, так как там экономические связи вторгаются в наиболее интимные сферы человеческих отношений и чувств. Любое общество на основе соотношения своих нравственных сил проводит границу допустимости распространения всеобщих экономических связей.
Господство псевдоэкономики, однако, означает, что делается попытка манихейским образом свести Э. к минимуму, уничтожить ее, что и имело место на определенных этапах второго глобального периода. Однако основная проблема заключается в логике выхода из псевдоэкономики, что в некоторых вариантах реформы предполагается делать через скачек в развитии общества.
Гибельность подобной точки зрения заключается в том, что необходимо прежде всего не административное объяснение о переносе границы всеобщих экономических связей, когда доэкономические связи оказываются единовременно в опале. Необходимо найти некоторую приемлемую для общества границу, которая не вызвала бы катастрофы в результате развала хозяйственных связей и возмущения сил уравнительности, господствующих в обществе, в результате массового стремления производителей использовать изменение ситуации для укрепления монополии на дефицит до масштабов всеобщего удушья. Очевидно,что само перемещение этой границы в глубь хозяйства является сложнейшей задачей, требующей осторожного многоэтапного решения. Положение осложняется тем, что развитие Э. на определенном этапе может быть истолковано как средство, т. е. как источник социальной энергии всех архаичных сообществ- от локальных миров, феодальных сообществ среднего уровня до медиатора.
Однако развивающаяся, а не застойная Э., включающая победу рынка над монополией на дефицит, неизбежно будет разрушать архаичные структуры, откроет возможности для предотвращения удушения общества дефицитом. Это возможно лишь при опоре на социальные силы,уже реально вступившие на путь экономического развития.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта