ЭКОНОМИКА И ЭТИКА

Найдено 1 определение
ЭКОНОМИКА И ЭТИКА
соотносительность двух областей знания. Вопрос о соотношении этики и экономики, несмотря на многократное его обсуждение, все еще считается дискуссионным [1—3]. Отсутствует единство в понимании его сути. В связи с этим обратимся для начала к истории рассматриваемого вопроса. Уже в Античности и Средневековье выдающиеся мыслители, обращаясь к экономическим проблемам, обсуждали их с моральных позиций. Платон (см.) выступал от имени справедливости. Аристотель (см.) считал, что каждый человек должен вознаграждаться по его подлинным заслугам. Фома Аквинский настаивал на справедливой цене. Особенность позиций упомянутых авторов состояла в придании этике приоритета перед экономикой. Обе дисциплины в рассматриваемые эпохи находились в зачаточном состоянии, но, пожалуй, это замечание относится к экономике в большей степени, чем к этике. Образно говоря, в Античности и Средневековье были великие этики, но еще не родились великие экономисты. Когда же они появились, то соотношение этики и экономики изменилось кардинальным образом. Многие исследователи даже полагают, что между ними произошел раскол. В стремлении конституировать экономику в качестве самостоятельной дисциплины экономисты отказались от этики. В лучшем случае ей отводилось скромное место в области нормативной экономической науки, но никак не в позитивной экономике.
В 1970-х гг. в США в контексте обсуждаемой тематики случилось знаменательное событие: сложилась особая дисциплина, которую назвали бизнес-этикой. В своем очерке об истории бизнес-этики Р. Джордж выделяет три ее области и соответственно смысла: 1) этика в бизнесе; 2) бизнес-этика как академическая дисциплина; 3) бизнес-этика как общественное движение [4]. Этика в бизнесе явилась реакцией на злоупотребления и скандалы в области экономической жизни. Этика бизнеса как общественное движение охватывает одну страну за другой, став к настоящему времени международным феноменом. Как выяснилось, без этического контроля экономические явления выпадают из поля социальной ответственности, что связано с целым рядом неприемлемых последствий. Возрастание интереса к этической проблематике не могло не привести к возникновению особой академической дисциплины, бизнес-этики.
Ее становление обусловило необходимость уточнения содержания соотношения этики и экономики. До сколько-нибудь полной ясности в этом вопросе еще очень далеко. Как уже отмечалось ранее, развитие экономической науки сопровождалось ее отчуждением от этики. И хотя оно никогда не было полным, тем не менее Э. и э. развивались относительно автономно друг от друга, причем в их негласном соревновании первенство оставалось за экономикой. По мнению многих исследователей, именно экономика является лидером среди общественных наук, которые заимствуют у нее свои наиболее актуальные методы. Следует отметить, что авторы, анализирующие вопрос о соотношении Э. и э., неизменно сталкиваются с неприятнейшей дилеммой. Если этика экзогенна по отношению к экономике, то непонятно, почему она для нее актуальна? Если этика эндогенна экономике, то неясно, почему она, будучи внутренней ее частью, все-таки отличается от нее? Не лучше ли вообще считать, что этика бесполезна для экономики? Достаточно, мол, что существует такая дисциплина, как политическая экономия, которая вобрала в себя как раз те проблемы, которые традиционно числятся по ведомству этики. Упомянутая выше дилемма накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения экономистов, с одной стороны, и этиков, как правило, выступающих от имени философии, — с другой стороны. Обе стороны недовольны друг другом. Экономисты обвиняют этиков в экономической некомпетентности. Этики же полагают, что экономисты в силу их позитивистской настроенности превращают человека в homo economicus, охваченного безудержным порывом к наживе. Наша позиция по поводу экономико-этической дилеммы вполне определенная: по отношению к экономике в целом этика эндогенна, но она не совпадает с базовой экономикой, ибо является метаэкономикой. Все это требует пояснений.
Стремясь наладить плодотворные контакты между Э. из., исследователи реализуют самые различные пути. Самым простым, по крайней мере на первый взгляд, является банальное присоединение традиционной этики к экономике, например, в форме требований быть честными, искренними, уважать клиентов, не лгать, вовремя составлять бизнес-план, с тем чтобы обеспечивать желаемое будущее, выполнять обещания и, разумеется, не воровать. В этом же ключе действуют авторы, которые предлагают экономистам апробированные в философии за 24 века ее развития этические концепции как руководство к действию. Имеется в виду, что как древние, так и современные авторы сумели, не вникая в тонкости экономических наук, сформулировать положения, которые актуальны для них. Нельзя сказать, что рассматриваемый путь синтеза Э. и э. всегда приводит к неудачам, но очень часто он расценивается как навязывание экономистам банальностей, никак не учитывающих специфику по-настоящему научных исследований. Для образованных экономистов этика здравого смысла, как правило, не представляет существенного интереса.
Более перспективным путем синтеза Э. и э. представляется анализ самих экономических теорий. На этот раз речь идет о попытке обнаружить животворное этическое начало непосредственно в экономической теории; строго говоря, не столько его обнаружить, сколько сконструировать. Имеется в виду, что, только руководствуясь теорией, можно сопоставить эффективность различных экономических действий. И уже после этого определиться относительно типично этической задачи: решить, что именно следует делать. Используемые в экономике методы оптимизации, максимизации и рационализации способствуют выделению наиболее эффективных стратегий и тактических действий. Итак, актуальная для экономической дисциплины в целом этика должна быть сконструирована внутри нее самой, а не вноситься извне. Это положение целесообразно прокомментировать в связи с работами Нобелевского лауреата А. Сена, принесшими ему мировую славу. Он считает, что если экономика будет уделять большее внимание этике, то она станет более продуктивной [5]. На первый взгляд кажется, что Сен похож на тех философов, которые, не будучи компетентными в области экономики, тем не менее предлагают свои экономические рецепты. Но в том-то и дело, что Сен разительно отличается от них. Рассматривая трудности самой экономической теории, он приходит к выводу, что в некоторых случаях, например тогда, когда нецелесообразно допускать значительные трансакционные издержки, связанные с межличностными сравнениями полезностей индивидов, уместно обратиться к правилу свободного выбора, или свободы. При этом ценности либерализма не вносятся в экономику извне, а функционируют в качестве ее собственных оснований. Степень одобрения этих оснований определяется не априорно, а лишь в связи с анализом концептуального содержания экономики. Таким образом, этика экономики экзогенна по отношению к базовой экономике, но не относительно экономического знания в целом. Знаменитый этический вопрос гласит «что я должен делать?» В нашем случае ответ на него кажется простым. Поступай так, чтобы твое действие было признано
с позиций самой развитой экономической теории наиболее эффективным. Этот «простой» ответ, стоит только обратиться к экономическим теориям, обрастает многочисленными нетривиальными положениями, которые не могут быть рассмотрены в рамках данной статьи.
Отчасти они содержатся в нижеприводимых тезисах.
Конституирование экономики в качестве самостоятельной дисциплины привело к ее известному отчуждению от этики. Это отстранение во многом явилось результатом экономического методологического дуализма, противопоставления позитивной и нормативной теории. Считалось, что первая, чуждая этике, как раз и выражает сущность экономики.
Осознание органического единства экономики и этики пришло в 1970-х гг. Однако осмысление этой связи встретилось со значительными затруднениями.
Экономическую этику нельзя позаимствовать у метафизики. Она вырабатывается в процессе критики, проблематизации ите- матизации экономической теории. Именно поэтому экономическая этика эндогенна сфере экономического знания.
Актуальность экономической этики определяется ее нацеленностью на претворение в жизнь наиболее эффективных решений.
Метаморфозы экономической теории, связанные, в частности, с теорией игр, концепциями общего равновесия, теорией коллективного выбора неизменно изменяют содержание экономической этики.
Экономическая теория и соответственно экономическая этика не находятся в кризисе, они подвергаются сложным перестройкам.
Все экономико-этические достижения связаны в конечном счете с экономическим научно-теоретическим рядом и строем.
Современная экономическая этика развивается под эгидой принципа ответственности.
Ощущается острая потребность в дополнительном изучении характера взаимосвязи экономики и этики. В отсутствие такового экономическая этика непременно приобретает метафизический вид, заимствуя свое содержание из устаревших этических систем.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.