совокупность экономических теорий, восходящих к идеям А. Смита, особенно в части концепции трудовой теории стоимости. Научный подвиг Смита (1758) состоял в акценте на понятии стоимости, благодаря чему он сумел придать всему комплексу экономических вопросов концептуальное единство. Этого единства не было у всех его предшественников, в т.ч. у меркантилистов и физиократов. Смит был убежден, что поведение участников экономического процесса регулируется системой цен, которая выступает как социальная естественная сила, «невидимая рука», которая обеспечивает процветание населения без вмешательства государства. С высот сегодняшнего дня в построении Смита обнаруживается два явных изъяна метафизического плана. Это, во-первых, стремление редуцировать стоимость к труду, понимаемому как механико-органический процесс, во-вторых, понятие естественного закона.
Применительно к соотношению стоимости и труда актуальным является вопрос об исходном элементарном понятии. Оно по определению не сводимо к чему-либо другому. Если стоимость действительно является исходным концептом, то ее недопустимо сводить к труду. Допустимо рассуждать о создании стоимости и это созидание считать трудом, но в таком случае сам смысл труда имеет стоимостный характер. Это обстоятельство прошло мимо внимания буквально всех сторонников трудовой теории стоимости, не только Смита, но и Д. Рикардо и К. Маркса. Что касается концепции естественного закона, которому Фома Аквинский придавал божественный, а Маркс естественно-исторический характер, то он является издержкой понимания экономических понятий в качестве не ценностей, а дескрипций. В таком случае экономические законы считаются не результатом творчества людей, а какой-то господствующей над ними силой.