ЭГОИЗМ

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эгоизм
от лат.: ego я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью собственной пользе и выгоде, предпочтение собственных интересов интересам др. людей.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Эгоизм
лат. ego – я) – себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей. Противостоит альтруизму.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Эгоизм
предпочтение собственных интересов, пренебрежение интересами других; установка на соблюдение только своих интересов; себялюбие, предпочтение собственной выгоды и своих интересов интересам других людей и общества.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Эгоизм
 (лат. ego — я) — принцип поведения, заключающийся в том, что человек следует только своим личным интересам, не считаясь с интересами других, с интересами об-ва. Э. тесно связан с индивидуализмом. С обоснованием Э. выступал, напр., нем. философ Штирнер. В социалистическом об-ве Э. является пороком и пережитком капитализма.

Источник: Философский словарь. 1963

ЭГОИЗМ
своекорыстие, себялюбие, возведенное в принцип жизни и поведения человека в обществе; стремление к максимуму для себя добра и минимуму зла; источник всех страданий; его ложь и несостоятельность состоят в том, что «единичное я вовсе не имеет в самом деле того исключительного и центрального значения, которое оно себе усвояет» (В. С. Соловьев).

Источник: Русская философия: терминологический словарь.

Эгоизм
(ego, я). Эгоизмом обыкновенно называют такое направление деятельности, когда в ней единственной или преобладающей целью полагается достижение личной выгоды, хотя бы эта выгода сопряжена была с ущербом для других. Но эгоизм может иметь и другое, более тонкое значение, когда имеет в виду не одни материальные выгоды, но и удовлетворение своих честолюбивых замыслов и, какими бы то ни было средствами, — преобладание над другими.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Эгоизм
(ego, я). Эгоизмом обыкновенно называют такое направление деятельности, когда в ней единственной или преобладающей целью полагается достижение личной выгоды, хотя бы эта выгода сопряжена была с ущербом для других. Но эгоизм может иметь и другое, более тонкое значение, когда имеет в виду не одни материальные выгоды, но и удовлетворение своих честолюбивых замыслов и, какими бы то ни было средствами, — преобладание над другими.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Эгоизм
Не любовь к себе, а неспособность любить кого‑либо другого или способность любить другого исключительно ради собственного блага. Вот почему я считаю эгоизм одним из смертных грехов (любовь к себе, на мой взгляд, скорее добродетель) и принципиальной основой всех прочих грехов.
Одновременно эгоизм – одна из определяющих тенденций человеческой природы. Его преодоление достигается либо усилием, либо любовью, т. е. добродетелью или благодатью.

Источник: Философский словарь.

Эгоизм
вера в то, что все поступки совершаются только в личных интересах каждого индивидуума. Эйн Рэнд и другие на основе этого мнения разработали систематизированную теорию о том, что человек должен совершать все свои действия, исходя из личных интересов. Мировые религии традиционно осуждают эгоизм, называя его грехом или чем-то нежелательным. Многие новые религии, например «сайентология, выступают в защиту взглядов, сходных с тем, о чем говорит Рэнд.

Источник: Новые религиозные движения.

Эгоизм
преобладание в человеке интереса к себе, к собственным чувствам, качествам, потребностям, интересам; преувеличенное мнение о себе, самовлюбленность. Лев Толстой предложил критерий для определения степени эгоистичности человека: достоинство человека, его значительность, социально -- нравственные качества определяются величиной дроби, в числителе которой - то, что люди думают о человеке, в знаменателе - то, что он сам думает о себе и как себя оценивает.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЭГОИЗМ
от лат. ego - Я) - себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном Я, собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам др. людей. Эгоизм является прежде всего порождением природного инстинкта самосохранения; с точки зрения этики необходимость эгоизма обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, необходим для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наибольшего совершенства собственных задатков и способностей. Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и чужой личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других. См. также Альтруизм, Любовь к ближнему, Гоббс, Смит, Штирнер.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭГОИЗМ
лат. ego—я) — жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; выражается в том, что человек руководствуется в своем поведении лишь собственными интересами, не считаясь с интересами об-ва и окружающих; одна из форм проявления индивидуализма. Э. наиболее характерен для частнособственнических отношений. Как моральное качество Э. в истории нравственного сознания человечества обычно оценивался отрицательно, хотя в период борьбы с сословно-иерархической организацией феодального об-ва он сыграл определенную роль в обосновании права каждого индивида на стремление к счастью. С утверждением капиталистических отношении теории, проповедующие Э., приобрели явную антисоциальную направленность (Штирнер), а затем и реакционный смысл (Ницше), сознательная же приверженность Э. как псевдонравственному принципу вырождалась в аморализм. Э. противопоставляются принципы коллективизма и сознательного служения людям, об-ву.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЭГОИЗМ
от лат. ego — я): умственная установка человека, который все сводит к самому себе. В метафизическом плане эгоизм — это доктрина, которая рассматривает существование других людей как иллюзорное или, по меньшей мере, сомнительное; этот метафизический смысл сегодня забыт. В психологии эгоизм обозначает склонность (легитимную, в конечном счете) к самозащите, самоутверждению, саморазвитию. В этом смысле он лишь один из аспектов инстинкта самосохранения. Вплоть до сегодняшнего дня термин ни в коей мере не является уничижительным. Он им становится лишь тогда, когда обозначает в узком смысле чрезмерное внимание к самому себе, доходящее до пренебрежения интересами другого человека. Тогда он приобретает характеристики аномалии, говорит о факторе необщительности, даже когда речь идет об «эгоизме двоих» (пара) или «эгоизме троих» (пара и ребенок). В плане морали эгоизм противостоит альтруизму; его называют также эгоцентризмом, индивидуализмом, и он противостоит любой форме социальности вообще.

Источник: Философский словарь

ЭГОИЗМ
(Egoismus; от лат. ego — «я») — себялюбие; поведение, которое целиком поглощено и направляется мыслью о собственном Я. Эгоизм является прежде всего порождением природного инстинкта самосохранения, которое этически обусловливается ценностью жизни. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, необходим для исполнения нравственного долга доводить до наивозможного совершенства собственные задатки и способности. Эгоизм становится этически неприемлемым, если чужую жизнь и чужую личность наделяют меньшей ценностью, чем собственную, если попирают права других; см. также Альтруизм, Любовь к ближнему, Гоббс, Смит, Штирнер. Л. Клагес описывает эгоизм как «личное самоутверждение» и различает четыре его основные формы: спонтанный, пассивный, реактивный и изолированный.
Klages. Prinzipien der Charakterologie, 1910 (ab. 4. Aufl.: Grundfragen der Charakterkunde); P. Lersch. Aufbau des Charakters, 1938 (ab 4. Aufl.: Aufbau der Person); R. Dawkins. The Selfish Gene. Oxford, 1976, dt. 1978; J. Ôsterberg. Self and Others: a Study of Ethical Egoism. Dordrecht, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЭГОИЗМ
(от лат. ego - я) - принцип поведения и этическое учение, основывающиеся на ценности собственных интересов личности, себялюбия. В античности представлен в философии софистов, Демокрита, Эпикура, позднее - в индивидуалистических учениях Возрождения; в XVIII в. был введен термин «эгоизм» для обозначения одного из главных понятий общественно-политических теорий XVII - XVIII вв. (Спинозы, Гоббса, Бентама и др.). В этике Французского просвещения была разработана (особенно подробно у Гельвеция) концепция разумного эгоизма, в соответствии с которой утверждается, что правильно понятый личный интерес совпадает с интересами других людей, а следование ему идет на благо и личности и общества. В России эту идею развивал Чернышевский, рассматривавший служение другим людям, общественному идеалу как отвечающее коренным интересам индивида. Эгоизм в качестве доминанты поведения получал различное обоснование; его выводили из природного инстинкта самосохранения, из того, что благополучие каждой отдельной личности, достигаемое в ходе раскрытия и совершенствования индивидуальных качеств, признавалось высшей ценностью. Эгоизм наполняется негативным смыслом, когда ценность другого человека ставится ниже собственной, а личная выгода преследуется в ущерб правам и достоинству другого человека. Обычно эгоизм противопоставляется альтруизму.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЭГОИЗМ
франц. ?goisme, от лат. ego – я) – принцип жизненной ориентации в социальной действительности, состоящий в превращении частных интересов в осн. мотив деятельности и гл. критерий оценки и отношения к обществу и окружающим. Возникает в эпоху разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением частной собственности и отражает процесс атомизации обществ. объединений, выделения из них самодовлеющих индивидов и замкнутых групп (позднее – классы), для к-рых общественно полезная деятельность является и признается лишь средством утверждения и сохранения их особого социального положения. Развитие товарного и особенно капиталистич. способа произ-ва, в к-рых превращение частного интереса в цель деятельности происходит объективно, делает принцип Э. универсальным мерилом человеческой (предпринимательской) активности, что нашло отражение в особых моральных доктринах (см. Эгоизма теории). Обыденным нравственным сознанием ничем не ограниченный Э. всегда так или иначе осуждался; в качестве альтернативы ему был выдвинут принцип альтруизма. Однако лишь с устранением частной собственности в условиях социализма принцип Э. утрачивает свой универсальный характер в качестве осн. способа мотивации обществ. деятельности. Его окончат, изживание из практики человеч. отношений относится к эпохе зрелого коммунизма. О. Дробницкий. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ЭГОИЗМ
лат.-я есть) – жизненный принцип, основывающийся на противопоставлении частных, своекорыстных интересов личности интересам других людей, на стремлении удовлетворить свои потребности, желания за счет общества. Человека можно считать эгоистом в том случае, если он, руководствуясь соображениями личной выгоды и пользы, живет только для себя, оставаясь безучастным к судьбам других. Эгоизм проявляется в себялюбии, равнодушном отношении к окружающим, в пренебрежении их интересами, во взгляде на другого человека как на средство для достижения личных целей. Эгоизм находит свое законченное выражение в эгоцентризме, утверждающем абсолютное превосходство «я» над другими. «Мое дело, Моя цель – это Я Сам... Для меня нет ничего выше» (М. Штирнер). Как моральное качество эгоизм коренится в условиях жизни людей, а также зависит от уровня культуры, образования, воспитания человека. Эгоизм может иметь семейный, этнический, экономический, групповой, государственный, религиозный, национальный, классовый (и др. формы) характер; он отражает стремление той или иной общности людей или отдельного человека удовлетворять свои потребности за счет других, в ущерб им. Преодоление эгоизма возможно в процессе гуманизации общественных отношений, нахождения компромисса между различными несовпадающими интересами людей на основе высшего закона мудрости «Делай другим то, чего желаешь себе» (Конфуций).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЭГОИЗМ
от "эго" – Я) – мировоззрение, позиция, основанная на абсолютизации собственного "Я" в ущерб другим "Я". Как свойство натуры и форма поведения выражается в себялюбии, самолюбовании, своекорыстии, тщеславии, завышенной самооценке, гипертрофированном чувстве самости и других формах эгоцентризма. Эгоцентрическая деятельность приводит к ущемлению интересов, прав и свободы других людей и, как правило, ставит индивида в затруднительные отношения с себе подобными. В психологическом плане эгоцентризм является необходимой стадией развития ребенка в период от 3-х до 6-7 лет (Пиаже), это период формирования самосознания, самоопределения ребенка, но если он надолго затягивается, и не происходит социальной коррекции, эгоцентризм может сформироваться как качество характера и войти в структуру личности. В теоретико-моральном плане принцип "разумного эгоизма" был сформулирован в ряде эвдемонистических и гедонистических теорий (см.эвдемонизм). Сформулированный Гольбахом (XVIII в.), он выступил основой для бурного развития предпринимательской деятельности, отвечал идеологии протестантизма, выражал свободу личности в экономическом, политическом плане. Был поддержан и другими мыслителями Просвещения и XIX в. (Гоббс, Мандевиль, Рикардо, Гельвеций, Фейербах и др.). Истоки и причины эгоизма трактовались неоднозначно: натуралистически – заложен природой (Шопенгауэр, Ницше, Штирнер и др.); социально – продукт искаженных, отчужденных социальных отношений (марксизм); индивидуалистически – преимущество личностного выбора (Кант, религиозная философия).

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

ЭГОИЗМ
от. лат. ego - я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своем «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен альтруизму. В переносном смысле говорят о групповом (классовом, нац.) Э. В случаях, когда Э. выдвигается в качестве морального принципа, он может быть связан с эвдемонизмом и гедонизмом (напр., в античности у нек-рых софистов, у киников, представителей киренской школы и др.).
Принцип Э. был признан в качестве универсального мерила человеч. (предпринимательской) активности в эпоху развития товарно-капиталистич. произ-ва, что нашло свое отражение в общественной мысли эпохи Просвещения (Гоббс, Мандевиль, А. Смит, Д. Рикардо, Гельвеции, Гольбах, Бентам и этика утилитаризма). Сам термин «Э.» возник в 18 в. С теорией «разумного Э.» выступили французские материалисты 18 в., считавшие, что основой добродетели является правильно понятый собств. интерес, или «разумное себялюбие» (Гольбах). Кант оценивал изначально заключенное в чувств. природе человека себялюбие как «радикально злое»; он различал логич., эстетич., метафизич. и моральный Э., причем «моральным эгоистом», по Канту, является тот, кто сосредоточивает все цели на самом себе, кто не видит никакой пользы ни в чем, кроме того, что ему выгодно. Шопенгауэр утверждал, что Э. является осн. реальной пружиной поведения как животного, так и человека; крайний Э. проповедовал Штирнер. В этич. концепции Чернышевского развивается новый вариант «разумного Э.» как свободного подчинения личной выгоды общему делу, от успеха которого выигрывает в конечном счете и личный интерес индивида.
Марксизм отвергает взгляд на человека как абстрактное, внеисторич. существо, наделенное изначальной эгоистич. «природой», и связывает преодоление Э. с устранением частной собственности, социального неравенства и построением коммунистич. общества.

Источник: Советский философский словарь

ЭГОИЗМ
Позиция человека, который собственное благо ставит выше блага других людей; противоположность альтруизма. Со времен О. Конта распространено суеверие, согласно которому человек не вправе заботиться о самом себе, пока не позаботится о других людях и особенно о человечестве. Если же он этого не делает, то его считают эгоистом, достойным только презрения. Здравый смысл утверждает, что истина в обратном, хотя уже в течение нескольких веков в сознание людей внедряются подобные предрассудки. С точки зрения здравого смысла, поскольку у человека есть также и социальные потребности, он обязан заботиться о других — в некоторых ситуациях даже жертвовать собой ради других людей,— но при этом его долг по отношению к другим в конечном счете опирается на его обязанности по отношению к самому себе. Значит, выполнение этих обязанностей не только не является злом, но, напротив, составляет главное моральное требование. Ибо наш долг по отношению к другим людям зиждется на их частичном тождестве с нами. Так, самые важные обязанности лежат на родителях, дети нам ближе, чем все другие, это часть нас самих. Тот же, кто отказывает человеку в праве заботиться о самом себе, подрывает основу его обязанностей по отношению к другим людям.
Этот предрассудок связан с двумя другими: с коллективизмом и моральным эгалитаризмом (см. равенство). Первый требует ставить благо сообщества, особенно всего человечества в целом, выше своего собственного блага; согласно другому, ближние не должны иметь преимущества перед дальними и заботиться необходимо обо всех в равной мере.
Предрассудки, подобные эгоизму, обязаны своей популярностью тому обстоятельству, что многие люди уделяют слишком большое внимание индивидуальным потребностям, забывая о нуждах всего общества. Необходимо понять, что потребности общества — это также и потребности личности, и если их игнорировать, то в будущем нас ожидает злая судьба. Но из необходимости учитывать общественные потребности вовсе не следует, что мы не вправе заботиться о самих себе, как утверждает предрассудок эгоизма. См.: альтруизм, любовь, коллективизм, равенство, человечество.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

ЭГОИЗМ
лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без Э.? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?" - писал в свое время Федоров. Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью, "гуманностью". В этике Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид. Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об Э., как о дурной привычке, не Спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желаниях Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма, корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям, Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека, моральное качество Э. должно быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием.
Н.Г. Севостьянова

Источник: Новейший философский словарь

ЭГОИЗМ
лат. ego - я) - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека,, с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением, индивидуализма. Как моральное качество в истории нравственного сознания человека Э. обычно оценивался отрицательно, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл. Как распространенное общественное явление Э. возникает вместе с частной собственностью в условиях разложения первобытнообщинных отношений. Особое значение он приобретает в буржуазном об-ве, когда частнособственнические отношения достигают наивысшего развития. Для капиталиста частное предпринимательство, подчиненное сугубо своекорыстным, эгоистическим целям, в сущности, является единственной формой, в какой он может участвовать в общественно полезной деятельности. Поэтому буржуа, с одной стороны, культивирует в себе Э., а, с др. стороны, представляет свое накопительство как благодеяние, оказываемое им об-ву. На этой почве возникают даже этические теории о полезности Э. (Эгоизма теории). Отношения капитализма формируют эгоистическую психологию не только у господствующего класса, но и в значительной мере у мелкой буржуазии и даже у трудящихся. По своему существу принцип Э. глубоко антигуманистичен, ибо практически означает равнодушие к окружающий людям и пренебрежение их интересами. В отдельные периоды исторического развития принцип Э., играл относительно прогрессивную роль. Так, начиная с эпохи Возрождения и до победы капиталистических отношений проповедь в литературе, искусстве и философии Э. как любви к себе и права каждого на счастье (Эвдемонизм, Гедонизм) сыграла определенную роль в освобождении умов людей от средневеково-религиозных представлений о «бренности» и «низменности» земной жизни, в признании достоинства отдельной личности, в осознании людьми своих интересов и законности стремления каждого к счастью. С утверждением же капитализма с предпринимательской деятельности был сорван ореол «промысла счастья», она обнажила свою бесчеловечную природу, уродующую отношения между людьми; С этого момента проповедь Э. и приверженность ему принимают отчетливо выраженный аморальный характер. Коммунистическая нравственность противопоставляет Э. принцип коллективизма, предпочтение общественных интересов личным, заботу о людях, товарищескую взаимопомощь. В социалистическом об-ве Э. становится пережитком прошлого, постепенно преодолеваемым в процессе формирования коммунистических отношений. Социальные причины Э. окончательно будут устранены с полным удовлетворением материальных и духовных потребностей всех членов об-ва, с развитием коммунистической сознательности, когда отпадет необходимость в распределении жизненных благ по труду. Преодолению Э. в значительной мере способствует создание атмосферы непримиримости ко всем его проявлениям.

Источник: Словарь по этике

ЭГОИЗМ
от лат. ego — я) — жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и соответственно каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже итерируя и нарушая интересы других людей или общий интерес. Эгоизм противоположен альтруизму. В отличие от последнего он не является определенной, нормативно отрефлексированной нравственной позицией; эгоизм — это продукт этико-фнлософского обобщения описания реальных нравов и как этическая доктрина представляет собой результат вторичной по отношению к этому обобщению реконструкции. Лишь в этико-философской и моралистической критике эгоистических нравов и характеров эгоизм был обобщен до определенной нормативной и поведенческой модели.
Эгоизм проявляется в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. В этом плане его следует отличать от себялюбия, т. е. естественного чувства самосохранения и благоволения к самому себе. Эгоизмом также иногда называют самомнение или самодовольство, при котором благоволение к себе может в самом деле осуществляться за счет других. Эгоистическое поведение следует также отличать от действий, преследующих частный интерес: в последнем могут быть репрезентированы и общезначимые цели. Эгоизм неправильно смешивать с индивидуализмом.
Дж. Роулз выделяет три вида эгоизма, которые можно обозначить как: 1) диктаторский эгоизм: «все должны служить моим интересам»; 2) эгоизм собственной исключительности: «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне невыгодно»; 3) анархический, или общий, эгоизм: «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится». Первые две формулы противоречат фундаментальным нравственным требованиям — золотому правилу нравственности и заповеди любви. Третья формула может быть признана в качестве морально достоверной, но при определенной модификации второй ее части: «...если они не нарушают интересы других». В таком виде она вполне вписывается в нравственную норму «не вреди».
В истории философии действительная роль эгоизма как социального качества отражена в учениях, выводящих из него все разнообразие общественной жизни (софисты, Гоббс, утилитаризм, Штирнер, Чернышевский). В новоевропейской общественной мысли выработана концепция эгоизма разумного, которая постепенно трансформировалась в особенную свою форму — утилитаризм. Этико-философская несостоятельность разумно-эгоистических учений с разных мировоззренческих и теоретических позиций была обоснована Кантом, Кьеркегором, Марксом, Достоевским. Как показали дискуссии вокруг т. н. дилеммы заключенного (см. Заключенного дилемма), разумно-эгоистическая поведенческая установка практически не может быть реализована последовательно. В своеобразной форме разумно-эгоистическая схема нравственности воспроизведена в социобиоловии, в частности в концепции «взаимного альтруизма» (см. Эволюционная этика), согласно которой альтруистическое поведение входит в личный интерес индивида.
Теории разумного эгоизма отразили ту особенность опосредствованных товарно-денежным хозяйством отношений, которая заключается в том, что автономный и суверенный индивид может удовлетворить свой частный интерес лишь как субъект деятельности или обладатель товаров и услуг, удовлетворяющих интересы других индивидов; иными словами, лишь вступая в отношения взаимопользования, которые, обусловленные равенством сил или соответствующими правовыми установлениями, объективно, ограничивают эгоистическое своеволие. Как показали Гоббс, Мандевиль, А. Смит, эгоизм является существенным мотивом экономической и политической деятельности, важным фактором общественной жизни.
Ограничение эгоизма оказывается возможным посредством наложения на эгоистического индивида обязанностей и принятия им на себя соответствующих обязательств. Однако последнее может противоречить эгоизму как личной позиции — обязательства принимаются эгоистом только в случае, если они отвечают его интересам. Но в таком случае, во-первых, другие оказываются средством для достижения его целей; во-вторых, не обязательство, а личный интерес продолжает оставаться основанием его поступков, и, если потребует его интерес, эгоист готов будет поступать и прямо противоположным образом. Коль скоро речь идет об увеличении личного блага, то добродетель и правильность поступка оказываются поставленными в зависимость от утилитарно понятой рациональности поведения. Принципиальное нормативное ограничение эгоизма обеспечивается основными моральными требованиями и ценностями, которые (независимо от различий в культурно-региональных традициях) по существу направлены именно против эгоизма (см. Декалог, Золотое правило нравственности. Милосердие). Однако помимо этих содержательных императивно-ценностных ограничений мораль обладает и формальными признаками (по-разному выделяемыми, напр., Кантом, Муром, Роулзом), которые исключают эгоизм.

Источник: Новая философская энциклопедия

ЭГОИЗМ
(лат. ego — я) — жизненная позиция, в соответствии с к-рой удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и, соответственно, каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже игнорируя и нарушая интересы других людей или общий интерес. Э. противоположен альтруизму. Однако было бы неверно считать их двумя сторонами одной медали: если альтруизм существует как определенная, нормативно отрефлексированная, нравственная позиция, то Э. является продуктом этико-философского обобщения описания реальных нравов, и как этическая доктрина представляет собой результат вторичной по отношению к этому обобщению реконструкции. Это очевидно на примере учения Т.Гоббса (описывающего естественного индивида) или Б.Мандевиля (описывающего общественного индивида). Менее очевидно — в случае с «единственным» как эгоистическим собственником М.Штирнера. Именно в этико-философской и моралистической критике эгоистических нравов и характеров Э. был обобщен до определенной нормативной и поведенческой модели. Косвенно об этом свидетельствует И.Кант, указывая на то, что Э. (Кант уточняет: «solipsismus») создают вместе все склонности, удовлетворение к-рых ведет к личному счастью. Э. проявляется в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека.
В этом плане Э. следует отличать от себялюбия, естественного чувства самосохранения и благоволения к самому себе; при себялюбии забота человека о собственном благе может не противоречить благу других людей и сочетаться со стремлением к общему благу; в таком случае Э., как показал Дж.Э.Мур, оказывается теорией средств, что является несущественным при данном определении Э. «Э.» также иногда называют самомнение, или самодовольство, при к-ром благоволение к себе может в самом деле осуществляться за счет других. Эгоистическое поведение следует также отличать от действий, преследующих частный интерес: в последнем могут быть репрезентированы и общезначимые цели. Э. неправильно смешивать с индивидуализмом. Дж.Ролз выделяет три вида Э.: 1) диктаторский Э.: «все должны служить моим интересам»; 2) Э. собственной исключительности: «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне невыгодно»; 3) анархический, или общий, Э.: «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится». Первые две формулы противоречат фундаментальным нравственным требованиям — золотому правилу и заповеди любви.
С т.з. золотого правила в них, несомненно, нарушены принципы равенства и взаимности.
С т.з. заповеди любви они допускают использование индивидом других людей в качестве средства для достижении собственных целей.
С более общей этической т.з. обе формулы противоречат критерию всеобщности нравственных требований и универсализуемости нравственных решений и суждений. Такое отношение к себе как к безусловной ценности при отношении к другим исключительно как к средству для достижения собственных целей представляет собой крайний Э. и точнее называется эгоцентризмом. Третья формула может быть признанной в качестве морально достоверной, но при определенной модификации второй ее части: «...если они не нарушают интересы других».
В таком виде она вполне вписывается в нравственную норму «Не вреди».
С антропологической т.з. Э. отражает внутренне присущее индивиду стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Это дало основание Гоббсу рассматривать Э. как прирожденное свойство человека. Закрепленное в доминирующих чертах характера человека, это стремление проявляется в жадности и приобретательстве, а перенесенное на отношения к другим людям — в невнимании к их чувствам и заботам, в зависти к их успехам, в недоброжелательстве к ним самим.
В истории философии действительная роль Э. как социального качества была отражена в учениях, выводящих все разнообразие общественной жизни из Э. (софисты, Гоббс, утилитаризм, Штирнер, Н.Г.Чернышевский).
В новоевропейской общественной мысли была выработана концепция «эгоизма разумного», согласно к-рой Э., выражающий «подлинные» и «разумные» интересы человека (скрыто репрезентирующие общий интерес), плодотворен, поскольку содействует общему благу. Т.о. Э. трансформируется в особенную свою форму — утилитаризм, к-рый именно в своих эгоистических интерпретациях, как показал Мур, знаменует «вопиющее противоречие»: если единственно возможным основанием для оправдания поступка является достижение абсолютного блага, то рассмотрение собственного блага в качестве оправдания своих действий подразумевает, что собственное благо является абсолютным (конечным и разумным); чье-то собственное благо, по Муру, не может быть вместе с тем и абсолютным. Этико-философская несостоятельность разумно-эгоистических учений с разных мировоззренческих и теоретических позиций была обоснована также Кантом, С.Кьеркегором, К.Марксом, Ф.М.Достоевским. Как показали дискуссии вокруг «дилеммы заключенного» (см. Заключенного дилемма), разумно-эгоистическая поведенческая установка практически не может быть реализована последовательно.
В своеобразной форме разумно-эгоистическая схема нравственности была воспроизведена в некоторых социобиологических теориях поведения человека (Р.Доукинза, ЧЛамсдена, Э.Уилсона, др.), в частности, в концепции «взаимного альтруизма» (Р.Триверс), согласно к-рой альтруистическое поведение входит в личный интерес индивида (см. Эволюционная этика). Теории разумного Э. отразили особенность опосредованных товарно-денежным хозяйством отношений, к-рая заключается в том, что автономный и суверенный индивид может удовлетворить свой частный интерес лишь как субъект деятельности или обладатель товаров и услуг, удовлетворяющих интересы других индивидов; иными словами, вступая в отношения взаимопользования, к-рые, будучи обусловленные равенством сил или соответствующими правовыми установлениями, объективно ограничивают эгоистическое своеволие.
В широком плане принцип взаимопользования (взаимополезности) позволяет примирять конфликтующие частные интересы и дает, т.о., эгоисту ценностное основание для признания значимости и другого частного интереса без нарушения приоритетности собственного интереса. Предметом частного интереса человека оказывается также исполнение правил сообщества и тем самым поддержание его целостности. Как показали Гоббс, Мандсвиль, А.Смит, Э. является существенным мотивом экономической и политической деятельности, важным фактором общественной жизни (см. Польза).
В то же время сами отношения полезности обусловливают Э. как социальное качество личности. Другим ограничителем Э. является этикет как нормативно-эстетическая культура формального и статусного общения. Ограничивающим фактором индивидуального Э., как показал Э.Дюркгейм, является и группа (сообщество). Однако в условиях, когда у индивида есть возможность выбирать референтные группы, ограничивающее воздействие группы будет эффективно лишь до поры, пока благо группы остается предметом частного интереса эгоистического индивида.
В этих рамках он может даже содействовать групповому интересу.
В межгрупповых отношениях доминирование частных групповых интересов и исключительное попечение группы о своих интересах может вести к т.н. групповому Э. Можно предложить разрешение и другой теоретической контроверсии по поводу возможных поведенческих последствий Э.: критики Э. высказывают мнение, что Э. является доктриной аморализма, к-рая способна оправдать ложь, кражу, донос и убийство, на что сторонники Э. замечают, что при определении Э. некорректно из вопроса о нравственных мотивах (личный интерес - общий интерес) поведения делать вывод о содержательной определенности поступков, из них вытекающих. Однако такой аргумент в пользу Э. предполагает вовлеченного в то или иное сообщество индивида и тем самым признание универсальности гоббсовской модели (от эгоистического индивида к общественному, от своеволия - к договору). Действительное сосуществование в обществе различных, в частности конкурирующих и не легитимизированных (в т.ч. криминальных), сообществ, во-первых, и неограниченность психологического, социального и нравственного отчуждения личности, во-вторых, создают непосредственные условия для «выпадения» индивида из-под влияния каких-либо сдерживающих регулятивных систем и, следовательно, «открытости» его частного интереса даже самым брутальным действиям. Однако Э. не может быть достаточным объяснением самих этих действий. И в группе по поводу пользования коллективными благами могут возникать напряжения, связанные с Э., чем и обусловлена т.н. проблема безбилетника (freerider), т.е. человека, к-рый пользуется результатами чужих усилий, не предлагая ничего взамен, не внося собственного вклада. Считается, что первым осветил эту проблему Гоббс; концептуально ее разработал Ролз (а также Д.П.Готиер, А. Де Джэсэй, Дж.Клоско, М.Ф.Морелли). Проблема заключается в том, что в условиях, когда коллективные блага создаются усилиями множества индивидов, неучастие в этом процессе одного индивида реально несущественно и, наоборот, если бы не предпринимались коллективные усилия, даже решительные действия одного не принесли бы никакого результата. Хотя «безбилетничество» не наносит прямого вреда, оно подрывает отношения кооперации.
С узко эгоистической т.з. «безбилетничество» может восприниматься как правильная линия поведения; в более широком плане, при к-ром учитываются преимущества кооперации, эгоистическая т.з. может рекомендовать сотрудничество как рациональное поведение. И Гоббс, и Ролз пришли к выводу, что поскольку у отдельного индивида нет частного интереса содействовать общему благу, то бороться против социального паразитизма и за осуществление справедливости, обеспечивать вклад каждого в совокупное общее благо должны руководящие или уполномоченные ин-ты сообщества. Ограничение Э. во всех случаях оказывается возможным посредством наложения на эгоистического индивида обязанностей и принятием им на себя соответствующих обязательств. Однако принятие обязательств как таковое может противоречить Э. как личной позиции. Обязательства приемлемы эгоистом, если они отвечают его интересам: эгоист соглашается держать слово, говорить правду, уважать других, не причинять им страданий и помогать им при условии, что т.о. он может реализовать свой личный интерес. Но в таком случае: во-первых, другие оказываются средством для достижения его целей; во-вторых, не обязательство, а личный интерес продолжает оставаться основанием его поступков, и, если потребует его интерес, эгоист готов будет поступать и прямо противоположным образом. Коль скоро речь идет об увеличении личного блага, то добродетель и правильность поступка оказываются поставленными в зависимость от утилитарно понятой рациональности поведения. При конфликте утилитарной рациональности и моральной правильности эгоист принимает внеморальную рациональность и тем самым ставит под вопрос смысл и оправданность возложенных на него обязанностей. Принципиальное нормативное ограничение Э. обеспечивается основными моральными требованиями и ценностями, к-рые (независимо от различий в культурно-региональных традициях) по существу направлены именно против Э. (см. Декалог, Золотое правило, Милосердие). Однако помимо этих содержательных императивно-ценностных ограничений мораль обладает и формальными признаками (по-разному выделяемыми, напр., Кантом, Муром, Ролзом), к-рые исключают Э. Лит.: Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 93-98; Кант И. Критика практического разума// Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (1). М.: Мысль, 1965. С. 397-399; МурДж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. С. 164-185; РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского унта, 1995. С. 106-127, 245-253, 431; Штирнер М. Единственный и его собственность. М.; Харьков: Основа, 1994; Hardin R. Morality Within the «Limits» of Reason. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1988. P. Г.Апресян

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
81.52 кб

Эгоизм и любовь к себе в контексте изучения проблемы религиозно-политического лидерства

Староверова Екатерина Владимировна
Автор статьи в свете концепции авторитарной и гуманистической этики Э.
Читать PDF
555.99 кб

Лев Шестов - эгоизм как важнейшая черта трагической личности

Филатов Александр Владимирович
В статье исследуются этические аспекты философии известного отечественного иррационального мыслителя Л.И. Шестова. Показаны его взгляды на значение эгоистических проявлений личности, переживающей состояние глубокой трагедии.
Читать PDF
188.62 кб

Глобальная этика и локальный эгоизм

Авдеева Ирина Александровна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием глобальной этики.
Читать PDF
225.00 кб

Эгоизм как принцип жизненной ориентации в контексте этических концепций М. Штирнера и И. Бентама (ис

Ковелина Татьяна Афанасьевна, Лагутин Александр Олегович, Онищенко Валерий Леонидович
В статье анализируется нравственная направленность принципа «эгоизма», раскрепощающего индивидуальное начало в человеке, соответствующая активизации субъективного фактора общественной жизни в период перехода от феодализма к капита
Читать PDF
227.45 кб

Эгоизм и альтруизм в проекции заботы

Болотникова Е.Н.
Читать PDF
407.53 кб

Разумный эгоизм как предмет исследования в социально-философских теориях французских материалистов X

Онищенко Валерий Леонидович, Лагутин Александр Олегович
Проблема «разумного эгоизма» является актуальной для современного общества. Этический аспект взаимодействия социальных субъектов по законам рыночной экономики получает свое выражение не только в экономической сфере.
Читать PDF
309.87 кб

Глобальная этика и локальный эгоизм

Авдеева Ирина Александровна
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием глобальной этики.
Читать PDF
278.94 кб

СОЦИАЛЬНЫЙ ГЕНЕЗИС НРАВСТВЕННЫХ СТРУКТУР: ЛОЖЬ И ЗЛО ЭГОИЗМА

Меськов В. С., Коломейцев А. Е.
Читать PDF
465.17 кб

Духовная слепота и глухота как способы «Эгоизации» культуры

Зенец Нина Геннадьевна, Чалдышкина Марина Викторовна
Современное кризисное состояние западноевропейской культуры связано с разрушением способа её бытия. Способ бытия культуры выражается в способности «видения» и «слышания», которую древние греки обозначали как «ведение».
Читать PDF
337.26 кб

Философский взгляд на историческую динамику социальных проявлений эгоизма и альтруизма

Лаверычева Ирина Германовна
Статья поднимает актуальный вопрос философской антропологии об исторических закономерностях развития нравственных отношений и объективном основании морали.
Читать PDF
427.07 кб

Семиотическая диагностика: способ измерения эгоизма власти

Мелик-гайказян И. В.
Предложен способ измерения направлений социокультурных трансформаций.
Читать PDF
321.90 кб

Основные подходы к пониманию сущности эгоизма и альтруизма (исторический аспект)

Лаверычева Ирина Германовна
В статье предлагается оригинальная классификация основных подходов к определению сущности эгоизма и альтруизма и их роли в жизни человека и общества.
Читать PDF
508.77 кб

Сознание как со-знание в аспекте оппозиции эгоизма и альтруизма (антиномный подход)

Гидлевский А. В., Шкарупа В. М.
На основе антиномного подхода обсуждается феномен сознания как совместного, общего знания. Утверждается, что данный феномен присущ многим живым организмам. Анализируются особенности со-знания эгоистов и альтруистов.
Читать PDF
0.00 байт

Философское осмысление свободы в контексте поисков оснований эгоизма современного человека

Герлейн Наталия Анатольевна
В статье анализируются социокультурные предпосылки актуализации темы свободы на основании стремления человека к индивидуальности, которое в конечном итоге приводит его к одиночеству.
Читать PDF
415.77 кб

Особенности концепции эгоизма и альтруизма в структуре мусульманской этики

Саидова Гулхумор Зинатовна
В статье представлен сравнительный анализ эгоизма и альтруизма на основе нескольких принципов этики (психологических, рациональных).

Похожие термины:

  • РАЗУМНЫЙ ЭГОИЗМ

    этический принцип идеологии революционного демократизма, получивший наиболее полную разработку в философских, публицистических и художественных произведениях Н. Г. Чернышевского («Антропологи
  • АЛЬТЕР-ЭГОИЗМ

    (alter-egoism; от лат. alter ego, второе «я»). Эгоизм с обратным знаком, когда переживаешь за другого столько же или даже больше, чем за себя, воспринимаешь чужие успехи и неудачи как свои собственные. Альтер-эг
  • Альтруизм и эгоизм

    (от лат. alter – другой и ego – я) – различные типы общения и стоящие за ними принципы отношения к другим субъектам. А. – это субъектно-субъектное отношение, основанное на любви к другим и проявляющееся
  • РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ

    см. Эгоизм.
  • ЭГОИЗМА ТЕОРИИ

    этические концепции, в к-рых утверждается, что человек может руководствоваться в своих действиях только личными интересами, и эгоизм выставляется в качестве определяющего принципа нравственного