(от лат. alter – другой и ego – я) – различные типы общения и стоящие за ними принципы отношения к другим субъектам. А. – это субъектно-субъектное отношение, основанное на любви к другим и проявляющееся в возможности поставить их интересы выше собственных, проявить самоотверженность. Э., напротив, исходит из стремления превратить субъектно-субъектные отношения в субъектно-объектные, т.е. исходить только из себялюбия и видеть в других либо помеху, либо выгоду для себя. Возможность любить и себя и других заложена в живой природе, но в различных субъектах эти внутренние предпосылки выражены в разной степени и могут по-разному соотноситься друг с другом. Любовь к себе не обязательно превращается в эгоистическое самолюбие, а её полное отсутствие может привести не к А., а к мазохизму. Формирование Ф. и Э. в эволюции жизни имеет объективные основания, т.е. внешнюю детерминацию. Без заботы о себе индивид не может существовать. Но поскольку он существует вместе с себе подобными, то способность проявлять также и заботу о них способствует лучшей жизни общества и тем самым и самого индивида. Поэтому естественный отбор закрепляет обе тенденции. Но можно ли считать появление альтруистической тенденции только случайной мутацией? Не отрицая роли случайностей, все же нельзя только опираясь на них объяснить разную выраженность, вплоть до полного отсутствия той или иной тенденции в разных индивидах и типах сообществ. Остается предположить, что наряду с объективным основанием А. и Э. имеют и основание субъективное, т.е. некое исходное различие в направленности. В человеческом обществе природные задатки А. и Э. получают возможность гораздо более сложного развития и приобретают разнообразные формы в силу усложнения и динамического развития объективных условий жизни и внутреннего душевно-духовного мира субъекта. Самую опасную форму Э. приобретает у деструкторов в условиях тотальной конкуренции, ориентированной на максимум прибыли, власти и престижного потребления. Оставаясь на позиции абсолютного примата объективных условий, было бы трудно объяснить факт сохранения и даже развития А.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в3-х частях Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 79-81