ДЕТЕРМИНИЗМ
см. Причинность в морали.
Источник: Словарь по этике
ДЕТЕРМИНИЗМ
учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Детерминизм
общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.
Источник: Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Детерминизм
(от лат. determinare – определять, обусловливать) – принцип и учение о полностью определенной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
ДЕТЕРМИНИЗМ
[от лат. determinare определять] – постановка, решение задач, при котором их условия формулируются с полной определенностью, без учета факторов неопределенности, случайной природы.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
ДЕТЕРМИНИЗМ
философское учение об активной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности материального и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений.
Источник: Философия науки и техники: словарь
Детерминизм
(determino определяю, ограничиваю). Так называют направление философских учений, утверждающих, что человеческая деятельность зависит не от свободного употребления наших сил, но от предопределения.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876
Детерминизм
лат. determino — определяю) — философское учение об объективной закономерности взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений, противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
ДЕТЕРМИНИЗМ
(от лат. determino — определяю) — учение о первоначальной определи смоет и всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, всеобщей, закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Детерминизм
система философских взглядов об объективной, закономерной связи всех явлений окружающего мира, противостоящая индетерминизму. Механический, или лапласовский, детерминизм - учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений; предопределенность всех событий до крайних пределов: все в происходящем мире однозначно задается тем, что уже происходило.
Источник: Глоссарий философских терминов ИФ им. Киренского РАН
ДЕТЕРМИНИЗМ
(от лат. determinare — определять) — философское учение, признающее, что все процессы и явления, происходящие в мире, взаимосвязаны и подготовлены длинным рядом предшествующих событий. Сторонники детерминизма считают: ничто не может возникнуть из ничего или обратиться в ничто; все происходящее имеет достаточные основания, а потому никогда не происходит необусловленно, незакономерно, абсолютно произвольно.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Детерминизм
лат. определять) философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества. Культурный детерминизм предполагает следующие аспекты: 1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества; 2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни.
Источник: Большой толковый словарь по культурологии
Детерминизм
лат. определяю) — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Согласно классическому (лапласовому) детерминизму, существует строго однозначная связь между физическими величинами, характеризующими состояние системы в начальный момент времени и значениями этих величин в любой последующий (или предыдущий) момент времени. Обоснован П. С. Лапласом (1749 — 1827).
Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
Детерминизм
от лат. determino — определяю) — тип взаимосвязи, в рамках которой одно явление однозначно определяет (детерминирует) другое. Противоположным понятием является индетерминизм. Принцип детерминизма лежит в основе классической физики. В неклассической физике — квантовой механике, теории относительности — детерминизм не рассматривается как единственная форма связи, определяющая физические процессы; в последних существенное место занимают вероятностные отношения и факторы.
Источник: История и философия науки
Детерминизм
/D/Determinismus /E/ Determinism /F/ Determinisme/Esp/ Determinismo
Мировоззренческий и методологический принцип, исходящий из признания всеобщей причиной обусловленности природных, общественных и духовных явлений и на этой основе познания, объяснения, предсказания событий, имеющих как однозначную, динамическую, линейную, так и вероятностную, нелинейную природу. Помимо причинности, как ядра детерминизма, он включает в себя также и системные отношения.
Источник: Философия, практическое руководство
Детерминизм
философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Во второй половине XX в. в науке и философии стал окончательно ясен ограниченный характер детерминизма в познании природы вещей, необходимость участия в этом процессе стохастического фактора, включающего случайное, статистическое начала. Д. как "жесткий" язык познания с необходимостью должен рассматриваться во взаимосвязи с "мягкими" языками, средствами нечеткой логики, что делает создаваемые картины мира более адекватными.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
ДЕТЕРМИНИЗМ
учение о всеобщей причинной определяемости всех происходящих в мире процессов: либо со стороны бога – теологический детерминизм, либо со стороны человеческой воли – антропологический детерминизм, либо со стороны природы – материалистический детерминизм. Причина проявляется как необходимость, не оставляющая места случайности, и влечет за собой следствие, и все события – это цепь причин и следствий. Противоположной выступает позиция индетерминизма, который отрицает всеобщность и абсолютность причинно-следственных связей, не считает, что за каждым событием следует искать причину.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
Детерминизм
(от лат. Determino – определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие). Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных форм взаимосвязи явлений, многие изкоторыхвыражаютсяввидесоотношений, неимеющихнепосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим, и нередко носящих вероятностный характер.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
ДЕТЕРМИНИЗМ
( от лат. determino - определяю) - убеждение в метафизике, согласно которому все в мире происходит согласно законам. С точки зрения детерминизма возможные в будущем события предсказуемы, если известны порождающие их причины и исходные условия. Жесткий детерминизм настаивает, что причинами предопределено все в мире, так что человек совершенно не властен над будущим. В религиозных учениях подобную жесткую предопределенность обосновывали ссылками на всемогущество и всеведение Бога (М.Лютер, Ж.Кальвин). В смягченных видах детерминизма свободе человека оставляется некоторое место, так что детерминация перестает быть фатальной (См. также: ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
ДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. determine определяю) - учение о первоначальной определяемости всех происходящих ъ мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места (см. Атеизм). Детерминизм может перейти в фатализм. Противоположность - индетерминизм. Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переходы, напр. в учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека, то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Детерминизм
(от лат. determine – определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. В истории науки детерминизм сводился к причинности, однако развитие научного познания показало, что причинная связь как основная форма детерминизма есть лишь момент всемирной взаимозависимости, звено в цепи развития материи. Сюда входят пространственновременные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействие частей (элементов) в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания объективности причинной связи. Другой формой отрицания детерминизма является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целеполагающего начала».
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
ДЕТЕРМИНИЗМ
философско-научная концепция о самодостаточности природы и регулировании всех отношений в мире объектов однозначными причинно-следственными и функциональными законами. Является альтернативной признанию фундаментальной роли случайности в структуре, функционировании и эволюции мира объектов, а также креационистских концепций, исходящих из творческого характера бытия любого объекта. Впервые сформулированный Демокритом, получивший всестороннее обоснование во французском материализме (Гассенди, Ламетри, Лаплас и др.) и конкретную реализацию во многих теориях классического естествознания, детерминизм получил «первое серьезное предупреждение» от статистической физики (Больцман, Гиббс) и генетики, второе — от квантовой механики и третье — от синергетики. Сегодня детерминизм рассматривается не как универсальная, а как одна из частных моделей закономерностей объективного мира. (См. необходимость, случайность, индетерминизм).
Источник: Философия науки: Словарь основных терминов
ДЕТЕРМИНИЗМ
(от лат. determino — определять, предопределять) — учение об универсальной причинно-следственной взаимосвязи явлений и процессов реальности, их предопределенности тем или иным комплексом факторов. В зависимости от качеств. характеристик детерминирующих факторов выделяют теол. Д. (универсальная причина всех явлений — бог), космологич., или натуралистич., Д. (все процессы реальности определены з-нами и строением природы), соц. Д. (существование и мышление отд. индивида или разл. соц. групп определены з-нами соц. взаимодействия и развития) и антропологич. Д. (соц.-истор. процесс определяется творч. волей человека). В истории науки важнейшую роль сыграл переход от т.н. жесткого (механистич.) Д. к его стат. (релятивистской) форме и к идеям синергетики (см. Динамизм, Динамический закон, Статистический закон, Лаплас, Релятивизм). Противоположностью Д. выступает индетерминизм, т.е. представление о случайном, произвольном характере явлений и процессов реальности. Е.В.Гутов
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
ДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. determine - определяю) - филос. концепция, утверждающая объективное существование всеобщей закономерной взаимосвязи явлений и ее причинной обусловленности, когда одно явление (причина) порождает с необходимостью другое (следствие). Д. является существенным элементом материалистич. понимания мира. Материалисты всегда противопоставляли его как индетерминизму, так и телеологии. Концепция Д. развивалась на основе обобщения успехов практики и науч. познания. Успех в познании механич. причинности породил у ряда естествоиспытателей и философов 18-19 вв. стремление свести к ней всякую причинную связь. Однако это вело к искажению картины действительности и открывало лазейки для протаскивания идеи бога в объяснение природы. Ограниченность механистич. детерминизма была преодолена в марксистской философии. Марксистская концепция детерминизма признает существование не сводимых к механич. форме мн. др. форм причинной связи, реализующихся при посредстве не только необходимых, но и случайных факторов, существующих, как и необходимые, объективно. Она требует учета кроме причинной также и др. типов связей: коррелятивных, функциональных, симметрии, ассоциаций. Это полностью исключает возможность объяснения явлений природы и общества действием сверхъес-теств.сил.
Источник: Атеистический словарь
ДЕТЕРМИНИЗМ
(Determinismus; от лат. determinare — «ограничивать») — учение о том, что все происходящие в мире события, включая весь ход человеческой жизни, определены со стороны Бога (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или о том, что определены только явления природы (космологический детерминизм, см. Каузальность), или события истории (исторический детерминизм, см. Материализм) и в особенности проявления человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ее ответственности, не оставалось бы тогда места (см. Атеизм). Детерминизм может перейти в фатализм. Противоположность — индетерминизм. Имеются также переходные формы, например в учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если последний говорит о детерминизме применительно к эмпирической (вплетенной в природу) персоне человека, то по отношению к его нравственной личности он указывает на некотоую разновидность индетерминизма.
М. Planck. D. ober Ind., 1938; F. Gonseth. Déterminisme et libre arbitre. Neuchâtel, 1944, dt. 1948; W. Heisenberg. Physikal. Prinzipien der Quantenmechanik, 1958; H. Korch. Bemerkungen zum Begriff des D., in: Dt. Z. Philos. 9 (1961);
Hörz. Zum Verhältnis von Kausalität und D., in: Dt. Z. Philos., 11 (1963); U. Röseberg. D. und Physik, 1975; P. van Inwagen. An Essay on Free Will. Oxford, 1983.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Детерминизм
учение о всеобщей обусловленности, причинности и закономерности явлений действительности. Ядром принципа детерминизма является концепция причинно-следственной связи явлений, согласно которой каждое явление имеет свои причины, по отношению к которым оно выступает как следствие. Причинность носит необходимый характер: при определенных внешних и внутренних условиях причина с необходимостью порождает следствие. Исследование причинно-следственных связей между явлениями составляет основу научного познания и является отличительной особенностью научного мышления. Различие концепций Д., возникавших в истории философии, связано, прежде всего, с различными трактовками связи понятия причины с понятиями «необходимость» и «случайность». Д. фаталистического толка абсолютизирует необходимость, не оставляя в мире места для случайности (Б. Спиноза, П. Гольбах, П. Лаплас и др.). Абсолютизация случайностей и отрицание необходимости, закономерности означает фактически индетерминизм, т.е. отрицание детерминизма. Представление индетерминистов о том, что бытие – это хаотический поток случайностей, лишенный закономерности, не соответствует действительности и лишает смысла науку. Диалектическая концепция Д. преодолевает крайности фатализма и индетерминизма, выявляя в реальности как необходимость, так и случайность и устанавливая диалектическую взаимосвязь этих моментов бытия.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Детерминизм
determino - определяю) - философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций, теория, рассматривающая все явления материального и духовного мира как взаимообусловленные: одно явление (причина) производит другое явление (следствие). Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимотношений явлений объективной реальности (генетические (причинно-следственные), статистические, пространственные, временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости. Все эти связи выражаются через систему таких детерминистических категорий как необходимость и случайность, возможность и действительность, закономерность и т.д. Методологическая природа принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов процессе их взаимодействия. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных устремлений научного познания, явно или неявно участвующим в организации научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета; в гуманитарных науках, в т.ч. в педагогике, детерминизм ориентируется на когнитивную процедуру понимания.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
ДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. determine - определяю) - учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Д. рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, о воздействии общества и отдельных его подсистем на искусство, науку, мораль, на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральным вопросом Д. является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в ее "классическом" понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. Сложность вопроса о социальных законах объясняется еще и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощенные, "механические" образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создает возможности для преодоления этой трудности.
В. Е. Кемеров
Источник: Современный философский словарь
Детерминизм
Учение, согласно которому все на свете определено, т. е. подчинено необходимым и достаточным условиям, которые в свою очередь являются строго определенными. В этом смысле детерминизм представляется всего лишь обобщением принципа каузальности. Существует цепочка причин, или множество таких цепочек, или их совокупность, и они охватывают все без исключения, включая себя. На эти цепочки можно воздействовать, их можно изменять, можно ими управлять, но выйти за их пределы нельзя. Это своего рода лабиринт причин или, скорее, следствий. Кант совершенно справедливо заметил, что из этого лабиринта выпадают одновременно и случайность, и неизбежность («Критика чистого разума», Аналитика основоположений). Множественность причин все объясняет, но ничего не навязывает.
Детерминизм – то же самое, что случай (как множественность каузальных серий), доступный познанию. Не следует смешивать детерминизм с учением о предопределении, утверждающим существование единственной непрерывной цепи причин, в результате которого будущее целиком «вписано» в настоящее, как само настоящее есть необходимый результат прошлого. Верить в предопределение значит придавать времени действенность, которой оно не имеет. Не следует также смешивать детерминизм с идеей возможного предвидения: тот или иной феномен может быть полностью детерминированным, оставаясь при этом совершенно непредсказуемым (таков принцип, на котором основаны азартные игры и хаотические системы). То, какая погода будет через полгода, не записано нигде; нельзя сказать, что эта погода уже детерминирована. Но когда эти полгода пройдут, она будет детерминирована. Поэтому детерминизм не равнозначен фатализму, поскольку не исключает ни случайности, ни действенной силы деятельности. Мало того, детерминизм позволяет осмысливать и то и другое. Результат – метеорология и зонтики.
Источник: Философский словарь.
ДЕТЕРМИНИЗМ
учение о всеобщей причинной обусловленности и взаимосвязи природных, общественных и психических явлений. В рамках Д. существует материалистическое и идеалистическое его понимание. Материалисты, находящиеся на позициях Д., считают, что связи между явлениями обусловлены материальными процессами, поскольку любые данные состояния систем и их элементов определяются их предшествующими состояниями и материальными взаимодействиями между собой и с окружающей средой. Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного характера общественной жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределен с фатальной неизбежностью.
Буржуазные критики научного социализма, намеренно утрируя суть марксистско-ленинского учения, отождествляют его с механистическим Д. Существует и другое — вульгарно-материалистическое понимание идей Д., на основе к-рого возникло технократическое течение буржуазной социологической мысли, сторонники к-рого полагают, будто научно-техническая революция, развитие техники, технологии автоматически, приведут к разрешению противоречий и конфликтов капитализма. Технократический Д. буржуазные идеологи пытаются представить как альтернативу социализму и коммунизму. Однако в действительности технократические теории общественного развития служат закреплению и совершенствованию системы эксплуатации человека человеком, оставляя власть в руках промышленно-финансовой олигархии.
Примером идеалистического Д. является концепция божественного провидения, согласно к-рой связь явлений устанавливается по воле бога или судьбы. В противоположность Д., индетерминизм отвергает всеобщую причинную связь природных и общественных явлений. Исходя из этого, делается вывод о том, что человек должен действовать по собственному усмотрению и его действия причинно не обусловлены ничем, кроме его воли.
Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.
ДЕТЕРМИНИЗМ
научный принцип, согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же действия». Идея детерминизма — это идея незыблемого и постоянного порядка в отношениях между феноменами. Если я бросаю камень, он падает на землю; я постулирую детерминизм, когда перехожу от частных случаев к универсальному и вечному закону падения тел. Различают две разновидности детерминизма: 1) это постоянство заложено в самой природе, детерминизм онтологичен (в реальности); 2) это постоянство — постулат нашего ума, методический принцип. И в том и в другом случае детерминизм будет доказанным, если человеческий ум сможет правильно предвидеть. В микрофизике говорят об индетерминизме (Гейзенберг), когда предвидение невозможно там, где дело касается одного феномена (например, электрона), но возможно в отношении группы феноменов (пучок электронов): в действительности речь идет о статистическом детерминизме. Гейзенберг, кроме того, говорит о невозможности узнать одновременно скорость и направление движения электрона. Это можно узнать тогда, когда луч света, позволяющий нам наблюдать и определить место нахождения электрона, сам образует пучок электронов, ударяющий и перемещающий наблюдаемый электрон. Именно эта связь между наблюдателем и наблюдаемым, эта пертурбация, вводящая наблюдение в феномен наблюдаемого, и определяет индетерминизм. Следует отметить, что нет никакой связи между научной проблемой детерминизма и метафизически-теологической проблемой человеческой свободы (связанной с проблемой предназначения), потому что, если мы полагаем, что природа подчинена законам детерминизма, это предположение так же согласуется с индетерминизмом, как и с детерминизмом, который предстанет в роли статистического результата, продукта нашего познания. Следовательно, абсолютно невозможно разрешить метафизическую проблему детерминизма на основе современной физики; неправомочно опираться на микрофизику для добывания аргументов «за» или «против» человеческой сво боды.
Источник: Философский словарь
Детерминизм
(лат. determino – определяю) – учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности. Понятие «детерминизм» возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В XVI–XVII вв. это понятие начинает приобретать новый смысл – смысл обусловленности – и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В XVII в., в период выработки элементарных понятий механики, происходит сближение понятий детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категорий закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этого принципа. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т. д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр. Методологическая природа принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и как конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системноорганизованных объектов в процессе их взаимодействия. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений и привело на рубеже XIX–XX вв. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма (см. Индетерминизм).
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
ДЕТЕРМИНИЗМ
понимается как объективный процесс детерминации и как учение об объективных процессах детерминации. Детерминизм - это учение о всеобще и обусловлен но ста природных, общественных и психических явлений. Так как главным в детерминизме является вопрос о причинности, то его можно определить еще как учение о всеобщей причинной обусловленности природных, общественных и психических явлений (не забывая, однако, что причинность не исчерпывает данное понятие: в него входят «необходимость» и «случайность», «закон», «телеономия» и др.). По общей мировоззренческой ориентации все учения детерминизма можно подразделить на материалистические и идеалистические, религиозные, а по подходу к решению вопроса о соотношении случайности и необходимости, свободы воли и необходимости - на метафизические и диалектические; метафизические (антидиалектические) подразделяются, в свою очередь, на фаталистические и индетерминистские. В фаталистических концепциях абсолютизируется необходимость (причем - однозначная необходимость) и недооценивается или отвергается вовсе случайность. Так, Б. Спиноза заявлял, что случайной какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания. В «Системе природы» французского философа П. Гольбаха (1770) отмечается: все причинно обусловлено в том смысле, что даже в вихре пыли, поднятом бурным ветром, нет ни одной молекулы, которая расположена случайно. Каждый поворот молекулы строго необходим. Точно так же вечно деятельная природа указывает человеку каждую точку линии, которую он должен описать на Земле. В страшных судорогах, сотрясающих иногда общество (т.е. в революциях) нет ни одного действия, ни одного слова, ни одной мысли, ни одной страсти у участников революции, которые не были бы необходимыми, которые не происходили бы так, как они должны происходить. Материалистическому фатализму в истории общественной мысли противостоит индетерминизм. Так, американский философ Сантаяна утверждал, что вся материальная действительность представляет собой поток случайностей; то, что люди обычно принимают за необходимость, считал он, есть «заговор случайностей». В естествознании распространены представления о «свободе воли» электрона, о «свободе» генов осуществлять процесс мутагенеза и т. п. фаталистический детерминизм, как и индетерминизм отрицается диалектиками (например Гегелем), связывающими воедино случайность и необходимость, необходимость и свободу воли.
Источник: Краткий философский словарь 2004
детерминизм
учение об объективной всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений действительности (материальной и духовной). Ядром принципа д. Является принцип причинности, согласно которому одни явления при определенных условиях всегда порождают другие явления. Противостоит индетерминизму, в частности, крайнему волюнтаризму («теологический» д. Представляет в этом смысле особый род д.). Если все связи обусловливания в объективном мире трактуются как необходимые (причинность как необходимость тех или иных событий, явлений, изменений, состояний мироздания, которые принципиально вычислимы на основании знания предшествующих состояний), то есть сводимые к чисто механическим связям и законам функционирования, такой вариант д. Принято называть лапласовским д., хотя впервые такую модель мироздания развил в своем атомистическом материализме еще демокрит. Лапласовский д., трактуя мир как гигантский механизм, в котором каждое состояние однозначно определено предыдущим и однозначно же определяет последующее, основывается на ложном (как выяснилось в науке 19-20 вв.) Допущении о том, что все законы природы носят динамический характер, а всеобщий характер закона причинности тождественен тезису о вычислимости любого состояния мира. В механистическом д. (он же лапласовский д., он же механистический фатализм) случайность понимается как чисто субъективная категория, или как некая кажимость, как результат эмпирической неполноты нашего знания о явлении и всех его причинах (при том, что эта полнота в принципе теоретически достижима). Смертельный удар по лапласовскому д. Нанесло открытие статистических законов в термодинамике (например, второго закона термодинамики) и квантовой физике, открытие «принципа неопределенности» Гейзенберга и «парадоксов квантовой механики» (в частности, самого известного среди них – парадокса «кошки шредингера»). Анализ последних, с одной стороны, реабилитирует объективный характер и статус категории случайности, с другой, позволяет говорить об «индетерминизме квантовой механики». Нередко при этом не происходит уточнения, в каком именно смысле и на каком уровне современная квантовая механика позволяет употреблять термин «индетерминизм», что приводит к печальным заблуждениям, что современная наука покончила с господством принципа д. Вообще. Признание принципиальной невозможности (в объективном познании) иметь дело с полностью вычислимым миром не означает само по себе отказа от принципа д., от принципа причинности, от тезиса о подчиненности мироздания объективным инвариантным законам. При этом происходит четкое размежевание между динамическими и статистическими закономерностями.
Источник: Краткий философский глоссарий
Детерминизм
от лат. determino — определяю) - учение о всеобщей закономерной взаимосвязи существующих явлений. Принцип Д. становится одним из центральных в XVII—XVIII вв. и понимается как всеобщая причинная обусловленность явлений природного и социального, материального и духовного миров. Причинная связь сводится к механической причинности. Объяснить любое явление означает найти его причину. Полное отождествление понятий причинности Д. осуществлено П. Лапласом. Лапласовский Д. исключает объективное существование случайности, трактуя ее как беспричинность. То, что мы называем случайностью, есть лишь результат ограниченности наших знаний. Такой Д. часто переходит в фатализм, в учение о неизбежности происходящего и невозможности его предвидения, поскольку сложные цепочки причинно- следственных связей не могут быть открыты ограниченному уму человека. Механистический Д. ограничивает свободу воли, снимает с человека ответственность за совершенные им поступки, превращает самого человека в пассивное следствие внешних обстоятельств. Издавна Д. противопоставляется индетерминизму, учению, не признающему причинной обусловленности событий. Своеобразной формой индетерминизма был окказионализм, распространенное в XVII в. учение об отсутствии причинных связей между душой и телом. Даже видимые причинно-следственные связи вещей окказионалисты считали результатом «непрерывного чуда». Индетерминизм проявляется и в методологии современной физики, возникая в результате трудностей определения движения в микромире. Индетерминизм присущ и некоторым направлениям, рассматривающим природу живого (витализм, учение о наличии в природе особой «жизненной силы»), социальной реальности (неокантианство). Современный Д. выделяет различные формы закономерных взаимосвязей, не сводит их только к причинным связям, предполагает не только динамический, необходимо однозначный характер взаимозависимости, но и вероятностный характер связей. Существуют функциональные зависимости, отношения симметрии, целевые зависимости. Обращение науки к изучению живого, становление комплекса социально-гуманитарных наук, развитие кибернетики, общей теории систем, изучающей системные объекты, самоорганизующиеся системы меняют человеческие представления о характере объективной обусловленности всего существующего. Новое в учение о необходимой связи внесла теория неравновесных систем — синергетика. Понятие цели уже не представляется противоречащим причинности, а рассматривается как ее особый вид, целевая причинность. Признается объективная природа случайности, свобода рассматривается в качестве формы самодетерминации. Изменяется и подход к изучению причинно-следственной связи — основной формы детерминации. Взаимосвязь причины и следствия рассматривается не как однонаправленный процесс, а как двусторонний, с обратной связью.
Источник: Философия. Словарь по обществознанию
ДЕТЕРМИНИЗМ
философское учение о взаимной связи и зависимости явлений, событий и процессов, из которых складывается действительность и которые придают ей упорядоченный, законосообразный характер. С позиций Д., принцип взаимной связи явлений универсален. Это значит, что в мире нет и не может быть абсолютно изолированных, ничем не обусловленных и ни на что не влияющих объектов. Соответственно познание того или иного явления есть в сущности не что иное, как анализ и моделирование той системы устойчивых связей и отношений, в которую данное явление включено. Так, если мы знаем, при каких условиях оно возникает, какие изменения производит в окружающей нас предметной действительности и в силу чего прекращает свое существование, то можно сказать, что мы знаем само это явление. Понятие Д. возникло в Средневековье и приобрело в XVI—XVII вв. смысл обусловленности для выражения этической позиции, противостоящей «свободе воли». В период выработки понятий элементарной механики понятия «Д.» и «причинность» сближаются. Причинность становится формой выражения законов науки. Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д. осуществлено в концепции П. Лапласа. Центральная её идея — всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих состояний. В этой формулировке Д. есть определение первой научной картины мира, механики Ньютона и электродинамики Максвелла, в которой для одних и тех же исходных данных система дифференциальных и интегральных уравнений дает однозначный результат в обратимом (для расчётов) времени. Эта картина остается основополагающей для большинства технических наук, включая теоретические основы электротехники. Обнаружение новых свойств природы (прежде всего квантововолновых представлений и генетики) и социальных объектов привело в начале XX в. как будто к расхождению принципа причинности и принципа Д. Однако оказалось, что переход к изучению системно организованных объектов меняет лишь категориальный каркас детерминистических естественнонаучных концепций, структуру теоретических построений, идеалы и нормы научных исследований. Развитие вероятностностатистических методов, применение новых категорий (цель, самоорганизация, гомеостаз, прямые и обратные связи) сохранили Д.: результат определен распределением (в пределе — нормальным распределением Гаусса), достаточным для принятия с необходимой точностью решения о причинах и следствиях процесса в рамках второй постклассической научной картины мира. Сущностные изменения технической реальности, а также информационной и социальной в условиях перехода к постиндустриальному обществу углубили междисциплинарные исследования. Выявлена общность структур любой природы, где Д. определяет единичное лишь в рамках ценоза — целостности. Это ведёт к третьей пост неклассической научной картине мира, к негауссовым распределениям. Окружающая действительность носит детерминистский характер, скреплена носящими закономерный характер связями и отношениями, которые могут быть численно однозначными и причинными; вероятностностатистическими с определяемыми моментами; ценологическими трансцендентными причинами образования и функционирования, которые формируют структуру ценоза, математически моделируемого.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Детерминизм
(лат. determinare — определять) и индетерминизм — противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности, Д. наз. учение о всеобщей причинной обусловленности всех явлений. Последовательный Д. утверждает объективный характер причинности, что отличает его от псевдодетерминистических концепций, на словах признающих всеобщий характер причинности, а на деле через отрицание ее объективности ограничивающих его (Кант). Для И. характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме — отрицание причинности вообще). Идеи Д. появляются уже в древн. философии, получая свое наиболее яркое выражение в античном атомизме. Дальнейшее развитие и обоснование Д. получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты 18 в.). В соответствии с уровнем развития естествознания Д. этого периода носит механический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описываемой строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности с необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая т. зр. была сформулирована П. С. Лапласом (отсюда др. наименование механического Д. — лапласовский детерминизм), считавшим, что значения координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяют ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Так понятый Д. ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается с верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский Д. не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе с тем было истолковано идеалистической философией в духе И. (выводы о «свободе воли» электрона, отсутствии причинности в микропроцессах и т. д.). Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического Д. и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее с необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (Статистическая и динамическая закономерность). Борьба Д. и п., никогда не затихавшая и раньше, сейчас резко обострилась как в естествознании, так и особенно в сфере изучения общественных явлений. Совр. буржуазная философия широко пропагандирует И. в социологии в форме волюнтаризма, а также в форме противопоставления общественных наук, как якобы способных лишь описывать индивидуальные явления (идеографические науки), естественным наукам, устанавливающим законы (номотетические науки), эмпирической социологии, где эмпиризм выступает как стремление «наплевать на всякие обобщения» и т. д. В тех же случаях, когда буржуазные социологи не отвергают Д. как такового, он принимает у них грубо-вульгарные формы (биологические теории общественного развития, вульгарный техницизм и др.). Лишь исторический материализм впервые утвердил подлинный Д. в социальных исследованиях. Ярким образцом детерминистского подхода к современным общественным процессам является Программа КПСС, обосновывающая строго закономерный характер общественного развития, неизбежность перехода от капитализма к социализму и коммунизму.
Источник: Философский словарь. 1963
ДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. determino - определяю), филос. учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в к-рой одно явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, произ
водства одного другим. Сюда входят пространств. и врем. корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т. п. Особенно важаыми в совр. науке оказываются вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистич. распределений и статистич. законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайными), в совокупности к-рых выявляются статистич. законы.
Принципиальным недостатком прежнего (домарксистского) Д. было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто механистически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы Д., статистич. связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизич. материализмом прежний Д. не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в объяснении социальной жизни и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало возможным только благодаря диалектич. и историч. материализму.
Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного характера обществ. жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч. развития, вместе с тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В обществ. жизни постоянно складываются различные возможности, осуществление к-рых во многом зависит от сознательной деятельности людей. Д., т. о., не только не отрицает свободы, но, напротив, предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.
Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще или по крайней мере ее всеобщности. Другой формой отрицания Д. является идеалистич. телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целеполагающего начала». Стимулом для оживления индетерминистич. воззрений в 1-й четв. 20 в. послужил факт возрастания в физике роли статистич. закономерностей, наличие к-рых было объявлено опровергающим причинность. Однако диалектико-материалистич. трактовка соотношения случайности и необходимости, категорий причинности и закона, развитие квантовой механики, раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире, показали несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных процессов в фундаменте микромира для отрицания Д.
Эволюц. теория Дарвина, давшая материалистич. объяснение относит. целесообразности в живой природе, развитие кибернетики, создавшей учение о саморегулирующихся системах, нанесли сокрушит. удар по идеалистич. телеологии, фатализму, учениям о предопределении и подтвердили правильность всех принципиальных посылок совр. диалектико-материалистич. Д.
Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным орудием постижения истины.
Источник: Советский философский словарь
ДЕТЕРМИНИЗМ
научный принцип, согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же действия». Идея детерминизма – это идея незыблемого и постоянного порядка в отношениях между феноменами. Если я бросаю камень, он падает на землю; я постулирую детерминизм, когда перехожу от частных случаев к универсальному и вечному закону падения тел. Различают две разновидности, детерминизма: 1) это постоянство заложено в самой природе, детерминизм онтологичен (в реальности); 2) это постоянство – постулат нашего ума, методический принцип. И в том и в другом случае детерминизм будет доказанным, если человеческий ум сможет правильно предвидеть. В микрофизике говорят об индетерминизме (Гейзенберг), когда предвидение невозможно там, где дело касается одного феномена (например, электрона), но возможно в отношении группы феноменов (пучок электронов): в действительности речь идет о статистическом детерминизме. Гейзенберг, кроме того, говорит о невозможности узнать одновременно скорость и направление движения электрона. Это можно узнать тогда, когда луч света, позволяющий нам наблюдать и определить место нахождения электрона, сам образует пучок электронов, ударяющий и перемещающий наблюдаемый электрон. Именно эта связь между наблюдателем и наблюдаемым, эта пертурбация, вводящая наблюдение в феномен наблюдаемого, и определяет индетерминизм. Следует отметить, что нет никакой связи между научной проблемой детерминизма и метафизически-теологической проблемой человеческой свободы (связанной с проблемой предназначения), потому что, если мы полагаем, что природа подчинена законам детерминизма, это предположение так же согласуется с индетерминизмом, как и с детерминизмом, который предстанет в роли статистического результата, продукта нашего познания. Следовательно, абсолютно невозможно разрешить метафизическую проблему детерминизма на основе современной физики; неправомочно опираться на микрофизику для добывания аргументов «за» или «против» человеческой свободы. В истории науки детерминизм часто отождествлялся с причинностью, однако причинная обусловленность является лишь частным случаем детерминации и не исчерпывает всех ее форм. Сведение всех форм детерминации к причинной обусловленности порождает крайние формы так называемого универсального детерминизма, предполагающего подчинение всей Вселенной одному-единственному закону, по отношению к которому все остальные выступают только как его частные проявления. Однако сторонники детерминизма обычно стараются избеать столь радикальных суждений, предпочитая говорить лишь об обусловленности событий самыми различными факторами, а вовсе не об их жесткой однозначной предзаданности. Утверждая обусловленность всякого события или явления, сторонники общего детерминизма одновременно признают и многообразие форм такой обусловленности, благодаря чему всякий раз сохраняется более или менее широкий «веер» возможных направлений развития событий. В таком случае вовсе не отрицается случайность, которая может быть представлена как обусловленная и имеющая свои законы осуществления (выпадение «орла» или «решки» при подбрасывании монеты). В истории философии проблема детерминмзма приобрела особую остроту в днскуссиях о свободе воли человека Большинство философов придерживались позиций умеренного детерминизма, позволявшего соединять свободу самоопределения личности с признанием различных форм обусловленности наших волевых импульсов. Крайние позиции занимали, с одной стороны, представители радикального детерминизма, утверждавшие абсолютную предопределенность человеческих поступков (фатализм), а с другой – индетерминизма, допускающие, что поступки могут быть ничем не обусловлены, абсолютно произвольны (волюнтаризм). Фатализм лишает человека всякой самостоятельности, обрекая его на пассивное следование предопределенности судьбы и снимая с него личную ответственкость за результаты его деяний. Волюнтаризм, в свою очередь, утверждает абсолютное своеволие человека, одновременно внушая ему ложные надежды на легкость и моментальность нравственного очищения без какой бы то ни было постоянной и упорной работы над собой.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
ДЕТЕРМИНИЗМ
лат. determino - определяю) - учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие "Д." возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В 16-17 вв. понятие Д. начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического Д. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского Д. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского Д. наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию в начале - середине 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа Д.; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа Д. в научном исследовании. Современное философское и методологическое осмысление Д. раскрывает взаимосвязь философского и естественно-научного статусов (аспектов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр. Методологическая природа принципа Д. проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественно-научных форм Д. при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского Д. и формированием статистического вероятностного Д. в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественно-научных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, различного рода социальных систем обусловливает формирование новых категорий - цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа Д. (кибернетических, экологических, социальных) и новых методологических регулятивов. В изменении структуры познавательной деятельности участвуют новые категориальные детерминистские схемы. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений, привело на рубеже 19-20 вв. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма. Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма, в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика, эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание). В современной философии традиционные презумпции Д. подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм).
Источник: История Философии: Энциклопедия
ДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. determino — определяю) -- общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода—они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.
С развитием познания представления о детерминизме развивались и обогащались. Они прямо связаны с разработкой базовых моделей устройства мира и его эволюции, которые лежат в основе анализа и решения обширного класса исследовательских задач. Учение о детерминизме фактически выражает структуру этих моделей. Базовые модели мироздания, разрабатываемые в рамках научного подхода, опираются на первоначальные представления человека о строении мира. Первые суждения об устройстве мира строились на основе весьма скудных знаний человека и выражались преимущественно в форме мифов. Они были нацелены на глобальное описание всей природы и протекающих в ней процессов. Для мыслителей античности были характерны представления о первоначалах и стихиях, которые обусловливали собою и объясняли разнообразные природные явления. На разработку базовых моделей в структуре научных исследований решающее влияние оказывают фундаментальные науки и прежде всего физико-математическое естествознание, изучающее наиболее глубинные уровни строения материи. В период становления и развития опытной науки в качестве базовых выступали модели, олицетворением которых явилась классическая механика. Основной особенностью этих моделей является строго однозначный характер всех связей и зависимостей, характеризующих исследуемые явления, системы и процессы. Эти модели получили название моделей жесткой детерминации. В этой связи нередко говорят о лапласовском (см. Лаплас) детерминизме. Жесткость связей имеет своей обратной стороной их качественную (концептуальную) равноценность. Любая выявляемая связь -- независимо от природы соответствующих свойств или параметров — в равной мере необходима.
Важнейшей особенностью моделей жесткой детерминации является также то, что любые изменения в поведении объектов и систем целиком и полностью определяются внешними воздействиями, внешними причинами и условиями. Тела не имеют активного начала в самих себе, они лишь воспринимают внешние воздействия. Такой общий подход к пониманию детерминизма широко представлен в истории науки и философии. Так, хорошо известно перипатетическое изречение: «Все, что движется, движется чем-то другим». Картина мира, разработанная на базе классической механики, практически наследует такой взгляд на причины изменений в мироздании. Вместе с тем следует отметить, что в истории науки и философии не менее широко выдвигались иные идеи, признающие внутреннюю активность и самодвижение материи. Такие взгляды обнаруживаются уже в античном атомизме, в частности, в представлениях о спонтанных отклонениях атомов в своем движении, а также в трудах Дж. Бруно и Б. Спинозы. Последний ввел действующую внутреннюю причинность, что получило развитие в представлениях Лейбница о монадах. Дальнейшую разработку эти идеи получили в философии Гегеля и Маркса.
Концепция жесткой детерминации выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые «породили» статистические закономерности. В науке был разработан новый класс базисных моделей бытия и познания, которые можно назвать моделями вероятностного мира. В основе этих моделей лежат представления о статистических системах. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых сущностей. Независимость здесь означает, что между элементами систем нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через категорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна—она соотносится с наличием целостных характеристик этих систем, с их определенной внутренней устойчивостью. Эта устойчивость выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения. Устойчивость системам из независимых сущностей придают внешние условия, но в отличие от концепции жесткой детерминации здесь внешние воздействия допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но недостаточное условие для образования статистических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.
Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов моделей жесткой детерминации — представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.
Во 2-й пол. 20 в. в базовых моделях мироздания происходят дальнейшие преобразования. Эти изменения олицетворяет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации и становление синергетики. Основу новых подходов составляет идея нелинейности. Нелинейными являются системы, свойства которых зависят от их состояния. Соответственно в анализе систем резко возросли роль и значение внутренних факторов, внутренней активности систем. На первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая функционирование и поведение сложных систем. При этом модели жесткой детерминации и вероятностные модели фактически рассматриваются как два предельных вида базовых моделей. Первые делают упор на анализ внешних детерминантов, вторые уделяют особое внимание внутренним детерминантам. Абсолютизация первых ведет к утверждениям, что в эволюционных процессах все предопределено и ничего принципиально нового возникнуть не может. Абсолютизация вторых приводит к представлениям о хаотическом, акаузальном мире, где нет места предсказаниям. Модели самоорганизации выступают как своеобразный синтез первых двух классов базовых моделей. Новые базовые модели учитывают действие и внешних, и внутренних детерминантов (факторов), сочетают в анализе эволюционных процессов как действие необходимости, так и открытость будущего. Как отметил М. Бунге, современная наука «осуществляет давно искомый синтез внешних и внутренних детерминантов, тем самым сохраняя и ограничивая соперничающие доктрины всемогущества внешних факторов и достаточности самодетерминированности» (Бунге М. Причинность. М., 1962, с. 201).
Ю. В. Сачков
Источник: Новая философская энциклопедия
ДЕТЕРМИНИЗМ
от лат. determino – определяю) – учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, обществ. и психич. явлений. Идея о том, что все существующее возникает или уничтожается закономерно, в результате действия определ. причин, зародилась в глубокой древности, при первых попытках осмыслить связь и взаимозависимость вещей. "Тысячелетия прошли с тех пор, как зародилась идея "связи всего", "цепи причин". Сравнение того, как в истории человеческой мысли понимались эти причины, дало бы теорию познания бесспорно доказательную" (Ленин В. И,. Философские тетради, 1947, с. 294). В трактовке Д. материалисты исходят из того, что все формы связей вещей, в т. ч. и причинно-следственные связи, свойственны самой реальности, каждое явление к-рой имеет свое объективное основание и материальную причину. Идеализм же либо полностью отрицает Д., противопоставляя ему телеологию и индетерминизм (концепцию, утверждающую, будто к определенным областям, напр. волевым действиям, процессам микромира, принцип причинной обусловленности неприменим), либо выдвигает псевдодетерминистич. концепции, согласно к-рым познающая мысль вносит в явления закономерную причинную связь. В др.-греч. философии материалистич. понимание Д. отстаивали Гераклит, Демокрит, Эпикур (см. сб. "Материалисты древней Греции", 1955). Для материалистич. философии нового времени принцип Д. явился гл. опорой в борьбе против схоластич. мировоззрения. В трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта, Спинозы было обосновано положение о том, что в природе надо искать не цели, а действующие причины и что "истинное знание есть знание посредством причин" (Бэкон Ф., Новый Органон, М., 1938, с. 102–03). Успешно продолжали вести борьбу за Д. франц. материалисты 18 в. Учение о Д. материалистов в 17–18 вв. нанесло сокрушит. удар религ.-идеалистич. представлениям, укрепило убеждение в безграничную мощь человеч. разума и создало методологич. почву для бурного расцвета естеств. наук. Вместе с тем, это учение страдало историч. ограниченностью, выразившейся в метафизич. трактовке Д., в отождествлении его со связями явлений, подчиняющимся принципам механики, в непонимании качеств. своеобразия закономерностей более высоких форм движения, в отрицании объективного характера случайности. "В природе вещей нет ничего случайного", – утверждал Спиноза (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 387). Такого же взгляда придерживался Гоббс, писавший, что "случайным или возможным называется вообще то, необходимую причину чего нельзя разглядеть" (Избр. соч., М.–Л., 1926, с. 91). Четко выразил т. зр. механич. Д. Лаплас, полагавший, что если бы существовал ум, осведомленный в данный момент о всех силах природы в точках приложения этих сил, то "не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором" ("Опыт философии теории вероятностей", М., 1908, с. 9). Предпосылкой лапласовского вывода был взгляд на мир как замкнутую систему, поведение к-рой можно, зная исходные условия, однозначно определить в любой момент времени. Содержащаяся в таком выводе мысль о предопределенности всего сущего неминуемо сближает механич. Д. с фаталистич. религ. воззрениями. "С необходимостью этого рода мы тоже еще не выходим за пределы теологического взгляда на природу" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 173). Гегель, преодолевая механич. интерпретацию Д., сформулировал диалектич. понимание взаимосвязи необходимости и случайности, причины и следствия (см. Соч., т. 5, М., 1937, с. 677). Однако, несмотря на нек-рые преимущества гегелевского подхода, идеалистич. основа его филос. воззрений закрыла Гегелю путь к подлинно науч. решению проблемы. Философия марксизма, используя рациональные моменты предшествующих концепций, преодолела ограниченность последних и выдвинула диалектико-материалистич. учение о Д. Это учение рассматривает взаимосвязь предметов как их универсальное взаимодействие. "Только исходя из этого универсального взаимодействия; мы приходим к действительному казуальному отношению" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 184). Если для механич. Д. характерно представление, будто внешние причины непосредственно и однозначно определяют эффект своего воздействия, то, согласно диалектико-материалистич. Д., внешние причины действуют через посредство внутр. и внешних условий. Эффект воздействия определяется не самими по себе отдельно взятыми причинами, а причинами, преломившимися сквозь призму окружающих условий и специфич. для данного явления внутр. оссбенностей. Эти последние, в свою очередь, не что иное, как продукт развития, результат предшествующих взаимодействий. Диалектико-материалистич. взгляд на Д. исходит из признания многообразия типов причинных связей. Закономерности, свойственные одному уровню развития материи, сохраняют силу и для последующего уровня, но в новых условиях характер их действия изменяется. История науч. познания служит блестящим подтверждением правоты диалектико-материалистич. понимания Д. Двигаясь от простого к сложному, познающая мысль овладела первоначально причинными связями, выступающими при взаимодействии макрообъектов неорганич. природы. Установленные механикой законы движения физич. тел превратились в модель всякого причинного объяснения. Стремясь представить каузальную зависимость в области биологич., психич. и др. процессов, сторонники Д. не имели первоначально иного образца, кроме принципов механич. движения. Схема механич. каузальности, однако, неизбежно вступила в противоречие с данными науки и практики, свидетельствующими о качественно новых формах и типах детерминации в органич. природе, психич. деятельности, обществ. жизни. Это противоречие было использовано идеалистами как якобы доказательство краха Д., как повод для оживления телеологии в биологич. науках. Но учение Ч. Дарвина, причинно истолковав органич. целесообразность, укрепило позиции Д. в области материальных явлений более высокого порядка, чем механич. движение. Дарвином "не только нанесен смертельный удар "телеологии" в естественных науках, но и эмпирически выяснен ее рациональный смысл..." (Mapкс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 121). Идеализм также использовал несводимость психич. актов к законам механики для обоснования тезиса об особой психич. причинности, ничего общего не имеющей с причинностью в материальном мире (В. Вундт, Основания физиологической психологии, пер. [с нем.], 1880). Успехи науч. физиологии и психологии, в особенности учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова, вскрыли ложность этого тезиса и показали строгую причинную зависимость психики (включая самые высокие ее формы – сознание и волю) от материальных условий жизнедеятельности. Это способствовало укреплению Д. в области, издавна служившей гл. цитаделью индетерминизма. Способность человека к сознат. регуляции своих действий, к выбору мотивов и целей, не укладывающуюся в рамки механич. Д., идеалисты связали со "свободной волей" как стоящей над материей силой. В действительности идея "детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю" (Ленин В. И ., Соч., 4 изд., т. 1, с. 142). Историч. материализм, открывший действит. закономерности процесса обществ. развития, впервые утвердил подлинный Д. в области исследования социальных явлений. Каждый шаг науки свидетельствует о правильности и плодотворности принципа Д. и несостоятельности позиций его противников. В совр. философии и науке борьба вокруг принципа Д. продолжается с неослабевающей силой. Эта борьба показывает, что методологич. трудности, с к-рыми сталкиваются исследователи в различных отраслях знания, могут быть преодолены только на основе принципа Д. в его диалектико-материалистич. понимании. Д. является основой естествознания. Хотя в ходе развития естествознания неоднократно возникали трудности в проведении идей Д. и появлялись течения, отрицающие Д., всегда в конце концов оказывалось, что все действит. успехи науки были неразрывно связаны с его торжеством. Каждая из таких трудностей фактически означала не крах Д., а огранич. применимость тех или иных ранее известных форм причинной обусловленности явлений. Так, совр. физика столкнулась с тем обстоятельством, что микрообъект не может находиться в состоянии, в к-ром он имел бы одновременно совершенно строго определенные координату и импульс (см. Неопределенностей соотношения). Физики-идеалисты и агностики сделали из этого вывод, будто в мире микрообъектов принцип Д. вообще теряет силу, тогда как в действительности здесь оказался непригодным механич. Д. Успехи естествознания неизбежно связаны с обогащением и развитием принципов Д., с открытием его новых форм. Это выражается в том факте, что качественно различные формы движения материи несводимы друг к другу. Квантовая механика так же, как и др. новые отрасли науч. знания (напр., кибернетика), обогащает и углубляет понятие о Д., а не отменяет его. М. Ярошевский. Куляб. Детерминизм в общественной жизни и общественных науках. В обществ. науках принцип Д. является предметом еще более острой идейной борьбы, нежели в естествознании. В философии нового времени он был выдвинут франц. и нем. просветителями (Монтескье, Гердер, Руссо и др.) в противовес идее божеств. управления миром, господствовавшей в теологич. концепциях истории от Августина до Боссюэ. Отвергая вмешательство провидения и рассматривая историю как подчиненную определенным "естественным законам", просветители боролись на два фронта: против религ. фатализма и против волюнтаристских концепций (см. Волюнтаризм). Идея детерминированности обществ. развития, глубоко пронизывавшая обществ. сознание эпохи подымающегося капитализма, сыграла большую прогрессивную роль в идеологич. борьбе того времени и в развитии обществ. наук. Однако в домарксовской философии истории принцип Д. трактовался весьма абстрактно, внеисторично. Д. этого периода имел механич., метафизич. характер. Речь каждый раз шла о "вечных", "неизменных" законах, и сами эти законы либо заимствовались из естествознания, либо изображались как "законы разума", "прогресса" или "абсолютного духа". Даже у Гегеля кардинальная для социологии проблема соотношения необходимости и свободы осталась неразрешенной. В бурж. социологии 19 в. было двойственное отношение к идее Д. Большинство социологов-позитивистов признавали законо-мерность обществ. развития, но извращали ее характер, пытаясь объяснить историч. процесс при помощи законов механики, физики, биологии или психологии. Эклектич. "теория факторов" порождала искусственную схематизацию историч. процесса и насиловала конкретные факты. С др. стороны, многие бурж. историки (особенно школа Ранке) и философы (Шопенгауэр, Ницше, Карлейль, Бутру, Ренувье и др.) вообще отрицали детерминированность историч. процесса, провозглашая его царством случайности и "великих личностей". Индетерминизм в бурж. социологии особенно усилился в эпоху империализма в связи с общим поворотом бурж. идеологии в сторону реакции. Констатируя несостоятельность абстрактного социологизма 19 в. и опираясь на идеалистич. истолкование революции в физике на рубеже 20 в., бурж. социологи начали развернутый поход против принципа причинности и закономерности обществ. развития. Эта борьба против идеи Д. ведется разными методами. Дильтей и т.н. "понимающая социология" открыто противопоставляют гуманитарные науки естествознанию, утверждая, что в обществ. развитии не может быть никаких объективных законов, а гл. средством познания здесь является интуитивное "понимание". Неокантианцы (Виндельбанд, Риккерт) отрицали Д. в обществ. жизни, ссылаясь на неповторимость историч. событий, и выдвинули т.н. идиографический метод, направленный против социологич. обобщений. Социологи-функционалисты (Парсонс, Мертон, Малиновский и др.) подменяют изучение закономерности обществ. развития анализом структурно-функциональных связей социального целого, взятого в статич. состоянии. Социологи-неопозитивисты признают обусловленность человеч. поступков, но в принципе отвергают понятия причинности и предлагают заменить идею Д. пробабилизмом. Единственно науч. решение проблемы Д. в обществ. жизни дает историч. материализм. С точки зрения марксизма, обществ. развитие представляет собой естественно-историч. процесс, подчиненный собственным объективным законам. Каждое следующее поколение людей действует в условиях, унаследованных ими от прошлого. Это создает преемственность в истории общества и детерминирует ее общее направление. Люди не могут произвольно изменить характер обществ. строя, при к-ром они живут. Обществ. идеи, политич. учреждения и движения сами детерминированы объективными условиями обществ. бытия. В этом смысле общество ставит перед собой только такие задачи, к-рые оно может разрешить, а проекты, не отвечающие потребностям развития материальной жизни общества, остаются пустыми утопиями. Детерминированность обществ. жизни является основой науки и возможности науч. предвидения общественных явлений. Однако она не означает, что ход истории предопределен заранее и осуществляется с фатальной неизбежностью. Большинство законов обществ. развития – это законы-тенденции, к-рые определяют осн. линию развития общества, не предопределяя всего бесконечного многообразия деятельности каждого отд. индивида. Конкретный результат каждого данного социального процесса зависит не только от его общих законов, но и от конкретных условий его протекания. В обществ. жизни постоянно складываются различные возможности, и какая из этих возможностей реализуется – во многом зависит от сознат. деятельности людей. Д. не только не отрицает свободы, но, напротив, последняя органически включается в причинную обусловленность социальных явлений. Чем глубже люди познают объективные законы обществ. развития и чем полнее их интересы совпадают с требованиями этих законов, тем больше степень их свободы. Лит.: Maркс К., Капитал, М., 1955 (см. Послесловие ко второму изд.); Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; ?леханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Вопросы причинности в квантовой механике. Сб. переводов, М., 1955; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.–Л., 1933; Блюмин И. Г., Кризис современной буржуазной политической экономии, М., 1959; Рубинштейн с. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Шафф ?., Объективный характер законов истории, пер. с польск., М., 1959; Рубинштейн с. Л., Бытие и сознание, М., 1957; Lundberg G. ?., Foundations of sociology, N. Y., 1939; Rothacker E., Logik und Systematik der Geisteswissenschaften, Bonn, 1948; Vendry?s P., De la probabilit? en histoire, P., 1952; Hayek F. ?., Counter-revolution of science, Glencol, 1952; Bunge M. ?., Causality, Camb., 1959. И. Кон. Ленинград.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.