ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА
принцип, согласно которому происхождение всякого явления можно объяснить определенными причинными факторами, например, взаимодействиями физических объектов или реализацией мотивов людей. Согласно т. наз. лапласовскому детерминизу будущее может быть предсказано абсолютно точно. В наши дни считается, что будущее, может быть предсказано лишь вероятностным образом. Сомневались в применимости П. д. в области социальных наук, но, как выяснилось, эти сомнения напрасны. Не совсем ясна ситуация с сингулярностью, взрыв которой привел к образованию Вселенной. Сам взрыв объясняется взаимодействием частиц сингулярности, но история их происхождения остается неясной.

Источник: Философия науки. Краткий энциклопедический словарь. 2008 г.

ПРИНЦИП ДЕТЕРМИНИЗМА
Детерминизм (от лат. determino – определяю) – философское учение о различных видах обусловленности явлений материального и духовного мира, индетерминизм – отрицание детерминизма. Представления о порождении стихиями вещей и зависимости одних явлений от других возникло с незапамятных времен. Они уходят корнями в древние мифы о сотворении мира, кроются в религиозных учениях о божествах, предопределении и судьбе, обнаруживаются в анимизме, тотемизме, фетишизме и магии. Латинское слово «детерминация», происходящее от «Термина», имени римского божества границ и межей, означает: а) операцию логического определения понятия через ближайший род и видовые отличия; б) объективную зависимость вещей от порождающих их причин. Центральный и традиционный принцип этого учения – принцип причинности.
Нередко полагают, что обобщенную дефиницию детерминизма надо формулировать через родовое понятие объективного закона: детерминизм есть учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Эта дефиниция узка. В ней не учтены, во-первых, объективная незакономерная детерминация феноменального типа (акцидентальная сингулярность, одноразовая мутация), а во-вторых, не предусмотрены субъективные формы детерминации (целевая, бессознательная психическая, логико-функциональная). Те, кто исходят из такой дефиниции, называют «индетерминистами» сторонников всякой телеологии – объективно-идеалистической и субъективно-идеалистической. Телеология (от греч. telos, teleos – цель, logos – слово, учение) объясняет всю цепь мировых событий и генезис отдельных явлений целенаправленными воздействиями (Бога, энтелехии) на вещество; творческое сознание человека тоже трактуется как источник каузальной детерминации. Под телеологией обычно понимают: а) учение о действии в природе и обществе внечеловеческих объективно-идеальных целей (трансцендентных или имманентных); б) концепцию причинной обусловленности искусственных предметов сознательными целями людей. Это учение развивалось преимущественно в рамках идеалистической философии. Многие (но не все) материалисты долгое время отвергали идею целевой детерминации и целесообразности мира. Однако можно ли отрицать факт целесообразного устройства растений, животных, технических сооружений? Среди марксистов, например, распространено мнение, что к индетерминистам надо, в частности, отнести мыслителей, которые видят источник причинной связи в человеческом сознании. Это мнение легковесно. Трудно не признать специфическую детерминированность человеческих поступков и дел осознанными целями людей.
Никто из марксистов не смог внятно доказать, будто «субъективные причины» – это всего лишь пустые выдумки идеалистов, а причины любых умопостроений людей (в том числе поэтических образов, фантазий и даже логических ошибок) нужно непременно выводить из регулярностей нейрофизиологических процессов, схем практики или из объективных законов внешнего мира. Творческая мощь сознания и субъективное целеполагание – важнейшие факторы человеческой деятельности, изучаемые телеологией. Наука, не учитывающая роли целеполагания в траектории движения тел, часто не способна объяснять эти траектории. Так, из чисто физического описания наблюдаемой траектории полета самолета ученый не может определить векторы дальнейшего перемещения и пункт приземления этого физического тела – для этого необходимо знать преследуемую летчиком цель полета. Поэтому телеологию следует признать важной разновидностью детерминизма. Некоторые современные материалисты все-таки признали (с пантеистическими оговорками) целевую причинность. Они увязали идею объективной стихийной закономерности мира с идеей целесообразности органических и технических целостностей и переиначили целевую причину в «телеономную причину» (от греч. telos – цель, nomos – закон, наука). По их мнению, целесообразность не заложена изначально в живой природе, а есть результат спонтанной эволюции материи. Например, П. В. Алексеев и А. В. Панин предложили заменить понятие телеологии, имеющее специфический смысл в богословии и идеализме, научно-материалистическим понятием телеономности73. Телеономную причинность они толкуют как стихийно-закономерное порождение явлений информационными потоками (программой) с организованными обратными связями; цели, которыми человек руководствуется в своих воздействиях на знаки или объекты практики, относят к разряду осознанно-целевых причин.
Последовательный индетерминизм крайне редок в истории философии, поскольку философская профессия требует рационально и доказательно объяснять предельные основания бытия и мышления, выводить обоснованное из тех или иных оснований (материи, духа, сознания, воли и т. п.) . Материалисты убеждены, что подлинный детерминизм есть всего лишь концепция материальной детерминации, а идеалисты, напротив, ищут истину в определении материи духом. По-моему, индетерминизм – не самостоятельное течение, а одна из тенденций во всякой философии ставить под сомнение либо отрицать детерминацию (материальную или духовную); эта тенденция необходимо, хотя и по-разному, сопряжена с противоположным стремлением помыслить зависимость материальных и духовных явлений от каких-нибудь факторов. Вряд ли следует безоговорочно причислять, скажем, Юма или Канта, к индетерминистам (что марксисты делают сплошь и рядом), поскольку Юм обосновывает веру в причинность устойчивыми привычками людей, а Кант – безусловной и врожденной способностью творческого воображения. В то же время с идеалистической точки зрения отрицание материалистами телеологии тоже есть своеобразная тенденция индетерминизма. Например, можно сказать, что марксизм – это детерминизм «снизу» и индетерминизм «сверху». Более точное определение детерминизма требует иных понятий, причем более абстрактных, чем причинность и объективная закономерность. По-видимому, тут более подойдут понятия основы, основания и обоснованного. Тогда «детерминизм» лучше определить как учение о формах зависимости основания от своей основы и обоснованного от основания. Характер детерминации выявляется в связи со спецификой ее условий. Так, следствие обусловлено причиной и каузальными условиями, функция определяется условиями задавания независимой переменной, явления природы детерминированы особенностями действия объективных законов.
В истории философии сложились три концепции детерминизма: объективно-идеалистическая (Платон, Аристотель, Плотин, Гегель и др.), субъективно-идеалистическая (Протагор, Беркли, Фихте, Кант и др.) и материалистическая (Демокрит, Гоббс, Гольбах, Фейербах, Энгельс и др.) . Объективные идеалисты полагают, что космос и наше сознание порождены и определяются целеполагающей деятельностью духовного абсолюта, трансцендентного либо имманентного. Субъективные идеалисты ищут причину нашего мировидения в деятельности человеческого сознания, которое продуцирует идеальные цели, придумывает образы мировых связей и экстраполирует их вовне. Материалисты выводят конечную причину мирового порядка из представления об универсальном и закономерном взаимодействии материальных явлений. В европейской истории материалистического детерминизма различают три периода: 1) античный (Милетская школа, атомисты, учения Эмпедокла, Анаксагора и др.); 2) механистический однозначный детерминизм XVII–XXIII вв. (Галилей, Ньютон, Гоббс, Лаплас и др.); 3) вероятностный детерминизм ХХ в. Предсказывают появление в ХХI в. вероятностного многозначного детерминизма, пока мало представимого. Лаплас, например, думал о космосе как о замкнутой системе и верил в возможность однозначно предсказывать состояние мира в любой момент времени, если известны исходные условия. В отличие от лапласовского (жесткого, «железного») детерминизма, вероятностный детерминизм учит, что причина не обязательно непосредственно вызывает свой эффект, она нелинейно действует через множество внутренних и внешних условий, зависит от истории прежних взаимодействий, а ее необходимый характер проявляется в форме случайности.
В истории идеалистического детерминизма особых периодов не выделяют, хотя, например, метафизический детерминизм Платона явно отличается от диалектического детерминизма Гегеля. В социологии ряд концепций обозначены словом «детерминизм». Так, учение Маркса об обусловленности всех форм социального бытия и общественного сознания объективными законами хозяйствования, господствующими в обществе, называют «экономическим детерминизмом». Представители культурного детерминизма развивают мысль, что всякая культура каузально обусловлена базовыми идеалами и нормами жизни. Дюркгейм и Вебер показали, что эти ценности сакрализуются религией. Технологический детерминизм постулирует, что общественное развитие определяется технической цивилизацией, сам же рост техники мало зависит от сознания и деятельности людей, создающих ее. Д. В . Пивоваров

Источник: История философии науки и техники.