Дело

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Дело
действие человека, запускаемое словом и внешним миром. От качеств человека, слова и мира зависит, каким будет дело.
Ассоциативный блок.
Если человек что-либо не делает, то дурак скажет: “Не умеет". Тот, кто не совсем дурак скажет: “Не хочет". И лишь некоторые скажут: “Он делает другое дело".

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ДЕЛЭ (Жан)
французский медик и психиатр (Байон, 1907 — Париж, 1987). Доктор философских наук, профессор медицины с 1939 г., заведующий кафедрой психиатрии на медицинском факультете в Париже в 1946 г. Он, в частности, является автором таких произведений, как: «Потеря памяти» (1942), «Болезни памяти» (1942), «Психофизиология человека» (1945), «Проблемы медицинской психологии» (1952), а также критико-психологического анализа поведения и произведения о Жиде «Юность Андре Жида» (1956— 1957). [Фр. акад., 1959.]

Источник: Философский словарь

Дела
(Works). В
Библии уделяется пристальное внимание делам Божьим и человеческим. Дела Божьи, о крых рассказывается уже в Быт и крые явлены в специальном откровении, включают сотворение, промысел (в т.ч. поддержание и управление мирозданием) и искупление. Замечание Иисуса о том, что Его Отец "доныне делает" (Ин 5:17), подкрепляет ап. Павел (Флп 1:6; Рим 14:20), крый рассматривал свою деятельность как часть дела Божьего (1 Кор 16:10;Флп2:30;ср. Деян 13:2).
Хотя изначально Бог предусматривал человеческий труд и придавал ему высокое значение (Быт 2:15), вследствие первородного греха труд в библейском освещении получил негативные коннотации. Человек отныне живет и зарабатывает свой хлеб в поте лица (Быт 3:1719; ср. 5:29), и его дела, согласно в. 3. описаниям, неотделимы от греха и гордыни. Негативное отношение ко всем сугубо человеческим делам особенно оттеняется тем, что в позднем иудаизме говорилось нечто прямо противоположное праведные труды заслуживают награды. Т.о., н. з. учение о делах человеческих должно рассматриваться на в. з. фоне. Человеческие дела в целом характеризуются как "дела дьявола" (Ин 3:8; Ин 8:41), "дела тьмы" (Рим 13:12), "дела плоти" (Гал 5:19), нечестие (Иуд 15; Мф 23:3), беззаконие (2 Пет 2:8), "мертвые дела" (Евр 5:1; 9:14). Только те дела выдерживают строгий суд Божий, крые побуждаются Духом Божьим и коренятся в вере (Ин 3:21; 6:29; 1 Фес 1:3; Рим 2:67; Деян 26:20). Такие дела не только получают одобрение Иисуса (Мф 5:16; 7:21; 21:28идал.) и ап. Павла (Рим 2:67), но и ожидаются от народа Божьего (Мф 25:3740). Осуждается расчет человека на то, что Бог вознаградит его за исполнение предписанных дел. После исполнения всех заповеданных Богом дел если это было бы возможно человек должен сказать: ""мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были еделать"" (Лк 17:10). Богжелаетотчеловека послушания смиренной веры (Ин 6:29), из крой рождается жизнь, исполненная добрых дел.
Добрые дела. В послеапостольскую эпоху заметен отход от библейского понимания добрых дел. НЗучил, что Царство Божье строится на Божьей благодати, а не на человеческих заслугах, и что Бог вознаграждает по благодати, а не за заслуги (Мф 20:116), руководители же Церкви утверждали, что крещеные христиане должны повиноваться заповедям, и тогда Бог вознаградит их. Так, бывший юрист Тертуллиан рассматривал Бога в Его отношениях с человечеством как законодателя. Он приказывает, а мы должны повиноваться и будем тогда вознаграждены: "Если Бог приемлет добрые дела, то Он и вознаграждает… Доброе дело оставляет Бога должником, как и злое дело, судия воздает за все ". Хотя всякое служение Богу есть добродетель, Бог постановил, что некрые добрые дела вменяются в заслугу только тогда, когда они исполнены по свободному волеизъявлению.
Покаяние, пост, девственность, мученичество и другие добрые дела приятны Богу и вознаграждаются.
Вскоре появилось мнение, что заслуги могут передаваться; спасение рассматривалось и как дарованное Богом, и как заслуженное; по собственному свободному волеизъявлению мы обретаем заслуги, а через заслуги, действуя в контексте благодати, спасение. Петр Ломбардский, чьи "Сентенции" были общепризнанным теологическим наставлением Средневековья, полагал, что благодать и свободная воля совместно действуют во имя спасения, поскольку порождают добрые дела, в результате чего и достигается спасение. Добрые дела порождают заслуги: "Если, не имея заслуг, мы надеемся на чтолибо, это не надежда, а самонадеянность". Потом такая теология получила более изящную формулировку, и заслуги стали определяться как "количество добрых дел, которое позволяет свершившему их получить вознаграждение от Того, ради служения Которому дело исполнено… В теологическом смысле сверхъестественная заслуга может быть только спасительным актом, в котором Бог, следуя своему непреложному обетованию, полагает сверхъестественную награду, заключающуюся, в конечном итоге, в вечной жизни" (Catholic Encyclopedia). Заслуга человеческих добрых дел в божественном плане спасения связывалась с заслугой страстей Христовых и считалось, что между ними существует соответствие. Т.о., обе составляющие как бы взаимодействовали друг с другом. В катехизисеТридентского собора XVI в. записано: "Это и Его страсти, что сообщает нашим добрым делам вдвойне замечательное свойство заслужить награду вечной славы; так что даже чаша холодной воды, поданная во имя Его, не останется без награды, без прощения наших грехов" (гл. 4, Q.67).
Это небиблейское учение в сочетании с полупелагианским учением о свободе воли и человеческих возможностях составило основную причину неизбежных вероучительных перемен позднего Средневековья. Именно об этом говорил Лютер в спорах с Эразмом: вопросы о папстве, чистилище, индульгенциях он назвал ерундой в сравнении с подлинной проблемой тем, что человечество пребывает в грехе. Перед тем как Лютер заново открыл для себя Евангелие, он старался обрести заслуги добрыми делами: "Я был добрым монахом и соблюдал устав так строго, что мог бы счесть если монах попадает на небо только за соблюдение монашеских правил, то я непременно туда попаду. Все мои собратья по монастырю, знавшие меня, могут это подтвердить. Продолжайся так дальше, я заморил бы себя до смерти службами, молитвами, чтениями и прочими делами". Даже став доктором теологии, Лютер "еще не знал, что мы не можем искупить свои грехи ". Поэтому, как и остальные, он пытался совершить невозможное искупить грехи добрыми делами. Все изменилось для него и большей части Церкви, когда он создал учение об оправдании верой в заслуги одного лишь Христа, а не в заслуги, крые обретает верующий посредством добрых дел. Реформаторы провозгласили, что только та праведность может предстать на суд святого Бога, края "абсолютно совершенна и всецело отвечает божественному закону. Но даже наши лучшие дела в этой жизни несовершенны и опорочены грехом" (Гейдельбергский катехизис, Q.62). Если Бог предопределяет злые дела, кто может устоять? Но Он прощает и придает грешникам праведность, согласно учению Рим 4. Придание (вменение) праведности Христовой не означает, что Бог следил за поведением грешника и потом объявил его достойным гражданином своего Царства. Нет, Библия, а с ней и Реформация провозгласили, что Бог оправдал нечестивого (Рим 5:6,910,1621). Христос пришел призвать не праведных, а грешников к покаянию (Мф 9:13). Ведь именно мытарь, бивший себя в грудь и просивший Бога быть милостивым к нему, грешнику, отправился домой прощенным, а не самодовольный фарисей (Лк 18:14). Грешники получают прощение даром, через искупление, т.е. добрые дела Иисуса, говорит апостол, после чего задает вопрос: "Где же то, чем бы хвалиться?" и сам же отвечает: "уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим 3:27; 6:23). Спасение, полученное даром, не означает, что добрые дела не нужны. Они заповеданы и являются плодами веры (Тит 2:14; Еф 2:10; Мф 5:16). Они известны Богу, и Он примет их во внимание на Последнем суде (Рим 2:6; 1 Кор 3:14; 2Кор5:Ю;Откр22:12).
М.Е. OSTERHAVEN(nep. Ю.Т.)
Библиография: G. Bertram,TDNT, II, 654 ff.; К. Thieme,SHERK, V, 1922; G. Rupp,The Righteousness of God.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Воскрешение дело Божественное, дело человеческое в философии.

Степанова О. А.
Концепция воскрешения Н. Ф. Федорова является общечеловеческой попыткой достичь высот Божественного творчества без Бога.
Читать PDF
0.00 байт

Н. Ф. Федоров и Л. Н. Толстой: «Общее дело» против «Не-делания» (грани философской критики идеи нена

Гельфонд М. Л.
Рассматривается проблема логической реконструкции и систематического анализа религиозно-философской критики толстовской этики ненасилия в трудах Н.Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Политическое «Слово» и «Дело»: к вопросу об определении политической реальности

Тетерин Андрей Евгеньевич
Несмотря на то что политическая реальность является объектом изучения политологии, этот феномен до сих пор не имеет четкого научного определения.
Читать PDF
0.00 байт

Аутография pro/contra дело мысли

Денисенко Тарас Анатольевич
В предлагаемой работе проводится критический анализ некоторых ключевых концептов аутографического подхода Ф.И. Гиренка, раскрывающий их взаимосвязь с философским проектом М. Хайдеггера.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 01. 034. Паолинелли М. «Совершенное дело разума» согласно эдит Штайн. Paolinelli M. il « Perfe

Хлебников Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 02. 021. Тагги Д. Незавершенное дело тринитарного теоретизирования. Tuggy D. The unfinished bu

Хлебников Г. В.
Читать PDF
0.00 байт

Мыслить конкретно: дело «Советского европейца» Эвальда Ильенкова

Майданский А. Д.
В работе показано место трудов Ильенкова в истории советской философии и, шире, в культуре «русского европеизма» (выражение Герцена), а также исследована их рецепция в западноевропейском марксизме.
Читать PDF
0.00 байт

Дело как слово: речь лидера

Смирнов Е.А.
Читать PDF
0.00 байт

Мужество - дело духовное (герменевтика христианской добродетели)

Гришин Сергей Николаевич
В статье раскрывается церковный смысл понятия мужества как доминирующего проявления высших духовных сил человека в его жизнедеятельности.
Читать PDF
0.00 байт

В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО? ИЛИ ДЕЛО?

Читать PDF
0.00 байт

История философии как дело мысли

Александра Александрова
Философия призвана преодолевать «жестоковыйное господство» «толпы» (Хайдеггер), препятствующее выполнению человеком своего подлинного предназначения.
Читать PDF
0.00 байт

Этьен Жильсон: судьба и дело

Душин О. Э.
Читать PDF
0.00 байт

Пахари моря, или слово и дело, бывшее в начале

Шульман М.М.
Читать PDF
0.00 байт

КОНДУРАЦИЯ, ИЛИ КАК ПОНИМАТЬ ДЕЛО PUSSY RIOT

Гусейнов Гасан
В статье анализируются речевые практики, которые воспроизводят состояние сознания общества, определенным образом реагирующего на символические действия, которые в обиходе называются «кощунством».
Читать PDF
0.00 байт

ПО ПОВОДУ "ЧЕРНОЙ КНИГИ ПСИХОАНАЛИЗА". ВОЙНА ПСИХОАНАЛИТИКОВ ИЛИ ДЕЛО ВСЕГО ОБЩЕСТВА?

Картюйвель Ив

Похожие термины:

  • Слово и дело или государево слово и дело

    старинная русская формула "извета", т.-е. доноса о государственном преступлении. Донос играл значительную роль в древне-русском процессе по государственным преступлениям. "Слово и дело" было отмене
  • БЕЙЛИСА ДЕЛО

    судебный процесс, организованный в 1913 в Киеве царек, властями по необоснованному обвинению еврея М. Бейлиса в убийстве мальчика-христианина А. Ющинского в целях употребления его крови для изготов
  • Чигиринское дело

    В 70-х годах XIX века группа южных народников - Стефанович, Дейч и Бохановский - решила поднять крестьянское восстание. Для этого они решили прибегнуть к помощи подложного манифеста, выпущенного якоб
  • Доброе дело

    (Merit). В теологии "добрым " считается действие человека, достойное награды Божьей. В постапостольских писаниях ("Дидахе", "Пастырь" Гермы, Второе послание Климента) обычно говорится, что обращение и кр
  • Группа Рабочее Дело

    В конце 90-х и в начале 900-х годов, в связи с чрезвычайно сильным ростом стачечной борьбы рабочего класса, в русской социал-демократии развивается течение "экономизм", ограничивающее задачи рабочего
  • МУЛТАНСКОЕ ДЕЛО

    судебный процесс (1892 - 1896), сфабрикованный по ложному обвинению группы из 10 крестьян-удмуртов, жителей с. Старый Мултан Малмыжского у. Вятской губ., в убийстве с целью приношения жертв языч. богам. Пр
  • ОБЩЕЕ ДЕЛО

    (в философии Н. Ф. Федорова) – задача сохранения, совершенствования и восстановления жизни; борьба со смертью, возвращения жизни отцам, т.е. их воскрешение; совокупнобратскоотечественное действо в
  • Предлог, дело, обстоятельство, тема, тяжба

    Философский смысл термина: Причина, повод (Цезарь, Цицерон); целевая причина, смысл (Цицерон, Ювенал).
  • Скоупса, дело

    (Scopes, Trial, 1925). Судебный процесс, связанный с преподаванием эволюционной теории в одной из средних школ шт. Теннесси, а также один из поворотных моментов в американской религиозной истории. С юридиче
  • ВЕЛИЖСКОЕ ДЕЛО

    судебный процесс 1823 - 1835 по ложному обвинению группы евреев г. Велиж Витебской губ. в ритуал, убийстве ребенка. Процесс был организован царскими властями и церковниками для разжигания нац.-религ. ро
  • ДЕЛО СОВЕСТИ

    конфликт обязанностей. Обычно в состоянии конфликта находятся моральный долг и социальные требования: характерен пример Антигоны, героини трагедии Софокла, защищавшей внутренний долг (она «долж