действие человека, запускаемое словом и внешним миром. От качеств человека, слова и мира зависит, каким будет дело.
Ассоциативный блок.
Если человек что-либо не делает, то дурак скажет: “Не умеет". Тот, кто не совсем дурак скажет: “Не хочет". И лишь некоторые скажут: “Он делает другое дело".
Дело
Дело
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
ДЕЛЭ (Жан)
французский медик и психиатр (Байон, 1907 — Париж, 1987). Доктор философских наук, профессор медицины с 1939 г., заведующий кафедрой психиатрии на медицинском факультете в Париже в 1946 г. Он, в частности, является автором таких произведений, как: «Потеря памяти» (1942), «Болезни памяти» (1942), «Психофизиология человека» (1945), «Проблемы медицинской психологии» (1952), а также критико-психологического анализа поведения и произведения о Жиде «Юность Андре Жида» (1956— 1957). [Фр. акад., 1959.]
Источник: Философский словарь
Дела
(Works). В
Библии уделяется пристальное внимание делам Божьим и человеческим. Дела Божьи, о крых рассказывается уже в Быт и крые явлены в специальном откровении, включают сотворение, промысел (в т.ч. поддержание и управление мирозданием) и искупление. Замечание Иисуса о том, что Его Отец "доныне делает" (Ин 5:17), подкрепляет ап. Павел (Флп 1:6; Рим 14:20), крый рассматривал свою деятельность как часть дела Божьего (1 Кор 16:10;Флп2:30;ср. Деян 13:2).
Хотя изначально Бог предусматривал человеческий труд и придавал ему высокое значение (Быт 2:15), вследствие первородного греха труд в библейском освещении получил негативные коннотации. Человек отныне живет и зарабатывает свой хлеб в поте лица (Быт 3:1719; ср. 5:29), и его дела, согласно в. 3. описаниям, неотделимы от греха и гордыни. Негативное отношение ко всем сугубо человеческим делам особенно оттеняется тем, что в позднем иудаизме говорилось нечто прямо противоположное праведные труды заслуживают награды. Т.о., н. з. учение о делах человеческих должно рассматриваться на в. з. фоне. Человеческие дела в целом характеризуются как "дела дьявола" (Ин 3:8; Ин 8:41), "дела тьмы" (Рим 13:12), "дела плоти" (Гал 5:19), нечестие (Иуд 15; Мф 23:3), беззаконие (2 Пет 2:8), "мертвые дела" (Евр 5:1; 9:14). Только те дела выдерживают строгий суд Божий, крые побуждаются Духом Божьим и коренятся в вере (Ин 3:21; 6:29; 1 Фес 1:3; Рим 2:67; Деян 26:20). Такие дела не только получают одобрение Иисуса (Мф 5:16; 7:21; 21:28идал.) и ап. Павла (Рим 2:67), но и ожидаются от народа Божьего (Мф 25:3740). Осуждается расчет человека на то, что Бог вознаградит его за исполнение предписанных дел. После исполнения всех заповеданных Богом дел если это было бы возможно человек должен сказать: ""мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были еделать"" (Лк 17:10). Богжелаетотчеловека послушания смиренной веры (Ин 6:29), из крой рождается жизнь, исполненная добрых дел.
Добрые дела. В послеапостольскую эпоху заметен отход от библейского понимания добрых дел. НЗучил, что Царство Божье строится на Божьей благодати, а не на человеческих заслугах, и что Бог вознаграждает по благодати, а не за заслуги (Мф 20:116), руководители же Церкви утверждали, что крещеные христиане должны повиноваться заповедям, и тогда Бог вознаградит их. Так, бывший юрист Тертуллиан рассматривал Бога в Его отношениях с человечеством как законодателя. Он приказывает, а мы должны повиноваться и будем тогда вознаграждены: "Если Бог приемлет добрые дела, то Он и вознаграждает… Доброе дело оставляет Бога должником, как и злое дело, судия воздает за все ". Хотя всякое служение Богу есть добродетель, Бог постановил, что некрые добрые дела вменяются в заслугу только тогда, когда они исполнены по свободному волеизъявлению.
Покаяние, пост, девственность, мученичество и другие добрые дела приятны Богу и вознаграждаются.
Вскоре появилось мнение, что заслуги могут передаваться; спасение рассматривалось и как дарованное Богом, и как заслуженное; по собственному свободному волеизъявлению мы обретаем заслуги, а через заслуги, действуя в контексте благодати, спасение. Петр Ломбардский, чьи "Сентенции" были общепризнанным теологическим наставлением Средневековья, полагал, что благодать и свободная воля совместно действуют во имя спасения, поскольку порождают добрые дела, в результате чего и достигается спасение. Добрые дела порождают заслуги: "Если, не имея заслуг, мы надеемся на чтолибо, это не надежда, а самонадеянность". Потом такая теология получила более изящную формулировку, и заслуги стали определяться как "количество добрых дел, которое позволяет свершившему их получить вознаграждение от Того, ради служения Которому дело исполнено… В теологическом смысле сверхъестественная заслуга может быть только спасительным актом, в котором Бог, следуя своему непреложному обетованию, полагает сверхъестественную награду, заключающуюся, в конечном итоге, в вечной жизни" (Catholic Encyclopedia). Заслуга человеческих добрых дел в божественном плане спасения связывалась с заслугой страстей Христовых и считалось, что между ними существует соответствие. Т.о., обе составляющие как бы взаимодействовали друг с другом. В катехизисеТридентского собора XVI в. записано: "Это и Его страсти, что сообщает нашим добрым делам вдвойне замечательное свойство заслужить награду вечной славы; так что даже чаша холодной воды, поданная во имя Его, не останется без награды, без прощения наших грехов" (гл. 4, Q.67).
Это небиблейское учение в сочетании с полупелагианским учением о свободе воли и человеческих возможностях составило основную причину неизбежных вероучительных перемен позднего Средневековья. Именно об этом говорил Лютер в спорах с Эразмом: вопросы о папстве, чистилище, индульгенциях он назвал ерундой в сравнении с подлинной проблемой тем, что человечество пребывает в грехе. Перед тем как Лютер заново открыл для себя Евангелие, он старался обрести заслуги добрыми делами: "Я был добрым монахом и соблюдал устав так строго, что мог бы счесть если монах попадает на небо только за соблюдение монашеских правил, то я непременно туда попаду. Все мои собратья по монастырю, знавшие меня, могут это подтвердить. Продолжайся так дальше, я заморил бы себя до смерти службами, молитвами, чтениями и прочими делами". Даже став доктором теологии, Лютер "еще не знал, что мы не можем искупить свои грехи ". Поэтому, как и остальные, он пытался совершить невозможное искупить грехи добрыми делами. Все изменилось для него и большей части Церкви, когда он создал учение об оправдании верой в заслуги одного лишь Христа, а не в заслуги, крые обретает верующий посредством добрых дел. Реформаторы провозгласили, что только та праведность может предстать на суд святого Бога, края "абсолютно совершенна и всецело отвечает божественному закону. Но даже наши лучшие дела в этой жизни несовершенны и опорочены грехом" (Гейдельбергский катехизис, Q.62). Если Бог предопределяет злые дела, кто может устоять? Но Он прощает и придает грешникам праведность, согласно учению Рим 4. Придание (вменение) праведности Христовой не означает, что Бог следил за поведением грешника и потом объявил его достойным гражданином своего Царства. Нет, Библия, а с ней и Реформация провозгласили, что Бог оправдал нечестивого (Рим 5:6,910,1621). Христос пришел призвать не праведных, а грешников к покаянию (Мф 9:13). Ведь именно мытарь, бивший себя в грудь и просивший Бога быть милостивым к нему, грешнику, отправился домой прощенным, а не самодовольный фарисей (Лк 18:14). Грешники получают прощение даром, через искупление, т.е. добрые дела Иисуса, говорит апостол, после чего задает вопрос: "Где же то, чем бы хвалиться?" и сам же отвечает: "уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим 3:27; 6:23). Спасение, полученное даром, не означает, что добрые дела не нужны. Они заповеданы и являются плодами веры (Тит 2:14; Еф 2:10; Мф 5:16). Они известны Богу, и Он примет их во внимание на Последнем суде (Рим 2:6; 1 Кор 3:14; 2Кор5:Ю;Откр22:12).
М.Е. OSTERHAVEN(nep. Ю.Т.)
Библиография: G. Bertram,TDNT, II, 654 ff.; К. Thieme,SHERK, V, 1922; G. Rupp,The Righteousness of God.
Библии уделяется пристальное внимание делам Божьим и человеческим. Дела Божьи, о крых рассказывается уже в Быт и крые явлены в специальном откровении, включают сотворение, промысел (в т.ч. поддержание и управление мирозданием) и искупление. Замечание Иисуса о том, что Его Отец "доныне делает" (Ин 5:17), подкрепляет ап. Павел (Флп 1:6; Рим 14:20), крый рассматривал свою деятельность как часть дела Божьего (1 Кор 16:10;Флп2:30;ср. Деян 13:2).
Хотя изначально Бог предусматривал человеческий труд и придавал ему высокое значение (Быт 2:15), вследствие первородного греха труд в библейском освещении получил негативные коннотации. Человек отныне живет и зарабатывает свой хлеб в поте лица (Быт 3:1719; ср. 5:29), и его дела, согласно в. 3. описаниям, неотделимы от греха и гордыни. Негативное отношение ко всем сугубо человеческим делам особенно оттеняется тем, что в позднем иудаизме говорилось нечто прямо противоположное праведные труды заслуживают награды. Т.о., н. з. учение о делах человеческих должно рассматриваться на в. з. фоне. Человеческие дела в целом характеризуются как "дела дьявола" (Ин 3:8; Ин 8:41), "дела тьмы" (Рим 13:12), "дела плоти" (Гал 5:19), нечестие (Иуд 15; Мф 23:3), беззаконие (2 Пет 2:8), "мертвые дела" (Евр 5:1; 9:14). Только те дела выдерживают строгий суд Божий, крые побуждаются Духом Божьим и коренятся в вере (Ин 3:21; 6:29; 1 Фес 1:3; Рим 2:67; Деян 26:20). Такие дела не только получают одобрение Иисуса (Мф 5:16; 7:21; 21:28идал.) и ап. Павла (Рим 2:67), но и ожидаются от народа Божьего (Мф 25:3740). Осуждается расчет человека на то, что Бог вознаградит его за исполнение предписанных дел. После исполнения всех заповеданных Богом дел если это было бы возможно человек должен сказать: ""мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали, что должны были еделать"" (Лк 17:10). Богжелаетотчеловека послушания смиренной веры (Ин 6:29), из крой рождается жизнь, исполненная добрых дел.
Добрые дела. В послеапостольскую эпоху заметен отход от библейского понимания добрых дел. НЗучил, что Царство Божье строится на Божьей благодати, а не на человеческих заслугах, и что Бог вознаграждает по благодати, а не за заслуги (Мф 20:116), руководители же Церкви утверждали, что крещеные христиане должны повиноваться заповедям, и тогда Бог вознаградит их. Так, бывший юрист Тертуллиан рассматривал Бога в Его отношениях с человечеством как законодателя. Он приказывает, а мы должны повиноваться и будем тогда вознаграждены: "Если Бог приемлет добрые дела, то Он и вознаграждает… Доброе дело оставляет Бога должником, как и злое дело, судия воздает за все ". Хотя всякое служение Богу есть добродетель, Бог постановил, что некрые добрые дела вменяются в заслугу только тогда, когда они исполнены по свободному волеизъявлению.
Покаяние, пост, девственность, мученичество и другие добрые дела приятны Богу и вознаграждаются.
Вскоре появилось мнение, что заслуги могут передаваться; спасение рассматривалось и как дарованное Богом, и как заслуженное; по собственному свободному волеизъявлению мы обретаем заслуги, а через заслуги, действуя в контексте благодати, спасение. Петр Ломбардский, чьи "Сентенции" были общепризнанным теологическим наставлением Средневековья, полагал, что благодать и свободная воля совместно действуют во имя спасения, поскольку порождают добрые дела, в результате чего и достигается спасение. Добрые дела порождают заслуги: "Если, не имея заслуг, мы надеемся на чтолибо, это не надежда, а самонадеянность". Потом такая теология получила более изящную формулировку, и заслуги стали определяться как "количество добрых дел, которое позволяет свершившему их получить вознаграждение от Того, ради служения Которому дело исполнено… В теологическом смысле сверхъестественная заслуга может быть только спасительным актом, в котором Бог, следуя своему непреложному обетованию, полагает сверхъестественную награду, заключающуюся, в конечном итоге, в вечной жизни" (Catholic Encyclopedia). Заслуга человеческих добрых дел в божественном плане спасения связывалась с заслугой страстей Христовых и считалось, что между ними существует соответствие. Т.о., обе составляющие как бы взаимодействовали друг с другом. В катехизисеТридентского собора XVI в. записано: "Это и Его страсти, что сообщает нашим добрым делам вдвойне замечательное свойство заслужить награду вечной славы; так что даже чаша холодной воды, поданная во имя Его, не останется без награды, без прощения наших грехов" (гл. 4, Q.67).
Это небиблейское учение в сочетании с полупелагианским учением о свободе воли и человеческих возможностях составило основную причину неизбежных вероучительных перемен позднего Средневековья. Именно об этом говорил Лютер в спорах с Эразмом: вопросы о папстве, чистилище, индульгенциях он назвал ерундой в сравнении с подлинной проблемой тем, что человечество пребывает в грехе. Перед тем как Лютер заново открыл для себя Евангелие, он старался обрести заслуги добрыми делами: "Я был добрым монахом и соблюдал устав так строго, что мог бы счесть если монах попадает на небо только за соблюдение монашеских правил, то я непременно туда попаду. Все мои собратья по монастырю, знавшие меня, могут это подтвердить. Продолжайся так дальше, я заморил бы себя до смерти службами, молитвами, чтениями и прочими делами". Даже став доктором теологии, Лютер "еще не знал, что мы не можем искупить свои грехи ". Поэтому, как и остальные, он пытался совершить невозможное искупить грехи добрыми делами. Все изменилось для него и большей части Церкви, когда он создал учение об оправдании верой в заслуги одного лишь Христа, а не в заслуги, крые обретает верующий посредством добрых дел. Реформаторы провозгласили, что только та праведность может предстать на суд святого Бога, края "абсолютно совершенна и всецело отвечает божественному закону. Но даже наши лучшие дела в этой жизни несовершенны и опорочены грехом" (Гейдельбергский катехизис, Q.62). Если Бог предопределяет злые дела, кто может устоять? Но Он прощает и придает грешникам праведность, согласно учению Рим 4. Придание (вменение) праведности Христовой не означает, что Бог следил за поведением грешника и потом объявил его достойным гражданином своего Царства. Нет, Библия, а с ней и Реформация провозгласили, что Бог оправдал нечестивого (Рим 5:6,910,1621). Христос пришел призвать не праведных, а грешников к покаянию (Мф 9:13). Ведь именно мытарь, бивший себя в грудь и просивший Бога быть милостивым к нему, грешнику, отправился домой прощенным, а не самодовольный фарисей (Лк 18:14). Грешники получают прощение даром, через искупление, т.е. добрые дела Иисуса, говорит апостол, после чего задает вопрос: "Где же то, чем бы хвалиться?" и сам же отвечает: "уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо возмездие за грех смерть, а дар Божий жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим 3:27; 6:23). Спасение, полученное даром, не означает, что добрые дела не нужны. Они заповеданы и являются плодами веры (Тит 2:14; Еф 2:10; Мф 5:16). Они известны Богу, и Он примет их во внимание на Последнем суде (Рим 2:6; 1 Кор 3:14; 2Кор5:Ю;Откр22:12).
М.Е. OSTERHAVEN(nep. Ю.Т.)
Библиография: G. Bertram,TDNT, II, 654 ff.; К. Thieme,SHERK, V, 1922; G. Rupp,The Righteousness of God.
Источник: Теологический энциклопедический словарь