(Scopes, Trial, 1925).
Судебный процесс, связанный с преподаванием эволюционной теории в одной из средних школ шт. Теннесси, а также один из поворотных моментов в американской религиозной истории. С юридической точки зрения процесс носил самый обычный характер. В марте 1925 г. шт. Теннесси принял закон, запрещающий преподавать в школе эволюционную теорию. Однако уже в следующем месяце 24летний Дж.Т.Скоупс, учитель биологии в средней школе РиаКаунти (Дейтон), задал школьникам текст, в к-ром происхождение человека объяснялось эволюцией позвоночных млекопитающих. Против Скоупса выдвинули обвинение, и в июле состоялся суд. После совещания, занявшего всего 9 минут, жюри присяжных подтвердило виновность Скоупса, и судья Дж. Ролстон присудил взыскать с него штраф в размере 100 долларов. Позже Верховный суд шт. Теннесси отменил приговор, но по чисто техническим причинам: размер штрафа должны были назначить присяжные, а не судья. Формально антиэволюционный закон шт. Теннесси действовал до 1967 г., хотя и не носил обязательного характера.
Дейтонский конфликт, собственно, возник в ходе судебных заседаний. Обвинительную сторону представлял лидер антиэволюционистских сил после окончания Первой мировой войны, трижды кандидат в президенты У. Дж. Брайан. Защиту представлял знаменитый К. Дарроу, совсем незадолго до того выступавший адвокатом чикагских убийц Леопольда и Леба. Брайан отстаивал традиционные американские ценности бесхитростную веру в Библию, доверие к "простым фактам" и недоверие к новым " гипотезам". Дарроу представлял просвещенное знание, современную мысль и урбанистическую культуру.
Заседания носили явно театрализованный характер. Они продолжались двенадцать дней, и основную часть времени заняли дебаты о том, следует ли суду учитывать мнения ученыхэкспертов. Решающий момент наступил в полдень 20 июля, когда суд, удалившись из зала, позволил К. Дарроу допросить Брайана как свидетеля защиты. Последовавший допрос постоянно прерывался протестами прокурора А. Т. Стюарта, считавшего, что он не имел ничего общего с процессом, как таковым. Единственной темой допроса был народный евангелизм в Америке.
Допрос быстро свелся к мелким придиркам: Дарроу дотошно проверял, знает ли Брайан Библию и науку. Брайан заключил, что защита в Дейтоне хотела одного "высмеять всякого, кто верит в Библию". "Я очень хочу, говорил он, чтобы мир знал: у этих джентльменов нет иной задачи, как выставить в идиотском свете каждого христианина, верящего в Библию ". В ответ Дарроу заявил: "Как вам прекрасно известно, наша цель помешать фанатикам и невеждам осуществлять контроль над образованием в Соединенных Штатах, и больше ничего".
Дарроу подчеркивал, что Брайан не знает возраста Земли, мифов о сотворении мира и Всемирном потопе в других религиях, рассказа об Ионе и бесспорных выводов современной науки. В свою очередь Брайан стойко утверждал, что простая вера позволяет лучше понять и истолковать Св. Писание. По завершении полуторачасовой дискуссии Дарроу окружила восторженная толпа сторонников. Брайан, по иронии судьбы, остался в одиночестве значительная часть фундаменталистов отвернулась от него, когда он признал, что рассказ о шести днях творения нельзя воспринимать буквально.
Те, кому довелось посмотреть подлинные материалы слушаний (а не пьесу и поставленный по ней фильм, представившие ход процесса в искаженном виде), знают, что ни Брайан, ни Дарроу не одержали победы. В определенном смысле Брайан выставил себя на поемешище, пытаясь выступить в роли эксперта в области науки и библейских толкований. Однако и Барроу проявлял крайний цинизм в своих нападках на Брайана. Ведущие газеты НьюЙорка, Атланты, ЛосАнджелеса, Чикаго и Балтимора изобразили Брайана и его сторонников совершенными тупицами, а Дарроу и его союзников представили светочами просвещенности. Крайнюю степень предвзятости продемонстрировал Г.Л.Менкен в своих заметках в "НьюЙорк тайме" и собственной "Балтимор сан". Он обзывал жителей Теннесси "ограниченнымиобывателями", "деревней", "мужланами", "слабоумными ", "туземцами", пока угрозы не заставили его покинуть Дейтон. Когда на еледующее воскресенье после завершения процесса Брайан умер во сне, многие ликовали; Менкен выразил настроение своих сторонников радостным заявлением: "Мыубилиэтогосукинасына".
Дело Скоупса имело большое значение для религиозной жизни Америки. Вплоть до сегодняшнего дня за фундаменталистами закрепилась репутация культурно отсталых людей. Отношение к проблеме эволюции стало главным фактором, сплотившим ряды консервативных теологов. К-ром е того, сформировались и получили широкое распространение представления о противоположности между Америкой сельской, евангелистской, традиционной и Америкой городской, образованной, светской, хотя в реальности дело может обстоять совсем подругому.
М. A. N0LL(nep. Ю.Т.) Библиография: Р.Е. Coletta, William Jennings Bryan: Political Puritan, 19151925, III; R. Ginger, Six Days or Forever? Tennessee v.John Thomas Scopes; G.M. Marsden,FundamentalismandAmerican Culture.
См. также: Эволюция; Фундаментализм.