Доброе дело

Найдено 1 определение
Доброе дело
(Merit).
В теологии "добрым " считается действие человека, достойное награды Божьей. В постапостольских писаниях ("Дидахе", "Пастырь" Гермы, Второе послание Климента) обычно говорится, что обращение и крещение дают только прощение грехов и познание могущества Божьего. В дальнейшем каждый человек, с Божьей помощью, должен сам добиваться благ и вечной жизни. Если люди грешат, то покаяние и другие добродетельные поступки могут принести им искупление. Тертуллиан разработал для покаяния соответствующую концепцию, использовав римские юридические терминыmeritum ("заслуга") иsatisfactio ("удовлетворение"). Согласно этой концепции, если ктонибудь согрешил, то, в соответствии с римским правом, Бог считается потерпевшей стороной. Обиду может снять только наказание или прощение. Но прощение невозможно без удовлетворения (сатисфакции) доброго дела, возмещающего грех. По Тертуллиану, нельзя ожидать прощения, не заплатив за это соответствующую цену, в исповеди, самоуничижении, посте.
Средневековые теологи отличали доброе дело, к-рое непременно заслуживает награды (meritum de condigno), от дела, по отношению к к-ром у награда уместна (meritum de congruo ). В последнем случае награду мог получить человек, еще не оправданный, но внимавший голосу Божьему посредством разума, совести или Церкви. Хотя дела такого человека дурны и, строго говоря, не заслуживают милости Божией, Бог расположен вознаградить их освящающей благодатью. Поддержанный этой благодатью человек, благодаря свободе воли, может совершать добрые дела, крые непременно заслуживают Божьей награды. К-ром е того, в средневековой теологии получила разработку концепция "сверхдолжных добрых дел ", согласно крой святые накапливают добрые дела, сумма крых превосходит то, что нужно для святости. Считалось, что эти дополнительные дела хранятся в особой небесной "сокровищнице" и могут быть "перечислены" другим людям через молитвы святым, приобретение индульгенций и другие благочестивые действия.
Лютер считал, что такое учение приучает людей к мысли о том, что они могут исполнить закон Божий собственными силами. По его мнению, напротив, функция закона в том и состоит, чтобы показать нам всю нашу неспособность исполнить этот закон и тем самым привести нас к покаянию и вере. И до, и после того, как мы пришли к вере, мы совершенно неспособны на поступок, действительно заслуживающий награды Божьей. Следуя Лютеру, протестантизм отверг учение, согласно к-ром у человек сам способен заработать награду Божью, даже при помощи благодати. Однако для ортодоксальной протестантской теологии понятия доброго дела и сатисфакции сохранили свое центральное значение, хотя и в другом контексте: суть в том, чтобы мы осознали дело Христа. Бог остается для протестантов высшим законодателем, Который может простить грешников в силу заместительных добрых дел, совершенных Христом.
Современная католическая теология попрежнему уделяет внимание добрым делам, но обычно подчеркивает Божью благодать. Нельзя вернуться своими усилиями к тому статусу, крый человек имел до грехопадения. В конечном итоге вся благодать, ниспосылаемая Богом, заслуга Христа. Г. Кюнг утверждает, что нынешние расхождения в этом вопросе между протестантами и католиками очень незначительны.
Вообще же большинство современных теологов и католиков, и протестантов рассматривают отношения Бога с человеком не в традиционных категориях "наказания", "расплаты", "воздаяния ", а в терминах отношений и развития человека. К примеру, К. Ранер считает, что, когда применительно к учению о добрых делах говорят о " вознаграждении", это значит, что человек, вовлеченный в процесс освящения, возрастает в святости, радует Бога и все больше испытывает Его благоволение. Современные протестантские теологи оперируют сходными понятиями, но стараются вообще избегать дискуссий о "добрых делах" и утверждают, что, несмотря на освящение, мы попрежнему остаемся грешниками.
T.N. Finger (пер.Ю.Т.) Библиография: G. Bertram,TDNT, 11,63565; J. Calvin,Institutes of the Christian Religion, 3.15; H. Rung, Justification; Luthers Works, XXVI, 12241, 17285; W. Molinski,"Merit", Sacramentum Mundi, IV; J. Morgan,The Importance ofTertullian in the Development of Christian Dogma; H. Preisker and E. Wurthwein,TDNT, IV, 695728; K. Rahner, "The Comfort of Time", inTheological Investigations, III;T.F. Torrance,The Doctrine of Grace in theApostolic Fathers; P. Watson,The Concept of Grace.
См. также: Благодать; Оправдание; Спасение; Освящение; Сверхдолжные добрые дела.

Источник: Теологический энциклопедический словарь