ЦЯНЬ МУ
ЦЯНЬ МУ
1895, Уси пров. Цзянсу. Историк, представитель постконфуцианства. После окончания ср. школы, не имея возможности продолжить обучение из-за материальных трудностей, занимался самообразованием. Преподавал в нач. школе, провинциальном педагогич. ин-те. Получил известность в науч. кругах в кон. 1930, когда опубликовал в газете "Яньцзин сю-эбао" статью, критикующую Кан Ювэя за подход к текстам Лю Синя (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) как к. поддельным. В 30-е гг. работал на историч. ф-те Пекинского (Янь-цзинского) ун-та, в кон. 30-х - нач. 40-х гг. преподавал в Объединенном ун-те Юго-Запада. После 1945 работал в Юньнаньском ун-те (Куньмин), Наньцзянском ун-те (Уси), в 1949 эвакуировался в Сянган (Гонконг) Один из основателей Академии новой Азии, почетный д-р Сянганского ун-та (1955), почетный д-р Йельского ун-та (США, 1960). С 1964 преподавал в Кит. ун-те Сянгана (Гонконга). С 1967 жил на Тайване, акад. Центр, исследовательского ин-та. В историч. методологии испытал влияние подходов Чжан Сюэчэна. Считая историч. науку "наукой о жизни" (шэнмин чжи сюэ), Ц.М. рассматривал историч. процесс как развитие некой духовной субстанции, определяющей нац. дух и культуру народа. С позиций постконфуцианства выступал против манипулирования историч. фактами в политич. интересах, равным образом осуждая сциентистский подход, по его мнению теряющий в опровержениях по поводу отд. конкр. материалов целостность восприятия истории. Полагал, что историч. наука должна овладевать знанием о зарождении и динамике развития изнач. и вечных ценностей нац. культуры, поэтому в ее функции входит воздействие на будущее: она может помочь в преодолении обнаружившихся в новое время слабостей и противоречий кит. культуры. Ц.М. выступал против характеристик типа "феодализм" и "абсолютизм" по отношению к общественно-политич. системе старого Китая, считая, что она была достаточно открыта для пополнения способными людьми через систему экзаменов (кэ цзюй). Это позволяло ей поддерживать связь с нижними социальными слоями, во многом обусловливало рациональность системы, к-рая делала ее на протяжении нескольких тысячелетий перводвигателем нац. культуры. Идеализация Ц.М. традиц. социально-политич. структур вызвала критику со стороны др. представителя постконфуцианства - Сюй Фугуаня. Книга Ц.М. То ши да ган" ("Очерк истории гос-ва", 1940) до конца 40-х гг. широко использовалась в качестве университетского учебника. * Сянь Цинь чжу цзы синянь (Хронология доциньских мудрецов). Б.м., 1935; Сянган, 1956; Чжунго цзинь саньбай нянь сюэшу ши (История кит. учености за последние 300 лет). Шанхай, 1940; Го ши да ган (Очерк истории гос-ва). Б.м., 1940; Чжунго вэньхуа ши даолунь (Введение в историю кит. культуры). Тайбэй, 1951; Сун Мин ли сюэ гайшу (Общее обозрение неоконфуцианства эпох Сун и Мин). Т. 1 - 2. Тайбэй, 1953; Янмин сюэ шу (Основы учения [Ван] Янмина). Тайбэй, 1954; Чжунго вэньхуа цунтань (Беседы о кит. культуре). Т. 1 - 2. Тайбэй, 1970; Чжу-цзы синь сю-эань (Новое изложение учения Чжу Си). Т. 1 - 5. Тайбэй, 1971; Чжунго вэньхуа цзиншэнь (Дух кит. культуры). Тайбэй, 1971; "Чжэн Цзядун. Сяньдай синь жу сюэ гайлунь (Очерк совр. конфуцианства). Наньнин, 1990; Dennerline J. Qian Mu and the World of Seven Mansions. Yale, 1988. A.B. Ломанов