ХУН ЦЯНЬ

Найдено 1 определение
ХУН ЦЯНЬ
21.10.1909, Шэсянь пров. Аньхой,- 27.2.1992. Философ, исследователь философии и науки. Учился в ун-тах Берлина, Йены и Вены. В 1934 в Венском ун-те Х.Ц. под руководством одного из лидеров логического позитивизма, основателя Венского кружка М. Шпика (1882 -1936) защитил докт. дис. по теме "Проблема причины и следствия в совр. физике". В своей работе Х.Ц. на основе сформулированного В. Гейзенбергом принципа соотношения неопределенностей (1927) подверг критике распространенные в то время неокантианские теории причинно-следственных отношений. Во время пребывания в Вене Х.Ц. участвовал в работе Венского кружка. В 40-х гг. преподавал в Ун-те Цинхуа, Объединенном ун-те Юго-Запада, Уханьском ун-те, был науч. сотр. Оксфордского ун-та (Англия). После образования КНР преподавал на филос. ф-тах Уханьского и Яньцзинского ун-тов. Впоследствии директор Ин-та зарубеж. философии при Пекинском ун-те, науч. сотр. и чл. ученого совета Ин-та философии АОН Китая, почетный пред. Кит. об-ва изучения совр. зарубеж. философии. Осн. соч. - по филос. проблемам науки, философии логического анализа Л. Витгенштейна и логического позитивизма Венского кружка. Подчеркивая поэтико-романтич. аспекты филос. мысли основоположников Венского кружка, Х.Ц. делал акцент не на уничтожении метафизики, а на ее сохранении за счет выведения ее из сферы научно "познаваемого" в сферу духовно-личностного "переживаемого". В 1946 выступил с критикой учения синь ли сюэ Фэн Юланя, полагая, что его попытка построить "самую филос. метафизику" с учетом неопозитивистского верификационизма оказалась несостоятельной как с т. зр. научности, так и с т. зр. удовлетворения сокровенных запросов человеч. духа. Если традиц. европ. метафизика говорила "бессмыслицу", способную дать человеку психологич. успокоение, расширить сферу его эмоциональных переживаний и заполнить жизненную пустоту, то постконф. метафизика синь ли сюэ, лишенная и содержательных суждений о реальности, и эмоциональной нагрузки, построена на "пустосмысленности". Т.о., по Х.Ц., неопозитивистская критика вскрыла антропологич. ценность старой метафизики. В ходе историко-филос. дискуссии в 1957 призвал изучать зап. филос. системы на основании их реального культурного влияния, избегая навешивания ярлыков, и приступать к социальным интерпретациям лишь после глубокого анализа материала; высказался за расширение работы по переводу филос. соч. на кит. яз. и освоению зап. языков как базы для овладения зап. филос. наследием. *Тань тань сюэси сифан чжэсюэ ши вэньти (О проблемах изучения истории зап. философии) // Чжунго чжэсюэ ши вэньти таолунь чжуаньцзи (Спец. вып. о дискуссии по проблемам истории кит. философии). Пекин, 1957; Вэйена сюэпай чжэсюэ (Философия Венского кружка). Пекин, 1989; Лоц-зи цзинъяньчжуи лунь вэньцзи (Сб. статей по логич. эмпиризму). Сянган, 1990; **Хэ Линь. Уши нянь лай дэ чжунго чжэсюэ (Кит. философия за 50 лет). Шэньян, 1989. С. 48 - 52; Чжоу Байцяо. Х.Ц. цзяошоу дэ сань пянь вэньчжан хэ тадэ чжэсюэ цзяньди (Три статьи проф. Х.Ц. и его филос. взгляды) // Чжэсюэ яньцзю. 1 992. №4. А.В. Ломанов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь