ЦЯНЬ ДЭХУН

Найдено 1 определение
ЦЯНЬ ДЭХУН
Цянь Куань, Цянь Хунфу, прозв. Сюйшань. 1496, Юйяо (совр. пров. Чжэцзян), - 1574. Философ-неоконфуцианец, ученик и последователь Ван Янмина, составитель собр. его соч. Служил по ведомству наказаний и судебному ведомству. Осн. соч. - "Пин хао цзи" ("Записки о выравнивании рвов"), "Сюйшань хуэй юй" ("Беседы Сюйшаня"), "Сюйшань цзи" ("Собр. произв. Сюйшаня"). В интерпретации Ц.Д. разработанная Ван Ян-мином категория "лян чжи" ("благосмыс-лие") - интуитивное врожденное знание - приобретала космологич. и даже субстанциальный характер. "Благосмыслие" "заполняет пространство между Небом и Землей"; Небо (тянь) - это "пустотный разум [благосмыслия]", Земля - его же "сгущение и концентрация". Духовный мир ("нави и духи" -гуй шэнь, см. Шэнь [1]) представляет собой "утонченное применение" (мяо юн), а человек - "эссенциальность" "благосмыслия". Его "циркуляция" при наличии "стабильной телесности" именуется, по Ц.Д., "Великим пределом" (тай цзи), а "изнач. беззвучие" - "Беспредельным" (у цзи). Интерпретируя последнее филос. достижение Ван Янмина - гносеологич. теорию "четырех постулатов" (сы цзюй цзун чжи), Ц.Д. выдвинул доктрину "четырех наличии" (сы ю), противоположную доктрине "четырех отсутствий" (сы у) Ван Цзи. Согласно Ц.Д., добро и зло присутствуют не только на трех производных уровнях человеч. психики ("движение помыслов", "благосмыслие", "выверение вещей"), но я на исходном - "сущности сердца". Отсюда он делал этико-праксиологич. вывод о необходимости тотальной и непрестанной работы по духовно-нравственному совершенствованию. Ц.Д. принадлежит гл. заслуга пропаганды учения Ван Янмина а Центр, и Южн. Китае. См. лит-ру к ст. Ван Янмина школа. Сюй Юаньхэ, А.И. Кобзев

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь