Человечество

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Человечество
все люди, весь человеческий род, человеческое
сообщество.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
(Menschheit) — представление о взаимосвязи рас и народов всех времен и частей света, покоящееся на убеждении в единстве человеческого рода. Представление о человечестве возникло во времена стоиков, укрепилось в период христианства, особенно на основе учения о равенстве всех людей перед Богом, вновь выступило в новое время, особенно в идее веротерпимости, в концепциях естественного права и естественной религии, и стало лейтмотивом космополитического социализма.
J. Sulser. М. im Werden, 1948; R. Grabmann. Urgesch. der M., 1952; H. Holz. Mensch und M., 1973.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Оккультно и каббалистически человечество в целом
символизируется Ману в Индии; Ваджрасаттвой или Дорджесемпой,
руководителем Семи Дхиани, в Северном Буддизме; Адамом Кадмоном в
Каббале. Все они представляют все человечество целиком, начало
которого в этом андрогинном первообразе, а конец - в Абсолюте, по
ту сторону всех этих символом и мифов человеческого
происхождения. Человечество есть великое Братство благодаря
тождеству материала, из которого оно создано физически и духовно
(morally). Однако, пока оно не станет Братством и
интеллектуально, оно есть не более, чем высший класс животных.

Источник: Теософский словарь

Человечество

Весь мир искусства, литературы и науки является международным; то, что делается в одной стране, делается не для этой страны, но для человечества. Если мы спросим себя, что возвышает человека над животным, что заставляет нас считать человеческую расу более ценной, чем любой вид животных, то мы найдем, что ни одна из таких вещей не может находиться в исключительной собственности какой-либо одной нации, но все эти вещи таковы, что ими может владеть сообща весь мир. Те, кто как-то печется об этих вещах, кто желает видеть успех человечества в работе, которая под силу только людям, не слишком будут считаться с национальными границами, и их мало будет заботить, подданным какого государства случилось быть человеку. [до тех пор, пока государство не мешает его плодотворной работе - АБ].

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
совокупность людей, живущих на планете Земля. Историческая общность, сложившаяся в ходе становления и развития экономических (прежде всего трудовых), политических, культурных и др. связей между странами и народами мира. Человечество самотождественно, так как оно может себя противопоставить пока только безмолвному, неодушевленному космосу. Современное самосознание человечества должно быть направлено на понимание этой своей единственности и уникальности и на ее сохранение. Поэтому во всемирном масштабе человечество должно выступать как целостность, объединяя свои усилия на решение тех проблем и задач, которые составляют угрозу существованию человечества как такового: истребительные войны, загрязнение окружающей среды, борьба со смертельными болезнями, поиск новых видов энергии, пополнение биоресурсов, создание для всех народов достойных условий существования и т.д. Беречь планету и самих себя, заниматься творчеством, иметь достойный образ жизни и быть счастливыми – главные задачи глобального человечества.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Человечество
Слово имеет два смысла – описательный и нормативный. Человечество, и это в общем‑то единичный случай, есть одновременно вид животного и добродетель. Здесь используется не метафора (ср.: «Отважный, как лев» – о храбром человеке), а метонимия, т. е. перенос значения целого (человеческий вид) на его часть (поскольку некоторые представители вида могут быть названы бесчеловечными); изначально заданного – на результат (человечество есть то, во что человеческий вид превратил самого себя и что должен в себе сохранить); природы – на культуру; факта – на ценность; существования – на требовательность; принадлежности – на верность. Не случайно науки о человечности именуют гуманитарными – в них находит отражение прошлое человечества, его настоящее и вырисовываются контуры будущего. «Не может быть новейших гуманитарных наук, – пишет Ален. – Настоящее обязательно должно быть освещено прошлым, без чего современники предстанут в наших глазах чем‑то вроде загадочных животных». Человечность видится нам маячащим впереди идеалом только потому, что мы ощущаем ее присутствие за своей спиной – в виде истории, памяти, верности. То, что мы должны заботиться о потомках, – очевидность. Но внушили ее нам вовсе не потомки.

Источник: Философский словарь.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
1. совокупность людей, живущих на Земле (народонаселение); 2. историческая общность людей, сложившаяся в ходе становления и развития экономических, политических, культурных и др. связей между различными странами и народами мира. Процесс единения Ч. начался еще в эпоху великих географических открытий и все больше возрастал по мере развития научно-технического прогресса и интернационализации. Однако осознание своего единства в полной мере к Ч. пришло лишь в последние десятилетия 20 в. в связи с поисками решения глобальных проблем, и прежде всего проблемы предотвращения мировой термоядерной войны и разоружения. Ликвидация ядерного оружия и др. средств массового уничтожения людей стала самой жгучей проблемой современности, т. к. с появлением и распространением этих видов оружия уже не только отдельный человек, но и все Ч. стало потенциально смертным. В наши дни новое политическое мышление указывает на единственно разумный выход из этого положения — на мирное сосуществование государств с различным общественным строем, добрососедство и сотрудничество, широкий обмен достижениями культуры, науки и техники. Ч. остро нуждается в единении сил в целях мирного использования атомной энергии и освоения космоса, исследования Мирового океана и охраны окружающей среды, ликвидации голода, искоренения болезней и эффективной борьбы с социальным злом (наркомания, терроризм и т. п.). Перед лицом всеобщей опасности приоритетную значимость приобретают общечеловеческие ценности. Сегодня все больше людей в совр. взаимосвязанном мире осознает, что настало время, развивая новый гуманизм, обратиться к глубинным вопросам человеческого бытия, найти реальные пути единения всего

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Главным предрассудком, связанным с понятием человечества, является прямое идолопоклонство французского философа О. Конта, который называл человечество «великим существом» (grand etre) и обожествлял его. Под влиянием Конта это идолопоклонство распространилось во многих странах, где человечество до сего дня почитают не только как великое, но и как священное существо. Об этом предрассудке нужно сказать следующее. Во-первых, человечество не есть нечто витающее в облаках, это всего лишь совокупность индивидов, которые и составляют единственную подлинную реальность. Во-вторых, человечество не является ни великим, ни священным, а есть нечто весьма убогое, живущее в течение ничтожной доли астрономической минуты на поверхности той космической пылинки, какую представляет собой Земля. Обожествление такого существа граничит с умопомешательством, которым периодически страдал создатель «религии человечества».
Другой предрассудок — мнение о том, что человечество обладает теми же чертами, что и нация, и более мелкие сообщества. Отсюда выводят, что люди должны любить остальных членов человечества так же, как представителей собственного народа, и должны быть готовы пожертвовать собою ради всего человечества. Такие взгляды также являются предрассудком, ибо любовь к соотечественникам и т. п., как известно, выполняет свою особую функцию во время войны: члены сообщества должны быть солидарны друг с другом, чтобы успешно противостоять другим враждебным сообществам. Однако, когда речь идет о человечестве, никакой «другой» группы не существует. Распространение на все человечество принципов, принадлежащих какому-либо одному народу и т.д.,— сущее недоразумение. А. Бергсон (Збытковер), обративший на это внимание, утверждал, что если любовь к человечеству вообще возможна, то на совершенно иной основе — через интуитивное восприятие Бога.
См.: альтруизм, гуманизм, идолопоклонство.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

Человечество
феномен, существующий в веках; часто смешивают понятие человечество с понятием население планеты. Внутренним противоречием, не позволяющим смешивать эти понятия, является противоположность количественных интересов: человечеству для длительного существования на планете не требуется большого населения. Более того, ему предпочтительно иметь численность населения, обходящуюся только (или почти только) возобновляемыми ресурсами планеты. И желательно иметь большое разнообразие генетических, культурных, общественных структур. Для сохранения человечества полезными являются весьма специфические этические понятия.
Человечество - это феномен, появившийся на Земле много тысяч лет тому назад, которому предстоит, вероятно, исчезновение с лица Земли.
Основные характеристики человечества:
- численность (население Земли);
- разнообразие (расы, этносы);
- мироощущение (войны, экология, эпидемии, культура);
- со стороны феномена отношения качеств: добро, зло.
Итак, некоторые ценностные характеристики удалось определить. Имеющиеся оценки:
- большая численность - добро, так как позволяет сохранять человечество при неблагоприятных обстоятельствах: падении метеорита, эпидемиях, войнах, неурожая и т.п.;
- большая численность - зло, так как ведет к истощению ресурсов планеты и ситуационных ресурсов (безработица, хандра), чем сокращает время существования человечества, ухудшает мироощущение, что ведет к войнам, нарушает экологию, разрушает этносы;
- разнообразие - добро, так как позволяет сохранить человечество за счет стабилизации мироощущения; стабилизация имеет ту же природу что и "белый шум", затрудняя автоколебания;
- разнообразие - зло, так как искажает локально мироощущение, что ведет к войнам, нарушает экологию и разрушает этносы, в конечном итоге может привести к уничтожению человечества.
Ассоциативный блок.
Баланс ценностей - одно из условий сохранения человечества.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
совокупность индивидов, принадлежащих биологическому виду человека разумного (Hom sapiens); включает в себя как всех ныне живущих, так и живших в прошлом представителей данного вида.
Олицетворяя собой высшую ступень, достигнутую в процессе биологической эволюции на Земле, человек вместе с тем является единственным известным нам носителем дальнейшего поступательного развития во Вселенной — социального прогресса, поскольку обладает разумом и культурой. Благодаря культуре человечество наряду с первичной средой своего обитания создало вторичную, техногенную, окружающую его среду. В результате этого человечество представляет собой биосоциальный синтез, ибо детерминировано как генетической информацией, передающейся биологической наследственностью, так и культурной информацией, приобретаемой из поколения в поколение. Усвоение культурной информации в обществе происходит неизмеримо быстрее, чем передача по наследству генетической информации. Именно этим объясняется возрастающее ускорение общественного прогресса по сравнению с биологической эволюцией. Это же обстоятельство является главной причиной прекращения среди человечества дальнейшего видообразования; другими дополнительными причинами являются сравнительно большой интервал времени при смене поколений, отсутствие продолжительной и устойчивой изоляции отдельных популяций человека и постоянное смешение различных рас и этносов вследствие их высокой географической подвижности.
Эволюционный процесс происхождения человека разумного (Homo sapiens) включает в себя следующие основные этапы: появление древнейшего предка людей рамапитека (Ramapithecus) около 10—15 млн лет тому назад; появление австралопитеков (Australopithecus) примерно 5 млн лет назад; выделение среди них человека умелого (Homo habilis) 2—3 млн лет назад; их дальнейшая эволюция в человека прямоходящего (Homo erectus) в следующие 1—1,5 млн лет (его многочисленные останки — питекантропы, синантропы и др. — выявлены на пространстве всего Старого Света); появление более близких к современным людям неандертальцев (Hom neanderthalensis), живших уже 200 тыс. лет назад. Последние десятилетия антропологи уделяют особое внимание соотношению эволюционного приспособления к среде и роли мутаций в появлении современного человека разумного, потомки которого в течение нескольких тысячелетий расселились по всем континентам, кроме Антарктиды. Т. о., биологические виды людей различаются не пространственно (по географическому признаку), а во времени (по историческим периодам их существования). Однако на этом основании нельзя умозаключать, будто все парантропы со временем превращались в неоантропов; напротив, несомненно, что в процессе эволюции человека имели место длительные периоды сосуществования его различных исторических видов, вымирание более примитивных и отчасти их смешение с более высокоразвитыми.
Со времени появления кроманьонцев (40—50 млн лет назад) на Земле сменилось примерно 1600 поколений человека разумного. По мнению многих ученых, биологическая эволюция этого вида была столь ничтожной, что если бы мы могли перенести младенца первых кроманьонцев в современность, то он, воспитанный среди нас, вполне мог бы поступить в Сорбонну, стать ученым, государственным деятелем или предпринимателем, не уступающим по одаренности нашим современникам. В литературе иногда можно встретить утверждение, что происходящий ныне стремительный рост населения на нашей планете, сопровождающийся его удвоением в геометрической прогрессии каждые 30—40 лет, свидетельствует о том, что количество живущих ныне людей превышает их численность за все предыдущие эпохи. Действительно, в соответствии с геометрической прогрессией последняя величина всегда будет выше суммы всех предшествовавших ей на одну исходную величину. Однако это правило неприменимо к определению численности человечества, ибо интервалы времени между удвоением количества людей, проживающих одновременно на Земле, вплоть до сер. 20 в. измерялись не поколениями, а столетиями и даже многими тысячелетиями, что заведомо отметает саму возможность применения геометрической прогрессии к данной проблеме.
По расчетам демографов, всего на Земле со времени появления кроманьонцев жило предположительно 60—70 млрд людей. Согласно экспертным оценкам, популяция людей, одновременно проживавших на Земле, насчитывала 1 млн лет назад 100 тыс. индивидов, ко времени появления человека разумного — около 500 тыс., 30—10 тыс. лет назад — примерно
5 млн и к началу 4-го тысячелетия до н. э., после перехода к земледелию и скотоводству, приблизилась к 100 млн. Иначе говоря, в ходе эволюции человек из весьма редкого биологического вида стал к настоящему времени исключительно широко распространенным видом, насчитывающим ныне свыше
6 млрд индивидов. Этот стремительный рост населения, определяемый как «демографический взрыв», представляет собой сегодня одну из глобальных проблем современности. Ученые, придерживающиеся взглядов о решающей роли социальной среды в формировании человека (марксисты, радикальные бихевиористы и др.), считают, что генетическая информация не играет сколько-нибудь существенной роли в развитии как отдельного человека, так и человеческих сообществ в целом. Это утверждение противоречит научным данным. Так, исторически возрастающие показатели средней продолжительности жизни ограничены пределами средней биологической продолжительности жизни, нормальной для данного вида, которая, по оценкам экспертов, составляет от 77,2 года (Ж. Буржуа-Пиша) до 87 лет (Б. Урланис). Биологически детерминированы также соотношение полов у человека, фертильность женщин и сроки беременности, как бы ни различались показатели рождаемости у разных народов в разные эпохи. В генетической информации заложены многие особенности сознания и поведения людей, в частности способность к членораздельной речи и обмену культурной информацией посредством символов, на чем покоится письменность, книгопечатание, научная и техническая деятельность, включая использование компьютеров и т. д. В генофонде человека содержатся характерные и многочисленные биологические особенности разных рас, составляющих человечество, в том числе не только внешние признаки (цвет кожи, анатомические пропорции тела, волосяной покров и т. д.), но и пропорционально неравномерное распределение среди них групп крови, особенности эритроцитов, иммунитета к различным болезням и др. У различных индивидов генетически обусловлены их рост, нормальный вес, интеллектуальные способности, передающиеся по наследству заболевания или предрасположенность к ним в виде доминантных и рецессивных генов.
При этом важно отметить, что распределение интеллектуальных способностей и антропометрических показателей среди отдельных индивидов, как это подтверждается многочисленными тестами и измерениями, подчиняется сформулированному К. Ф. Гауссом закону нормального распределения вероятностей, т. е. укладывается в «кривую Гаусса», иначе говоря, плотность этих показателей резко возрастает по мере приближения к средней величине и стремительно сокращается при отклонении от нее в обе стороны.
Если принять средние интеллектуальные способности индивида за 100 баллов, то три четверти всех людей обладают ими в интервале 85—115 баллов. Лишь незначительные доли процента людей в полтора раза превышают средние способности. За все время проведения тестов не было обнаружено ни одного человека, чьи интеллектуальные способности вдвое превышали бы средние показатели. Что касается крайне низких показателей этих способностей (от дебильности до идиотии), то они связаны с патологическими нарушениями умственной деятельности. Аналогичное распределение присуще и другим антропометрическим показателям, так что человечество в своем подавляющем большинстве состоит из сравнительно равных по своим умственным и физическим способностям индивидов. Разумеется, интеллектуальные способности неравнозначны знаниям, а физические — опыту и квалификации, которые приобретаются в процессе обучения и последующей практики; поэтому по своим знаниям и квалификации люди отличаются неизмеримо больше, чем по способностям.
В биологическом отношении человечество представляет собой сверхвид. Он не только заселил все континенты, кроме Антарктиды, и нашел там средства для существования, но и практически превратил нашу планету в свою экологическую нишу, а ныне вышел за ее пределы в околоземное космическое пространство (космические спутники связи, Интернет, обитаемые космические станции). Тем самим закладывается основа «ноосферы» или космической сферы разума.
Современное человечество представляет собой определенное биологическое и социальное единство, воплощенное в расовом, этническом и культурном многообразии. Среди антропологов распространены две концепции происхождения человека разумного и его рас — моноцентризма и полицентризма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, человек разумный возник в результате однократной или нескольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем расселился на других континентах, постепенно приобретая в процессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентризма, появление человека разумного происходило неоднократно и в нескольких местах Старого Света, так что многие современные расовые различия унаследованы от этих непосредственных предков человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антропологам прийти к общепринятому мнению в данном вопросе, и большинство из них ныне полагает, что становление человека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцентризм, либо полицентризм.
Расовое деление человечества уходит в далекое прошлое. Не исключено, что отдельные признаки современных больших рас (европеоидов, австралоидов, монголоидов, негроидов и др.) ведут свое происхождение от предков человека разумного, тогда как другие были приобретены им в ходе последующего расселения. Вместе с тем наряду с большими расами, представители которых составляют от трех пятых до половины населения Земли, почти две пятых его приходится на переходные расы, возникшие в ходе «великих переселений» племен и народов на протяжении многих тысячелетий вплоть до Нового времени. Кроме того, в основном после эпохи Великих географических открытий 15—18 вв. появились сотни миллионов представителей смешанных рас (мулатов, метисов, самбо и др.), особенно в Новом Свете.
В отличие от рас многочисленные этносы (племена и их союзы, народности и нации), из которых состоит человечество, представляют собой не биологические, а последовательные во времени исторические стадии общности людей, развивающиеся благодаря присущей им солидарности с себе подобными (по образу жизни, языку или иным культурным — в широком смысле — причинам). Эволюция этнических общностей включает в себя как их интеграцию, так и дифференциацию. На протяжении исторического времени возрастала тенденция к нормированию более или менее устойчивых метаэтнических общностей от конгломератных империй Древнего Востока до объединенных общей культурой эллинистических государств, арабского халифата при Омейядах и Аббасидах, Византии, Священной Римской империи, России—СССР; в большинстве случаев они распадались как из-за внутренней дезинтеграции, так и вследствие военных катастроф. Распространенные в новейшее время представления о грядущем слиянии всех наций в гомогенное человечество, говорящее на одном, общем для всех языке, являются утопическими даже для отдаленного будущего.
Хотя первоначальные этапы культурной эволюции человечества во многих отношениях носили изолированный характер, это не исключало их взаимодействия и широкого заимствования одними племенами у многих других технических достижений по крайней мере со времен раннего неолита, а вероятно, и раньше. При всем своеобразии локальных и региональных цивилизаций, возникавших на Земле с 4-го тысячелетия до н. э., культурная эволюция человечества представляет собой универсальный процесс, происходящий с ускорением «ритма истории». Большие периоды в истории (этапы, формации, эпохи) являются определяющими для человечества в целом.
Наряду с принятой среди историков периодизацией (Древний мир. Средние века, Новое время) наиболее распространенным ныне является членение всемирной история на четыре технологические эпохи — собирательства и охоты, аграрного (земледелие и скотоводство), индустриального и постиндустриального, информационного обществ. Современное человечество находится на разных этапах всех этих четырех эпох с преобладанием перехода от аграрного общества к индустриальному в развивающихся странах и от индустриального к постиндустриальному — в развитых. Переход от одной технологической эпохи к другой сопровождается демографической революцией. С сер. 20 в. значительно усилилась тенденция к экономической, научно-технической и культурной интеграции человечества, В настоящее время созданы важные предпосылки для формирования общепланетарной цивилизации при сохранении ее гетерогенности на нашей планете. Осознание общечеловеческой солидарности началось еще в древности, нашло свое воплощение в заповедях универсальных мировых религий (буддизм, христианство, ислам и др.). Несмотря на все цивилизационные и мировоззренческие противоречия, оно сохранялось и развивалось вплоть до нашего времени. На необходимости отношения к другим людям как к самим себе настаивали многие философы, среди них Кант в своем «категорическом императиве». Социальные потрясения 20 в. потребовали формирования всеобщего эйкуменическоГО взгляда на неотъемлемость политических и экономических прав и свобод человека, решительного осуждения расовых, религиозных и этнических войн, а также преступлений против человечности. Именно соблюдение всех этих требований является гарантией самосохранения человечества как носителя социальных и моральных ценностей.
Вместе с тем научно-техническая мощь человечества ныне возросла настолько, что породила глобальные проблемы современности. Она ведет к истощению природных ресурсов планеты, к перенаселению, катастрофическому загрязнению окружающей среды и способна уничтожить в ядерной и экологических катастрофах не только само человечество, но и жизнь на Земле. Однако все эти глобальные проблемы являются преимущественно техногенными, а следовательно, не только порожденными человеком, но и потенциально разрешимыми им. Предотвращение отрицательных последствий научно-технического прогресса, стихийности и неравномерности общественного развития, недальновидной политики государств и поведения людей настоятельно требует мобилизации всего «человеческого потенциала», перехода человечества к саморегуляции своей деятельности. Дальнейшее сохранение и развитие жизни на Земле предполагает управляемую коэволюцию человечества и всей окружающей его среды (создание «ноосферы»).
Лит.: Кондорсэ Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936; Человечество (Штернберг Л.).— В кн.: Энциклопедический словарь Брокгауз—Эфрон, т. 38. СПб., 1903; Какое будущее ожвдает человечество? Прага, 1964; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1965; Забелин И. М. Человек и человечество. М-, 1970; ПоршчевБ. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974; Давидович В., АбаяинаВ. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М-, 1975; Фролов И. Т. Перспективы человека. М., 1979; Он же. О человеке и гуманизме. М., 1982; Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М.,1982; Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983; Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988; Человеческий потенциал. Нью-Йорк, 1994.
Э. А. Араб-Оглы

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
43.76 кб

Человечество. Ядерная энергетика. Автотрофность. Социокультурное и методологическое осмысление

Московченко Александр Дмитриевич
Представлена авторская многоуровневая методологическая программа анализа атомной (ядерной) энергетики в третьем тысячелетии через призму автотрофности.
Читать PDF
50.64 кб

Автотрофное человечество глобальный феномен современной культуры

Московченко Александр Дмитриевич
В результате методологического расширения смыслового поля специально-биологических понятий автотрофности-гетеротрофности появляется возможность с космологических позиций посмотреть на будущее человечества, которое будет развиватьс
Читать PDF
318.29 кб

«к счастью, человечество не есть куча психической пыли»: Владимир Соловьев о необходимости совершенс

Сомин Н. В.
В работе обсуждаются воззрения В. С. Соловьева на общество. Основное внимание уделено аргументам Соловьева в пользу развития христианской социальной концепции, а также положительной социальной программе философа.
Читать PDF
1.87 мб

Человечество как глобальная социальная система в ценностном измерении

Бодрилин Анатолий Петрович
Статья посвящена проблеме поиска новой шкалы ценностей и целей человеческой деятельности в современном мире Новая иерархия ценностей глобального сознания определяется угрозами бытию природы и общества Ценности, способствующие выжи
Читать PDF
186.13 кб

Сложносистемное мышление: материя, разум, человечество. Новый синтез

Клаус Майнцер
Читать PDF
986.94 кб

Постчеловечество vs человечество

Комлева Наталья Александровна
В информационно-идеологических войнах нынешнего столетия концепция трансгуманизма и постчеловечества противостоит концепции гуманизма и прав человека. Человечество состоит из людей, и природа человека является биосоциальной.
Читать PDF
250.87 кб

ЯДЕРНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Комлева Е.
Осмысление социальных аспектов важного в судьбе человечества феномена ядерной энергии и форми­рование социоядерного будущего предложено дополнить использованием художественного, религиозного и философского наследия Ф.М.
Читать PDF
159.55 кб

Единое ноосферное человечество

Скачков Алексей Сергеевич
Существует проблема единого человечества. Эта проблема имеет гуманистическую суть и ноосферное решение. Для единого ноосферного человечества не требуется планетарного государства.
Читать PDF
133.88 кб

Россия и человечество в философии В. С. Соловьева

В. Н. Денисов
Читать PDF
334.91 кб

Действительно ли имперский дух и религии спасут человечество? (беседа с А. С. Запесоцким и А. П. Мар

Запесоцкий Александр Сергеевич, Марков Александр Петрович
Уточните, пожалуйста, что вы все-таки считаете образцом и гарантом стабильного существования планетарной цивилизации в будущем: национальные государства, наднациональные империи или конфессиональные сообщества?
Читать PDF
163.28 кб

Карл Маркс: "облагородить человечество и самого себя" (к 200-летию со дня рождения)

Акопов Леонид Владимирович, Гишко Владимир Яковлевич
Статья посвящена анализу роли учения Маркса в истории, идей его экономической и политико-правовой теории, а также ценности взглядов выдающегося ученого для современности.
Читать PDF
167.04 кб

2002. 01. 026. Зингер А. Секретность и человеческая природа. Singer I. privacy and human nature//htt

Зоткина О. Я.
Читать PDF
875.89 кб

Мифологическое сознание романтиков в аспекте допредикативных структур архетипных состояний человечес

Кузнецова А.В., Кузнецов А.В.
В статье рассматривается романтический ракурс как близкий различного рода художественным типам конструирования риторической программы текста и мироощущению музыки, оформленному в эстетический контекст целостного мировоззрения.
Читать PDF
1.00 мб

Научная рациональность и человеческая свобода

Читать PDF
177.23 кб

Что такое «Человеческая природа»?

Борзенков В.

Похожие термины:

  • ЕВРОПА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

    работа Я. С. Трубецкого, вышедшая в 1920 в Софии (переиздана: Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995) и послужившая стимулом к возникновению евразийства. Основные идеи работы сложились у Трубецк
  • Надежды на человечество

    Если бы у нас была бодрость духа и надежда, основанная на фактах, мы бы в тысячу раз легче, чем сейчас, преодолели все трудности и привели остальной мир, или по крайней мере его большую часть, к духу
  • ВСЕЛЕНСКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

    философема, имеющая два основных значения: 1. Человечество как целое, родовая совокупность индивидов, в которой стираются индивидуальные различия; 2. Человечество, вышедшее за пределы планетарной
  • Человеческая сущность и общество в философии Спинозы

    В XVII столетии уже обсуждался вопрос, который иной раз считают исключительной принадлежностью философии XIX— XX вв.: можно ли считать человека существом, общественным по своей сущности? Отвечая на эт
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

    временное измерение человечества, закономерность его развития, которая проявляется через противоречивые взаимоисключающие тенденции. 1. Ч. и. выступает как способность человечества во всемирно и
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА

    выражение главенствующих свойств, качеств, модусов человека. Под природой человека подразумеваются стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого суще
  • Человеческая Натура

    В 1960‑е годы считалось хорошим тоном придерживаться мнения, что никакой особенной человеческой натуры не существует: человек, дескать, это культура и свобода. Однако, будь все это так просто, разве
  • ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ

    1690) - гл. филос. соч. Локка.
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ

    ассортимент и объем благ, которые люди хотели бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений.
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА

    вечные", неотъемлемые права людей, основанные на том, что человек по своей природе стоит выше мира животных (основные права); приняты в качестве принципа государственного права в 1776 Соединенными Шт
  • ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ

    Существует очень немного археологических находок, свидетельствующих, что у кельтов практиковались человеческие жертвоприношения. Правда, найдено немало, так сказать, аномальных типов захоронен
  • ДУХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ

    термин для обозначения одной из составных частей человеческой природы. В трудах Отцов Восточной Церкви, а также в русской реигиозной философии под "духом" понимается высшая способность разумной д
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

    специфическое обозначение функционирования человека в системе социальных, экономических, производственных, научно-технических, организационно-управленческих и др. отношений; все, что относится
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РАССУДОК, ЗДРАВЫЙ

    см. Common sense, Здравый смысл, Шотландская школа.
  • Сын Человеческий

    (Son of Man). Имя Христа, Мессии (погреч. huios tou anthropou, поарам.barnasa, наивр.Ьел adam). Это христологическое определение встречается 69 раз в синоптических евангелиях, 13 раз у Иоанна и отвечает строжайшим критери
  • Гуманитарный или человеческий фактор

    связь любого факта социальной жизни с делами и жизненным опытом конкретных людей и вытекающая отсюда необходимость исследования таких фактов в той особенной перспективе, которую исследователь о
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙКАПИТАЛ

    знания и навыки, накопленные человеком в результате обучения и предыдущей трудовой деятельности и влияющие на возможность его трудоустройства, производительность труда и уровень получаемой зар
  • Реализм с человеческим лицом

    или "внутренний" реализм: версия реализма Х. Патнэма, согласно которой реальность обнаруживается в самом знании, при этом допускается принципиальная возможность того, что человеческие мнения об о
  • УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ (ПЕРСОНАЛОМ)

    [англ. human resources (personnel management)] – в менеджменте науки и образования: направление менеджмента, основной целью которого является повышение производительности посредством создания благоприятных усло
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества

    «О РАЗЛИЧИИ СТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» («Uber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einflu|3 auf die geis-tige Entwicklung des Menschengeschlechts», 1836) — фундаментальный труд