Человеческое познание: его сфера и границы
Человеческое познание: его сфера и границы
«ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ: ЕГО СФЕРА И ГРАНИЦЫ» («Human Knowledge: Its Scope and Limits») — одно из последних крупных философских произведений Бертрана Рассела, посвященное преимущественно вопросам эпистемологии и во многом подводящее итог его философской эволюции. Книга издана в 1948 в Лондоне; рус. пер. — М., 1957. В целом, структура книги подчинена ее главной цели — «исследованию отношения между индивидуальным опытом и общим составом научного знания». Превосходный знаток современной ему науки, Рассел начинает с описания того, какой видится Вселенная с научной точки зрения; затем переходит к анализу чувственного опыта, главное внимание уделяя тому, как опыт фиксируется с помощью языка и как формируются важнейшие эмпирические понятия («факт», «истина» и др.). Будучи убежденным эмпиристом, Рассел вместе с тем подчеркивает ограниченность чистого эмпиризма и признает в нашем знании содержание, выходящее за пределы чувственного опыта и возникающее благодаря сложным научным выводам из чувственных данных. Поэтому заключительную часть книги он посвящает установлению минимальных принципов, необходимых для оправдания этих научных выводов. В известной мере книга отражает «отрезвление» автора от прежних метафизических увлечений. Отказавшись от концепции логического атомизма, Рассел больше не стремится установить структурное единство языка и мира и создать совершенный логический язык, каждый элемент которого соответствовал бы определенному элементу реальности. Его больше интересует природа атомарных фактов или событий, которые он трактует как комплексы сосуществующих качеств, непосредственно воспринимаемых в опыте. Качества не предполагают наличия их носителя и определяются Расселом как конкретные сущности (particulars), способные существовать одновременно в разных точках пространства. Идеал совершенного научного языка заменяется концепцией «минимальных словарей», содержащих начальные термины любой науки, через которые определяются все остальные ее термины. Более сдержанной стала и приверженность Рассела «нейтральному монизму». Продолжая трактовать физические объекты как конструкции из сущностей того же рода, что даны в чувственном опыте, и подчеркивая их структурное сходство с восприятиями, он, вместе с тем, указывает, что нет никаких оснований отрицать наличие у физических вещей качеств, не познаваемых нами в чувственном опыте. Главное различие между психическими и физическими явлениями Рассел видит теперь в том, что первые мы познаем, не опираясь на выводы, тогда как в отношении вторых мы можем иметь только выводное знание, касающееся их пространственно-временной структуры. Стремясь определить характер выводов от чувственного опыта к физическим событиям, Рассел анализирует такие важные для науки понятия, как структура, пространство, время и каузальные законы. Особое внимание он уделяет исследованию вероятности на том основании, что научные выводы, как правило, носят вероятностный характер. Различая два понятия вероятности — математическую вероятность и вероятность как «степень правдоподобия» — Рассел показывает, что лишь вторая, истолковываемая как логическое отношение между высказываниями, применима к эмпирическому материалу. По его мнению, для оправдания вероятностных выводов одной индукции недостаточно; ее необходимо дополнить некоторыми допущениями, позволяющими, напр., заключать, что физические предметы продолжают существовать и тогда, когда их никто не воспринимает. Рассел формулирует пять подобных «постулатов научного вывода»: постулат квазипостоянства, постулат независимых причинных линий, постулат пространственно-временной непрерывности, структурный постулат и постулат аналогии. Их истинность обосновать невозможно, но мы должны их принять, считает Рассел, если принимаем соответствующие научные выводы. С др. стороны, он связывает эти постулаты с «животными выводами», стремясь представить их как продолжение наиболее биологически полезных «инстинктивных животных верований». Л.Б. Макеева