Целостность

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Целостность
завершенность, цельность и собственная закономерность вещи.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

ЦЕЛОСТНОСТЬ
внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Обязательное требование к научным работам.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Целостность
1) свойство объекта как совокупности составляющих его элементов, организованных в соответствии с определенными принципами. Проявляется во внутреннем единстве объекта, его автономности и независимости от окружающей среды; 2) сам объект с указанным свойством.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Целостность
синоним целого как 1) системность, 2) система, включающая в себя несистемные образования, 3) нечто, взятое в целом. Поясним эти значения примером с человеком: 1) человек как упорядоченное сущее, где все связано и работает на определенные качества, 2) человек как единство материи, души и духа, 3) человек, взятый в полноте своих характеристик («всесторонне развитый»).

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Целостность
синоним целого как 1) системность, 2) система, включающая в себя несистемные образования, 3) нечто, взятое в целом. Поясним эти значения примером с человеком: 1) человек как упорядоченное сущее, где все связано и работает на определенные качества, 2) человек как единство материи, души и духа, 3) человек, взятый в полноте своих характеристик («всесторонне развитый»).

Источник: Философские категории авторский словарь

Целостность
Все элементы какого‑либо множества, рассматриваемого как некое единство. У Канта целостность является одной из трех категорий количества, определяемой посредством двух других, ею же объединяемых: целостность есть единство множественности. В этом смысле можно говорить об абсолютной целостности, подразумевая под этим единство всех множеств (совокупность всех совокупностей; то, что Лукреций называл суммой сумм). Но на опыте мы по определению сталкиваемся только с частичной целостностью.

Источник: Философский словарь.

Целостность
важное понятие науки, которое даёт возможность проникнуть в сущность какой-либо сложной системы, выявить её определённую устойчивость, органическую взаимосвязь её частей, её внутреннее единство, поскольку сама целостность – фундаментальная характеристика такой системы и вместе с тем выступает критерием её развитости. При этом явление выступает как внутренне противоречивое, где различные его составляющие пребывают в состоянии конкуренции, взаимообогащения. Целостный подход несводимость целого к простой сумме частей.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

ЦЕЛОСТНОСТЬ
обобщенная характеристика объекта, демонстрирующая его завершенность, самодостаточность, приведенность всех элементов структуры объекта в их оптимальное состояние, позволяющее ему функционировать с максимальным результатом. Данное понятие стало наиболее актуальным в науке XX века в связи с развитием системного подхода, структурно-функционального анализа, теории систем в целом. Особенно важным оказалось осознание целостности живых организмов, человека, его психики, общества и других, так называемых "открытых" систем, потому что их сущность и деятельность определяется не только внутренней структурой, а и теми связями, в которые они вступают в процессе бытия.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

Целостность
т. н. системное качество организованных материальных объектов, выражающее их унитарную природу, нерасчлененность, континуальность. К такого рода качествам можно отнести также управляемость, способность проводить сигнал к каждому составному элементу, т. е. непрерывность внутренних структурных связей. Ц. в синергетическом понимании может быть констатирована - по заданному, фиксированному признаку или свойству - при наличии единой меры, которая делает соотносящиеся между собой части и целое соизмеримыми. Другие системные качества вещей: структурность, функциональность (в функциональных системах), устойчивость, надежность, избыточность, живучесть, релевантность, респонсивность, модульность,
иерархичность и др.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

ЦЕЛОСТНОСТЬ
понятие, используемое как характеристика объектов, обладающих сложной внутр. структурой (напр., об-во, личность, биол. популяция, клетка). Такие объекты обладают самодостаточностью, относительной автономностью, а их свойства в целом не сводятся к свойствам частей, их составляющих. Иногда и сами эти объекты называют Ц., употребляя данное понятие как синоним понятия «целое». Представления о Ц. к.-л. объекта исторически преходящи, изменяются по мере его познания. Так, в биологии представление о Ц. отд. организма в нек-рых отношениях оказывается недостаточным, поэтому были введены в рассмотрение такие Ц., как биоценоз, биогеоценоз и т.п. Понятие Ц. способствует выявлению внутр. детерминации свойств целостного объекта и указывает на ограниченность чисто внешн. о нем представлений. См. также Холизм. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЦЕЛОСТНОСТЬ
внутреннее единство объекта, а также сам объект, обладающий самостоятельностью по отношению к окружающей его среде. Это следует понимать не в абсолютном, а только в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множс-
ством связей со средой, существует лишь в единстве с ней. Кроме того, представления о целостности какого-либо объекта исторически преходящи, обусловлены развитием научного мышления. В истории философии в трактовке данного понятия можно выделить две тенденции: 1) понимание целостности как полноты, как всестороннего охвата всех свойств, сторон и связей объекта (в этом смысле она сближается с понятием конкретности), и 2) понимание се как внутренней сущности объекта, определяющей его специфику, уникальность. Понятие целостности играет существенную роль в тех случаях, когда задача исследования заключается в получении синтетического знания об объекте и когда сам объект является достаточно сложным (например, в системных и структурных исследованиях, в которых часто ставится задача выявления механизмов, обеспечивающих целостность объекта). (См. цель, система, холизм).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

ЦЕЛОСТНОСТЬ
высшая форма организованности, связности и упорядоченности предмета; высшее качество предмета, содержащее в себе как бы матрицу всех его возможных проявлений в сфере материи и духа. Категория целостности выражает качественную автономию, самодостаточность предмета, меру интегрированности в рамках сущности его внутренних и внешних условий, меру-способность предмета к самодвижению и к саморазвитию; в этом же аспекте целостность можно понимать и как меру . противостояния предмета силам энтропии, разложения, принципом которых выступает бесконечная раздробленность. Имеются различные уровни проявления целостности; структурная, системная, функциональная, информационная, символическая и др. Наивысшей формой целостности является идеальная, духовная организованность содержания, обладающая своим бытием в феномене личности. В гносеологическом плане целостность предшествовала появлению системных методологий, которые выражают ее отдельные формы", не исчерпывая ее содержательной полноты. Но целостность является и конечной целью системных методологий, порождая из себя новые типы связности, организованности предметного мира. В этом смысле целостность является обителью духа как творческого принципа.

Источник: Краткий философский словарь 2004

ЦЕЛОСТНОСТЬ
обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутр. структурой (напр., общество, личность, биологическая популяция, клетка). Понятие «Ц.» выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутр. активностью; оно характеризует их качеств. своеобразие, обусловленное присущими им специфич. закономерностями функционирования и развития. Иногда Ц. называют и сам объект, обладающий такими свойствами - в этом случае понятие «Ц.» употребляется как синоним понятия «целое». Указанные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относит. смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней; кроме того, представления о Ц. к.-л. объекта исторически преходящи, обусловлены предшествующим развитием науч. познания данного объекта. Так, в биологии представление о Ц. отд. организма в нек-рых отношениях оказывается недостаточным, вследствие чего вводится в рассмотрение такая Ц., как биоценоз. Методологич. значение представления о Ц. состоит в указании на необходимость выявления внутр. детерминации свойств целостного объекта и на недостаточность объяснения специфики объекта извне (исходя, напр., из условий окружающей среды). См. также Часть и целое.

Источник: Советский философский словарь

ЦЕЛОСТНОСТЬ
завершенность, тотальность, цельность и собственно закономерность вещи. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; сравните: организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерном для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования психологии целостности неискаженную, самобытную душевную жизнь, от которой до сих пор ускользало специфически душевное, т. е. смысл и значение В социологии сегодня понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе. Согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, «структур», но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить. В педагогике новое понимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму: метод чтения по слогам был отброшен; слово больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше. В настоящее время начинает все более преобладать целостный способ рассмотрения всех явлений, в том числе в познании человека и мира: целостность истины в результате холистического синтеза научного, философского, ценностного , эзотерического, эстетического подходов в софийном постижении всего сущего.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

ЦЕЛОСТНОСТЬ
внутреннее единство объекта, его отдифференцированность от окружающей среды, а также сам объект, обладающий такими свойствами. Перечисленные характеристики следует понимать не в абсолютном, а в относительном смысле, поскольку сам объект обладает множеством связей со средой, существует лишь в единстве с ней; кроме того, представления о Ц. к.-л. объекта исторически преходящи, обусловлены развитием научного мышления. Так, в биологии представление о Ц. отдельного организма в нек-рых отношениях оказывается недостаточным, вследствие чего вводятся в рассмотрение такие Ц., как популяция, биоценоз и т. п. В истории философии в трактовке понятия Ц. можно выделить две тенденции: Ц. как полнота, как всесторонний охват, всех свойств, сторон и связей объекта (в этом смысле Ц. сближается с понятием конкретности) и Ц. как внутренняя обусловленность объекта, то, что определяет его специфику, уникальность (в этом смысле Ц. сближается с понятием сущности). Понятие Ц. играет существенную роль в тех случаях, когда задача исследования заключается в получении синтетического знания об объекте и когда сам объект является достаточно сложным (напр., в совр. системных и структурных исследованиях, в к-рых нередко ставится задача выявления и изучения. конкретных механизмов, обеспечивающих Ц.). Методологическое значение представления о Ц. состоит в указании на необходимость выявить внутреннюю детерминацию свойств объекта и на недостаточность объяснения и специфики объекта извне (исходя, напр., из условий окружающей среды, из рассмотрения частей объекта, в свою очередь обладающих Ц., либо из Ц., включающей данный объект в качестве части, и т. п.). В последние годы предпринимаются попытки применять понятие Ц. не только к объектам, но и к процессам, происходящим в сложных системах.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЦЕЛОСТНОСТЬ
завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи. На рубеже 19 и 20 вв. стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т. о., отдать справедливость тому факту, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, "часть" может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей. Целое не "составлено" из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; ср. Организм (динамическая целостность). В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерного для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования неискаженную, самобытную душевную жизнь; до сих пор от психологии ускользало специфически душевное, т.е. смысл и значение (см. Целостная психология). В социологии благодаря О. Шпанну понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе. Согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, "структур", но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить. В педагогике новое понимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму (с самого начала целостное обучение): метод чтения по слогам был отброшен; слово больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность. С помощью нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше. С той же точки зрения было изменено первоначальное обучение счету. Целостное рассмотрение впервые находим у Альберта Великого, затем в классике и в идеализме 18 и нач. 19 в. В настоящее время преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений; см. также Холизм.

Источник: Философский энциклопедический словарь

ЦЕЛОСТНОСТЬ
свойство объектов как совокупности составляющих их элементов, организованных в соответствии с определенными принципами.
В древнегреческой философии проблема целостности была поставлена в рамках соотношения единого и многого. «...Беспредельное множество отдельных вещей и (свойств), содержащихся в них, — утверждает Платон, — неизбежно делает также беспредельной и бессмысленной твою мысль...» (Платон. Филеб. — Соч. в Зт., т. 3, ч. 1. М., 1971, с. 19). Чтобы сделать мышление возможным, многое необходимо понять через его приобщение к единому. Для каждого множества вещей, обозначаемых одним именем, обычно устанавливается только один определенный вид, рассуждает Платон. Напр., кроватей и столов на свете множество, но идей этих предметов только одна-две для кровати и одна для стола. Мастер изготовляет ту или иную вещь, всматриваясь в ее идею, но никто из мастеров не создает самое идею (Платон. Государство.— Там же, с. 422). Множественность вещей в мире обнаруживает свою целостность только в идее. Аналогичные проблемы стоят и перед Аристотелем: «...если ничего не существует помимо единичных вещей, — а таких вещей бесчисленное множество, — то как возможно достичь знания об этом бесчисленном множестве?» (Аристотель. Метафизика.— Соч. в 4т., т. 1. М., 1976, с. 109). Целостность— некоторая форма; всякая вещь неделима по отношению к самой себе, а это и значит быть целостным, иметь форму Материя есть нечто определенное только благодаря форме. Идея у Платона и форма у Аристотеля — нечто целостное, приобщение к чему делает возможным знание вещей. И идея, и форма выходят за пределы чувственного восприятия. В неоплатонизме иерархию бытия возглавляет сверхсущее единое, приобщение к которому дает целостное восприятие мира.
Начиная с Августина, мир идей неоплатонизма преобразуется и становится личностным Богом, в котором для всей средневековой философии заключен источник единства и целостности мира. Фома Аквинский в своей философии опирается прежде всего не на Платона и неоплатоников, а на Аристотеля. Бог — единство, упорядочивающее множество. Он не просто объект созерцания, отстраненный от всякой множественности мира. Осуществляется приобщение многого в мире к единому, целостному Богу. В философии Николая Кузанского появляются черты, которые свидетельствуют о грядущем в Новое время перемещении источника целостности в мир природы. В мышлении вводимого им понятия ума он допускает присутствие того, чего не было ни в ощущении, ни в рассудке, а именно, первообразов вещей, исходных идей. Другими словами, человеческий разум осваивает в конечном идею бесконечного. Бог как неиное (т. е. воплощающее само себя, причина самого себя) сосредоточивает в себе все многообразие мира, при этом все вещи (во всем их разнообразии) становятся тождественными, во вневременной и внепространственной точке начала бытия. Неиное «просвечивает» в познаваемом ином, подобно тому как чувственно невидимый свет солнца по-разному в разных облаках отражается видимым образом в видимых цветах радуги. Целостность начинает обнаруживаться в конкретном предмете множественного мира.
Вся философия Нового времени есть логика познающего разума. Она строится (в «Рассуждении о методе» Декарта, в «Этике» Спинозы, в «Критиках» Канта, в «Науке логики» Гегеля) одновременно как бы изнутри науки в форме научнотеоретического знания и вместе с тем как обоснование этой формы в точке начала теоретического знания. Кант пишет: «То, что мы называем наукой, возникает не технически ввиду сходства многообразного или случайного применения знания in concreto к всевозможным внешним целям, а архитектонически ввиду сродства и происхождения из одной высшей и внутренней цели, которая единственно и делает возможным целое, и схема науки должна содержать в себе очертание (monogramma) и деление целого на части (Glieder) согласно идее, т. е. a priori, точно и согласно принципам отличая это целое от всех других систем (Кант И. Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с. 680—681). Если наука как деятельность ученого-естествоиспытателя расчленяет природу, изучает ее по частям, то философия Нового времени в качестве наукоучения постигает природу как нечто целое и неделимое. И сама наука понимается как целостная структура готового знания, в которой фиксируется историческое превращение эмпирических, бессистемных, случайных знаний. В идеях разума Канта «вещь в себе» определяется (или переопределяется) как предмет возможного опыта, предмет познания, а предмет познания понимается как целостный, неделимый, внеположный познанию предмет, выходящий за пределы опыта. По Канту, становление научного эксперимента является исходным пунктом для понимания развития научно-теоретического мышления в целом. Эксперимент «чистого разума» Канта актуализировал радикальную несводимость предмета познания как целостного к мысли, вырабатывал схематизм преобразования предмета «в себе» в предмет «для нас», предмета как силы в предмет как действие.
У Гегеля понятие целостности содержится в идее о всеобщем: всеобщее можно понять, если его одновременно представить как расчленение всеобщее, как бесконечное подразделение (через моменты развертывания абсолютного знания) и как целостно всеобщее, которое обще всем своим моментам, есть их снятость. Бытием обладает и отдельная вещь как отдельный момент целого, и целое, последовательно развернутое в своих моментах. «Логика сотворенная» (содержательно-дедуктивное, расчлененное на моменты движение понятия) воспроизводит логику «творящую» (логику вневременного, целостного Абсолютного духа). В системе Спинозы мы тоже видим похожий логический ход при определении всеобщего по отношению к самому себе: природа определяется у Спинозы по отношению к самой себе (causa sui), но за счет двух различных определений — природа как Natura naturans (природа творящая, целостная, нерасчлененная, вечная) и та же природа как Natura Naturata (природа сотворенная, расчлененная, развертывающаяся во времени). Для логики Нового времени характерен взаимный переход между всеобщецелостным и индивидуально-особенным. У Гегеля развертывание логической культуры есть ее переход из безличной формы всеобщей целостности в личностную форму культуры индивида. В соответствии с логикой Нового времени целостность транслируется человеком, используется как орудие. Сила действия человека на вещи не в его индивидуальности, а в его умении применять всеобщую силу целостного общественного субъекта, в его способности быть точкой приложения и опоры некоего всеобщего целостного объективного движения. И деятельность индивида тем успешнее, чем меньше своего, личностного я он в эту деятельность вносит.
В 20 в. происходят радикальные сдвиги в познании природы, прежде всего в квантовой механике. По мнению Гейзенберга, «...пришлось вообще отказаться от объективного — в ньютоновском смысле — описания природы...» (Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987, с. 192). Уже нельзя говорить о природе как таковой (проблема прибор—объект), и теория должна соответствовать не только природе, но и другим теориям (принцип соответствия, принцип дополнительности); картезианское различение res cogitans и res extensa уже не может служить отправной точкой в понимании современной науки (там же, с. 303—304). Если природа перестает противостоять человеку как предмет познания, независимый от человека, как некоторая вещь в себе, то она и не является, как это было в Новое время, основой целостности. Идея целостности в 20 в. базируется на ином понимании предмета познания (как обладающего субъектными характеристиками), теоретичности знания (как системы, включающей в себя и процессы получения знания), индиввда (как личности), факта (как события), времени (не как линейного, а скорее как топологического). История науки предстает не как линейный ряд развития, а как отдельные, особенные события, фокусирующие в себе и прошлое, и будущее, и настоящее, а также и логические, и социальные, и экономические составляющие этого события. Преобладающими становятся не процедуры обобщения и выведения общих законов, которые не приводили к целостности, хотя и доминировали в естествознании и истории Нового времени, а через общение между отдельными элементами плюралистического мира, что формирует целостность культуры определенной исторической эпохи, сообщества людей на базе общей религии, общей научной парадигмы или любой другой совокупности разделяемых всеми членами сообщества интересов. Из сферы абстрактной всеобщности целостность перемещается в конкретную особенность события. Большое место проблема целостности занимает в системных исследованиях и системном анализе. См. ст. Часть и целое, Система, Системный подход.
Лит.: Блауберг И. В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. М., 1972; Смирнов Г. А. Основы формальной теории целостности.— В кн.: Системные исследования. Ежегодник. 1979. М., 1980; Там же. Ежегодник. 1980. М., 1981; Библер В. С. От наукоучения к логике культуры.— В кн.: Он же. Кант — Галилей — Кант. М., 1991; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
Л. А. Маркова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
207.42 кб

Интерпретация и целостность исторического сознания

Линченко Андрей Александрович
Анализируются вопросы сущности и структуры исторической интерпретации. Целостность интерпретации выступает важнейшим элементом целостности исторического знания.
Читать PDF
409.51 кб

Целостность общества и феномен идеологии

Бузский М. П.
В статье анализируется ситуация разобщенности между биологической и социальной сторонами общественной системы, которая сохраняется в исследовании различных аспектов социума и культуры.
Читать PDF
769.87 кб

Целостность человека: специфика модальности и способы измерения

Тельнова Н. А.
Читать PDF
172.29 кб

Феномен повседневности: сущность, содержание и целостность

Станкевич Леонид Павлович, Полякова Ирина Павловна
Читать PDF
142.87 кб

Целостность человеческого существа и роль свободы в его становлении

Беляев И. А., Максимов А. М.
Философско-антропологические представления о целостности и свободе человеческого существа относятся к числу сквозных, фундаментальных, системообразующих.
Читать PDF
285.02 кб

Содержание образования и целостность мировоззрения личности в современных условиях

Михалкин В. С.
В статье рассматриваются особенности христианского, философского и научного типов мировоззрения. Даются характеристики соотносящихся с ними этапов развития отечественного образования.
Читать PDF
42.29 кб

Целостность знания как условие человеческой жизнедеятельности

Пыхтина Татьяна Федоровна
В статье рассматривается одна из ключевых проблем жизнедеятельности человека значимость состояния его знаниевой структуры в целеполагании.
Читать PDF
509.11 кб

Модульность образования и целостность человека: к критериям экспертизы гуманитарных практик

Ланкин Вадим Геннадьевич
Предложен вариант логики выведения критериев гуманитарной экспертизы инноваций на основе динамического понимания системы роста технологических возможностей и формирования целей и ценностей человеческой деятельности.
Читать PDF
429.34 кб

Смысл жизни как целостность человека и бытия

Нагевичене Валентина Яковлевна
Исследована проблема дефиниции «смысл жизни» как конкретной человеческой деятельности в трудах русских религиозных философов, а также западных философов через призму коллективного и личностного бессознательного.
Читать PDF
113.02 кб

Бытие человека: целостность и различие

Варова Наталья Леонидовна
В статье предлагается модель человека, построенная на принципах целостности и различия, с помощью которой можно удерживать универсальное человеческое содержание и выявлять особенности человеческого существования в различных природ
Читать PDF
164.87 кб

Целостность человеческого существа: опыт типологизации

Беляев И. А.
Статья посвящена проблеме типологизации целостности человеческого существа.

Похожие термины: