Существует ряд попыток периодизации человеческой истории по различным основаниям. В философии развивающейся гармонии такая попытка предпринимается исходя из основного противоречия развития САЦ – соотношениян искусственного и естественного. История разделяется на три периода: прошедший, настоящий и возможный будущий. На первом из них имеело место преобладание зависимости от природно-естественных оснований, когда в общественном плане человек зависел от окружающей природной среды, а в личностном – от природных свойств индивида.На втором в значительной мере освобождаясь от природных зависимостей, человек попадает в рабство отчужденных социальных сил, в рамках которых происходит достаточно искаженная социализация личности. Это период господства зависимости от социально-искусственных оснований. Предполагается, что остальные способы периодизации могут быть поняты как находящиеся внутри этих двух основных, как их конкретизации по более частным основаниям. Третий период выступает пока лишь как идеал, реализация которого имеет как объективные, так и субъективные предпосылки. Его объективными предпосылками являются достижения науки и техники, позволяющие при наличии определенной субъективной направленности обеспечить оптимальные отношения человека с миром природно-естественного и социально-искусственного, в которых свобода творчества будет доминировать над внешними зависимостями, а диалог и сотворчество – над эксплуататорским эгоцентризмом. В основе соответствующей направленности лежит ноосферно-антропокосмистское мировоззрение. Другой вопрос, есть ли объективные предпосылки для доминирования такого мировоззрения. Важно, однако, понять,что стихийное продожение тенденций второго периода ведет к глобальной катастрофе.
Ист.: Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб.1999. С. 256-269; его же. Филосфия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С.167-172.