Инвариантной структурой соотношений и взаимодействий, лежащих в основе развития САЦ является противоречие искусственного и естественного. Это противоречие конкретизируется во: а) взаимодействии основных видов бытия – объективной, субъективной и трансцендентной реальности (естественнистрического процесса, деятельности и глубинного общения,реализующихся в естественноисторической формации, культуре и духовной атмосфере),б) взаимодействии основных структурных компонентов САЦ – общества, групп и личностей. Таким образом, О. р. предстает как системное взаимодействие, где ни один из его факторов не является изначально определяющим. Ядром этого взаимодействия оказывается соотношение объективных тенденций и субъективных стремлений в бытии структурных компонентов САЦ (в основе котрых лежат объетивные законы и ценности субъектов) в условиях определенной духовной атмосферы и возможных нутренних и внешних (природных) непределенностй.Соотношение субъектов имеет вид «консорционной спирали»: в рамках сотношения, описанного выше, творческие личности, объединяясь в консорцию, выполняют роль «запала», а группы и общество - «динамита», и в результате взаимодействия происходит «взрыв», результатом которого является новое качество САЦ.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские оснвы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 238-247; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 172-176.