центральное понятие, позволяющее в философии развивающейся гармонии объединить подходы с позиций социальной философии и философской антропологии. Общество – это не просто объединение групп и отдельных людей, но наряду с этим представляет собой особый самостоятельный уровень социальной организации. Назовем общество и группы социальной системой, а отдельного человека (личность в широком смысле этого слова) – антропологической системой. Мы исходим из того, что во взаимодействии и коэволюции общества, группы и личностей нет абсолютно ведущего монокаузалистского начала. Все они выступают друг для друга в разных соотношениях и как цели и как средства. И таким образом являются единой социально-антропологической системой. Но почему мы говорим не просто о системе, но о целостности (в том смысле, в котором целое и система не являются синонимами)? Потому, что каждый из элементов этой системы, как и сама система, в своей жизнедеятельности проявляются на таких уровнях бытия, как объективная реальность (естественноисторический процесс), субъективная реальность (деятельность) и трансцендентная реальность (глубинное общение). Последние два уровня содержат в себе или полностью являются внесистемными образованиями, не поддающимися формализации, не данными непосредственно рациональному познанию. Именно поэтому социально-антропологическая форма бытия характеризуется не просто как система, но как целостность, включающая в себя и системные и внесистемные образования.
Ист.: Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3: Антропология. СПб. 1999. С. 8-15,29-44; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 135-137,142—151.