БРАК
БРАК
социально одобренный союз мужчины и женщины, заключенный для сексуального общения, совместного воспитания детей, сотрудничества в организации быта и досуга.
БРАК
социально одобренный союз мужчины и женщины, заключаемый для сексуального, межличностного общения, совместного воспитания детей, сотрудничества в организации быта и досуга. Главная причина его существования в обществе – дети. И древнейшие табу, и современные юридические и нравственные нормы брака обеспечивают такие условия, в которых родители знают и воспитывают своих детей, а дети знают своих родителей и могут пользоваться их помощью и поддержкой. Формы брака исторически изменчивы. В первобытную эпоху существовал групповой брак, когда каждый мужчина определенной группы племени считался мужем каждой женщины другой его группы. При полигамном браке один мужчина находился в браке с несколькими женами (встречается и сегодня в ряде мусульманских стран Азии и Африки). У некоторых племен бытует и поныне пережиточная форма полиандрического брака – сожительство нескольких мужчин с одной женщиной или нескольких женщин с одним мужчиной. Подавляющее большинство современных жителей Земли предпочитает моногамную форму брака – союз одного мужчины с одной женщиной, наиболее соответствующий потребностям и возможностям человека как личности. В последние десятилетия в Америке и странах Западной Европы появились альтернативы моногамному браку – групповые («браки коммун»), открытые (допускающие супружескую неверность по соглашению между супругами) и пробные (заключаемые на некоторое время без юридического оформления) браки. Преимущество таких браков не доказано. Напротив, все данные говорят о том, что именно полноценный моногамный брак, в отличие от фиктивного, является условием сохранения и развития личности, поскольку, как правило, его отличает атмосфера любви и уважения, способность супругов к сотрудничеству в решении жизненных проблем, к духовному взаимообогащению.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
БРАК
исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит рост населения, физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется естеств. потребность людей в продолжении
рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
Социальная сущность Б. определяется в конечном счете господствующими обществ. отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., общество берет на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в В., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи - писал К. Маркс - то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 162).
Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нем как личности и граждане гос-ва. В числе нравств. ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности Б. - индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.
В антагонистич, формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма Б. испытывает значит. влияние частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классич.» собственнич. Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой - к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относит. равноправием супругов.
Социалистич. преобразования, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами, способствуя распространению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчетов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью к-рого является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравств. регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также ст. Семья и лит. к ней.
рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
Социальная сущность Б. определяется в конечном счете господствующими обществ. отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя Б., общество берет на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в В., ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно, за будущее семьи. «Если бы брак не был основой семьи - писал К. Маркс - то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 162).
Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нем как личности и граждане гос-ва. В числе нравств. ценностей, имеющих особенно большое значение для стабильности Б. - индивидуальная половая любовь, супружеский и родительский долг, взаимное уважение и помощь.
В антагонистич, формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство. В раннем европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако крепостные могли вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма Б. испытывает значит. влияние частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой деятельности женщин, падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классич.» собственнич. Б. (рост числа разводов и «дезертирств»), с другой - к развитию новой формы брачных отношений, основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относит. равноправием супругов.
Социалистич. преобразования, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами, способствуя распространению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению отношений между полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный, свободный от утилитарных расчетов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью к-рого является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое и нравств. регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую очередь на защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также ст. Семья и лит. к ней.
Источник: Советский философский словарь
БРАК
исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений женщины и мужчины, определяющая их права и обязанности друг к другу и их детям. Типы и формы Б. существенно изменялись в ходе исторического развития. Беспорядочные брачные отношения в пределах первобытного рода (промискуитет) сменились дуально-родовым или групповым Б., предполагавшим половую связь не между конкретными лицами, а между родами (экзогамия). Постепенно сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, принадлежащих к разным родам, сузились до однопоколенных, приведших к парному Б. Первоначально каждый из супругов жил в своем роду, затем муж стал переходить в род жены (матрилокальный Б.), а позже - жена в род мужа (патрилокальный Б.). С развитием земледелия и скотоводства повышается роль мужчины в ведении хозяйства, в заботе о детях и имуществе. Б. становится монолокальным: супруги входят в состав одной семьи и одного хозяйства. Распад родоплеменных отношений сопровождался отмиранием полигамии и зарождением моногамии. Жена и дети подпадают под власть мужчины - главы семьи. В социально неоднородном обществе, вопреки законам половой любви, Б. заключались преимущественно по экономическим возможностям семей; стратовость соблюдалась и в сфере семейно-брачных отношений. Массовое вовлечение женщин в общественно-производственную деятельность, вызванное промышленной революцией, рост образованности и культуры женщины способствовали их социальной защищенности и установлению бытового равенства с мужчиной. В современном цивилизованном мире полигамия - скорее исключение, чем правило. Сегодня Б. - чаще всего добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание или сохранение семьи. Несмотря на то, что правовая защита супружества и кровнородственных отношений - одна из гарантий социальной защищенности личности, не все мужчины и женщины прибегают к юридическому оформлению Б. Одних устраивают свободные сексуальные отношения, других - церковный В., третьих - фактический Б. Фактический Б. - это добровольный союз, совместное проживание мужчины и женщины, неоформленные в установленном законом порядке; отношения сугубо на неформальной основе. Встречаются и фиктивные Б., заключаемые чаще всего по меркантильным соображениям без намерения создать семью. В идеале Б. - союз мужчины и женщины, основанный на любви, верности, взаимоподдержке, чувстве долга и ответственности за судьбу друг друга и детей. В ряде стран наряду со свободой Б. существует и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Развод - свидетельство утраты нравственной сущности Б. Функционирование Б. осуществляется не в отрыве от социально-экономических, религиозных, нравственных, правовых, имущественных и иных отношений людей. Все эти процессы несут на себе отпечаток времени и развиваются в рамках исторических противоречий. Назначение Б. - обеспечение супружеского счастья посредством эмоционально-сексуальной и нравственной взаимной удовлетворенности, чадолюбия, материального благополучия, постоянного роста духовности. Однако на пути реализации этой задачи стоят многочисленные преграды экономического, имущественного и психологического характера, преодолеть которые не всегда возможно. Во многих странах мира сегодня наблюдается рост частоты и количества разводов, снижение рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. В современном обществе происходит варьирование моделей брачных отношений, что связано с трансформацией социальных связей и форм организации социокультурной жизни, динамизмом осуществляющихся подвижек, воздействием идеологии разнообразных социальных движений (феминизм, движения сексуальных меньшинств и т.д.). Существенное влияние на отношения Б. оказывает и юридическое расширение прав детей.
С.Д. Лаптенок
С.Д. Лаптенок
Источник: Новейший философский словарь
БРАК
ритуал вступления мужчины и женщины в семейные отношения. Аллегория брака — синтез божественного и человеческого, неба и земли, души и тела, ян и инь. В Ветхом Завете иносказательно говорится о браке Бога с народом Израилевым, в Новом — о Церкви как Невесте Христовой. Католические монашенки осуществляли ритуал бракосочетания с Христом. Еще в период распространения культа Исиды в Древнем Риме совершали в храме обряд вступления в брак с Богом. Когда обнаружилось, что под видом последнего скрываются обычные люди, адепты Исиды были изгнаны из города. Через призму брака инь и ян китайский даосизм рассматривает все мироздание. Алхимический брак подразумевал соединение противоположных элементов, и не случайно название одного из самых известных алхимических трактатов — «Химическая свадьба Христиана Розенкрейцера». Брак — это одно из семи христианских таинств. Супружеский союз устанавливается в образе духовного союза между Христом и Церковью. Испрашивается благодать на благословенное рождение и христианское воспитание детей. По российским дореволюционным законам совершать обряд венчания должен был священник того прихода, в котором числились жених и невеста. Светская регистрация брака пришла из протестантизма. Вступать в брак запрещалось монашествующим и посвященным в иерейский или диаконовский сан. В католицизме целибат распространялся как на черное, так и белое духовенство. В России браковенчание запрещалось от недели мясопустной (воскресенье перед Масленицей) до недели Фоминой (первое воскресенье после Пасхи), во время других постов, накануне воскресных дней, двунадесятых, храмовых и других местных приходских праздников, в преддверии 1 и 22 октября, 29 августа, 26 сентября, 9 мая, в дни коронации и восшествия на престол. Брак церковный является таинством, в течение которого сам Бог связывает мужчину и женщину, и узы их нерасторжимы. Поэтому долгое время развод представлял собой явление исключительное. В католицизме обряд браковенчания был установлен в XII в. и признан одним из христианских таинств на Тридентском Вселенском соборе 1545–1563. Российская форма таинства брака была окончательно определена на Стоглавом соборе 1551. Обкуривание ладаном при венчании толкуется как изгнание нечистой силы. Символика венков восходит к языческому культу плодородия. Кольца символизировали идею приковывания супругов друг к другу. Дурными знаками для брака считались следующие: если на кладбище оказалась вырыта могила, если невеста в день свадьбы не плачет, если свадебное шествие встретит траурную процессию, если брак заключается в мае (народная пословица гласила: «в мае жениться — детей хоронить», осуждали майские браки Овидий и Плутарх, поскольку невозможно было соединить траур и радость, черное и белое), если совпадают первые буквы фамилий новобрачных, если оказывался поврежден свадебный наряд (например, сломался каблук), терялось или ронялось обручальное кольцо, если перед молодоженами через дорогу прокатывался камень, если в брачную ночь не совершался половой акт. По языческим представлениям ряда народов вступать в брак следует непременно в новолуние. Полная луна дает полное счастье. По соответствующим приметам определялось, мальчик или девочка родится у молодоженов. Для этого, в частности, смотрели, на коне или на кобыле приедет за невестой жених. Другие наблюдения устанавливали, какой из супругов будет хозяином в доме: кто первым выйдет из церкви, вступит через порог, откусит больший кусок свадебного пирога. Блюда на свадебном столе отражали символику брака и эротических связей. Многие свадебные обряды связаны с требованием добрачной невинности невесты. Важное значение в символике свадьбы придается ритуалу перехода невесты из родительского дома в семью жениха. По сей день свадебная церемония остается одним из наиболее ритуализированных празднеств. Источ.: Булгаков С. Н. Православие. М., 1994; Энциклопедия суеверий. М., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия
БРАК
общественный институт, посредством к-рого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству; отсюда связь Б. с семьей, объединяющей родителей и детей. Историч. изменения форм Б. определяются развитием способа произ-ва и связаны с надстроечными формами в обществе – нравственностью, правом. В эпоху первобытного стада Б. отсутствовал. Господствовали отношения так наз. промискуитета, при к-рых каждая женщина данного стада принадлежала всем мужчинам, а каждый мужчина – всем женщинам. На грани раннего и позднего палеолита с развитием первой прочной формы социальной организации – материнского рода – возникают первые попытки упорядочить отношения между полами. Появляются экзогамия и групповой Б., при к-ром все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Эпизодич. сожительство отд. парами, имевшее место в рамках группового Б., с развитием материнско-родового строя привело к возникновению парного Б., объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение); позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только матери и ее роду. Особенностью как группового, так и парного Б. было равенство супругов в Б. В развитом неолите и особенно с началом бронзового и железного веков, с переходом от материнского к отцовскому родовому строю, возникла патриархальная семья, а с ней моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономич. ячейкой общества. Жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми подпала под его власть. Свое дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашел в индивидуальной семье, к-рая, возникнув в период распада первобытнообщинного строя в связи с развившейся частной собственностью, создала предпосылки для закрепощения женщины собственником-мужчиной. В антагонистич. классовых формациях моногамный Б., оставаясь имущественной сделкой, отдающей женщину под власть ее мужа, приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как простое сожительство. В раннем европ. феод. обществе был установлен обязательный для всех церк. Б., однако крепостные могли вступать в него лишь с согласия феодала и практически по его выбору. В капиталистич. обществе Б. в среде трудящихся основан на личных склонностях, однако безработица и нищета зачастую препятствуют сложению нормальной семьи; в то же время в бурж. среде Б., как правило, строится на грубом материальном расчете. При социализме обобществление средств произ-ва и привлечение женщин к производит. труду создали основу для фактич. равноправия брачащихся, закрепленного брачно-семейным законодательством СССР и других социалистич. стран (см. Семья). В социалистич. обществе с ликвидацией антагонистич. классов и эксплуатации человека человеком, уничтожением материальной зависимости женщины от мужчины действительно создались условия для заключения Б. на основе свободной взаимной склонности (см. Любовь). В Советском Союзе брачное право, основанное на признании равенства мужчины и женщины, полностью освобождено от влияния церкви, от феодально-байских и буржуазных пережитков. Многоженство запрещено. Применение угроз, насилия, обмана при заключении Б. преследуется законом. В Советском Союзе Б. полностью свободен от социальных, национальных и расовых ограничений. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957. См. также лит. при ст. Семья. А. Першиц. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.