(Marriage, Marriage Customs in Bible Times). Обычай заключать браки возник как символическое выражение того факта, что сексуальные отношения между мужем и женой узаконены и служат цели произведения потомства, способствуя таким образом возрастанию и усилению народа. Дети участвовали в ведении домашнего хозяйства, а сыновья становились войнами. Только в эпоху раннего христианства взгляд на брак изменился он стал таинством.
Необходимые требования. Заключение браков внутри одного рода было обычным явлением, и кровосмесительными считались лишь браки между близкими родственниками. В допленную эпоху мужчине разрешалось взять в жены единокровную сестру по отцу (Быт 20:12). Такие браки бывали даже во времена царя Давида, хотя довольно редко, поскольку на них был наложен запрет (Лев 20:17). Однако некрые тексты Св. Писания (Втор 25:5 и Лев 18:16) содержат иные, более мягкие правила, касающиеся заключения браков, что свидетельствует о послаблении прежних строгих установлений. На практике близкие родственники нередко вступали в брак вопреки существовавшим запретам (Тов 6:13; 7:1112). Исаак, как известно, был двоюродным братом Ревекки, а брак Иакова также нарушал установленные правила, поскольку его жены Лия и Рахиль были родными сестрами (Быт 29:30).
Когда мужчина, вынужденный покинуть свой род или племя, хотел жениться на девушке из другого колена Израиля, ему не чинили препятствий. Однако брак с чужеземкой был чреват для него опасными последствиями он мог утратить свою веру, традиции и предаться служению чужим богам.
Браки с хананеянками (3 Цар 11:4) были запрещены законом Моисея (Исх 344:16; Втор 7:36), но, как и многие другие запреты, их нередко нарушали. Исключение составляли женщины, захваченные на войне, крые были согласны отречься от своей страны, ее обычаев и богов (Втор 21:1014), однако едва ли это часто осуществлялось на практике.
Матриархальные браки имели место в тех случаях, когда муж жил в семье жены и становился ее временным или постоянным членом (напр., Иаков, взявший в жены Лию и Рахиль). Когда Самсон женился на филистимлянке, она оставалась в доме своего отца, а Самсон время от времени навещал ее (Суд 14:820; 15:12). В Библии мы встречаем примеры того, что браки с представителями чужих народов были не редкостью, несмотря на формальное порицание. Исав взял в жены двух хеттеянок (Быт 26:34), Иосиф египтянку (Быт 41:45), Моисей мадианитянку (Исх 2:21), Давид арамеянку (3 Цар 3:3), Ахав дочь сидонского царя Иезавель (3 Цар 16:31), а Вирсавия вышла замуж за хеттеянина(2Цар 11:3).
Евреи были крайне озабочены тем, что смешанные браки могут ослабить их веру. Поэтому в послепленную эпоху было принято решение мужчины, состоявшие в смешанных браках, должны были "отпустить от себя всех жен и детей, рожденных ими" (Езд 9:2; 10:3,1617). Превыше всего была чистота веры, во имя крой разрушались семьи. Схожие представления мы находим у ап. Павла, порицавшего браки с нехристианами (2 Кор 6:1415).
Жених и невеста. У нас нет точных сведений о том, в каком возрасте обручались и вступали в брак в библейские времена. В н.з. эпоху иудеи считали, что мальчик достиг совершеннолетия в тринадцать лет, и отмечали это событие специальной праздничной службой, называвшейся бармицва. Юноши могли вступать в брак не раньше тринадцати лет, девушки не раньше двенадцати, хотя в семьях царей эти нормы могли не соблюдаться. В раннюю христианскую эпоху девушки нередко вступали в брак между двенадцатью и семнадцатью годами, а юноши между четырнадцатью и восемнадцатью. Как правило, в брак вступали по расчету, исходя из интересов семьи, а не по велению сердца. Брак устраивали родители жениха и невесты, иначе его могли счесть недействительным. Все, связанное с предстоящим браком, родители решали не только без согласия своих детей, но нередко и без их ведома. Младшим членам семьи не возбранялось вступать в брак раньше старших (Быт 29:26). Когда Исааку пришло время жениться, Авраам послал к своим родственникам в Месопотамию раба, чтобы тот договорился с ними и выбрал его сыну подходящую невесту (Быт 24:3353). У Ревекки спросили, согласна ли она вступить в брак (Быт 24:5758), но уже после того, как ее отец и брат приняли решение. Согласие невесты было формальностью и объясняется, скорее всего, заботой брата о благополучии сестры (ср. Быт 34:5).
В Св. Писании часто говорится о том, что брак устраивали родители жениха и невесты (Нав 15:16; Суд 14:23; 1 Цар 18:17,19,21,27). Однако, согласно документам, датируемым I в. до н.э., для заключения брака требовалось согласие невесты. Если отец не сам выбирал невесту для сына, тот должен был следовать его советам и указаниям (Быт 28:69; Тов 4:1213), хотя на практике эти требования не всегда исполнялись (Быт 26:3435). Известно, что Мелхола, дочь Саула, открыто выказала свою любовь к Давиду (1Цар 18:20), однако это был исключительный случай девушки крайне редко проявляли инициативу в выборе жениха.
Обручение. Обручение, о к-ром не раз упоминается в Пятикнижии (Исх 22:16; Втор 20:7; 22:2324), имело характер юридического договора между родителями жениха и невесты. Оно обладало законным статусом брака (Втор 28:30; 2 Цар 3:14), а виновного в соблазнении обрученной девушки приговаривали к побиению камнями за то, что он нарушил брачные права своего ближнего (Втор 22:2324). Жених получал невесту и брал на себя заботу о ней, уплатив выкуп ее отцу (Быт34:122; 1 Цар 18:25).
Размер выкупа за невесту устанавливался в зависимости от ее " достоинства " и социального статуса. Согласно папирусам из Элефантина (V в. до н.э.), эта сумма составляла от пяти до десяти сиклей, однако на практике она колебалась между десятью и тридцатью (Лев 27:45), а в эпоху второго Храма доходила до пятидесяти сиклей, причем за вдову или разведенную платили вдвое меньше.
Выкуп, полученный отцом невесты (обычно это было золото или драгоценности), возвращали ей после его смерти или еще при его жизни, если женщина становилась вдовой или получала развод. В соответствии с ассирийскими законами, выкуп выплачивали самой невесте, а по законам вавилонского царя Хаммурапи сумму выкупа в двойном размере возвращали жениху, если расторгался брачный договор. Обмен дарами был в обычае у евреев, однако далеко не все подарки невестам, описанные в Библии, отличались таким богатством и великолепием, как украшения, подаренные Ревекке (Быт 24:53). Согласно вавилонским законам, жених получал дары от отца невесты и мог пользоваться ими по своему усмотрению, а если женщина вдовела, они становились ее собственностью.
Поскольку обручение, к-рое обычно продолжалось один год, считалось началом семейных отношений (Мф 1:18; Лк 1:27; 2:5), то будущий жених освобождался от участия в войне (ср. Втор 24:5), а отец невесты называл его "зятем" (Быт 19:14). Однако между обручением и браком оставалось существенное различие (Втор 20:7).
С 1500 г. до н.э. обрезание носило характер посвятительного обряда, крый совершали непосредственно перед женитьбой. Когда евреи жили в Египте, мальчикам делали обрезание, когда они достигали половой зрелости. В соответствии с заповедями, крые Моисей получил на горе Синай, обрезание младенцев мужского пола следовало совершать на восьмой день после рождения (Лев 12:3), хотя в другом месте Св. Писания (Быт 34) об этом обычае говорится в связи с браком.
Брачная церемония. Самое первое в Библии указание на то, что пир был составной частью брачного празднования, содержится в истории Иакова (Быт 29:22; ср. Суд 14:10). В описании брачного пира Самсона упоминаются "брачные друзья ", назначенные жениху и участвующие в свадебной церемонии (ср. Пс 45:14, где в ней участвуют и подруги невесты). Папирусы из Элефантина свидетельствуют о том, что на брачной церемонии муж говорил: "Она моя жена, и я ее муж, с этого дня и навеки ". В христианскую эпоху пользовались более простой формулой: "Ты будешь мне женой".
Бракосочетание было большим семейным торжеством. Жениха и невесту целую неделю, пока продолжался праздник, освобождали от всякой работы. Они носили нарядные одежды (Иез 16:913), а платье невесты было расшито драгоценностями. На голове у жениха красовался венец(Песн 3:11), аиногдавенок(Ис 61:10), невеста носила покрывало. Ревекка закрылась покрывалом, когда предстала перед своим женихом Иаковом (Быт 24:65), т.к. лицо невесты должно было оставаться закрытым до тех пор, пока ее родители не препровождали ее в брачный чертог. Очевидно, этим и объясняется та легкость, с крой Лавану удалось подменить Рахиль Лией (Быт29:325).
Кульминацией брачной церемонии было праздничное шествие по улицам города друзей жениха и невесты под звуки музыкальных инструментов (Иер 7:34). Ближе к христианской эпохе друзья жениха и невесты устраивали встречные шествия они выходили из домов жениха и невесты и встречались в определенном месте (1 Мак 9:3739), поеле чего возвращались в дом жениха на брачный пир (Мф 22:2).
Праздничное угощение и увеселения обычно продолжались семь дней (Быт 29:27; Суд 14:12), а иногда четырнадцать(Тов 8:20). Нередко частью брачного обряда становились некрые действия, носившие символический характер. Так, напр., Руфь просит Вооза покрыть ее своей одеждой ("простри крыло твое на рабу твою ") в знак того, что он согласен взять ее в жены (Руф 3:9). Иногда жених должен был снять с головы невесты венок, когда они оставались в брачном чертоге, крый представлял собой комнату или палатку, специально приготовленную для новобрачных. Мужу полагалось вступить в брачные права в первую же ночь после свадьбы (Быт 29:23; Тов 8:1), а постельное белье с пятнами крови сохранялось, свидетельствуя о девственности новобрачной.
В н.з. эпоху бракосочетание у евреев обычно совершалось в среду. Если новобрачная не была девственницей, ее супруг уже в четверг мог предъявить ей соответствующиеобвинения. Поскольку четверг был днем, предназначенным для бракосочетания вдов и разведенных, то у родственников новобрачных до наступления субботы оставалось время для выяснения фактов, свидетельствующих в пользу невесты или против нее. Если выяснялось, что обвинение ложно или что жених лишил ее девственности до свадьбы, то он не мог с ней развестись (Втор 22:1319,2829). В папирусах из Элефантина есть тексты нескольких брачных договоров, крые, правда, получили распространение уже в эпоху греческого влияния. В Библии первый пример такого договора содержится вТов 7:12. Бракосочетание считалось действительным только в том случае, если новобрачные жили вместе как муж и жена в течение недели (ср. Быт 29:27; Суд 14:12,18). Поскольку Самсон оставил свою жену до окончания такого срока, его брак сочли недействительным, и она "вышла за брачного друга его" (Суд 14:20). Хотя только у христиан брак стал таинством, евреи с глубокой древности почитали брак как осуществление святой воли Божьей, и в силу этого он всегда был для них священным.
Супружеские права и обязанности. Несмотря на то что обручение фактически подразумевало покупку невесты и обладание ею как собственностью, а жену и детей нередко причисляли к имуществу мужа наряду с прочими вещами (Исх 20:17; Втор 5:21), это отнюдь не 03начает, что жена занимала в доме низкое положение. Жену нельзя было продать, хотя с ней легко можно было развестись(Сир 25:26), тогда как ей самой было почти невозможно уйти от мужа. Заповедь, требующая от детей, чтобы они чтили отца и мать, подразумевает их равный статус, хотя это и не получило явного выражения. Еврейка была в доме работницей, но на нее в отличие от арабских женщин не смотрели как на вьючное животное. Наипервейшим долгом женщины было рожать сыновей, и, когда она исправно исполняла эту обязанность, соответственно возрастало и ее влияние. Если она по к.л. причинам была неспособна стать матерью и хозяйкой, она нередко давала мужу свою рабыню, чтобы та рожала ему сыновей (Быт 16:3) и занималась домашним хозяйством приносила воду, собирала топливо для очага, шила одежду, стряпала, принимала гостей, а также воспитывала детей, пока они не достигали пяти лет, когда роль воспитателя брал на себя их отец. От жены не требовалось, чтобы она участвовала в денежных делах мужа; более того, муж мог по своему усмотрению распоряжаться ее деньгами. Но если женщина вдовела, она имела право распоряжаться всем имуществом до тех пор, пока не станут совершеннолетними ее сыновья.
Муж должен был обеспечивать жену и детей всем необходимым. Если жена давала к.л. обет, он считался действительным лишь при согласии мужа (Чис 30:416). Власть и авторитет переходили от главы семьи к сыну, крый часто носил то же имя, что и отец, хотя право давать имя ребенку и, соответственно, наделять его всеми правами принадлежало обоим родителям в равной степени (ср. Быт 4:1,2526; 5:29; 35:18; 1 Цар 1:20; 4:21; Ис 8:3; Ос 1:4,6,9). Темнеменее смысл выражения "взять в жены" сводился к одному получить женщину в обладание, стать ее хозяином (Втор 21:13). Именно так относилась жена к своему мужу, что от нее и требовалось.
Для древних евреев вообще была характерна моногамия, и только в некрые периоды имела место полигамия, что было отчасти обусловлено экономическими причинами. По закону разрешалось иметь двух жен (Втор 21:1517), однако это часто вызывало ссоры между ними (1 Цар 1:6) и прочие нежелательные последствия (Суд 8:299:57; 2 Цар 11:13; 3 Цар 11:18). Особенной склонностью к многоженству обладали цари. У Ирода было девять жен (Иосиф Флавий. "Иудейские древности", xvii.1.3), у Давида шесть жен и несколько наложниц(2ЦарЗ:25; 5:1316), ау Соломона семьсот жен и триста наложниц (3 Цар 11:13), причем вполне вероятно, что многие царские браки заключались из политических соображений.
Брак по закону левирата. Когда еврей умирал, неоставив наследника, считалось необходимым, чтобы сохранилось и его родовое имя, и наследство. Даже если после него оставались дети, его ближайший родственник был обязан позаботиться о них и о вдове. Обычно брат умершего женился на вдове по закону левирата (Втор 25:510). Если от первого мужа у нее не было детей, то первенец, рожденный ею в браке с братом умершего, считался сыном последнего и носил его имя. Браки по закону левирата были распространены и среди других народов Ближнего Востока хананеев, ассирийцев и хиттов. Самый известный пример левиратного брака в ВЗ в Книге Руфь. Руфь надеялась на то, что ближайший родственник ее умершего мужа женится на ней, чтобы "восстановить имя умершего в уделе его" (Руфь 4:5) и чтобы земля и имущество перешли к ее детям. Однако ближайший родственник мужа не захотел купить землю у Руфи и взять ее в жены, зная, что ее первенец не будет даже носить его имя. Поэтому младший брат, В003, вступил с ней в брак по закону левирата (Руфь 2:204:10). Точно так же Фамарь должна была стать женой Онана (Быт 38:8).
Образное использование слова "брак". Понятия "жених" и "невеста" часто используются в ВЗ для того, чтобы передать особые отношения между Богом и еврейским народом (Ис 62:45; Иер 2:2). В Ос Бог обличает Израиль как жену, упрекая ее в неверности (2:2), но готов простить ее и принять, если она будет верна Ему (2:1920). Пророк Иеремия противопоставляет картину ужаса и запустения, крые грозят Иудее и Иерусалиму, радости и веселью брачного пира (Иер 7:34; 16:9; 25:10). ВИЗ к этой символике впервые прибегает Иоанн Креститель, сравнивая свои чувства с той радостью, крую испытывает на свадьбе друг жениха (Ин 3:29). Притча о мудрых и неразумных девах (Мф 25:112) самый известный пример описания приготовлений к торжественному шествию по случаю бракосочетания. Представление о Церкви как о невесте Христовой углубляется в посланиях ап. Павла, а также в Откр.
В раннюю христианскую эпоху, когда на брак еще смотрели как на договор и не считали его таинством, девственность признавали высшим и наиболее угодным Богу состоянием. Еслиженщина после смерти мужа отказывалась от повторного брака,то считалось, что она избрала второй по благочестию и высоте путь христианской жизни, тогда как жизнь в браке занимала на этой шкале ценностей лишь третье место. Т.о., довольно долго ранняя Церковь отдавала предпочтение безбрачию в ущерб семейной жизни, вопреки тому, что институт брака одобрял сам Иисус Христос.
Н. W. PERKIN (пер. В.Р.) Библиография: W. R. Smith, Kinship and Магriage in Early Arabia: E. Westermarck, History of Human Marriage, ?111; R.H.Kcnnctt, Ancient Hebrew Life and Social Custom, M. Burrows, The Basis of Israelite Marriage; L.M. Epstein, Marriage Laws in the Bible and the Talmud and Sex Laws and Customs in Judaism; E. Neufeld, Ancient Hebrew Marriage Laws; A. Van Selms, Marriage and Family Life in Ugaritic Literature; L. Kohler. Hebrew Man; D. S. Bailey, The ManWoman Relation in Christian Thought; P.H.Goodman, The Jewisch Marriage Anthology; W. Lacey, The Family in Classical Greece.