Повторный брак

Найдено 1 определение
Повторный брак
(Remarriage).
Проблема повторного брака очень непроста  она затрагивает аспекты библейской экзегезы, моральных оценок, пастырской психологии. Дозволяется ли повторный брак в Св. Писании? Существуют ли ситуации, когда повторный брак морально оправдан? Будет ли он в этом случае мудрым с пастырской точки зрения?
Экзегетический аспект. Наши воззрения на развод тесно увязаны с экзегетическими выводами. Согласно в.з. законодательству, повторный брак допускается (Втор 24:14), хотя запрещается возвращаться к первому мужу (в том случае, если со вторым мужем женщина также разведется). Христиане высказывали различные мнения о воззрениях, представленных в НЗ. Обратимся к синоптическим евангелиям (Мф 5:3132; 19:34; Мк 10:23; Лк 16:18). Запрещает ли Иисус всякий повторный брак, считая его прелюбодеянием? Не означает ли "исключение" ("к-ром е вины блудодеяния" в Мф 5:32; 19:9, что в таком случае муж может расстаться с женой без права на повторный брак? Или Иисус подчеркивает божественный идеал брака  неразрывный завет, но одновременно полагает, что развод есть возникающая время от времени трагичеекая реальность, порожденная грехом? Если принять такую точку зрения, то она подтверждает право на повторный брак. Некрые христианские ученые доказывают, что Иисус употребил слово, переведенное как "развод", в значении "отделение", "расставание" и ни о каком повторном браке речи не шло. Однако неизвестно, чтобы во времена Иисуса существовало расставание супругов без последующего вступления в брак (если только Он сам не ввел эту практику). К-ром е того, Иисус излагает свое учение в контексте Втор 24 (где повторный брак считается возможным), беседуя с фарисеями, крые также предполагали возможность повторного брака, и вряд ли бы Его ктото понял, если бы Он запретил повторный брак без соответствующих разъяснений.
Апостольские отцы, кажется, проявляли полное единодушие, запрещая вступать в новый брак после развода, хотя здесь еще надо подумать, руководствовались ли они экзегезой Св. Писания или аскетическими идеалами, крые преобладали в ту эпоху. Римская церковь всегда официально отвергала вступление в новый брак, что вполне соответствовало ее стремлению вообще запретить развод. Вместе с тем у католиков разработаны определенные формальные процедуры, посредством крых некрые браки можно отменить, напр.. Церковь вправе объявить брак изначально недействительным. В этих случаях каждый из бывших супругов после гражданского развода может снова вступить в брак. Православные, нонконформистские церкви и некрые ветви Англиканской церкви иногда разрешают верующим вступать в брак после развода, хотя до недавнего времени официально Англиканская церковь решительно это отвергала.
Моральный аспект. Допустим, что в некрых обстоятельствах развод разрешен как последний вынужденный шаг, когда супружеские отношения разрушены. Всегда ли оправдан повторный брак в свете такого развода? Ведь можно развестись снова, как было с Иродом (возможно, именно этого опасается Jlyка, когда употребляет столь сильные словав Лк 16:18). Есть люди, чей развод вызван явным нежеланием хранить брачные обеты. Одни, рано вступив в брак, с грустью приходят к выводу, что они "совершили ошибку"; другие, в попытке сохранить брачный союз, обнаруживают, что второй супруг к этому не готов. Нельзя все подводить под одну всеобъемлющую категорию "развода", словно любые ситуации в моральном плане абсолютно тождественны. Тем не менее из НЗ следует, что в принципе над повторным браком всегда нависает тень нарушенного союза, связанного с первым браком. Непременно надо учитывать это обстоятельство даже если разведенные супруги больше не состоят в браке, "одна плоть" оказывается разрубленной. В определенном смысле каждый из супругов свободен для заключения нового брака, но основной моральный вопрос состоит в том, не разрубает ли новый брак важнейшее обязательство, завет предыдущего брака, крый еще может осуществиться. Очень важно, существует ли возможность примирения с первым супругом. Важнейшее значение имеют обязанности по отношению к детям; их непременно надо учитывать, решая вступить в повторный брак. Наконец, социальные аспекты брака требуют поддерживать стабильность брачных уз и семейных устоев в обществе. Нужно понимать, что благо, к-рое дает повторный брак в каждом отдельном случае, сопряжено с угрозой, крую несет повторное супружество общественному институту брака.
Пастырский аспект. Остается рассмотреть пастырский аспект, крый и сейчас играет существенную роль,  даже в том случае, когда повторный брак допускается, решение вступить в него не обязательно считать мудрым. Многие браки рушатся именно потому, что супруги не хотят сохранять верность друг другу и исполнять семейные обязательства. Хороший христианский брак может создать атмосферу, помогающую человеку обрести зрелость и избавиться от детских травм, но плохой брак может сделать раны еще более глубокими и разбудить неведомые сознанию страхи. Развод порождает боль, вину и горе, крые, вкупе с ощущением непрочности, действуют на некрых людей очень тяжело. Можно прямо спросить, будет ли второй брак успешнее первого. Нередко тут нужна особая пастырская помощь. Неудача в браке ставит перед некрыми людьми вопрос о терапии или о пастырском попечении и заставляет серьезно подумать о будущем безбрачии.
Разумеется, найдутся люди, для крых повторный брак свидетельствует о Божьем прощении и помогает понять, как необходима и неисчерпаема Его милость. Церковь должна лечить людей, пришедших к разводу, поддерживать, наставлять и создавать благоприятный климат, крый помог бы осознать, как нуждаемся мы в благодати и можем ли ее обрести.
Перед частью церковных деятелей стоит вопрос о том, допустимо ли освящать повторный брак. Идя на такое освящение, мы фактически одобряем тяжкий грех развода; отказывая в нем, проводим более жесткую линию, чем предусмотрено Св. Писанием, и не исполняем заповеди прощения. Институциализировать двойную функцию Церкви  функцию пророка, раскрывающего волю Божью о нерушимости брака, и функцию пастыря, возвещающего Евангелие милости и прощения,  нелегкая задача. Возможно, всякое благословение повторного брака должно включать элемент, отличный от обычного брачного обряда,  слова покаяния запрошлые грехи, крые должны произнести и вступающие в брак, и вся община. Тогда получило бы литургическую окраску то, что повторный брак омрачен тенью разрушенного первого союза и что грех, в известной мере,  плод индивидуальной ответственности. Вместе с тем грех связан с общественными структурами, крые порой возлагают на брак слишком большое бремя, что и приводитккраху.
Сколь бы правильным ни оказалось решение вступить в повторный брак в каждом конкретном случае, это не снимает с Церкви одну из ее важнейших обязанностей в данной сфере  искать возможные пути воспитания и поощрения тех личных качеств, крые, даже под давлением современного общества, помогают сохранить верность и преданность в супружеской жизни, а также путей, на крых как можно меньше будут действовать факторы, подрывающие прочность брака.
D.J. Atkinson (пер. Ю.т.) Библиография: J. С. Laney, The Divorce Myth: S. A. Ellisen, Divorce and Remarriage in the Church: D.J. Atkinson, To Have and to Hold: A.R. Winnett, Divorce and Remarriage in Anglicanism and Divorce and the Church; G. W. Bromiley, God and Marriage.
См. также: Развод; Раздельное жительство супругов; Брака, теология.

Источник: Теологический энциклопедический словарь