БРАХМАН

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Брахманы
санскр. "брахма", "абсолют", высшее божество) - представители касты жрецов, духовенства.

Источник: Философия политики: глоссарий

БРАХМАН
категория инд. идеалистич. философии, гл. обр. веданты, обозначающая безличный абсолют, лежащий якобы в основе всех вещей.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БРАХМАН
в индийской философии — душа как выражение универсальной жизни. Противостоит атману — индивидуальной душе каждого человека.

Источник: Философский словарь

Брахман
санскр. средн. род, не путать с "брахманом" как "представителем касты жрецов", муж. род.) - в индуизме означает "абсолют", "высшую реальность", "бытие".

Источник: Философия политики: глоссарий

Брахман
одно из центральных понятий древнеиндийской философии, означающее духовное начало, абсолют, лежащий в основе всего существующего, высшая объективная реальность.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Брахман
одна из основных категорий индийской философии, означающая Абсолют, бесконечное вечное духовное первоначало мира, объединяющее мир, одухотворяющее все, что существует в мире.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

БРАХМАН
одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего; член высшей жреческой касты.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

БРАХМАНЫ
Санскр.) Священные Книги индусов. Труды, созданные
браминами и для них. Комментарии тех частей Вед, которые
предназначались для ритуального использования и руководства
"дважды рожденными" (Двиджа), или браминами.

Источник: Теософский словарь

Брахман
др. – инд.) – 1. Высшая объективная реальность, абсолют, в котором все возникает, существует и прекращает существование (безличный Б.). 2. Верховный бог, творец всего сущего (личностный Б.). 3. Наименование члена варны индийских жрецов.

Источник: Мифологический словарь

БРАХМАН

- единое Высшее начало всего существующего, лежащее в основе всех вещей; абсолютно духовное согласно древнеиндийской философии, не определимое с помощью каких бы то ни было земных образов и понятий, не постигаемое ни чувствами, ни разумом, но приоткрывающееся на высших взлетах религиозной интуиции.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

БРАХМАН
(санскрит.) – 1) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, обозначающее абсолютное духовное начало, лежащее в основе всего существующего. Закрыто для постижения обычным сознанием, но открывается натренированной религиозной интуицией немногих избранных; 2) член высшей жреческой касты.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

БРАХМАН
санскр.) - 1) представитель высш. верны и касты в Индии, профес. жрец в брахманизме и индуизме. Б. монополизировали изучение и толкование древнейших литературно-религ. памятников Сев. Индии — вед и культовую деятельность; 2) в ре-лиг.-филос. идеалистич. учении веданты — безликое божество, абсолют, являющийся якобы единств. реальностью, лежащей в основе иллюзии мира.

Источник: Атеистический словарь

БРАХМАН
У индийцев высшая объективная реальность, абсолют, творческое начало, в котором все возникает, существует и прекращает существование. Тождество Брахмана и Атмана — кардинальное положение индуизма. Кроме того, Брахман — верховный бог, творец, эпитет Брахмы.
Также брахман — жрец, ученый, учитель, принадлежащий к варне брахманов, «дваждырожденный», то есть прошедший ритуал посвящения, своего рода второе рождение. Брахманы имели право обучать других, совершать жертвоприношения, принимать жертвы, дарить земельные наделы и т. д.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Брахман
слово среднего рода, используемое для обозначения магической или священной силы, присутствующей при ритуальных жертвоприношениях религии Вед. Также от этого слова происходят слова брахман или брамин - наименование служителя из касты священников, отвечающей за выполнение священных ритуалов. В некоторых Упанишадах брахманом названа вселенная, в других брахманом считается личный бог, а также Атман (вечное «я» внутри человека). В средневековом индуистском богословии велись споры о том, какова природа брахмана. Одним из самых важных считается спор между Сансарой, отрицавшим наличие в нем личностных качеств, и Рамануя, считавшим брахмана личностью.

Источник: Новые религиозные движения.

БРАХМАН
(санскр. brahman, тиб. bram ze, tshangs pa, священнослужитель, бог) — 1) в брахманизме и индуизме жрец, представляющий высшее сословие (варна) индийского общества; 2) название класса богов всех религий Индии; 3) в индуизме обозначение Абсолюта; 4) в буддийских текстах эпитет состояния архата и др., например, брахма-вихара обозначает чистую, незапятнанную жизнь. В «Дхаммападе» (385–423) Буддой сказано: «Я называю Б. того, кто бесстрашен и свободен от привязанностей, преодолевает желания, кто достиг высшего блага, кто свободен от гнева, кто говорит правдиво, обладает великой мудростью, кто знает своё прежнее существование и видит небо и преисподнюю».

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Брахман
др.- инд. brаhman), так же по значению совпадает с Брахмой. Имеет второе устойчивое значение. Оно может быть сведено к высшей объективной реальности. Понимается как абсолютное творческое начало, в котором осуществляется возникновение, прохождение и уничтожение. Противоположностью выступает атман — духовное движение. Так же как последнее, оно не может быть определено в положительной, конкретной форме. И Брахман и Атман чаще определяются отрицательно: «не то, что это». Единство Брахмана и Атмана выступает условием описания картины мира, человеческих отношений, которые характерны для индуизма. Их сходство и различие позволяют выразить это представление о мире.

Источник: Человек и общество. Культурология

БРАХМАН
(Brahma[n]; санскр. — «священная сила») — первоначально это слово означало заклинание, затем силу, которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношений, и, наконец, существующий творческий и утверждающий принцип мира, который все созидает, поддерживает, хранит и затем снова возвращается к самому себе. Со времени упанишад спекуляции об отношении брахмана к самости (см. Атман) отдельного существа составляют главную тему веданты. См. также Индийская философия.
S. Radhakrishnan. Indian Philosophy, I—II, London, 1923— 1927, dt. 1955—1956; H. v. Glasenapp. Die Religionen Indiens, 1944, 1956 (KTA 190); W. Kirfel. Symbolik des Hinduismus u. des Jinismus, 1959; S. P. Basu. The Concept of B., Delhi, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БРАХМАН
санскр. brahman, первоначально—молитва)—одно из системообразующих понятий индийской мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов, структурировавшее мифологические (Брахман персонифицируемый в виде божества Брахмы), ритуалистические и мистические парадигмы всей «ортодоксальной» религиозной традиции Индии, начиная с Брахман, Араньяк и Упанишад (см. Веды). Брахман, отождествляемый (согласно этим текстам) с Амманом как духовным ядром индивида, «обеспечивает» панентеистическую картину мира в индуизме, а в философских школах веданты претворяется в Абсолют как универсальное мировое сознание, онтологически трансцендентное и одновременно имманентное миру. Показательно, что парадигма Брахмана как общеиндийская «универсалия мысли» воспроизводится и в махаянском буддизме, который оппонировал ей на доктринальном уровне (ср. шушмта, татхата —

Источник: Новая философская энциклопедия

БРАХМАН
1. Неточно - брамин, браман. Жрец, представитель высшей касты в Индии. Прослойка профессион. жрецов выделилась уже период становления классовых отношений в Сев. Индии (I тысячелетие до н. э.), заняв высокое положение в обществе. Однако лишь в поздневедич. период, с введением культа Брахмы и усложнением ре лиг. ритуала, обязанности жреца стали наследств. профессией и Б. составили особое сословие (см. Варна). Б. монополизировали изучение Вед, объявив их язык (ведич. санскрит) свящ. языком, пользоваться к-рым могут лишь Б., и утверждали, будто они могут влиять на богов. В наст. вр. многочисл. Б. бывают заняты не только культовым служением, но и др. видами деятельности.
Однако многие из них ведут целиком паразитич. жизнь за счет верующих. 2. Б., в веданте, - безличный божеств, абсолют, будто бы представляющий единств, реальность и лежащий в основе видимого мира, истолковываемого как всего лишь иллюзорное проявление Б.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

БРАХМАН
(букв, рост, развитие) — абсолютная высшая реальность. В эпоху вед термин Б. обозначал силу, содержащуюся в священных молитвенных возглашениях. В полной мере представление о Б. развивается в упанишадах. Б. — это начало бытия, которое нельзя рационально помыслить, определить или описать. С другой стороны, Б. содержит в себе все возможные совершенства. Часто Б. отождествляется с мистическим первослогом Ом. В индуизме Б. как запредельная первооснова соединяется с представлением о всемогущем Боге (см. Бхагавадгита). В веданте Шанкары выделяются два взаимосвязанных аспекта Б. — ниргуна-Б. («Б. без качеств») и сагуна-Б. («Б. с качествами»), причем функции Бога отведены именно сагуна-Б. НиргунаБ. — безличный абсолют, чистое сознание, источник освобождения. В кришнаизме Б. находится на более низкой ступени, чем личность Кришны, и понимается как безличный свет, исходящий от Бога. В тантризме Б. отождествляется с Шивой. Часто Б. описывается здесь как Парабрахман (запредельный Б.), пребывающий в себе и для себя. Но тем не менее Б. также тесно связан через свою энергию (Шакти) с реальностью физического мира.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

БРАХМАН

        (от санскр. Корня "расти") — в древнейших ритуальных текстах — священное слово, молитва. Затем значение быстро спиритуализируется, и уже в ранних упанишадах Б. есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая к-рую человек достигает джняны и мокши. Б. оказывается в духовном опыте тождественным Атману, т. е. индивидуальному духу. Описывается исключительно апофатически: то, что вне времени, пространства, слов, образа, нетленное, нестановящееся, немыслимое (им мыслится), невидимое (им видится) и пр., т. е. в итоге — "не то, не то " (нети, нети). Эта формула, одно из "великих речений" упанишад, является, наряду с другими, инструментом познания Б., т. е. осознания себя в существе своем как Б. Это главное, экзистенциальное отношение к Б. В сфере же философской рефлексии Б. сопоставим с безличным богом философов, с гегелевской абсолютной идеей и т. д. Б. — важнейшее понятие всех школ веданты, но уже с Шанкары различается бескачественный Б. (о нем речь выше) и окачествленный, понятый как Господь Бог. В языке упанишад последнему соответствовало то же слово в мужском роде — Брахма, понимавшийся тогда как творец мира.
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

БРАХМАН
1) В древнеиндийской религиозной и философской литературе – духовный Абсолют, безличное духовное начало мира, из которого происходит все остальное. Конкретный проявленный мир возникает из Брахмана и растворяется в нем. Он объективен, но лишен причинно-следственных характеристик и пространственно-временных координат. Постижим только высшей религиозной интуицией, непосредственным озарением, внелогическим усмотрением. Невыразим в ограниченной человеческой речи, способной отображать лишь частности, поэтому даваемые ему определения являются отрицательными (апофатическими): он не то, не то и не это. Брахман – чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием: его внутренним саморазличением и самосознанием является Атман, что позволяет строить высказывания типа «Атман равен Брахману», т.е. Атман выступает субьективным аспектом этого вечного и лишенного формы духовного начала. К фундаментальным качествам Брахмана принадлежит не только сознание, но и вечное блаженство (ананда). 2) Член высшей жреческой касты в Индии. В философской литературе термин «брахман», взятый в этом смысле, практически не употребляется, поэтому в словаре речь везде (если специально не оговаривается) идет о Брахмане как духовном Абсолюте.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

БРАХМАН
санскр. - священная сила) - в умозрении и сопряженных философских учениях Древней Индии на ранних их этапах обозначение ритуальной процедуры, заклинания (древнейшие тексты Вед); позже - это сила, придающая совершаемым жертвенным обрядам должную действенность; в развитой форме - абсолютное духовное начало, имманентное и трансцендентное, внеположенное миру феноменов и познаваемое лишь наивысшей духовной интуицией религиозного плана. (Со времен Упанишад спекуляции об отношении Брахмана к самости отдельного человеческого существа составляют главную тему веданты). Б. - вечно существующий творческий и жизнеутверждающий принцип, который все созидает, поддерживает, хранит, растворяет и затем вновь возвращается к самому себе. Б., будучи недоступен вербальному описанию, невыразим в позитивной терминологии и непостижим любыми логическими системами, как правило, определяется негативно (неслышимый, невидимый, нерожденный, немыслимый, непроявленный, "не это, не это" и т.п.). Подлинная универсальность Б. достижима посредством осознания им самого себя. Обретая в процессе самопознании субъективный аспект, Б. выступает тождественным атману (как объект субъекту и мир - индивиду). Согласно учению Шанкары - кульминации исторической эволюции меры "на-груженности" понятия Б. как мирообъясняющей категории - Б. являет собой образ абсолютного мирового единства.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

БРАХМАН
сс. Безличностное безатрибутное начало. Безличный абсолютный дух. Сущность, творящая самое себя и мир, имеющая различные аспекты и обретающая в процессе творения из себя самой признаки, которые отсутствовали ранее. Бог. Абсолют. Впервые термин встречается в ведах. В упанишадах Брахман — абсолютная единая реальность. Процесс творения цикличен. Брахман то развертывается в мир, то возвращается в исходное состояние. В индуизме он персонифицирован и имеет свою иконографию. Брахман входит в индуистскую троицу (Тримурти) наряду с богами Вишну и Шивой. Брахман — творец, Вишну — хранитель, а Шива — разрушитель мира. В начале каждого нового цикла (кальпа) Брахман творит по следам, сохранившимся в его памяти. Творческий аспект Брахмана (ишвара) в некоторых учениях выступает как самостоятельное божество. В творении принимает участие майя, причина иллюзорного восприятия мира человеком. В результате сс. активности мир предстает как разделенный (бхеда). На уровне высшей истины мир един, и Брахман не имеет признаков (ниргуна-Брахман), но на мирском уровне он воспринимается как обладающий признаками (сагуна-Брахман). Древнейшие определения Брахмана строятся по апофатическому принципу как «не то, не то» (нети, нети), что подчеркивает его неописуемость, трансцендентность, но затем он стал считаться вечным (нитья), непреходящим (акшара), лоном (йони), порождающим мир, блаженством (ананда) и т. д. Согласно одному из мифов, он появился из Золотого Зародыша (хираньягарбха), или из Золотого Яйца, которое плавало в космических водах. Выйдя из него, Брахман создал землю и небеса (сварга). Культ Брахмана как бога называют брахманизмом, его жрецов — брахманами, как и представителей высшего сословия (варна). Брахманы — это произведения, содержащие руководства по совершению ритуалов, обрядов. В джайнизме брахман — зарок, отказ от совершения прелюбодеяний. В буддизме брахманы, брахмы — иллюзорные сущности, воспринимаемые в процессе духовной практики. Будда Шакьямуни боролся с брахманизмом, но среди брахманов у него были единомышленники. Брахманы становились его последователями и учениками. Среди них были образованные люди, стремящиеся к духовному совершенству. «В ком истина и дхамма, тот счастлив и тот брахман». Эти слова, как считают, сказаны Буддой («Дхаммапада»). Термин «буддист» (бауддха) появился позднеё Брахмой называют один из пранических каналов (брахма-нади).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

БРАХМАН
санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос. учениях высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из к-рого возникает мир со всем, что в нем находится. Вместе с тем все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.; сам же он - вне времени и пространства, вне причинно-следств. отношений, свободен от качеств и действий, внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положит. терминах и рамках к.-л. частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно - немыслимый, невидимый, неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерожденный, лишенный образа, безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не постигаемый обычным сознанием или различными рационально-умозрит. конструкциями, Б. познается лишь высшей религ. интуицией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава).
В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится еще скорее к сфере ритуальных понятий. Умозрит. концепция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б. становится единой абс. реальностью, исполненной высшего смысла; трансцендентный бог ранневедийской эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но все, что есть в бытии, в жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв.- золотой зародыш), из к-рого разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа В.- воплощенный и невоплощенный, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный» (Брихадарань-якаупанишада II, 3,1). Истинная универсальность Б. достигается через осознание им самого себя, обретение субъективного аспекта в самопознании - учение о тождестве Б. и атмана, объекта и субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Б.», «это Б., это атман», «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества: «это - ты» (tat tvam asi). При· всем этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен ему. Реальность Б. является как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство (ананда).
Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно Шанкаре, Б.- это чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе все. По отношению к эмпирич. миру множественности Б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель, как сагунаБ. (т. е. Б. многих качеств). С трансцендентной же т. зр., осознающей иллюзорность этого мира, Б. предстает как абс. бытие, лишенное к.-л. атрибутов, как ниргунаБ. (т. е. Б. без качеств). Учение Шанкары о Б.- высшая точка в развитии этого понятия как образа абс. единства. Рамануджа в ряде вопросов уже отступает от этой идеи (учение о самообнаруживающемся Б. в его соотношении с майей, об абс. единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении бога и Б., единству к-рого присущи различия и т. д.- см. Вишиштаадваита).

Источник: Советский философский словарь

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

“учение Шанкары: Брахман как взгляд и хвост (на материале комментария Шанкары к «Брахма-Сутрам» Бада

Исаева Н.В.
Читать PDF
0.00 байт

Определениe Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к

Предтеченская Юлия Владимировна
В статье анализируются проблемы понимания природы ананды-блаженста как атрибута Брахмана, а также статус катафатических определений Абсолюта в Упанишадах и в комментариях Шанкары и его ученика Сурешвары к «Тайттирия упанишаде».
Читать PDF
0.00 байт

Приложение: брахмасутрабхашья

Читать PDF
0.00 байт

"Адхикарана-саравали" как компендиум "Брахма-сутр" в системе вишишта-адвайта-веданты

Сафина Наталья Алексеевна
«Адхикарана-саравали» важнейшее философское сочинение вишишта-адвайта-веданты, представляет собой компендиум ведантийской классики «Брахма-сутр» Бадараяны.

Похожие термины:

  • АТМАН и БРАХМАН

    основные космологические категории традиционной индийской философии. Появляются в Упанишадах, обозначая переход от мифологического, персонифицированного осмысления мироздания к категориальны
  • ПЕРИОД БРАХМАН

    Санскр.) Один из четырех периодов, на которые ведийская литература разделена востоковедами.
  • ШАБДА БРАХМАН

    Санскр.) "Непроявленный Логос." "Веды"; "Эфирные Вибрации, рассеянные по всему Пространству".
  • Брахман (Атман)

    одно из центральных понятий философии Древней Индии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего. Имеет различные толкования: от полно
  • БРАХМАНЫ 1

            высшая варна в древнеиндийском об-ве, обязанностями к-рой было: учить и учиться, совершать жертвоприношения для себя и для других, раздавать и получать дары. Правитель (раджа, кшатрий) долж
  • БРАХМАНЫ 2

            (объяснение Брахмана) — часть ведийского канона, шрути (см. ВЕДЫ), прозаич. тексты, содержание, разъяснения и толкования жертвоприношений, ритуальные, мифологич. Комментарии к Ведам. Сущест
  • АДБХУТА БРАХМАНА

    Санскр.) Брахмана чудес; описывает чудеса, предсказания и различные феномены.
  • БРАХМА-СУТРА-БХАШЬЯ

    основное сочинение Шанкары, его комментарий на один из теоретических источников веданты—«Брахма-сутры». См. в ст. «Брахмасутры» и Адвайта-веданта.
  • БРАХМА

    одно из лиц божественной троицы (тримурти) в индуизме — Брахма, Вишну, Шива. Считается высшим творческим началом.
  • БРАХМА КУМАРИ ВСЕМИРНЫЙ ДУХОВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    международная общественно-религиозная организация, возникшая в Карачи в 1937 г. Основал Б.К. торговец и ювелир Дада Лекхрадж (1876— 1969), имевший серию мистических видений. Последователи Лекхраджа обож
  • БРАХМА-СУТРЫ

            (также "Веданта-сутры", "Шарирака-сутры", "Уттара-миманса") Бадараяны (приблиз. V— II вв. до н. э.) — один из фундаментальных, наряду с упанишадами и ´ Бхагавадгитой", источников для всех напра
  • БРАХМА ВИДИА

    Санскр.) знание, эзотерическая наука о двух Брахмах и их истинной природе.
  • БРАХМАЧАРЬЯ

    принцип целомудрия. Означает чистоту помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах. Этимологически «брахмачарья» – это стремление к Брахме (Богу и Ведам) и путь воздержания. В обычной жиз
  • БРАХМАЧАРИН

            ученик; первая возрастная ступень в 4 стадиях жизни (ашрама). Юноши трех высших варн вступали в нее после совершения обряда инициации (упанаяна). На 7-м году жизни или, как сказано в текстах, "
  • БРАХМАДЖНАНИ

    Санскр.) Обладающий совершенным Знанием; illuminatus на эзотерическом языке.
  • Брахмалока

    сс. Мир (лока) Брахмы. «Седьмое небо». В индуизме — рай. Термин впервые встречается в упанишадах. Согласно веданте, души праведников, сопровождаемые богами, уходят в брахмалоку по пути богов (деваян
  • БРАХМАНАСПАТИ

    Санскр.) Планета Юпитер: божество в "Риг Веде", известное в экзотерических сочинениях как Брихаспати, чья супруга Тара была похищена Сомой (Луною). Это повело к войне между богами и Асурами.
  • Брихаспати, Брахманаспати

    У индийцев божество молитвы и жертвоприношения. Этот бог дарует богатство и сыновей, щедр к жертвователям и певцам, непримирим к лжи и врагам. Брихаспати — божественный жрец (пурохита или брахман).
  • Брахманда

    др. – инд.)  – космическое яйцо, плавающее в первозданных водах. Из Б. вышел Брахма, появившийся там в виде золотого зародыша.
  • БРАХМАНИЗМ

    2-я стадия (1-е тыс. до н.э.) формирования индийской религии – индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов. Верховные боги – Брахма, Ви