БРАХМАНИЗМ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БРАХМАНИЗМ
господствующая религия в Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах восходит к ведам. Как мировоззрение брахманизм основывается на идее мира, созданного Брахмой из несотворимого и непреходящего первовещества, который находится в вечном круговороте и снова превращается в эту первоматерию.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Брахманизм
2-я стадия (1-е тыс. до н.э.) формирования индийской религии – индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов. Верховные боги – Брахма, Вишну и Шива. Религию отличают сложный ритуал, строгая обрядовая регламентированность жизни, аскетические подвиги и др.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

БРАХМАНИЗМ
религия древних брахманов (1 тыс. до н. э.). Большое место занимали абстракции, элементы философского анализа. Это привело к появлению идеи Брахмана-Абсолюта (Высшая абсолютная реальность), к разработке кардинальных проблем бытия. Сложные ритуалы, совершаемые брахманами (жрецами, имеющими исключительное положение), строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги, рассматривались как средство, обеспечивающее по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансары) и конечное освобождение от цели перерождений.

Источник: Культура и межкультурное взаимодействие 2018

БРАХМАНИЗМ
религия в Др. Индии, явившаяся, по существу, дальнейшим развитием ведич. религии в период становления раннего рабовладения. В св. лит-ру Б. входят Веды и обширные к ним комментарии (брахманы, арнья-ки, Упанишады). Б. давал религ. обоснование делению общества на верны, учению о переселении душ. Важнейшими добродетелями Б. считал беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхар-мы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Все это якобы создает благоприятную карму и ведет к новому, лучшему перерождению, а в конечном счете — к слиянию с высш. абсолютом — богом-творцом Брах-мой. ибо все живые существа лишь его частицы. Нарушение же требований дхармы приводит к несчастливым перерождениям. В Б. сохранилась вера в осн. богов ведич. религии, хотя нек-рые их функции изменились, отражая клас. расслоение общества.

Источник: Атеистический словарь

БРАХМАНИЗМ
(Brahmanismus; «учение брахманов», жрецов) — господствующая религия Индии, выступающая в настоящее время в форме индуизма; в своих догмах эта религия восходит к Ведам, хотя между ними существует большое расхождение. В брахманизме имеются различные направления: монотеизм, пантеизм и даже атеизм. Как мировоззрение брахманизм представляет собой эволюционизм: мир создается брахманом из несотворимого и непреходящего первовещества (пракрита) и в вечном круговороте снова превращается в эту первоматерию. Брахманизм включает в себя шесть ортодоксальных систем: миманса и веданта, санкхья и йога, вайшешика и ньяя (см. Индийская философия). Однако, несмотря на основное требование брахманизма — соблюдать и уважать принцип кастовости, и в особенности высокого положения касты брахманов, — для него характерна терпимость по отношению к другим политическим и теоретическим убеждениям.
v. Glasenapp. Die Religionen Indiens, 1944, 1956 (KTA 190); H. v. Glasenapp. Die Philos. der Inder, 1949, 1985 (KTA 195); S. Radhakrishnan, С. A. Moore (edd.). A Source Book in Indian Philosophy. Princeton, 1957; J. Gonda. Die Religionen Indiens, 1960; H. v. Glasenapp. Die Literaturen Indiens, 1961 (KTA 318); P. T. Raju. The Philosophical Traditions of India. London, 1971.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

БРАХМАНИЗМ
Культ Брахмана. Достиг расцвета в VIII—V вв. до н.э. в период взаимодействия арийской и ведической культур, формирования новой государственной структуры и разделения общества на сословия, касты (варна). В этих условиях брахманизм сыграл стабилизирующую, положительную роль в сохранении национального самосознания. В разработке единой национальной идеи на основе новых концепций и моделей принимали участие мудрецы (риши). Возникла угроза образования теократического государства во главе со жречеством, и между брахманами и светскими властями началось противостояние. Появление буддизма, джайнизма, течения адживиков ослабляло брахманизм. Возрос авторитет отдельных мудрецов-философов. Многие брахманы вступали в буддийские общины. Брахманизм постепенно «растворился» в индуизме, а Брахман стал играть роль рядового персонифицированного бога, имеющего свою иконографию и конкретные функции. Брахманизм называют смартизмом, т.е. учением, опирающимся на тексты, созданные ранее. (смарта), на веды, литературу воспоминаний (смрити), пураны и упанишады. Собственной философской концепции и литературы брахманизм не создал. Термин «брахманизм» иногда выступает как синоним индуизма, который кроме культа Брахмана включает культы Шивы, Вишну, Шакти и других многочисленных богов.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

Брахманизм
религия древних индийцев, явившаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого об-ва. В свящ. литературу Б. входят Веды и обширные комментарии к ним («брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8 – 6 вв. до н. э. Б. давал религ. обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (сословие) брахманов. Членам каждой из четырех варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила поведения, права, гражданские и религ. обязанности (дхарма). Б. учил, что наряду с ведическими богами существует высший абсолют — бог-творец Брахма, к слиянию с к-рым должны стремиться бессмертные души всех живых существ, являющиеся частицами Брахмы. Но на пути к этой конечной цели стоит бесконечный ряд переселений души, к-рая может воплощаться в самых разнообразных формах — начиная от растений и животных и кончая брахманами, царями и даже небожителями. Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались: беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Выполнение этих предписаний вело якобы к новому, лучшему перерождению души, а нарушение требований дхармы — к новым несчастливым перерождениям. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Б. стал основой формирования индуизма.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

БРАХМАНИЗМ
др.-инд. религия, возникшая в нач. I тысячелетия до н. э. как дальнейшее развитие ведич. религии. Зарождение Б. знаменовало выработку единообразия в религ. канонах. Этот процесс произошел в первую очередь в наиболее развитых раннерабовладельч. гос-вах Сев. Индии и был связан со становлением кастового строя и упрочением обществ, и экономич. позиций жреч. сословия - брахманов. Каноном норм поведения людей жрецы объявили Веды, запись к-рых была произведена жречеством в его тенденц. обработке. Постепенно был выработан сложный религ. ритуал. Обязанности брахмана стали наследств. профессией. Б., будучи религией классового общества, узаконивал и освящал царскую власть, социальное неравенство, разделение общества на варны и касты, к-рые объявлялись божеств, установлением. Высшими среди высших в обществе брахманы объявляли себя. Религ. обоснованием социального неравенства в Б. явилось учение о дхарме, т. е. об обязанностях членов каждой варны. В связи с этим были также четко определены и разграничены занятия, права и привилегии каждой варны. Получили также развитие идеи о сансаре и карме, к-рые впоследствии стали важнейшими идеями индуизма. Согласно Б., первопричина вселенной - существующая вне нее единая бессмертная душа, а ее частицей является душа человека. Когда человек умирает, учили брахманы, его душа переселяется в другое, рождающееся тело. Это учение о трансмиграции душ (сансара, см. также Переселение душ), заняло важное место в богословии Б. Переселение души каждого человека, по учению брахманов, происходит до тех пор, пока она не освободится от всех недостатков и не растворится во всеобщей душе. Учение Б. о карме (воздаянии) дополняло доктрину о сансаре. В соответствии с этим учением, душа возрождается в телесной оболочке человека более высокого или низкого обществ, положения и даже животного в зависимости от того, как человек выполнял свою дхарму.
Одновременно брахманы выдвинули также учение о божеств, троице (см. Триму рти), в к-рой выделялся высший бог Брахма. Вместе с тем Б. оставался политеистич. религией; в его пантеон вошли мн. ведич. боги. В дальнейшем сословно-кастовый строй стал тормозом развития рабовладельч. государств Др. Индии. В связи с этим Б. уже не мог оставаться господств. религией др.-инд. общества. В сер. I тысячелетия до н. э. возникли новые вероучения - буддизм и джайнизм, к-рые с течением времени оттеснили Б. на второй план. В раннем средневековье, однако, Б. возродился в обновленном виде как индуизм.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

БРАХМАНИЗМ

        ступень в развитии ре лиг. мышления древней Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму. Названа по имени жреческой варны — брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам (см. БРАХМАНЫ 1). Б. сложился в осн. чертах в период приблиз. с VIII по II в. до н. э. в двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии ариев с местными культами. К этому времени язык древних ведийских текстов стал малопонятным, а в филологич. отношении мертвым. Выделился особый класс людей — брахманов, специалистов в толковании текстов и ритуалов, в объяснении цели и смысла обрядовых действий. Одновр. усложнялся ритуал и техника его исполнения, усложнялся и видоизменялся пантеон, мифология и т. п. Но все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочивание космогонии и теологии. В пантеоне на первый план вышел Праджапати—бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творч. силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его. Эта идея получила дальнейшее мифологич. развитие в концепции индуистской триады тримурти. Праджапати осмысливается и как жертва, из к-рой создается мир. Вследствие этого жертвенное действие понимается как нечто большее, чем одна из форм ритуальных процедур: она приобретает космогонич. измерение. Космогония в Б. получила циклич. характер с введением в нее идеи мировой катастрофы — пралаи. С функцией брахманов-жрщов было связано развитие символич. стороны ритуала, а также выделение действующего начала всех ритуальных процедур и одновременно субстрата всех вещей в мире. Именно в этом направлении смещаются акценты: "речью и умом движется (букв, "вращается") жертва". Отсюда следует, что эффективность ритуальных процедур (песнопений, рецитации гимнов, произнесения священных формул и т. п.) повышается при концентрации внимания на опред. мифологеме, на мифич. образе — символич. прототипе совершаемого ритуального действия. Т. обр. в ритуале выделилось три осн. компонента: физическое действие, речевое сопровождение и ментальное усилие. Соотнесение действий ритуала с мифологич. прототипом символич. оправдывало и подкрепляло всю деятельность жреца-брахмана. Брахманическая картина мира характеризовалась главными чертами всякой ритуализованной картины бытия. Согласно ей, существует два мира: мир богов и мир людей, сакральный и профанный. Единственная возможность для людей обрести реальность, опору в жизни—перейти в мир богов, а это возможно лишь в ритуале. Так человеческая жизнь получала онтологич. прочность и истинность. Знание крайне сложного и запутанного ритуала делало положение брахманов высоким и прочным и приравнивало их к богам.
М. Альбедиль

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

БРАХМАНИЗМ
религия раннерабовладельч. общества в Индии, сложившаяся в 1-й пол. 1-го тысячелетия до н.э. В отличие от верований предыдущего периода (см. Ведическая религия), Б. присущи уже очень сложные религ. представления, утверждающие иллюзорность и преходящий характер всего сущего. В священных книгах Б. – Махабхарате, Брахманах, Упанишадах, Араньяках и др. – было разработано учение о брахмане – безличной, бестелесной и бескачеств. субстанции, к-рая лежит в основе всего существующего. Проявлением заложенных в брахмане творч. начал является периодич. возрождение и гибель мира, к-рый уходит в брахмана для того, чтобы затем снова возродиться из него. Наряду с этими идеями в Б. сохранились и первобытные аниминистич. представления (см. Анимизм), напр. о переселении душ, к-рые, однако, с разложением общинных отношений стали переосмысливаться на новой идеологич. основе, в связи с законом кармы, утверждающим посмертные воздаяния человеку за его поступки при жизни. Если человек хорошо исполнял "дхарму" – порядок жизни, определяющий его обществ. положение, – вел добродет. жизнь, его душа попадала в царство богов, если недобродетельную – в ад. После этого в соответствии с законом кармы душа человека должна была возродиться или в теле человека более высокого обществ. положения, или более низкого, или даже животного. Т.о., причиной угнетенного положения труженика объявлялось только его дурное поведение; столь же оправданным оказывалось привилегированное положение знатных и богатых. Спасением души считалось ее освобождение (мокша) – избавление от дальнейших возрождений, соединение ее с брахманом. Добиться этого можно было, лишь овладев совершенным знанием божеств. сущности брахмана, при сосредоточенности мыслит. способностей и при полной отрешенности от внешнего мира. Последнее считалось достижимым посредством умерщвления плоти (тапас). Этим объясняется та большая роль, к-рую играли в Б. отшельничество и аскетизм. Б. освящал гос-во как установленный богами институт, а носителей гос. власти – как богов в человеч. облике. Освящалась как божеств. установление и сословная структура общества – деление его на сословия (варны): жрецов (брахманов), военную знать (кшатриев), рядовых свободных (вайшьев) и неполноценных свободных (шудр). Б. утверждал неравноправное положение женщин, указывая, что и в потустороннем мире душа жены должна следовать за душой мужа. В Б. прежние ведич. божества (Индра, Агни, Варуна, Сурья и пр.) утратили свое значение. На первый план выдвигаются божества Брахма, Шива и Вишну. Пережитком более древних тотемистич. представлений является обожествление животных (особенно коров, обезьян), растений (нек-рых пород деревьев, цветка лотоса) и т.д. Эти элементы древних культов сохранились в Б. благодаря кастовости и замкнутости инд. общин, к-рые "превратили саморазвивающееся общественное состояние в неизменный, предопределенный природой рок и тем создали грубый культ природы, унизительность которого особенно проявляется в том факте, что человек, этот владыка природы, благоговейно падает на колени перед обезьяной Ханумани и перед коровой Сабалой" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 136). С 5–4 вв. до н.э. Б. существует в обстановке роста влияния буддизма. В борьбе с буддизмом, заимствуя у него нек-рые положения, изменился и Б., развившийся в индуизм. Лит.: Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1059; Барт ?., Религии Индии, пер. с [франц.], М., 1897; Радхакришнан С., Индийская философии, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Eliot С. ?. ?., Hinduism and Buddhism, v. 1–3, L., 1921; The history and culture of the Indian people, v. 1 – The Vedic age, L., [1952]; Renоu L., Religions of ancient India, L., 1953; Ruben W., Einf?hrung in die Indienkunde, В., 1954; Williams, Sir ?. ?onier, Brahmanism and Hinduism, 4 ed., 1891. Г. Ильин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.