БРАХМА

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Брахма
одно из лиц божественной троицы (тримурти) в индуизме — Брахма, Вишну, Шива. Считается высшим творческим началом.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

БРАХМА
космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего в индийской философии и религии индуизма.

Источник: Тематический философский словарь

Брахма
Индуистский бог-творец, имеющий более важное значение в мифологии, чем в культе. Вместе с Вишну (Тот, кто хранит) и Шивой (Тот, кто разрушает) иногда составляет триаду (Тримурти).

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

БРАХМА
в индуизме одно из лиц, составляющих наряду с Вишну и Шивой божеств, троицу (тримурти). Первоначально Б. выступал как высш. божество, творец и управитель мира. В позднем индуизме он отступает на задний план, отдавая первенство двум др. членам троицы.

Источник: Атеистический словарь

БРАХМА
в брахманизме и индуизме бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего; заклинание; сила, которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношения; существующий творческий и утверждающий принцип, который все созидает, поддерживает, хранит и затем снова возвращает к самому себе.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Брахма
бог-создатель в индусской традиции, которого нередко объединяют с Вишну и Шивой. В ведических гимнах нет упоминаний о Брахме; бог-создатель здесь - Праджапати. Брахма -слово мужского рода для обозначения брахмана среднего рода или «священной силы», которая и есть предельная реальность. И хотя существует поклонение и Вишне, и Шиве, культа Брахмы как объекта бхакти или посвящения, не существует.

Источник: Новые религиозные движения.

БРАХМА
санскр. - священная сила) - первоначально заклинание, затем сила, которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношении, и, наконец, существующий творческий и утверждающий принцип, который все созидает, поддерживает, хранит и затем снова возвращается к самому себе. Со времени упанишад спекуляции об отношении Брахмы к самости (см. Атман) отдельного существа составляют главную тему веданты.

Источник: Философский энциклопедический словарь

БРАХМА
высший бог в пантеоне индуизма. Появление представления о Б. как творце и блюстителе общего порядка относится к поздневедич. периоду (первая пол. I тысячелетия до н. э.), когда образовалось классовое общество, обособилось и приобрело громадное влияние в общество жреч. сословие брахманов. Брахманы выдвинули и развили идею о божеств, троице - «тримурти», в к-рой Б. выступал как творч. начало. Однако в глазах верующих Б. являлся слишком отвлеченным понятием, и гораздо более широко распространилось почитание двух других богов троицы - Шивы и Вишну.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

БРАХМА
Санскр.) Изучающий должен отличать Брахму, бесполого, от
Брамы, творца мужского рода в индийском Пантеоне. Первый, Брахма
или Брахман, есть безличный, высший и непознаваемый Принцип
Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого все
возвращается, который есть бестелесный, нематериальный,
нерожденный, вечный, безначальный и бесконечный. Он
всеобъемлющий, одухотворяющий как наивысшего бога, так и
мельчайший минеральный атом. Брама, с другой стороны, мужской и
мнимый Творец, лишь периодически существует в своем проявлении и
затем снова погружается в пралайю, т.е. исчезает и уничтожается.

Источник: Теософский словарь

БРАХМА
У индийцев высшее божество, творец мира, глава триады верховных богов индуизма: Брахма — создатель вселенной, Вишну — хранитель, Шива — разрушитель. Брахма — наиболее абстрактное божество триады.
Согласно пуранам и «Махабхарате», Брахма родился в золотом зародыше, плававшем в первобытных водах. Жизнь Брахмы, превышающая жизнь всех других богов, определяет хронологические рамки вселенной. Брахма живет сто «собственных» лет, равных 311 040 000 000 000 человеческих лет. День Брахмы равен всему сроку существования данного мира, а ночь Брахмы равна времени, когда он отдыхает от предыдущего акта творения.
Сыновья Брахмы, рожденные силой духа, — Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу.

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

Брахма
др.-инд. brahma) - в индуистской мифологии высшее божество, творец мира. В архаичных формах Брахма выступал единым в трех лицах: созидания, сохранения и разрушения. В более поздней форме сознания функции были разделены: Брахма создает вселенную, Вишну сохраняет ее, а функция Шивы - разрушать ее. В «Ману-смрити» описывается, как Брахма рождается в яйце, золотом зародыше, который плавает в первобытных водах. Он привел в яйце год (основа календаря), за счет силы мысли раскрывает его; из одной половинки он создает небо, а из другой - землю. Небо и земля разделены воздухом. Затем начинается сотворение остальных частей мира: стихии, боги, звезды, время, радость, множество противоположностей (жизнь - смерть, тепло - холод). Сам Брахма разделяется на мужское и женское начала и т. д. Кроме того, Брахма означает изначальную словесную форму, молитвенную форму, созидающую мир. Специалисты на этом основании связывают семантически слово «брахман» с европейскими корнями, находя параллели в наших культурах.

Источник: Человек и общество. Культурология

Брахма
(творец всего), атман – душа человека, частичка Брахмы, божественная искра, наполненная божественным светом. Душа, прожившая в человеческом теле, оскверняется и после смерти переселяется в другое тело. Сансара – бесконечный поток переселений души (реинкарнация). Куда именно переселится душа зависит от кармы – принцип поведения и воздаяния. Мокша – освобождение души от переселения.
-Религии Древней Индии:
- брахманизм – анимистическая, политеистическая религия (33339 богов),
- индуизм – совокупность религиозных форм, от простейших обрядовых, политеистических до философско-мистических, монотеистических, и обозначение индийского образа жизни с кастовым разделением населения, включая сумму жизненных принципов, норм поведения, социальных и этических ценностей, верований, культов, обрядов. Три основных божества – Брахма, Вишну (страж порядка и закона) и Шива (выступает против Вишну и является разрушителем),
- буддизм – мировая религия, объединяющая от 200 до 250 млн приверженцев. Буддизм возник в Индии в 6-5 вв. до н.э., распространен главным образом в странах Восточной и Центральной Азии. Основателем религии считается Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда). Буддизм существует в нескольких своих разновидностях: хинаяна, махаяна, тантризм, ламаизм. Нирвана – в буддизме и джайнизме – состояние высшего блаженства, абсолютного покоя, которое достигается личными усилиями верующего, направленными на освобождение от всех земных чувств, страстей и привязанностей.

Источник: Культурология. Учебный словарь. 2014 г.

БРАХМА

        один из 3-х верховных богов индуизма, бог — творец и отец др. богов, Прародитель (Питамаха) небожителей, демонов и смертных. Упоминается уже в Ведах, но во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и др. древних богов (исключая Вишну и Шиву). В эпосе Б. выступает как всеведущий и мудрый глава богов, к-рым он дарует власть над различными сферами мироздания, зиждитель и хранитель космич. и морального порядка, установивший осн. социальные инстатуты на земле (прежде всего царскую власть на земле и на небе, где Б. возводит на царство Индру). Б. выступает также как оракул и персонификация судьбы, дарует благополучие и победу, он исполняет все желания великих подвижников, подчиняясь магич. силе аскезы (тапаса). Б. беспристрастен, даруя блага своим потомкам — богам и демонам, но богам обычно помогает советом в борьбе. В позднем эпосе и упанишадах закон кармы умаляет роль Б., так же как возросшее значение Вишну и Шивы, оттесняющих Б. на второй план. Б. воплощает священное слово Вед и рассматривается как персонификация Брахмана, Мировой Души; позднее с Брахманом больше ассоциируется приобретающий универсальную сущность Вишну. В позднем эпосе Б. творит мир по велению Вишну; в индуистской иконографии он изображается сидящим на лотосе, к-рый вырастает из пупа покоящегося Вишну. Зооморфный атрибут Б. и его вахана — гусь: Б. изображается также верхом на гусе или на колеснице, запряженной 7 гусями, как красный бородатый человек с 4 головами, с жезлом и блюдом для милостыни в руках. Супругами Б. называют Савитри, олицетворение свящ. гимна, почитаемую матерью Вед, и Сарасвати, богиню мудрости. Сам Б. "силою духа" порождает 6 (в нек-рых версиях больше) "Владык творений" (Праджапати): Маричи, Атри, Ангираса, Пуластью, Пулаху и Крату, — от к-рых ведут происхождение все живые существа в 3 мирах, включая богов, демонов и людей; к сыновьям Б. причисляется также Дакша. Культ Б. не получил значит, распространения, число святилищ, ему посвященных, невелико, единственный значит, храм — в Аджмере (Раджастхан). Б. посвящается часть возлияния агнихотры, в полдень ему приносится один цветок.
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Брахма
др. – инд.)  – высшее божество, создатель Вселенной, один из триады верховных богов индуизма (тримурти). В Ведах творцом мира называют Праджапати («владыка сущего»), который отождествляется с Б. Среди ипостасей Б. упоминаются Тваштри («творец»), Дхатри («установитель»), Видхатри («распределитель»), Локагуру («наставник мира»), Парамештхин («высочайший»). Б. изображают красным, лотосооким, с бородой, у него четыре тела и восемь рук, в которых четыре веды, жезл, сосуд с водой из Ганга, жертвенная ложка или цветок лотоса, жемчужное ожерелье и лук. Он пребывает на вершине высочайшей горы Меру, а путешествует верхом на лебеде. Согласно мифам Б. зародился в золотом яйце, плавающем в первобытных водах. Проведя в яйце год, он силой мысли разделил яйцо на две половинки. Из одной половинки образовалось небо, из другой – земля, между ними возникло воздушное пространство. Далее появились пять элементов (огонь, вода, земля, воздух, эфир), мысль, затем – боги, жертвоприношение, четыре веды, звезды, время, горы, моря и реки, затем – люди, речь, страсть, гнев, радость, покаяние, набор противопоставлений (жар – холод и т. п.). Сам Б. разделился на две части – мужскую и женскую. После этого были созданы растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Весь мировой порядок контролируется Б., являющимся воплощением творческого принципа существования. Б. живет сто собственных лет («сто лет Брахмы»), равных 311 040 000 000 000 человеческих лет. День Б. равен сроку существования мира, а ночь Б. равна времени его бездействия, когда он отдыхает от предыдущего акта творения. Силой духа Б. рождаются его сыновья – Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Дакша и Бхригу– которые становятся родоначальниками богов и людей. Люди появляются в результате его инцеста с дочерью, созданной им с помощью священного слова из половины своего тела. Б. появляется во множестве мифов в качестве благодетеля: советует, одаривает, утешает, повелевает, исполняет просьбы. Основные мифы о Б.: 1. В виде рыбы спасает Ману во время потопа. 2. Порождает смерть в образе женщины. 3. Порождает Рудру. 4. РождаетНароду из собственного бедра. 5. Участвует в сотворении богини Кали.

Источник: Мифологический словарь

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

"Адхикарана-саравали" как компендиум "Брахма-сутр" в системе вишишта-адвайта-веданты

Сафина Наталья Алексеевна
«Адхикарана-саравали» важнейшее философское сочинение вишишта-адвайта-веданты, представляет собой компендиум ведантийской классики «Брахма-сутр» Бадараяны.
Читать PDF
0.00 байт

“учение Шанкары: Брахман как взгляд и хвост (на материале комментария Шанкары к «Брахма-Сутрам» Бада

Исаева Н.В.
Читать PDF
0.00 байт

Генезис европейского осмысления ведийской онтологии сверхчувственного звука: от имперсонализма Брахм

Сокол Владимир Борисович
В статье предпринята попытка историко-философского анализа рефлексии европейской философской мысли на предмет ведийской онтологии сверхчувственного звука и слушания от апофатической интерпретации упанишад (уровень постижения импер
Читать PDF
0.00 байт

Определениe Брахмана в Упанишадах: апофатический и катафатический подходы (по комментарию Шанкары к

Предтеченская Юлия Владимировна
В статье анализируются проблемы понимания природы ананды-блаженста как атрибута Брахмана, а также статус катафатических определений Абсолюта в Упанишадах и в комментариях Шанкары и его ученика Сурешвары к «Тайттирия упанишаде».
Читать PDF
0.00 байт

Приложение: брахмасутрабхашья

Похожие термины:

  • БРАХМА-СУТРА-БХАШЬЯ

    основное сочинение Шанкары, его комментарий на один из теоретических источников веданты—«Брахма-сутры». См. в ст. «Брахмасутры» и Адвайта-веданта.
  • БРАХМА КУМАРИ ВСЕМИРНЫЙ ДУХОВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    международная общественно-религиозная организация, возникшая в Карачи в 1937 г. Основал Б.К. торговец и ювелир Дада Лекхрадж (1876— 1969), имевший серию мистических видений. Последователи Лекхраджа обож
  • БРАХМА-СУТРЫ

            (также "Веданта-сутры", "Шарирака-сутры", "Уттара-миманса") Бадараяны (приблиз. V— II вв. до н. э.) — один из фундаментальных, наряду с упанишадами и ´ Бхагавадгитой", источников для всех напра
  • БРАХМА ВИДИА

    Санскр.) знание, эзотерическая наука о двух Брахмах и их истинной природе.
  • Брахма-Сутра

    э т о ведущий текст традиций Веданта в рамках индуизма. Эта работа, вероятно, была составлена во II-III вв., что, однако, нельзя утверждать с полной уверенностью. Эти тексты, приписываемые традицией нек
  • БРАХМАНЫ 1

            высшая варна в древнеиндийском об-ве, обязанностями к-рой было: учить и учиться, совершать жертвоприношения для себя и для других, раздавать и получать дары. Правитель (раджа, кшатрий) долж
  • БРАХМАНЫ 2

            (объяснение Брахмана) — часть ведийского канона, шрути (см. ВЕДЫ), прозаич. тексты, содержание, разъяснения и толкования жертвоприношений, ритуальные, мифологич. Комментарии к Ведам. Сущест
  • АДБХУТА БРАХМАНА

    Санскр.) Брахмана чудес; описывает чудеса, предсказания и различные феномены.
  • АТМАН и БРАХМАН

    основные космологические категории традиционной индийской философии. Появляются в Упанишадах, обозначая переход от мифологического, персонифицированного осмысления мироздания к категориальны
  • БХАРАТВАРШИЯ БРАХМО САМАДЖ

            ("Индийский Брахмо самадж") — об-во, образовавшееся после раскола "Брахмо самадж" в 1866 (см. ШЕН, КЕШОБЧОНДРО).Р. Рыбаков
  • БРАХМО САМАДЖ

            (Об щество (почитания) Брахмана") — религ. реформаторское об-во, созданное в 1828 Раммоханом Роем в Калькутте. В деятельности "Б . с." получили воплощение осн. идеи Р. Роя — единобожие, отказ от и
  • БРАХМАЧАРЬЯ

    принцип целомудрия. Означает чистоту помыслов, слов и дел всегда и при всех обстоятельствах. Этимологически «брахмачарья» – это стремление к Брахме (Богу и Ведам) и путь воздержания. В обычной жиз
  • БРАХМАЧАРИН

            ученик; первая возрастная ступень в 4 стадиях жизни (ашрама). Юноши трех высших варн вступали в нее после совершения обряда инициации (упанаяна). На 7-м году жизни или, как сказано в текстах, "
  • БРАХМАДЖНАНИ

    Санскр.) Обладающий совершенным Знанием; illuminatus на эзотерическом языке.
  • Брахмалока

    сс. Мир (лока) Брахмы. «Седьмое небо». В индуизме — рай. Термин впервые встречается в упанишадах. Согласно веданте, души праведников, сопровождаемые богами, уходят в брахмалоку по пути богов (деваян
  • БРАХМАН

    санскр. "брахма", "абсолют", высшее божество) - представители касты жрецов, духовенства.
  • ПЕРИОД БРАХМАН

    Санскр.) Один из четырех периодов, на которые ведийская литература разделена востоковедами.
  • ШАБДА БРАХМАН

    Санскр.) "Непроявленный Логос." "Веды"; "Эфирные Вибрации, рассеянные по всему Пространству".
  • БРАХМАНАСПАТИ

    Санскр.) Планета Юпитер: божество в "Риг Веде", известное в экзотерических сочинениях как Брихаспати, чья супруга Тара была похищена Сомой (Луною). Это повело к войне между богами и Асурами.
  • Брихаспати, Брахманаспати

    У индийцев божество молитвы и жертвоприношения. Этот бог дарует богатство и сыновей, щедр к жертвователям и певцам, непримирим к лжи и врагам. Брихаспати — божественный жрец (пурохита или брахман).