БРАХМО САМАДЖ
"БРАХМО САМАДЖ"
(Об щество (почитания) Брахмана") — религ. реформаторское об-во, созданное в 1828 Раммоханом Роем в Калькутте. В деятельности "Б . с." получили воплощение осн. идеи Р. Роя — единобожие, отказ от идолопоклонства, борьба с разъединяющим индийцев сектантством, стремление найти общую основу для разл. религий. В 1842 главой об-ва стал Дебендранатх Тагор, который активизировал его деятельность, придал ему более строго организованный характер, ввел обряд посвящения и присягу. Влияние "Б . с." стало усиливаться, и вскоре возникли его филиалы вне Бенгалии. В 1866 произошел раскол, и об-во распалось на "Ади Брахмо самадж" и "Бхаратваршия Брахмо самадж" под руководством Кешобчондро Сена.
Р. Рыбаков
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
БРАХМО САМАДЖ
(санскр. - общество Брахмы) - религ.-реформаторская орг-ция, образованная в Бенгалии в 1828. Создание «Б. с.» было одним из первых проявлений роста нац. самосознания в среде инд. бурж. интеллигенции и было связано с возникновением и развитием капиталистич. отношений в стране. В этот период выдающийся бенг. обществ, деятель Рам Мохан Рой разработал новую религ.-филос. систему (с тенденцией к монотеизму) - «брахма-дхарма». Вместе со своими последователями он и основал «Б. с», объединив в нем часть интеллигенции Бенгалии. Приверженцы новой религ. системы отвергали наиболее реакц. стороны ортодоксального индуизма: кастовое деление; самосожжение вдов, полигамию, традиц. обрядовость и т. п. Их деятельность помогала расчищать дорогу новым, капиталистич. отношениям в Индии и в то время имела ограниченно прогрессивный характер. Ныне число последователей «Б. с.» незначительно.
»БРАХМО САМАДЖ»
Общество Брахмы») - бурж. религ.-реформат. об-во в Индии, организованное (1828) выдающимся инд. просветителем 19 в.. Раммоханом Раем. Активными членами «Б. С.» были дед и отец Рабиндраната Тагора. Цель «Б. С.» — объединение передовых сил складывавшейся бурж. нации, подъем культурн. уровня страны, борьба за уничтожение кастовых, расовых, религ. и др. перегородок, за реформу общего образования. Членами «Б. С» был составлены учебник географии, астрономии, геометрии, грамматики и т.д. Средством обществ. переустройства на бурж. началах («по типу Запада») руководители «Б. С.» счщали реформированную религию в духе монотеизма. к-рая должна быть единой, общей, «универсальной» и представлять собой синтез «прогресс. сторон» индуизма, ислама, христианства. .Проповедь реформаторских пей «Б. С.» сыграла видную роль в развитии обществ, жизни Индии, ее лит-ры, науки и культуры. В 20 в. «Б. С.» выродилось в ряд более мелких ндейн. направлений и об-в.
Источник: Атеистический словарь
БРАХМО САМАДЖ
Общество Брахмы") – бурж. реформаторское просветительское общество в Индии. Организовано в Бенгалии в 1828 Раммохан Раем. Движение этого об-ва за религ. и социальные реформы отражало зарождение бурж. идеологии в Индии, попытку переосмыслить инд. религ.-филос, культурные и социальные традиции в свете достижений зап. бурж. цивилизации. Средством обществ. переустройства руководители Б. с. считали реформированную религию. В единстве религий ("универсальная религия" Раммохан Рая охватывала индуизм, ислам и христианство) они видели основу для единства людей, а в европеизации Индии – единств. путь к ее социальному и культурному прогрессу. Среди членов Б. с. были отменены религ. и кастовые различия, мн. вредные обычаи (напр., неприкасаемость, идолопоклонство, самосожжение вдов и др.). Филос. основа Б. с. – монистич. теизм. Высшим назначением жизни признавалась реализация внутр. духа человека. В 1866 Б. с. раскололось на 2 об-ва: Ади самадж (во главе с Дебендранатхом Тагором) и Всеиндийский Брахмо самадж (во главе с К. Ч. Севом). Первое объявило себя приверженцем идеологии Упанишад, второе оказалось под сильным воздействием христианства. Впоследствии движение Б. с. выродилось в ряд более мелких идейных направлений и об-в, существовавших вплоть до 2-й четверти 20 в. Лит.: ?оллан Р., Собр. соч., [т. 19], Л., 1936, с.64–98; History of philosophy, Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan [a. o.], v. 1, L., 1952; Farquhar J. ?., Modern religious movements in India, L., 1929. С. Кедрова. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.