БОГОДУХНОВЕННОСТЬ
Богодухновенность
религ. термин, означающий «внушенный богом». Б. приписывается «священным» книгам различных религий. Тем самым подчеркивается, что они носят божественный характер, внушены авторам свыше. Однако представление о Б. Библии, Корана и др. книг, почитаемых как «священные», опровергается анализом их текстов, к-рый вскрывает множество нелепостей, противоречий, ошибочных положений и т. п.
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ
религ. концепция, утверждающая, что «св. книги» даны людям богом или богами в виде откровения. Сторонники иудаизма считают бо-годухн. Ветхий завет, христиане -Ветхий и Новый заветы, мусульмане - Коран, буддисты - тексты Трипитаки и т. д. Науч. критика показала, что все эти книги являются памятниками культуры, возникшими в определенную историч. эпоху и имеющими земных авторов. В христ. богословии высказывались различные т. зр. на Б. Библии. Часть богословов (Афинагор, Юстин Мученик, Тертуллиан, богословы старой протест, школы 17 в.) считали, что в Библии богодухно-венно не только содержание, но и каждое слово, каждая буква. Др. богословы (Ориген, Епифаний, Иероним, Василий Великий, Иоанн Златоуст) аллегорически толковали нек-рые места Библии. Третья т. зр. высказывается богословами-модернистами, стремящимися ограничить Б. библ. книг их общим содержанием.
Источник: Атеистический словарь
БОГОДУХНОВЕННОСТЬ
по религ. учению - характерная особенность т. н. свящ. книг, состоящая в том, что они якобы представляют собой продукт божеств, откровения и внушены их земным авторам богом - непосредственно или через посредство ангелов. В иудаизме и христианстве богодухновенными считаются библ. книги, в исламе - Коран. Исследование содержания и истории «свящ. книг» любой религии наносит смертельные удары теории Б., поскольку оно раскрывает истор. корни и обществ.-истор. обусловленность этих книг, примитивность и фантастичность их содержания, наличие в них огромн. количества всевозм. противоречий. В связи с этим защитники религии вынуждены идти на сложное маневрирование в вопросе о Б. Многие из них отказываются от прежней концепции т. н. вербального (дословного) откровения и проповедуют теорию, по к-рой богодухновенны в «свящ. книгах» лишь их идеи, а не их словесное воплощение и даже, как считают наиболее крайние представители данной т. зр., не сюжеты их повествований, к-рые, мол, принадлежат земным авторам. Эти маневры лишь демонстрируют полный крах богосл. спекуляций в вопросе о Б.