(Verbal Inspiration). Все, что христиане говорили о богодухновенности Библии до начала Реформации, можно назвать дотеологическими рассуждениями. Впрочем, многие из этих рассуждений ничуть не противоречат позднейшей, развитой теории о буквальной богодухновенности и даже подготавливают ее появление.
На раннем этапе Реформации подобной теории также не было, но к 1580 г. ситуация изменилась. Ортодоксальные христиане как протестанты, так и католики осознали, что пришло время сформулировать ответы на некрые новые вопросы, касающиеся Библии и ее богодухновенности. Многое наводило теологов на серьезные размышления влияние Возрождения, развитие библейской критики, возникновение идеи о частичной богодухновенности Св. Писания, формирование философских взглядов, подготавливавших эпоху Просвещения. Результатом этих размышлений стали, в частности, теории о полной и (позднее) о буквальной богодухновенности.
Сущность буквальной богодухновенности. Сторонники буквальной богодухновенности в большинстве своем принадлежали к аристотелевской философской школе, края вновь обрела в Европе огромную популярность, но в то же время они разделяли теологические взгляды Августина. В разработке новой теории участвовали и протестанты, и католики континентальной Европы; британцы оставались в стороне.
Теория о буквальной богодухновенности включала такие тезисы. (1) Авторство Библии принадлежит Богу; Он формальная причина возникновения библейских книг. (2) Богодухновенны сами слова Библии, т.е. важен текст, а не авторы. (3) Богодухновенны все слова и фразы Библии и несомненно важные в смысловом отношении, и те, крые кажутся второстепенными. Библейские тексты важны именно в своей совокупности. Даже тексты, заимствованные Библией из других источников, считаются богодухновенными. Понятие буквальной богодухновенности применимо ко всему Св. Писанию, от начала и до конца. (4) Данная теория основывается на библейских свидетельствах на тех местах, где Библия свидетельствует о самой себе. Т.о., теория опирается на индукцию, но использует и дедукцию в рассуждениях о том, что же именно вытекает из богодухновенности и авторства Духа. (5) Речь не идет о диктовке; индивидуальность авторов проявляется в Библии вполне определенно. Однако Бог своей властью сделал так, что авторы библейских книг добровольно запечатлели Божье откровение. Следовательно, Библия творение в полной мере Божье и в полной мере человеческое. (6)Все смысловые и стилистические погрешности и неточности сознательно внесены в текст Богом. (7) Богодухновенны лишь автографы библейских книг. (8) Библия непогрешима во всех своих суждениях (за вычетом сознательных ошибок). (9) Суждение Библии о любом предмете абсолютно авторитетно, и христианин может непосредственно руководствоваться библейскими текстами в вопросах веры и в любой жизненной ситуации.
Идея буквальной богодухновенности имела ряд важных следствий. Ее сторонники были склонны к буквализму в герменевтике и крайне скептически относились к библейской критике. В социальных вопросах они были консерваторами, считая, что иерархическое общество установлено Богом. Они всегда защищали христианскую ортодоксию и были убеждены, что лишь их подход позволяет сохранить чистоту веры.
История концепции. Те силы, крые вызвали (в порядке реакции на них) процесс создания таких теорий, продолжали набирать мощь, и в XVIII в. теория буквальной богодухновенности отступила на второй план. Христиане, крые отдали дань идеям Просвещения, как правило, придерживались концепции частичной богодухновенности, а почти все деятели первого и второго " евангельских пробуждений" (17351825) разделяли веру в полную богодухновенность. Эти два первых поколения евангельских христиан, твердо верившие в полную богодухновенность Библии, все же не проповедовали идею буквальной богодухновенности.
Теория буквальной богодухновенности вновь обрела популярность после окончания наполеоновских войн (1815), особенно в рамках движения, известного как протестантский конфессионализм. Конфессионалисты были недовольны тем, что евангельские христиане не уделяют достаточного внимания вмешательству Бога в историю. С другой стороны, большое распространение получила либеральная теология. В такой ситуации естественным стал возврат к теологии раннепротестантских "исповеданий", в частности к концепции буквальной богодухновенности.
Теперь эта концепция пришла, наконец, и в англоязычный мир, прежде всего благодаря усилиям известного протестантского автора Р.Халдейна (нач. XIX в.). Халдейн, богатый шотландецмирянин, обратившийся к женевскому протестантскому рационализму, решил в 1817 г. избрать новую стратегию, позволяющую защитить авторитет Библии. Свои взгляды он изложил в многократно переиздававшемся труде "Книги Ветхого и Нового Заветов..." (The Books of the Old and New Testaments Proved to be Canonical and Their Verbal Inspiration Maintained and Established). Идея буквальной богодухновенности, принятая также другом Халдейна, Э.Томсоном, лидером евангельских христиан Шотландии, часто излагалась на страницах вестника "Крисчен инстрактор", а после раскола 1843 г. Свободная церковь Шотландии сделала ее своей официальной доктриной. Влиятельный деятель ортодоксального ирландского пресвитерианства Г. Кук, также друг Халдейна, исповедовал схожие взгляды. В Соединенных Штатах теорию о буквальной богодухновенности распространял Ч. Ходж, молчаливо отвергший концепцию полной богодухновенности, принятую в свое время его знаменитым предшественником А. Александером, также преподававшим в Принстонской семинарии. Идея буквальной богодухновенности стала общепринятой среди пресвитериан Старой школы в среднеатлантических и юговост. штатах; она надолго закрепилась в теологии северных и южных пресвитериан Старой школы.
Влияние Р. Халдейна распространялось и в других направлениях. Его племянник Александер, занявший видное положение среди евангельских англикан Великобритании, убедил значительную часть своих единоверцев принять теорию буквальной богодухновенности. В среде этих евангельских англикан возникло движение Плимутских братьев, к-рое стремилось возродить раннехристианские обычаи, но твердо придерживалось веры в буквальную богодухновенность. Со временем Р. Халдейн, чьи евангельские взгляды оказались неприемлемы для людей, возглавлявших церковь Шотландии, стал баптистом. Так поступил и его друг, ирландский писатель А. Карсон, и они весьма преуспели в распространении теории буквальной богодухновенности среди баптистов. Особо важную роль суждено было сыграть женевскому стороннику Халдейна Л. Госсену, чья книга Theopneustia переиздается и в наши дни. В тот же период концепция буквальной богодухновенности возрождалась и в немецкоязычных государствах благодаря усилиям лютеранских конфессионалистов.
И все же большинство евангельских христиан в сер. XIX в. продолжали верить в полную богодухновенность. К примеру, среди методистов и конгрегационалистов идея буквальной богодухновенности почти совсем не привилась.
Фундаментализм, ставший второй волной реакции на либерализм, возник в кон. XIX в. и продолжал развиваться в XX в. Фундаменталисты не соглашались с конфессионалистами в ряде важных вопросов, но вместе с ними исповедовали и распространяли веру в буквальную богодухновенность. Одним из адептов этой веры стал Б.Б. Уорфилд из Принстонской семинарии. Он не добавил к данной теории ничего нового, но блестяще освещал ее в своих многочисленных публикациях. Между тем конфликт между модернистами и фундаменталистами делался все более ожесточенным (особенно в Сев. Америке), и многие консерваторы стали отходить от идеи полной богодухновенности и склоняться к идее богодухновенности буквальной. Был даже изобретен термин "полная буквальная богодухновенность ", но акцент при этом делался на "буквальности". Однако среди консервативных евангельских христиан Великобритании в первой пол. XX в. так и не появилось ни одного видного сторонника концепции буквальной богодухновенности.
В кон. XIX в. в католицизме возникла новая разновидность теории буквальной богодухновенности; разработал ее знаменитый французский экзегет М.Ж. Лагранж. Однако Лагранж уделял чересчур пристальное внимание литературным формам в Библии, и это возбудило недовольство крайней консервативной реакции, сформировавшейся при Пие X в ответ на появление католического модернизма. В результате официальное католическое учение о богодухновенности на долгие годы вернулось к дотеологическим построениям.
После Второй мировой войны проблема богодухновенности Библии волновала лишь евангельских протестантов и католиков. Католики все дальше уходили от идеи буквальной богодухновенности, но среди евангельских христиан Великобритании она вновь обрела популярность в сер. 1950хгг., когда вышла книга Дж. Пэкера ""Фундаментализм" и Слово Божье" ("Fundamentalism " and the Word of God). С другой стороны, в последние годы в среде евангельских христиан, постепенно избавляющихся от "психологии осажденной крепости", раздаются призывы к пересмотру теории буквальной богодухновенности. Даже сторонники этой теории, верящие в непогрешимость Библии, теперь прибегают к достаточно тонким, в духе Лагранжа, рассуждениям о языке Библии и ее литературных формах, продвигаясь, возможно, к новому теологическому синтезу в данном вопросе.
I.S. RhNNIH(nep. А.Г.) Библиография: G.T. Ladd, The Doctrine of Sacred Scripture, И; В. B. Warfield, The Inspiration and Authority of the Bible; R. Preus, The Inspiration of Scripture; J. F. Walvoord, ed., Inspiration and Interpretation; J.T. Burtchaell ,Catholic Theories of Biblical Inspiration Since 1810; E. R. Sandeen, The Roots of Fundamentalism; B. Vawter, Bible Inspiration; J. W. Montgomery, ed., Gods Inerrant Word; J.B. Rogers and D.K. McKim, The Authority and Interpretation of the Bible; N. Geisler, Inerrancy; D. F. Wright, "Soundings in the Doctrine of Scripture in British Evangelicalism in the First Half of the Twentieth Century", ТВ 31:87106; J. Woodbridge, "Biblical Authority", TJ 2:165236.
См. также: Полная богодухновенность; Просвещение; Либерализм в теологии; Фундаментализм; Библии, богодухновенность; Библии, авторитет; Библия, ее непогрешимость и безошибочность.